Гоголевский цвет в кинематографе: от раннего к позднему творчеству

Булавина М. О. (Иваново), аспирантка каф. отечественной филологии в Ивановском государственном университете / 2021

Статья посвящается одному из основных элементов гоголевской поэтики – цветовой символике. При ее написании были обозначены основные проявления символики цвета у Гоголя: от «карнавального» разнообразия до тесной связи между цветом и объектом (радужная косынка, фрак «брусничного цвета с искрой»). Все это предполагает изменение взгляда на использование цвета писателем – в позднем творчестве объект-носитель выглядит более реалистичным. Особенности указанной символики и происходящие с ней изменения, начиная с «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и заканчивая «Мёртвыми душами», иллюстрируются в тексте на примере гоголевских экранизаций. В итоге было установлено, что гоголевская цветовая метафорика и стилистика цвета экранизации, монохромной или цветной, имеют некоторые сходные черты. Рассматривая эти черты, автор помнил о наличии нескольких этапов развития «кинематографа» Гоголя – от немых фильмов 1920-х годов до кинопостмодернизма последних десятилетий. Подобное оказалось необходимым, поскольку позволило сравнить гоголевские произведения с их интерпретациями с точки зрения историко-функционального подхода.

Яндекс.Метрика