Родное и вселенское в творчестве Гоголя: парафрастический контекст понимания (постановка проблемы)

Есаулов И. А. (Москва) д.ф.н., проф. Лит. института им. А. М. Горького / 2019

На материале художественных произведений Гоголя (в основном, при интерпретации «Мертвых душ») рассматривается проблема соотношения «родного» и «вселенского». Последняя категория не является синонимом «общечеловеческого», поскольку актуализирует собственно христианский контекст понимания. Автор статьи при этом выделяет особый парафрастический аспект истолкования русской классической литературы, в который входит как западноевропейские культурные ориентиры, так и кириллическая православная традиция, подчеркивая их переплетение и взаимовлияние. Аргументируется необходимость восстановления полного варианта названия гоголевской поэмы. Анализируется семантика обложки отдельного издания «Мертвых душ». Прослеживается парафрастический контекст поэмы, отсылающий к «Божественной комедии» Данте, который не сводится к мотивам, реминисценциям, сюжетным совпадениям, а актуализирует единый христианский смысл пасхального завершения земного пути, по-разному истолковываемый в рамках католической и православной культурных традиций.

Яндекс.Метрика