Женщина в сознании гоголевского героя: об эволюции ролей и значений

Иваницкий А. И. (Москва), д.ф.н., вед. науч. сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского (ИВГИ) РГГУ / 2021

Архаическое мироощущение Гоголя (и в частности мотив женобоязни) не могло напрямую перейти в идеи его произведений. Поэтому в ранних «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и «Вие» он переадресовывал его фольклорной картине мира и рассказчику как ее агенту – делая предметом поэтического изображения. В нефольклорной комедии «Женитьба» он демонстративно отстранил от себя сугубо формальную идею пьесы и этим неявно представил выходящую за ее пределы мироощущенческую женобоязнь героя «своим». А с помощью поэтики (речевых и сюжетных импровизаций) сделал это мироощущение подспудной, но фундаментальной идеей.

Яндекс.Метрика