Гоголевский архив
В основу текстов издания положено образцовое издание Н. В. Гоголя под редакцией академика Н. С. Тихонравова, оконченное В. И. Шенроком. В первый том вошли повести цикла „Вечера на хуторе близ Диканьки“, а так же биографический очерк и статья, посвященная творчеству Н. В. Гоголя.
В последнем томе издания представлена духовная проза писателя.
«Мертвые души» — одно из самых значимых и великих произведений русской литературы. Путешествие Чичикова по России с целью покупки «мертвых душ» — это не только история про хитрого и ловкого авантюриста, но и философское размышление о сущности человека и его жизненном пути, а также галерея ярких психологических портретов, актуальных во все времена. Второе прижизненное издание поэмы Николая Васильевича Гоголя (1809–1852) было предпринято во время его пребывания за границей. В письме к С. П. Шевыреву он просил «...напечатать второе издание „Мертвых душ“, в том же самом виде, на такой же бумаге, в той же типографии, в том же числе экземпляров с присовокуплением только предисловия...».
Первое издание легендарного второго тома поэмы «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Второй том «Мертвых душ» впервые появился в печати в 1855 году в составе вышедшего уже после смерти Н. В. Гоголя второго его собрания сочинений. Текст печатался по найденной черновой рукописи и сильно отличается от известного нам ныне. В конце поэмы помещено факсимиле «Авторской исповеди».
Это народное издание помимо "Ревизора" содержит сцены "Театральный разъезд", в которых автор объясняет значение своей комедии. В книге приводятся критические статьи В. Белинского и С. Дудышкина.
Настоящая книга, уникальное иллюстрированное издание повести "Нос" Н. В. Гоголя, изданное в С. Петербурге в 1895 году. К нему сделано 17 рисунков Р. Штейна.
Фототипии мастерской худож. фотогр. М. М. Панова. - М. : Журн. "Будильник", Рус. типо-литография, 1885. - 50с.,10 фото Издание кроме текста пьесы "Ревизор" содержит фотографии артистов-исполнителей Императорского малого театра.
Повесть является второй в трилогии «Ученические годы Гоголя» и посвящена развитию и формированию творческой личности писателя.
Книга выдающегося писателя и критика С. Т. Аксакова является одним из важнейших источников для изучения жизни и творчества Гоголя: в ней содержится много ценных сведений, необходимых для составления биографии великого писателя, конкретных фактов его жизни, приводятся тексты писем как самого Гоголя, так и адресованных ему.
В книге запечатлены 30 персонажей из гоголевских «Мертвых душ». Благодаря мастерству художника П. М. Боклевского перед взором читателя предстают Чичиков и Петрушка, Плюшкин и Коробочка, Собакевич и Ноздрев, капитан Копейкин и многие другие действующие лица поэмы. Каждый портрет снабжен соответствующим описанием персонажа из произведения Гоголя.
Альбом является собранием снимков с портретов Н. В. Гоголя и В. А. Жуковского, портретов их современников, родных и близких, а также фотографий исторических мест, связанных с их именами, их собственноручных рисунков и проч. В альбоме помещено 180 снимков.
Прижизненное издание доклада В. Я. Брюсова, в котором поэт характеризует великого писателя как романтика и фантаста, опираясь в своих выводах на фантастическую тематику гоголевских повестей.
Книга вышла в 1902 г., в ней предлагается разбор поэмы Гоголя, ученикам даются рекомендации относительно пособий и приводятся темы для самостоятельных письменных работ.
Книга В. В. Вересаева помогает проникнуть в творческую лабораторию классика русской литературы. Ценность данного исследования заключается и в том, что оно написано критиком и писателем, то есть человеком, способным рассматривать анализируемый материал с разных точек зрения.
Книга историка русской литературы, критика, публициста, переводчика Чешихина Василия Евграфовича (1866-1923, псевд. Ч. Ветринский) посвящена Николаю Васильевичу Гоголю. Также в ней помещен отрывок из комедии "Ревизор".
Выпущенная в 1925 г. работа В. В. Виноградова впервые в русской литературной науке наметила пути подлинно исторического изучения произведений Н. В. Гоголя, изучения, опирающегося не на интуитивные, хотя и весьма глубокие, прозрения (как у символистов), а на факты и тщательный текстовый анализ. В последующие годы исследователи Гоголя шли скорее за Белым, чем за Виноградовым. Поэтому книга «Гоголь и натуральная школа» читается вполне современно, помогая увидеть исторического Гоголя, а не наслоения парадоксальных и по-своему интересных, но достаточно произвольных интерпретаций.
Сборник посвящен празднованию 100-летия со дня рождения Н. В. Гоголя, открытию памятника писателю в Москве. Тогда то и возникла мысль издать описание этих событий в виде книги. Сборник включает в себя: отчет Гоголевской комиссии; общее описание торжеств; тексты речей, адресов и приветствий; списки лиц и учреждений, приславших телеграммы и возложивших венки к памятнику.
Сборник включает статьи Мережковского, Скальковского, Эварницкого (Яворницького), Шенрока, Шевырева, Максимовича, Терещенко и многих других историков, писателей, литературоведов. А также материалы о жизни писателя.
Н. В. Гоголь. Материалы к проектированию нового памятника / Всесоюзный ком. по делам искусств; ред. Г. Бандалин. - М.-Л. : Искусство, 1936. - 116 с. Посчитав памятник Н. В. Гоголю скульптора Н. Андреева "не передающим образа великого сатирика", а трактующим его "как пессимиста и мистика", Всесоюзный комитет по делам искусств в 1936 г. объявил конкурс на новый памятник писателю. Исходя из этого комитет счел необходимым обеспечить всех участников конкурса документальными материалами, связанными с жизнью и творчеством Гоголя. Данное издание включает в себя комментированную иконографию Н. В. Гоголя, подборку высказываний о нем современников, библиографические данные и архитектурный проект будущей Арбатской площади - место сооружения памятника.
Гоголь-Головня Ольга Васильевна (1825–1908), сестра Н. В. Гоголя. В своих мемуарах она вспоминает мать, сестер, описывает детство писателя, семейный быт.
Эта книга — опыт театроведческого изучения творчества Гоголя от момента его формирования до последних этапов критического использования гоголевского наследия в наши дни. Для уточнения творческих позиций Гоголя как драматурга систематизированы его теоретические и критические высказывания о театре.
В книге дана сценическая история (1836-1933) одного из основных памятников русского классического репертуара - бессмертной комедии Николая Васильевича Гоголя "Ревизор". В издании множество иллюстраций.
Иван Дмитриевич Ермаков (1875–1942) — русский психолог и литературовед, пионер психоанализа в Советской России. Перу профессора И. Д. Ермакова принадлежит более 30 научных работ по различным проблемам психоанализа, психиатрии и художественного творчества, в том числе «Очерки по анализу творчества Н. В. Гоголя».
В книге проводится анализ иллюстративного материала к произведениям Н. В. Гоголя начиная с 60-х годов 19 в. по 20-е годы 20 в.
Автор настоящего издания, известный историк литературы, литературный критик Н. А. Котляревский подробно исследовал взаимосвязь, которая объединяет творчество Н. В. Гоголя с творчеством предшествовавших и современных ему писателей, проанализировал, какое положение занимают произведения Гоголя в ряду современных ему памятников словесного творчества. Решение этой задачи автор считал и возможным, и необходимым для правильной оценки литературной и общественной роли писателя.
Мандельштам И. Е. (1846-1911)- историк русской литературы. Его труд о гоголевском стиле ценен выборкой материала и освещением отдельных вопросов (о роли иностранных речений в стиле Гоголя, о тенденциях языковых переработок, о повторяющихся стилистических формулах и т. п.). Автор подвергает в важнейшей своей работе кропотливому анализу гоголевский «стиль», разумея под последним один только язык писателя, за что критика справедливо упрекала Мандельштама в «литературной гистологии», в подмене изучения истории литературы изучением «микроструктуры» художественных произведений.
"Выбранные места из переписки с друзьями" - это своеобразное духовное завещание Н. В. Гоголя. Автор данного издания анализирует эту книгу, рассматривает исторические аспекты ее создания, исследует судьбу Гоголя и историю формирования его мировоззрения. Книга издана в Санкт-Петербурге в 1894 году.
Книга о Гоголе Д. С. Мережковского, выросшая из реферата до отдельного исследования, знаменовала собой новый этап развития и становления символистской эстетики и без ее целостного изучения трудно в полной мере оценить своеобразие процесса возрождения и переосмысления гоголевского наследия на рубеже 19 и 20 веков.
П. А. Кулиш (печатался под псевдонимом Николай М*) — значительная фигура для русской культуры: историк, прозаик, поэт, драматург, литературный критик, этнограф, публицист. Он был одним из самых первых исследователей Н. В. Гоголя и автором его первой документально оснащенной биографии (письма, опубликованные в биографии, издавались впервые).
Биография Николая Васильевича Гоголя издана в 1909 году в Санкт-Петербурге.
В настоящем издании опубликован до тех пор неизданный рисунок выдающегося книжного иллюстратора 40-х годов XIX века А.А. Агина. Текст издания посвящен творчеству художника и истории рисунка
Книга, изданная в Москве в 1911 году, посвящена романтическому, чудесному и сверхъестественному в творчестве Н. В. Гоголя.
Почти вся литературная и ученая деятельность В. И. Шенрока (1853–1910) — русского писателя, историка литературы, посвящена изучению жизни и творчества Н. В. Гоголя. В многочисленных журнальных статьях и отдельных книгах Шенрок описывал различные периоды жизни Гоголя. Все свои работы о Гоголе он объединил в монументальных «Материалах для биографии Гоголя» в четырех томах. В первом томе автор рассказывает о предках писателя, ученических годах и первых годах жизни в Санкт-Петербурге.
Во втором томе автор рассказывает о творчестве Н. В. Гоголя периода «Арабесок» и «Миргорода», его драматических произведениях и педагогической деятельности.
В третьем томе автор рассказывает о жизни Гоголя за границей и в Москве.
Четвертый том посвящен последним годам жизни Н. В. Гоголя.
Щеглов Иван Леонтьевич (1855-1911, настоящая фамилия - Леонтьев) - русский писатель и драматург. С середины 1890-х годов собирал воспоминания о Гоголе и Пушкине, разыскивал памятные места, обратился к изучению творчества Гоголя. Появилась книга "Подвижник слова", изданная в 1909 году, посвященная жизни Н. В. Гоголя, а также посмертной славе великого писателя.
«Временник Пушкинской комиссии» посвящен итогам изучения жизни и творческой деятельности Пушкина. В него вошли статьи и исследования, материалы и сообщения, рецензии, обзоры, связанные с великим русским поэтом.
В книгу вошли историко-литературные очерки, посвящённые писателям первой половины XIX века.
В настоящий выпуск вошли характеристики главных представителей западничества и славянофильства в русской литературе.
В 1907–1908 гг. в Москве были основаны исторические симфонические концерты Императорского Русского Музыкального общества. В книге представлены лекции, прочитанные в качестве «вступительного слова» на концертах. Их задачей было дать слушателям общее представление о данной эпохе, данном композиторе и данном произведении.
Автор исследует развитие музыкальной жизни в России с максимальной полнотой и необходимыми подробностями, по его замечанию, в период, начиная с языческой Руси до XVIII века.
Третий том «Всеобщей Истории Музыки» заканчивает ту часть «Истории», которая посвящена обзору судеб музыкального искусства на Западе. Автор делает попытку довести изложение настоящего тома до наших дней. Главное внимание он уделил исследованию общественно музыкальной структуры эпохи, исходным моментом которой является знаменательная революция 48 года.
Данная книга является сборником статей, написанных в разное время и по различным поводам, не всегда даже специально музыкальным. Они связаны между собой единством идей и настроений. Причем ударение падает больше на модернизм, чем на музыку. Музыка вовлечена в ход мыслей, как искусство, наиболее близкое автору.