Мережковский Дмитрий Сергеевич. Книга. Гоголь. Жизнь, творчество и религия
Мережковский Дмитрий Сергеевич. Книга. Гоголь. Жизнь, творчество и религия.- Санкт-Петербург: Пантеонъ, 1909.
Бумага, коленкор, переплет, печать типографская. 18х13х2,2 см.
ДГ КП-2689
КД-733
Прижизненное издание. Книга вышла в издательстве «Пантеонъ», основанном в 1907 году З.И. Гржебиным. Издательство ставило перед собой в первую очередь просветительские цели и стремилось сделать шедевры мировой литературы более доступными отечественному читателю. За пять лет существования было выпущено более 50-ти названий книг.
В литературоведческом исследовании "Гоголь и черт" Д. Мережковский интерпретировал творчество Гоголя с точки зрения его борьбы против «чорта вечной пошлости» как одного из выражений метафизического зла. Эта мысль проходит через несколько работ Мережковского того времени, посвященных творчеству Гоголя: впервые об этом было сказано в лекции «Судьба Гоголя», напечатанной в 1903 г. в журнале «Новый Путь». Через три года эта работа переродилась в исследование «Гоголь и черт». Размышления Д.Мережковского вызвали множество откликов. С положительной рецензией на исследование «Гоголь и черт» выступили В.Брюсов в журнале «Весы» и Андрей Белый в «Золотом руне». По словам другого известного критика, В.Розанова, «работа Мережковского, пытающаяся проникнуть в метафизическое существо душевной жизни Гоголя, - есть серьезнейшее в нашей литературе начало настоящего отношения к Гоголю». В 1909 г. работа «Гоголь и черт» была расширена Мережковским до масштабов новой монографии («Гоголь. Творчество, жизнь и религия»). Д.Мережковский обращается к известному письму Н.В.Гоголя от 27 апреля 1847 г., где он пишет, что его главная цель - позволить читателю после его сочинения вволю посмеяться над чертом. Д.Мережковский говорит, что для Гоголя «чорт есть начатое и неоконченное, которое выдает себя за безначальное и бесконечное; чорт - нуменальная середина сущего, отрицание всех глубин и вершин - вечная плоскость, вечная пошлость». Литературная миссия Н.В.Гоголя, по словам Д.Мережковского, имела своей целью «выставить чорта дураком». Во всех своих произведениях писатель исследует природу этой мистической сущности. Как подчеркивал Д.Мережковский, «Гоголь первым увидел черта без маски, увидел его настоящее лицо, страшное не своей необычностью, а обычностью, паскудством; первый понял, что лицо чорта является не чужим, странным, фантастическим, а знакомым, вообще реальным "человеческим, слишком человеческим" лицом, лицом толпы в ее "бессмертной вульгарности"».