Психологическое восприятие образов произведений Н. В. Гоголя младшими школьниками
Муссалитина Е. В. (Москва), сотрудник Московского педагогического государственного университета / 2002
Николай Васильевич Гоголь приходит в нашу жизнь еще в детстве — с таинственными и завораживающими историями «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Дети младшего школьного возраста (от шести-семи до десяти-одиннадцати лет) завороженно слушают и читают именно эти истории из «Вечеров» — они наиболее красочные, романтичные, сказочные и понятные. С большим интересом знакомятся дети и с «очень страшной историей» — «Вием».
На названных выше произведениях выросло не одно поколение младших школьников. Но современные девчонки и мальчишки разительно отличаются от своих сверстников 50-х и даже 80-х годов ХХ века. Двадцать первый век принес с собою не только новейшие достижения науки и техники, но и новые представления о жизни. Вера детей в сказочных витязей, царевен, Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного сменяется мыслями о роботах-убийцах, покемонах и Человеке-Пауке. Триллеры и фантастика стараются вытеснить мудрые сказки и рассказы. Как же нынешние младшие школьники воспринимают произведения Н. В. Гоголя?
Чтобы ответить на этот вопрос мною было проведено небольшое, но как показали результаты, достаточно яркое, экспериментальное исследование. В нем приняли участие пятьдесят учеников начальных классов одной из московских школ в возрасте от 6 до 10 лет. Примерно две трети детей ранее не были знакомы с произведениями Н. В. Гоголя.
Сперва дети прочитали три произведения Н. В. Гоголя — «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь или Утопленница» и «Вий». Потом с детьми была проведена беседа. И на третьем этапе эксперимента дети выполняли иллюстрации к прочитанному.
Самым страшным произведением большинство детей назвало «Вий» (76% опрошеных), 22% назвали «Майскую ночь» и 2% — «Ночь перед Рождеством». Ответы детей на другие вопросы представим ниже в виде таблицы.
Таблица результатов беседы о прочитанном (в %).
Вопрос/произведение | «Ночь перед Рождеством» | «Майская ночь или Утопленница» | «Вий» |
Какое самое интересное произведение? | 54 | 24 | 22 |
В какую историю ты хотел бы попасть? | 70 | 26 | 4 |
Какая история случилась на самом деле? | 22 | 18 | 60 |
Как видно из таблицы, наиболее интересным для детей младшего школьного возраста представляется рассказ об удивительной ночи перед Рождеством — «самой веселой», по словам многих детей — из трех предложенных историй, хотя и два других повествования тоже интересны ребятам. Почти никто не хочет очутиться в страшном «Вие», зато большинство младших школьников с удовольствием бы попутешествовали вместе с Вакулой. Подавляющее большинство (больше половины школьников) верят, что на самом деле произошли те события, о которых повествует «Вий». Вера в истинность трагических событий присуща младшему школьному возрасту. Дети в этот возрастной период с наслаждением перессказывают друг другу страшилки, истории про мертвецов, убийц, вампиров и т. д. И именно «Вийя» дети отметили как самое страшное произведение. В знакомстве с произведениями Н. В. Гоголя ярко выразилась тяга младших школьников к страшному («Вий») и смешному («Ночь перед Рождеством»).
Рисуя акварельными красками иллюстрации к прочитанному, дети изображали наиболее интересные для себя произведения (см. Таблицу).
Больше всего рисунков было к «Ночи перед Рождеством». Сюжет практически одинаков: Вакула летит на черте в Петербург. Преобладают яркие насыщенные цвета: красный, синий, зеленый. Линии ровные, герои и предметы прорисованы четко.
Рисунки к «Майской ночи или Утопленнице» совсем иного характера. На них изображены русалки, парубки с бандурой, заброшенный дом. Цвета преобладают спокойные, более прозрачные (желтый, голубой, фиолетовый, салатовый, розовый). Использованы оттенки и переходы от одного цвета к другому: серовато-голубой, зеленовато-коричневый и т. д. Линии неровные, фигуры нечеткие, размытые.
Выполняя иллюстрации к «Вию», дети рисовали паночку, Хому, Вия, вурдалаков и упырей. Использовались насыщенные контрастные цвета: черный и красный, едко-желтый и фиолетовый, коричневый и оранжевый, ярко-зеленый и серый. Линии рваные, мазки неровные. Фигуры аморфные и срашные. Рисунки производят очень тревожное впечатление.
Наблюдая за реакцией детей во время выполнения рисунков, можно констатировать, что дети, изображавшие «Ночь перед Рождеством» испытывали положительные эмоции. Они улыбались, хихикали и посматривали на соседий. Школьники, рисовавшие «Вия» переживали отрицательные эмоции: они ерзали на стульях, морщились, вздыхали и целиком были поглощены своей работой. Изображающие «Майскую ночь или Утопленницу» дети были спокойны, задумчивы и молчаливы.
Прочитав произведения Н. В. Гоголя, дети выбрали для иллюстрирования понравившееся. Пристрастия, как выяснилось, определились в соответствии с типом темперамента юных художников. Но отметим, что в младшем школьном возрасте темперамент еще не определился четко (это происходит примерно к 11 годам), но о соответствии психических реакций ребенка тому или иному типу темперамента говорить мы можем.
И так, предпочтения распределились следующим образом. Дети сангвиники и флегматики (это устойчивые типы темперамента) выбрали «Ночь перед Рождеством«.«Неустойчивые» меланхолики выбрали «Майскую ночь или Утопленницу», а холерики — «Вий».
И только один ребенок на своем рисунке изобразил героев из всех историй: второклассник Миша Д., яркий сангвиник. В лунном небе среди звезд и тучек пролетает Вакула верхом на черте, внизу у реки русалки водят хоровод, а над ними кружит паночка. Все персонажи улыбаются, и сам рисунок производит очень веселое впечатление. Миша занимается в изостудии, и очень творчески отнесся к выполнению задания. Он нарисовал эскиз обертки для шоколада «Сказки Гоголя».