«Московский летописец»
О Событии
Литературе Вы принесли,
в дар целую библиотеку
художественных произведений,
для сцены создали свой особый мир.
Иван Гончаров
Становление творчества Александра Николаевича Островского началось в середине 19-го века, когда значительную часть репертуара театров составляли развлекательные, нередко переводные пьесы, герои которых были сшиты по прежним шаблонам — исторические деятели и дворяне, обычно населявшие высокие трагедии, а также традиционные герои комедий тех лет — находчивые слуги и глуповатые крестьяне. Островский стал первым в русской драматургии, кто вывел на передний план негероический быт купеческого сословия. До Островского купцы на сцене появлялись либо как персонажи комические, либо как эпизодические, слишком приземлённые, а потому недостойные сцены. Драматург первым увидел и показал другим, что простые люди могут любить, страдать и совершать поступки и ничем не отличаются от дворян. Основой пьес Островского становится повседневная жизнь, складывающаяся из незаметных, непримечательных событий и фактов. В пьесах Островского, как и в жизни, комическое и трагическое идут рядом, полностью нарушая устоявшиеся к тому времени театральные традиции. Его герои живые. И им веришь. Они такие, как в жизни — не идеальные. Драматург сделал язык героев их ключевой характеристикой, выражающей их характер, настроение, происхождение, образование и многое другое. При этом Островский решительно боролся со старой театральной школой. Он, в частности, упразднил принцип постановки, при котором ставка делалась на одного актёра. В его пьесах действует целый ансамбль. Он один из немногих русских драматургов, заботившийся о том, чтобы в пьесе были роли для актёров разных возрастов, разного опыта и разного дарования.
Пьесы Островского стали школой для огромного числа актёров, постепенно продвигавшихся от эпизодических ролей к главным. Островский одним из первых заговорил о сценичности пьесы: «Люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу —её можно и прочитать». И в этом еще один секрет популярности Островского. Его пьесы написаны так, чтобы их было интересно смотреть и удобно ставить. Наконец, именно Александр Николаевич выстроил на сцене так называемую «четвертую стену». По Островскому зритель — случайный свидетель событий, отделенный от сцены невидимой стеной, а не узаконенный наблюдатель, купивший билет и ждущий зрелища. Именно с Островского начинается российский театр в его современном понимании. Его пьесы позволили раскрыться таланту многих актёров, ранее зажатых в тиски водевильных и мелодраматических амплуа. Писатель создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки. Не зря появилось понятие «театр Островского» В его пьесах нет экстремальных ситуаций и исключительных героев. В них обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию. Не случайно, Островский считается создателем жанра психологической драмы с её внешними и внутренними конфликтами.
Реалистические пьесы Островского принципиально отличались от выдуманного мира романтической мелодрамы и бойких, но плоских и крайне условных водевилей. Писатель неустанно повторял, что жизнь богаче любых фантазий, а потому истинный художник ничего не выдумывает, а лишь старается разобраться в хитросплетениях реальности. В середине XIX в. Островского не только считают лучшим российским драматургом, но порой прямо называют «гением». В 1862 г. в Мариинском театре в Петербурге заново расписывали плафон потолка. В его медальонах поместили портреты драматургов: Фонвизина, Грибоедова, Гоголя и... Островского — это стало уже всероссийским признанием писателя.
«С Островским русский зритель плакал и смеялся, но главное — думал и надеялся. Пьесы его любили и понимали люди разной образованности и подготовленности. Островский служил как бы посредником между великой реалистической литературой России и массовыми ее аудиториями. Видя, как воспринимаются пьесы Островского, писатели могли делать выводы о настроениях и способностях своего читателя... » (Ю.М. Лотман).
К юбилею драматурга библиотека представляет книжно-иллюстративную выставку «Московский летописец». На выставке представлены издания из фонда, фотографии многочисленных театральных постановок, афиши, иллюстрации. Выставка размещена в читальном зале и доступна для пользователей в часы работы библиотеки.
Галерея