Федор Солнцев: к вопросу об иллюстрировании произведений Н. В. Гоголя
Аксенова Г. В. (Москва), доцент кафедры истории России МПГУ / 2012
Иллюстрировали Н. В. Гоголя часто и много. Нет ни одного его произведения, оставшегося без внимания художников. Среди них А. А. Агин, П. М. Боклевский, П. П. Соколов, В. Е. Маковский, М. Шагал, Б. М. Кустодиев, Д. Н. Кардовский. Их работы, став классикой книжной графики, немало способствовали созданию образа писателя — ироничного и саркастичного. Публикация гоголевских «Размышлений о Божественной Литургии» в сопровождении иллюстраций Федора Солнцева позволила с новой силой заговорить о трепетной душе и истинной духовности великого писателя.
Художник Федор Григорьевич Солнцев и писатель Николай Васильевич Гоголь были современниками, в одно и то же время жили и работали в Петербурге и Москве, но никогда не встречались при жизни.
Нет никаких свидетельств о том, что Н. В. Гоголь знал о трудах Ф. Г. Солнцева. Нет нигде упоминаний о Н. В. Гоголе в сохранившихся дневниках и мемуарах Ф. Г. Солнцева1. Но встреча двух великих деятелей русской культуры, без которых невозможен разговор о великом XIX столетии, состоялась. Это случилось после их смерти стараниями и трудами издателя И. Л. Тузова, который смог понять, что созданные художником к «Историческому, догматическому и таинственному изъяснению Божественной Литургии» Ивана Дмитриевского иллюстрации не просто раскрывают суть размышлений писателя Николая Гоголя о Божественной Литургии, но и полностью соответствуют духовному состоянию писателя.
Как литературу XIX века нельзя представить себе без творчества Н. В. Гоголя, так история культуры не полна без трудов художника Федора Григорьевича Солнцева. Без этого имени невозможен разговор о становлении русского стиля и развитии национальной культуры. Подводя итоги XIX века и пытаясь обозначить место трудов Ф. Г. Солнцева в истории российского государства, главный редактор журнала «Русская старина» Михаил Иванович Семевский утверждал, что деятельность этого художника сопоставима разве только что с ролью Н. М. Карамзина в развитии русской исторической науки и А. С. Пушкина в русской литературе и обновлении «языка Отечественной поэзии». «Художник Солнцев произведениями своими пробудил в русских художниках чувство народного самосознания и уважения к образам, завещанным нам предками»2. Солнцев, по мнению В. В. Стасова, был «одним из тех лучших и немногих, которые учили нас всех ценить и любить настоящую коренную Русь»3.
Ф. Г. Солнцев (1801-1892) был выдающимся русским художником XIX века, основоположником русского стиля в русской архитектуре и русской живописи4. «Древности Российского государства» и «Керченские и Фанагорийские древности», восстановительные работы в теремах и церквях Московского Кремля, открытие и восстановление мозаик и фресок Софии Киевской, Успенского собора Киево-Печерской Лавры, Дмитровского собора во Владимире — этими трудами Федор Солнцев утверждал «русский стиль» и отстаивал художественное понимание значимого для России и русского народа триединства: «Православие, Самодержавие и Народность». Творчество Ф. Г. Солнцева не только способствовало утверждению русского стиля в искусстве и правильному пониманию уваровской триады, но и являлось важным подспорьем в проведении национальной государственной политики, неотъемлемым компонентом которой стало сохранение древнерусского культурного наследия.
По проектам художника были оформлены интерьеры Большого Кремлевского Дворца, созданы иконостасы более 200 православных церквей. Книга «Древности Российского государства» стала художественным руководством для многих поколений русских архитекторов и художников, среди них К. А. Тон, Л. В. Даль, В. В. Суслов, Н. В. Султанов, А. П. Рябушкин и В. М. Максимов.
Федор Солнцев на протяжении нескольких десятилетий работал по заказам Священного Синода, прежде всего, создавая эскизы иконостасов и преподавая иконописание и живопись в Санкт-Петербургской семинарии.
Художник иллюстрировал синодальные издания и издания Киево-Печерской Лавры, оформлял Евангелия, молитвословы, житийную литературу. Созданный Ф. Г. Солнцевым рисунок Антиминса тиражировали на протяжении нескольких лет. Он подготовил к изданию лицевые Святцы, которые считал «едва ли не самой крупной своей работой для Священного Синода»5. По мнению священника В. Владимирского, солнцевские Святцы «представляли собой целый справочный лексикон, археологический музей»6.
Последние 20 лет творческой жизни Ф. Г. Солнцева связаны с известным «книгопродавцем и издателем книг духовного содержания»7 — Игнатием Лукьяновичем Тузовым (ок. 1851 — 1916)8. Своей книжной политикой Игнатий Лукьянович стремился «предотвратить неудовлетворительное состояние книжной торговли сочинениями духовного характера»9. Магазин, созданный книгоиздателем, взял на себя устройство и пополнение богословскими произведениями тематических библиотек, подбирал и рассылал книги в провинцию.
Репертуар церковно-учительной, богослужебной и четьей литературы, издаваемой и продаваемой И. Л. Тузовым, был чрезвычайно широк. Среди них — сочинения святителя Дмитрия Ростовского, собрание сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова), «Новая скрижаль» архиепископа Вениамина (Румовского-Краснопевкова), «Жизнь Иисуса Христа» Фаррара, «Библейская история» Лопухина, сочинения архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского) и архиепископа Казанского Антония, иллюстрированная «Библия для детей» и др.
Игнатий Лукьянович Тузов, ставший в последней четверти XIX — начале XX в. ведущим издателем духовной литературы, придавал огромное значение красоте и качеству выпускаемых им книг10. Так, «Новая скрижаль» Вениамина, архиепископа Черниговского вышла с гравюрами на дереве замечательного русского художника-ксилографа Л. А. Серякова11. В числе изданий Тузова, пользовавшихся наибольшим успехом был «Библейский альбом с рисунками Доре». В рекламе своих изданий Игнатий Лукьянович неоднократно подчеркивал стремление оформлять книги на высоком художественном уровне. Поэтому совсем не случайным выглядит сотрудничество издателя И. Л. Тузова и художника Ф. Г. Солнцева.
В течение нескольких лет издатель специально заказывал Солнцеву иллюстрации и виньетки к издаваемым книгам.
Одним из интереснейших и важнейших изданий, предпринятых И. Л. Тузовым совместно с Ф. Г. Солнцевым, были труды митрополита Филарета (Гумилевского)12. К этим трудам художник выполнил более 400 рисунков.
Помимо книг митрополита Филарета (Черниговского) с виньетками, инициалами и иллюстрациями Ф. Г. Солнцева Игнатий Тузов в 1886 г. опубликовал «Жития святых» Софьи Дестунис в 12 томах и «Творения Иоанна Златоуста». В публиковавшихся в периодической печати рецензиях говорилось, что «изображения святых академика Солнцева придают книгам особенный вид церковности. Издание труда г-жи Дестунис, как и все издания Тузова, красиво, шрифт четкий, бумага хорошая и прочная. Могий приобрести, да приобретет».
Началом истории посмертной встречи двух великих художественных мыслителей XIX в. — Солнцева и Гоголя — стала работа над иллюстрированием «Исторического, догматического и таинственного изъяснения Божественной Литургии» священника Ивана Дмитриевского (1754 — между 1822 и 1828).
Священника Ивана Ивановича Дмитриевского — преподавателя риторики и философии в Рязанской духовной семинарии, переводчика в Синоде — известный московский писатель И. М. Снегирев охарактеризовал как «сведущего богослова и археолога»13. Знание истории богослужения, теоретической и практической литургики, работа по переводу сочинений папы Климента и речений Исакрата Афинского позволили священнику создать в 1790-х гг. серьезнейший историко-богословский труд «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии», который в начале XIX века был с интересом принят духовенством. Книгу, увидевшую свет в 1803 году, поднесли императору Александру I и удостоили денежной награды. Интерес к «Изъяснению», сделанному священником Иваном Дмитриевским, был чрезвычайно высоким, о чем свидетельствуют, прежде всего, последующие многочисленные переиздания, среди которых самым известным стало переиздание 1828 года. Труд И. И. Дмитриевского был хорошо знаком Николаю Васильевичу Гоголю: он использовал его при работе над своими «Размышлениями о Божественной Литургии».
В начале 1880-х гг. И. Л. Тузов в рамках проводимой им издательской политики принял решение выпустить сочинение И. И. Дмитриевского, сопроводив тексты комментирующими иллюстрациями и украсив книгу виньетками, заставками и концовками. С просьбой — взяться за эту сложнейшую работу — издатель, конечно же, обратился к Ф. Г. Солнцеву «как знатоку русского быта, церковных праздников и установлений»14. А в 1884 году на прилавках книжных магазинов появилось «отпечатанное на веленевой бумаге роскошное издание книги, с рисунками известного академика Ф. Г. Солнцева».
Благодаря созданным Ф. Г. Солнцевым иллюстрациям, представляющим основные моменты богослужения, книга получилась лаконичной и изысканной. В начале разделов художник поместил сюжетные заставки и заставки с изображением церковных атрибутов. Комментирующие изображения сопровождают текст «Изъяснения», рассказывая о «Молитве святому Духу», «Чтении Апостола», «Жертвоприношении», «Причащении». Лицевое издание стало удачным с точки зрения соединения текста и иллюстрации и потому — востребованным. И хотя изобразительные средства были небогатыми — черно-белая гравюра, строгий и лаконичный сюжет помещен в рамку плетеного геометрического орнамента, который воспроизводит древнерусскую резьбу по дереву, — издание, действительно, стало «роскошным», потому что помогало через зримые образы понять ход Божественной Литургии.
В 1909 году в России праздновали столетие со дня рождения Н. В. Гоголя. К юбилею в государстве готовились все, в том числе библиотеки, музеи, издатели. Игнатий Лукьянович Тузов принял решение — издать одно из важнейших богословских сочинений писателя, сопроводив его иллюстрациями Ф. Г. Солнцева. Подарочная книга под названием «Размышления о Божественной Литургии. С 17-ю рисунками академика Ф. Г. Солнцева, наглядно изображающими всю Божественную Литургию. С приложением стихотворения „Молитва“» увидела свет в 1910 году.
Создавая новую книгу, И. Л. Тузов старался придерживаться пожеланий Н. В. Гоголя по поводу внешнего вида его «заветного сочинения»15: Гоголь собирался печатать «Размышления», продумав книжный формат — «маленький, в осьмушку, который очень любил». Писатель «хотел сделать это сочинение народным, пустить в продажу по дешевой цене»16.
На обложку в качестве заглавной ко всей книге И. Л. Тузов вынес иллюстрацию к «Литургии верных» — «Выход северной дверью к народу иерея со святой чашей и дьякона с дискосом». Целый ряд созданных Ф. Г. Солнцевым рисунков издатель поставил не внутри текста, как иллюстрации, а разместил в начале разделов, придав им функции заставок. Так, заставкой к «Размышлениям о Божественной Литургии» стала «Тайная вечеря»; к «Проскомидии» — композиция «Молитва». Сюжетные заставки открывают «Литургию верных» и «Заключение». Имеются в книге и две классические по художественному решению заставки. Одна из них расположена перед «Предуведомлением» и представляет собой композицию из церковных предметов, расположенных на жертвеннике, необходимых для совершения проскомидии. Характерная для печатных Синодальных изданий фигурная заставка стилизованного растительного орнамента с помещенной внутри надписью «Иисус Христос» открывает «Литургию оглашенных».
Помимо заставок-иллюстраций, в тексте также имеются иллюстрации, композиционно решенные точно так же, как и вышеназванные заставки. Так, например, в главе «Проскомидия» можно увидеть композиции «Каждение фимиама у жертвенника» и «Молитва Святому Духу перед священнодействием». «Литургию оглашенных» сопровождают «Чтение Апостола» и «Внимание Евангельскому чтению».
Больше всего иллюстраций включает «Литургия верных». Это «Выход северной дверью к народу иерея со святой чашей и дьякона с дискосом» (использованная для оформления обложки), «Вознесение молений дьяконом с амвона лицом к Царским вратам», «Жертвоприношение», «Жертвоприношение: ?Благослови, Владыко, святую чашу?», «Чтение молитвы ?Отче наш...?», «Погружение первой части святого Агнца в чашу, исполненную пречистой кровью» и «Причащение».
Использованы были и созданные Ф. Г. Солнцевым для различных изданий И. Л. Тузова концовки геометрического и растительного орнаментов, разные по своим размерам, превратившиеся в политипажи. В этом юбилейном издании «Размышлений о Божественной Литургии» Н. В. Гоголя они смотрятся не просто органично, а выглядят так, как будто специально создавались для правильной расставки акцентов в этой небольшой книжке, чтобы одна главка отделялась от другой еще и при помощи витиеватой и органичной точки.
Будучи современниками, в одно и то же время живя и работая в Петербурге и Москве, художник Федор Григорьевич Солнцев и писатель Николай Васильевич Гоголь не встречались при жизни лично.
Когда в 1840-е гг. Н. В. Гоголь задумывал и начинал работу над «Божественной Литургией», а точнее — над ее «изъяснениями» — он жил в Европе, а «окончательно отделал и переписал свое заветное сочинение» за несколько недель до смерти17. В это время Федор Солнцев занимался реставрационными работами в киевском Софийском соборе, создал эскизы для иконостаса и росписи сводов собора святителя Митрофана Воронежского в Санкт-Петербурге, разработал оформление интерьеров Московского Императорского Кремлевского дворца, освящение которого состоялось на Пасху 1849 года. В те же 1840-е гг. Солнцев начал создавать рукописные книги: молитвословы и жития святых18. В 1880-е гг. Ф. Г. Солнцев проиллюстрировал сочинения Ивана Дмитриевского. А в 1910 г. увидело свет одно из интереснейших иллюстрированных изданий духовных сочинений Н. В. Гоголя — «Размышления о Божественной Литургии».
Возможность встречи двух мыслителей после их смерти и подлинная органичность сочетания иллюстраций Ф. Г. Солнцева и текста Н. В. Гоголя стали возможны благодаря многолетним трудам художника для Святейшего Синода и удивительному таланту писателя «режиссировать не только отдельные сцены, но и все действо Божественной Литургии, скрепляя его сквозными смысловыми линиями»19. Говоря о «полном созвучии и гармонии» каждой сцены гоголевских «Размышлений» и о месте разнообразных символов в них, исследователь К. Фелми дает их следующее описание: «Диакон с воздетым на него тонким лентием — как ангел на небесах; изъятие хлеба от хлеба — как изъятие плоти Христа от плоти Богоматери; дискос — как ясли, в которых лежал младенец; покровы — как покрывавшие его пелены; светильник — свет Христов и т. д.»20. Созданные на основе словесных образов описания точно соответствуют рисунку и композиции Ф. Г. Солнцева. Иллюстрации детализируют «Размышления» Н. В. Гоголя и создается полное ощущение, что они выполнены художником именно для этого произведения.
Примечания
7. Мезьер А. В. Словарный указатель по книговедению. М., 1931-1934.
9. От издателя // Архиеп. Вениамин (Румовский-Краснопевков). Новая скрижаль. СПб., 1884.
11. Архиеп. Вениамин (Румовский-Краснопевков). Новая скрижаль. СПб.,1884.
13. См.: Снeгирев И. М. Воспоминания // Русский архив. 1866. № 5.
14. Манн Ю. Н. В. Гоголь. Размышления о Божественной Литургии // Наше наследие. 1990. № 5. С. 39.