Мотив «овеществления» в творчестве В. Ф. Одоевского, Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского

Сытина Ю. Н. (Москва), к.ф.н., доц. каф. русской классической литературы Московского государственного областного университета / 2021

В настоящей статье понятие «овеществление» вслед за М. М. Бахтиным понимается как низведение человека до вещи, объективация личности. В таком смысле это понятие ученый использовал, в частности, при описании «бунта» героя романа Достоевского «Бедные люди» против авторского представления о человеке в «Шинели» Гоголя. Но подобный бунт был и в творчестве самого Гоголя. Именно на нем строится внутренний сюжет «Записок сумасшедшего», в которых Поприщин восстает против сведения его личности к поприщу. Во время создания «Записок сумасшедшего» Гоголь был дружен с Одоевским, который в ту пору создавал «Пестрые сказки». В этом цикле мотив овеществления также является одним из центральных и даже циклообразующих. Таким образом, овеществление становится еще одним важным объединяющим творчество Гоголя, Одоевского и Достоевского мотивом, за раскрытием которого мерцают христианские представления о человеке о невозможности объективации личности, сведения ее к вещи. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 20-78-00064).

Яндекс.Метрика