«Последний из „Отцов-славянофилов“»

27 сентября — 1 ноября 2023

О Событии

200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Аксакова

Имя одного из самых поздних русских славянофилов — Ивана Аксакова (1823-1886), брата Константина Аксакова, долгое время было забыто. А между тем, глубокие личные и идейные отношения связывали этого человека с великими деятелями русской культуры. Вся жизнь Ивана Аксакова была отрицанием бездействия и самоуспокоения. О каждой его речи в Московском славянском комитете во все концы мира неслись многочисленные телеграммы, и по ним во многих европейских столицах судили, что же думает русский народ о тех или иных шагах русского правительства. А слова «честен как Аксаков» стали своего рода поговоркой.

Всю свою жизнь Аксаков задавался вопросом: «Отчего же так нелегко нам живётся на Руси? ». В одной из своих многочисленных статей он пишет следующее: «Трудно ей особенно потому, что приходится ей иметь дело не с какой-либо внешней опасностью, внешним врагом — и с самим собой». С его точки зрения, необходимо прекратить многочисленные эксперименты по навязыванию России западного образа мыслей и образа жизни. Аксаков считает, что всем нам необходимо вернуться к своим национальным традициям. «Надо только уразуметь сокровища духа в русской земле и познать их...», — отмечает он. Иван Сергеевич Аксаков, как отмечает Б.П. Балуев в своём исследовании о Н.Я. Данилевском, был единственным кто иногда «давал в своих изданиях отпор наиболее злобным выпадам идеологов европейской цивилизации против России и русского народа». И именно он, имея в виду многочисленные и неоднократные проявления патологической русофобии в западной научной и публицистической литературе, разъясняет, что Россия виновата перед Западом только лишь в том, что существует (в данном случае во многом можно перефразировать знаменитую басню И.А. Крылова о волке и ягнёнке), что главный источник ненависти Запада к России кроется в «историческом инстинкте непримиримой вражды двух противоположных начал» — «латинского и православного», что Россия для Запада — плебей, при общении с которым не следует соблюдать никаких нравственных норм, и поэтому вполне допустим и осуществим двойной стандарт.

Как известно, Аксаков был во многом продолжателем и распространителем идей Федора Тютчева, на дочери которого Иван Сергеевич был женат. И он, вслед за поэтом — мыслителем продолжил резкую критику западной цивилизации, защищая интересы России и славянства (особенно южного и восточного) во внешней и внутренней политике, считая важным и привлечение западных славян к идее православия. После неудачной для России Крымской войны наступает во многом блестящий период в деятельности Аксакова как публициста. В 1861 году он писал следующее: «Пора понять, что ненависть, нередко инстинктивная, Запада к славянско-православному миру происходит от глубоко скрытых причин; причины эти — антагонизм двух противоположных просветительных начал и зависть дряхлого мира к новому, которому принадлежит будущее».

Несколько позднее он вполне пророчески писал: «Вся задача Европы состоит в том, чтобы положить предел материальному и нравственному усилению России, чтобы не дать возникнуть новому, православно-славянскому миру, которого знамя предносятся России и который ненавистен латино-германскому миру». Аксаков один из немногих русских публицистов того времени, активно поднимает тему «европейничания» передовой русской интеллигенции. В 1861 в газете «День» он писал, что русская интеллигенция «постоянно ищет поддержку в общественном мнении Европы, заискивая его благосклонность или через низкое отречение от своих начал, или через смиренное и унизительное безмолвие». Сам Аксаков не считал себя теоретиком. Всю свою многочисленную энергию он направлял на популяризацию славянофильского учения. Как активный политический деятель Иван Сергеевич сыграл значительную роль в российской и славянской жизни 1850-80-х годов, но положение практического политика не предполагает излишнего теоретизирования. И всё же, несмотря на это, его можно считать по всем заслугам одним из виднейших теоретиков славянофильства. Если такие «основатели» славянофильства, как А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, брат Аксакова — Константин — заложили философскую и культурную основу славянофильства, то Аксаков может считаться создателем его политической теории.

Аксаков долгое время оставался под негласным надзором полиции. В 1852 году под редакцией Аксакова выходит «Московский сборник». Уже второй выпуск издания был запрещён, а сам публицист лишился права его печатать. Во время Крымской войны он вступил в Серпуховскую дружину народного ополчения. В 1857 году публицист активно публикуется в славянофильском журнале «Русская беседа» (1858-59), а после снятия с него издательского запрета на издательскую деятельность издает газету «Парус», которую также запретили на втором выпуске издания. В 60-е годы Иван Сергеевич редактирует газеты «День» (1861-1865) и «Москва» (1867-1868), отличающиеся независимой и критической позицией. Обе они под давлением цензуры прекратили своё существование.

В последние годы своей жизни (1880-1886) Аксаков был редактором газеты «Русь», где продолжал отстаивать славянофильские идеалы, идею славянского единства, сохраняя, как и прежде, независимую общественную позицию. Аксакову так и не удалось претворить в жизнь ни один из своих многочисленных проектов, несмотря на заслуженный авторитет и влияние в России. Однако к мнению Ивана Сергеевича стал прислушиваться новый император Александр III. Именно в его правление было издано единственное семитомное издание сочинений Аксакова. Оно увидело свет в год его смерти.

Из статьи С. Лобанова

«Дом Гоголя» представляет книжно-иллюстративную выставку «Последний из «Отцов — славянофилов». Выставка размещена в читальном зале и доступна для пользователей в часы работы библиотеки.

Где проходит

Читальный зал

Поделиться
Яндекс.Метрика