Н. В. Гоголь и его творчество сквозь призму теории Инь-Ян
Лю Хунбо (Пекин), д.ф.н., доцент Пекинского университета / 2020
В настоящей статье делается попытка объяснить личность и творчество Н. В. Гоголя на основе древней китайской теории Инь-Ян. Самоощущение писателя, его жизнь и творческие устремления рассматриваются как результат взаимной индукции и взаимодействия Инь и Ян: жизненная сила у Гоголя была слаба от природы, потому в его теле не было баланса начал Инь и Ян, а в телесном состоянии не было равновесия: Инь превышало Ян. С нашей точки зрения, поведение и личность Гоголя может объясняться этим неравновесием, и в таких его «странностях», как любовь к теплу и солнцу Рима и антипатия к холоду и мраку Петербурга проявляется своего рода помощь самому себе – противоборство избыточности Инь в его натуре. С этой точки зрения художественное творчество, в котором наблюдается явная тенденция нарастания начала Ян, для Гоголя являлось реализацией инстинктивного стремления к восполнению этого врожденного недостатка. Может быть, Гоголь делал это неосознанно, но подобный инстинктивный выбор весьма красноречив.