«Урок в музее» в «Доме Гоголя»
В столице начинает работу новый образовательный проект «Урок в музее». Он должен дополнить и разнообразить учебную программу, помочь музеям привлечь и вырастить подготовленную аудиторию нового поколения. Идею поддержали 25 музеев, разработав совместно с педагогами более сотни нестандартных занятий. Лучшими были признаны 16 уроков, предложенных 12 музеями. Ребята будут получать дополнительные знания по геометрии, физике, биологии, окружающему миру, истории и мировой художественной культуре. Проект в доме-музее Гоголя по литературе — один из самых интересных.
Этот легендарный дом всегда был окутан тайной. В нем Гоголь сжег продолжение «Мертвых душ». Разговор по душам теперь в нем ведут с девяти- и десятиклассниками. Научный сотрудник Московского «Дома Гоголя» Олег Робинов не столько рассказывает им об истории создания поэмы, сколько вводит в ту эпоху.
Мы пытаемся погрузить детей во всю эту историю. В тот период, когда это было. Вот как раз на мне костюм XIX века. И в общественную мысль того времени — западники, славянофилы. Как шел Гоголь к этому замыслу, что ему помогало. В общем, полную историю 17-летней работы Гоголя над этим произведением
Олег Робинов, научный сотрудник «Дома Гоголя»
Подлинники — их называют мемории — помогают понять «из какого сора» Гоголь выращивал свою поэму. Представлены ревизская сказка, сейчас бы сказали «реестр налогоплательщиков», черновики. Цензоры исправили авторское название — опасное «Мертвые души» на нейтральное «Похождения Чичикова». Успех урока состоит в том, чтобы подобрать занимательные факты, и в интерактивности. Вместе размышляют о том, почему Гоголь нарисовал на обложке черепа, или зачем изучал чертежи Сибири.
Урок в музее отличается от экскурсии тем, что здесь объектом изучения становится сам музейный предмет. Хороший образовательный продукт достигается и создается на стыке различных отраслей — школьного образования и музейного образования, они дополняют друг друга
Вера Викулова, директор «Дома Гоголя»
О таких уроках музейные педагоги и учителя мечтали еще с 20-х годов прошлого века. Получалось только у единиц. Мешали идеология и обязаловка. Проект в конце 1930-х сошел на нет. Вторая волна началась в 70-е, когда музейные педагоги работали со школами упорно, но бессистемно. Занятия, которые сегодня называют уроками в музее, опираются на федеральные государственные образовательные стандарты.
«Уроки в музее могут проводить как учителя, так и музейные педагоги, — говорит старший научный сотрудник Московского центра музейного развития при департаменте культуры Москвы, куратор проекта „Урок в музее“ Марина Мацкевич. — Но они ориентированы, чтобы ребенок в каком-то блоке работал самостоятельно. В этом пространстве музейных подлинников, исторических раритетов чтобы он получил не просто уроки по физике, литературе, истории, а своеобразные уроки жизни».