Н. В. Гоголь и его литературное окружение. VIII Гоголевские чтения

Ежегодная международная конференция «Гоголевские Чтения» — научный форум, каждую весну собирающий в Москве ученых, философов, литераторов, деятелей искусства, объединенных интересом к жизни и творчеству Н. В. Гоголя. В этом году Чтения проходили с 1 по 5 апреля.

Тема Восьмых Чтений — «ГОГОЛЬ И ЕГО ЛИТЕРАТУРНОЕ ОКРУЖЕНИЕ» — привлекла внимание не только исследователей, но и всех, кому интересны взаимоотношения классика русской литературы и выдающихся писателей, поэтов, мыслителей, художников, духовных лиц первой половины XIX в. На рассмотрение и обсуждение участниками конференции были вынесены различные вопросы взаимосвязи творчества Н. В. Гоголя и творчества его литературных современников.

Открыли конференцию представители Департамента культуры города Москвы: Первый заместитель руководителя А. И. Лазарев, Начальник управления по вопросам культурной политики и координации деятельности учреждений культуры Е. В. Медведев, Начальник отдела музейно-выставочной работы А. В. Горянов. На церемонии открытия также выступили с приветствиями представители Государственного заповедника-музея Н. В. Гоголя в с. Гоголево Шишацкого района Полтавской области (Украина), Литературно-мемориального музея Н. В. Гоголя в Больших Сорочинцах (Украина), Международной Детской художественной галереи, объединения «Эко-культура», издательской группы «АСТ».

На Восьмых Гоголевских чтениях представили свои сообщения известные ученые из разных городов России и зарубежных стран. Среди них — Владимир Воропаев, Юрий Барабаш, Игорь Виноградов, Валерий Мильдон, Юрий Орлицкий, Иван Есаулов, Джакома Странно, Рита Джулиани. Наряду с учеными и литераторами, в конференции принял участие также московский врач Владимир Скавыш. На заседаниях был прослушан 51 доклад.

В программу форума, помимо научных докладов, вошли презентации сборника Восьмых Гоголевских чтений «Н. В. ГОГОЛЬ и НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА», книги А. Х. Гольденберга «АРХЕТИПЫ В ПОЭТИКЕ Н. В. ГОГОЛЯ» и книги А. Ф. Крашенинникова «РАСКОПКИ В ПРОПАСТИ ЗАБВЕНИЯ».

К открытию конференции были приурочены выставка работ скульптора Леонтия Усова и выставка «ГОГОЛЬ В ИСКУССТВЕ ПОЧТОВОЙ ОТКРЫТКИ» из фондов «Дома Гоголя».

В рамках культурной программы участники конференции совершили экскурсионную поездку в музей-усадьбу «Архангельское».

В заключение Восьмых Гоголевских чтений были подведены итоги Международного фестиваля детского художественного творчества «Н. В. ГОГОЛЬ В ДЕТСКИХ РИСУНКАХ», в котором приняли участие более двух тысяч участников. С октября 2007 по март 2008 года Международный детской художественной галереей (г. Москва), совместно с Центральной городской библиотекой — мемориальным центром «Дом Гоголя» и Союзом художников России проведен Международный фестиваль детского рисунка, посвященный 200-летнему юбилею Н. В. Гоголя. На заключительную выставку в Москву поступило около 2000 работ из многих регионов России, а так же Белоруссии, Украины и Италии. Около 100 детских рисунков экспонируются на выставке в «Доме Гоголя» и более 150 рисунков включены в иллюстрации красочного альбома, выпущенного по итогам фестиваля.

Юных художников увлекла гоголевская тематика. Они с большим интересом и воодушевлением обратились к жизни и творчеству великого русского писателя, создали великолепные талантливые работы. В рисунках многих юных художников отражается жизненный и творческий путь писателя, начиная с раннего детства. Интересны портреты Гоголя с Пушкиным, Аксаковым, Жуковским и другими современниками. Во многих детских рисунках раскрываются мотивы произведений Гоголя, включенных писателем в циклы «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Рисунки удивительно красочны, в них много детской фантазии, выдумки, творческих находок, они наполнены весельем, поэтической свежестью, картинностью, порой они близки к народному фольклору. Рисунки по мотивам произведений Н. В. Гоголя, включенные в «Петербургский цикл», глубоки по содержанию, мрачнее по краскам, тревожнее по настроению. Дети вместе с Гоголем сопереживают героям и протестуют против пошлости и серости петербургской жизни за внешним блеском Невского проспекта, так образно раскрытые писателем.

В рисунках по мотивам комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души» узнаются гоголевские нарицательные типажи того времени. В целом, жизнь и творчество Гоголя представлены в работах полно, разносторонне, узнаваемо, с интересом. Дети в большинстве своем, читая произведения Гоголя и изучая его биографию, нашли свой образ, сюжет, нашли художественные средства для их изображения, прошли все лабиринты творческого процесса. Значительную роль в этом сыграли педагоги, которые помогли своим ученикам лучше разобраться в сущности гоголевского творчества и сложности его жизни.

Сборник докладов Восьмых Гоголевских чтений «Н. В. Гоголь и его литературное окружение»

В книге собраны наиболее значительные материалы Восьмых гоголевских чтений, прошедших весной 2008 г. в «Доме Гоголя». Статьи посвящены по преимуществу дружеским, творческим, литературным взаимоотношениям Гоголя со своими современниками, а также литературным собеседникам Гоголя более позднего времени; кроме этого представлены и оценены некоторые биографические концепции; меньшую и традиционную часть сборника составляют исследования художественных произведений классика. Материалы сборника представляют культурное окружение Гоголя — человека, личности, творца — и будут интересны филологам, преподавателям, студентам и любознательным читателям, ценителям творчества Гоголя.

I. Гоголь и его современники

Биобиблиографический словарь «Н. В. Гоголь и его окружение в Нежинской гимназии кн. Безбородко (1821 — 1828)»: история создания, принципы составления

Супронюк О. К., к.ф.н., старший научный сотрудник Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского

Сообщение посвящено истории создания и принципам построения биобиблиографического словаря нежинского окружения Гоголя. Словарь представляет связи молодого писателя (личные, педагогические, общекультурные) — то, что питало его творчество, преломлялось в нем. Биографии, включенные в словарь, представляют хронологически и географически локализованный срез гоголевской эпохи в целом с преимущественным вниманием к нежинскому, черниговскому и полтавскому культурным гнездам. В научный оборот вводится новый, еще не исследованный пласт материала, который существенно расширяет существующие представления о культурном процессе в Украине и России XIX века и дает мощную источниковую базу для будущих исследователей.
«Любит ли меня князь Одоевский так же, как прежде?» (Н. В. Гоголь и В. Ф. Одоевский)

Сугай Л. А., Зиневич Г. К., д.ф.н., профессор, Почетный работник высшей профессиональной школы Российской Федерации, профессор Университета Матея Белы (Банска Быстрица, Словакия) / выпускница факультета культурологии Государственной академии славянской культуры, преподаватель Московского института государственного и корпоративного управления

Статья посвящена личным и творческим связям Н. В. Гоголя и В. Ф. Одоевского. Авторы рассматривают взаимовлияния и близость художественных принципов и философско-эстетических взглядов писателей.
Гоголь и Александр Тургенев (к проблеме русского европеизма)

Анненкова Е. И., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена

Александр Тургенев, воплотивший типаж русского европейца 1-ой половины XIX века, и Гоголь, живший в Западной Европе более 10 лет, рассматриваются в статье как современники, которым была присуща определенная культурная общность и которые, вместе с тем, выразили различные стороны национального культурного самосознания. Анализ «Рима» и «Выбранных мест из переписки с друзьями» Гоголя, «Хроники русского» и эпистолярного наследия А. Тургенева позволяет дополнить картину русского европеизма XIX века.
Николай Гоголь и поляки: Богдан Яньский — идеолог «из-мертво-встанцев»

Михед П. В., к.ф.н., ведущий научный сотрудник Института литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины, главный редактор «Гоголеведческих студий»

В статье подана биография и анализ мировозренческой позиции лидера католического ордена воскресенцев, с представителями которого — И. Кайсевичем и П. Семененко встречался Гоголь весной 1838 года в Риме.
Гоголь и «девушка из Альбано»

Джулиани Р., проф. русского языка и литературы в Римском Университете «Ла Сапьенца»; член редколлегии междунар. журнала по русистике «Russica Romana»

Прототипом гоголевской Аннунциаты из повести «Рим» стала крестьянка из римского пригорода Альбано Лациале Виттория Кальдони, которая в начале 1820-х годов прославилась во всей Европе своей классической красотой, вдохновившей многих художников и писателей.
«...Бог не даром сталкивает так чудно людей»: Гоголь и Анна Виельгорская

Манн Ю. В., д.ф.н., заслуженный профессор РГГУ, академик РАЕН

Статья посвящена истории взаимоотношений Гоголя с Анной Виельгорской — взаимоотношений, отличавшихся сердечностью и дружественной доверчивостью. Но в начале 1850 г. произошли события, которые, по выражению писателя, омрачили эти отношения «каким-то налетным возмущеньем», причинили и Анне Михайловне и особенно самому Гоголю немало огорчений. В статье анализируется этот драматичный и во многом еще загадочный эпизод гоголевской духовной биографии.
Гоголь и Иннокентий Херсонский (введение в тему)

Гольденберг А. Х., д.ф.н., профессор кафедры литературы Волгоградского государственного педагогического университета

В статье рассматриваются биографические и творческие связи Гоголя с выдающимся современником — проповедником и духовным писателем архиепископом Иннокентием Херсонским.
Из цикла «Гоголь и его окружение». Матеpиалы к биогpафии

Воропаев В. А., д.ф.н., профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, председатель Гоголевской комиссии при Научном совете РАН «История мировой культуры», член Союза писателей России

В статье освещены новые факты биографии Гоголя: его знакомство с афонским иноком и духовным писателем иеросхимонахом Сергием (Весниным), более известным под литературным псевдонимом Святогорец, и Марфой Степановной Сабининой, настоятельницей общины сестер милосердия Св. Благовещения в Крыму, одной из основательниц Общества Красного Креста в России. Последняя в своих записках рассказывает о попытке Гоголя летом 1845 г. оставить литературное поприще и поступить в монастырь.
С. П. Шевырев, Аксаковы и история распространения «Авторской исповеди» в списках

Балакшина Ю. В., к.ф.н., доцент кафедры русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена, редактор издательства «Отчий дом» (Москва)

Статья посвящена той роли, которую сыграли в истории распространения в списках текста «Авторской исповеди» Н. В. Гоголя его ближайшие друзья. Сопоставление наиболее авторитетных списков позволяет предположить существование некоего «пра-списка», сделанного с рукописи, найденной в бумагах покойного писателя С. П. Шевыревым. Анализ переписки помогает реконструировать драматическую ситуацию, сложившуюся вокруг обнародования этого документа: одни увидели в нем «полный ответ на каждое слово своих укорительных писем» (С. Т. Аксаков), а другие повод для распространения порочащих Гоголя слухов.

II. Гоголь о предках и современниках

Был ли гетман Евстафий (Остап) Гоголь предком Н. В. Гоголя?

Звиняцковский В. Я., директор Института русского языка и литературы Украинской академии русистики (Киев), гл. ред. журнала «Русский язык и литература в учебных заведениях»

В своем прошении о даровании ему дворянства Афанасий Яновский (дед Н. В. Гоголя) называет своим предком гетмана Правобережной Украины (в 1675 — 1679 гг.) Евстафия Гоголя. И хотя генеалогическую связь между Гоголями XVII в. и Яновскими XVIII в. нельзя считать доказанной, автор «Тараса Бульбы» в нее верил и эту веру обнаружил в своем творчестве.
Н. В. Гоголь о погодинском «Историческом похвальном слове Н. М. Карамзину»

Сапченко Л. А., д.ф.н., профессор кафедры филологии Ульяновского государственного университета

История взаимоотношений с М. П. Погодиным составляет одну из драматичных страниц биографии Гоголя. Дружба, доверие друг к другу и вместе с тем обиды и упреки. При этом в отношении к Карамзину проявилось взаимопонимание Гоголя и Погодина, единство духовно-нравственных идеалов. Свидетельство тому — высокая оценка, данная Гоголем «Историческому похвальному слову Карамзина», произнесенному Погодиным при открытии в Симбирске памятника историографу. В этой речи Карамзин предстал идеалом русского писателя, русского гражданина, русского человека. Так же воспринимал Карамзина и Гоголь.
Почему Гоголь «открыл тайну» пушкинского стихотворения «С Гомером долго ты беседовал один...»?

Кибальник С. А., д.ф.н., и.о. зав. Отделом новой русской литературы ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН

В статье предлагается ответ на вопрос, каковы были побудительные мотивы, которые заставили Гоголя «переадресовать» пушкинское стихотворение «С Гомером долго ты беседовал один...» Николаю I: в самом пушкинском стихотворении была реализована стратегия некоторой мифологизации адресата. Исключая в ряду «Гоголь — В. А. Жуковский — Пушкин — Николай I» Гнедича из числа лиц, причастных к созданию «русской Илиады», Гоголь стремился лишний раз утвердить в сознании читателя свои «Мертвые души» как единственную, конгениальную Гомеру русскую эпопею нового времени.
Исторический живописец Иванов в перспективе двойного зрения: Гоголь и Герцен

Шведова С. О., к.ф.н., доцент кафедры русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена

В статье рассматривается соотношение различных концепций творчества и личности художника А. А. Иванова. Объектом особого внимания стали посвященные Иванову письмо Н. В. Гоголя и некролог А. И. Герцена, обнаруживающие многоплановые текстуальные и смысловые переклички, что позволяет увидеть, как гоголевское истолкование темы искусства и художника преломлялось в сознании его младших современников.

III. Биографы Гоголя

П. В. Анненков — биограф Н. В. Гоголя

Виноградов И. А., д.ф.н., старший научный сотрудник ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, член Союза писателей России

Литературный критик и мемуарист Павел Васильевич Анненков (1813–1887) — один из первых биографов Гоголя, оказавший значительное влияние на последующее восприятие и оценку личности писателя. Однако в мемуарах Анненкова о Гоголе, с которым мемуарист вступил в идейный спор еще при его жизни, не могла не сказаться определенная тенденция. Главной причиной неадекатного отражения Анненковым личности Гоголя — различие их политических взглядов.
Биографическое исследование А. Труайя «Николай Гоголь» и традиции русского литературоведения

Кобленкова Д. В., к.ф.н., доцент кафедры зарубежной литературы филологического факультета Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского

В статье рассматривается книга французского писателя и критика А. Труайя «Николай Гоголь», которая отражает европейские тенденции восприятия классиков русской и мировой литературы. Исследование Труайя полемично по отношению к российским критериям оценки жизни и творчества Н. В. Гоголя, что представляет интерес для отечественного литературоведения.

IV. Гоголь и его литературные собеседники

Прозаическая миниатюра в творчестве Гоголя и его окружения (Карамзин, Жуковский, Киреевский, Брянчанинов, Затворник Георгий)

Орлицкий Ю. Б., д.ф.н, главный редактор информационного издания «Вестник гуманитарной науки» (РГГУ)

В статье предлагается трактовка гоголевского отрывка «1834» и некоторых других его произведений в качестве прозаических миниатюр. Рассматривается исторический контекст этой жанровой формы как в светской, так и в духовной отечественной и зарубежной литературе. В качестве непосредственных предшественников Гоголя-миниатюриста рассматриваются Жуковский, Карамзин, Веневитинов, Киреевский и другие русские писатели; в духовной прозе к миниатюре примерно в те же годы обращались Брянчанинов и Затворник Георгий.
Мифология места в уездных историях В. Одоевского и Гоголя

Кривонос В. Ш., д.ф.н., профессор Самарского государственного педагогического университета

Статья посвящена художническим контактам В. Одоевского и Гоголя.
«Ревизор» Гоголя и «Приезжий из столицы» Г. Ф. Квитки-Основьяненко (типологический аспект)

Мацапура В. И., д.ф.н., профессор кафедры зарубежной литературы Полтавского гос. пед. ун-та им. В. Г. Короленко

В статье сопоставляются тексты комедии Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы» и комедии Гоголя «Ревизор», рассматриваются споры вокруг указанных произведений. Подчёркивается драматургическое мастерство Гоголя в разработке традиционного сюжета о ревизоре, а также значение его художественных открытий.
Н. В. Гоголь и Г. Ф. Квитка-Основьяненко: история одного совпадения

Розанов Ю. В., к.ф.н., доцент Вологодского государственного педагогического университета

В статье рассматривается поразившее многих современников совпадение сюжетов двух произведений — «Ревизора» Гоголя и комедии Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы или, Суматоха в уездном городе». Основной акцент сделан на различных объяснениях этого феномена, которые предпринимали исследователи литературы, принадлежавшие к разным научным школам и направлениям. Среди аргументов, выдвинутых специалистами, были и такие новейшие для своего времени идеи как теория «странствующих (бродячих) сюжетов и гипотеза самозарождения близких сюжетов в типологически сходных исторических условиях.
«Ревизор» Н. В. Гоголя и русская сатирическая комедия XIX в.

Андрущенко Ю. В., д.ф.н., проф. кафедры русской и мировой литературы Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды

В докладе комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» рассматривается в сравнении и сопоставлении с вершинными произведениями русской сатирической драматургии. Показано, что последователи писателя не смогли целиком использовать его опыт, в целом опираясь на достижения его литературных предшественников, Д. И. Фонвизина и А. С. Грибоедова.
Как почти поссорились Николай Васильевич с Михаилом Семеновичем (спор Н. В. Гоголя и М. С. Щепкина о прочтении «Ревизора»)

Патапенко С. Н., театровед, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы Вологодского государственного педагогического университета

В статье рассматривается спор драматурга и актера о прочтении пьесы «Ревизор». Их разногласия анализируются в контексте мировоззренческих и личностных особенностей художников.
«Шинель» и ее современники

Калашникова О. Л., д.ф.н., профессор Днепропетровского национального университета

В статье рассматриваются различные оценки повести «Шинель» современниками Н. Гоголя.
Происхождение и смысл одной цветовой метафоры в поэме Н. В. Гоголя (Гоголь и Айвазовский)

Демидова Т. Э., д.ф.н., профессор Днепропетровского национального университета

Данная статья является попыткой найти исток одной детали поэтики 2 тома поэмы Н. В. Гоголя — обозначения цвета фрака Чичикова. Выражение «цвет наваринского пламени с дымом» озадачивало гоголеведов, но вопрос оставался неисследованным. В статье излагается версия о возможном влиянии на поэтику 2 тома не только событий Наваринского сражения 1827 года и обозначения цвета, ставшего тогда модным, но и картины Айвазовского 1846 года «Сражение при Наварине» («Наваринский бой»)
«Некуда человеку пойти!» О «Записках сумасшедшего» и «Записках из подполья»

Ельницкая Л. М., к.ф.н., доцент кафедры эстетики, истории и теории культуры ВГИКа

Задача статьи — показать, как меняется концепция человека в двух произведениях, имеющих одну жанровую установку, но разделенных большим историческим временем. Герой Гоголя — традиционный романтический персонаж, комически сниженный, и повесть не позволяет «разглядеть» человека за картиной душевной болезни. Человек, по Гоголю, темен, непросветлен и заслуживает глубокого сострадания. Напротив, персонаж Достоевского — образ личности, самонадеянной в ее гордыне и попытках утвердить свое якобы центральное положение в бытии. Персонаж Достоевского вызывает жалость как лицо страдающее, но еще больше — отвращение, потому что эгоцентризм личности рассматривается Достоевским как самоуничтожение. Отсутствие личности в одном случае и ее чрезмерность в другом — в равной степени безвыходны для человека.
Гоголь и Юлия Жадовская

Спевякина Д. В., сотрудник Центральной городской библиотеки — мемориального центра «Дом Н. В. Гоголя»

Статья посвящена заочному литературному знакомству Гоголя и Юлии Жадовской, о котором свидетельствует переписанное его рукой стихотворение «Лучший перл таится», впервые опубликованное в журнале «Москвитянин» № 12 за 1843 год. Исследователя интересовала жизненная и творческая судьба этой талантливой, но почти забытой поэтессы, ее внутренняя связь с Гоголем.
Гоголевский дискурс Ивана Франко

Барабаш Ю. Я., д.ф.н., профессор, лауреат Государственной премии РСФСР и Национальной премии Украины им. Т. Г. Шевченко. Главный научный сотрудник ИМЛИ им. А. М. Горького РАН

Системный анализ гоголевского дискурса Ивана Франко проводится на основе триады «украинское-русское-общечеловеческое», в контексте историко-литературной парадигмы восприятия личности и творчества Гоголя украинским литературным сознанием.

V. Творчество

Живописец по имени Гоголь (Слово и образ в творчестве писателя)

Страно Дж., профессор русской литературы Факультета иностранных языков и зарубежной литературы Катанского Университета

В творчестве Гоголя «словесные описания» живописных образов выполняют разные функции: а) ориентируют читателя на известные модели (картины Венецианова и его учеников, Бруни, Брюллова, Боровиковского, Иванова); б) в зависимости от контекста приобретают особое значение, создают сложный монтаж и часто трансформируются в ироническо-пародийном ключе (например, в повестях «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Невский проспект»; в) закладывают основы для размышлений о природе искусства и о моральном облике художника (как в обеих редакциях «Портрета», и в романе-поэме «Мертвые души»).
Гоголь и магический круг литературы (Арабески)

Кораблев А. А., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой теории литературы и художественной культуры Донецкого национального университета

В статье на примере повести Гоголя «Портрет» рассматриваются два аспекта художественной реальности — эстетический и магический.
«Женитьба ревизора» (Семейное в поэтике Гоголя)

Мильдон В. И., д.ф.н., профессор кафедры эстетики, истории и теории культуры ВГИК им. С. А. Герасимова

Семейное рассматривается не биографически (как элемент жизни писателя), а поэтологически (как элемент его творчества). Анализ семейных отношений в произведениях Гоголя свидетельствует о неисправимом неблагополучии едва ли не всех его персонажей. Это дает повод утверждать: вопреки мнениям самого писателя о России — будущей надежде европейского человечества его творчество не содержит необходимого материала для таких надежд.
Яндекс.Метрика