«Композитор, химик, врач…»
О Событии
Александр Бородин является одним из замечательных представителей русской культуры второй половины XIX в.: гениальный композитор, выдающийся ученый-химик, активный общественный деятель, педагог, дирижер, музыкальный критик, он проявил также и незаурядное литературное дарование. Однако в историю мировой культуры Бородин вошел прежде всего как композитор. Им создано не так уж много произведений, но их отличает глубина и богатство содержания, разнообразие жанров, классическая стройность форм. Большинство из них связано с русским эпосом, с повествованием о героических подвигах народа. Есть у Бородина и страницы сердечной, задушевной лирики, не чужды ему шутка, мягкий юмор. Для музыкального стиля композитора характерны широкий размах повествования, мелодичность, красочность гармоний, активная динамическая устремленность.
В 1862 году в доме у своего друга, терапевта Сергея Боткина, Бородин познакомился со знаменитым композитором Милием Балакиревым.
Они разговорились о сочинительстве, и Балакирев пригласил химика на вечер его музыкального кружка, который позже назвали "Могучей кучкой". Туда входили композиторы Модест Мусоргский, Цезарь Кюи и Николай Римский-Корсаков.
Музыканты собирались у Балакирева: играли свои сочинения и вместе дорабатывали их до финального варианта. После пары вечеров Александр Бородин стал постоянным участником кружка. Роль критика выполнял Балакирев — преподаватель им же основанной "Бесплатной музыкальной школы". О своем знакомстве с Бородиным он писал: "Наше знакомство имело для него то важное значение, что до встречи со мной он считал себя только дилетантом и не придавал значения своим упражнениям в сочинении. Мне кажется, что я был первым человеком, сказавшим ему, что настоящее его дело — композиторство". После длительного перерыва Бородин снова стал сочинять музыку. У него возникла идея первой симфонии. Он закончил ее только спустя пять лет — в 1867 году, так как с 1863 года Александр Бородин возглавлял новую химическую лабораторию в Медико-хирургической академии и был одним из самых популярных преподавателей в учебном заведении, а преподавание отнимало много времени.
На премьере симфонии в Русском музыкальном обществе оркестром дирижировал Балакирев. Произведение приняли тепло: публика долго аплодировала, а композитора несколько раз вызывали на сцену. Симфонию хвалил и знаменитый музыкант Франц Лист. Александр Бородин вспоминал: "Вы сочинили прекрасную симфонию!» — гаркнула фигура зычным голосом <…> Первая часть — превосходная, ваше анданте — шедевр, скерцо — восхитительно, и затем это — остроумно придумано! ". Вскоре после премьеры Бородин написал романсы "Спящая княжна", "Старая песня", "Фальшивая нота", "Морская царевна".
В конце 1860-х годов композиторы "Могучей кучки" обратились к жанру оперы. Мусоргский работал над "Борисом Годуновым", Балакирев — над "Жар птицей", а Римский-Корсаков заканчивал "Псковитянку". Общему настроению поддался и Александр Бородин: он задумал оперу "Князь Игорь". Сюжет композитору подсказал музыкальный критик Владимир Стасов. Перед тем, как начать писать музыку, Бородин изучал летописи и исторические документы, съездил в Путивль — древнерусский город, откуда начал свой поход на половцев князь Игорь. Композитор сам сочинил либретто. К 1870 году был готов первый отрывок — "Сон Ярославны".
Одновременно с оперой композитор начал сочинять вторую симфонию. Однако работа продвигалась медленно — Александр Бородин был занят в лаборатории. Более того, в 1872 году химик стал преподавателем первых в России Высших медицинских курсов. У него не оставалось времени на музыку. Вскоре серьезно заболела жена Екатерина Бородина: чтобы не беспокоить ее сон, композитор практически перестал играть на фортепиано.
К опере "Князь Игорь" Александр Бородин вернулся только в 1874 году. Первыми композитор написал "Половецкий марш" и "Плач Ярославны". Большую часть произведения он закончил летом 1875 года в Москве. В 1876 году Александр Бородин закончил вторую симфонию. Премьера состоялась в феврале 1877 года на концерте Русского музыкального общества в Петербурге. Критик Владимир Стасов сразу же назвал симфонию "Богатырской". Александр Бородин добавил в симфонию отрывки русских народных песен. Произведение восприняли неоднозначно. Основные партии исполняли на медных духовых инструментах: одни критики считали это "монументальным", а другие — слишком "тяжелым".
В 1880 году Александр Бородин сочинил два струнных квартета, симфоническую картину "В средней Азии" и начал работать над третьей симфонией.
Ни третью симфонию, ни оперу "Князь Игорь" Александр Бородин закончить не успел. 27 февраля 1887 года он скончался. Вскоре после смерти химика Римский-Корсаков и Александр Глазунов разобрали бумаги Бородина и дописали его оперу "Князь Игорь". Римский-Корсаков вспоминал: "Некоторые нумера его были окончены и оркестрованы автором <…> прочее же было лишь в отрывочных набросках, а многое и вовсе не существовало <…> Содержание этих действий я твердо знал из бесед и совместных обсуждений с Бородиным". В этой редакции оперу впервые поставили в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре.
"Дом Гоголя" представляет книжно-иллюстративную выставку "Композитор, химик, врач…". Выставка размещена в читальном зале и доступна для пользователей в часы работы библиотеки.
Галерея