«Майская ночь» в рисунках Игоря Грабаря

Из серии «Раритеты Дома Гоголя»

30 апреля — 30 июня 2024

Из серии «Раритеты Дома Гоголя»
К 130-летию создания цикла иллюстраций к повести Гоголя

Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) – русский живописец первой половины ХХ века, график, иллюстратор, выдающийся историк искусства, педагог. Его произведения хранятся во многих крупных отечественных и зарубежных музейных собраниях. В конце 1880-х годов, будучи студентом, Игорь Храбров (отец художника эмигрировал в Россию под конспиративным именем Храбров и эта фамилия надолго, вплоть до окончания университета, оставалась в жизни Игоря Эммануиловича Грабаря) как художник и критик активно сотрудничал с периодическими изданиями. В 1890 году начал работать в журнале «Нива», для которого выполнял зарисовки, а также писал аннотации к репродукциям. Вскоре Грабарь, наряду с другими художниками, получил от издателя журнала Адольфа Федоровича Маркса заказ на рисунки к повестям Н. В. Гоголя к серии иллюстрированных книжек «Нивы» для народных библиотек. Грабарь выполнил рисунки к нескольким гоголевским произведениям, входившим в эту серию, в том числе повести «Майская ночь, или Утопленница». Над ними Игорь Эммануилович работал летом 1894 года, когда проводил время в Малой Русаве - имении помещицы Е. Н. Млоховской близ Томашполя, Подольской губернии. Уже в начале 1895 года вышло первое издание книги с 31 иллюстрацией Грабаря. На выставке представлены оригинальные рисунки художника и издание «Майской ночи» (давно ставшее библиографической редкостью) с репродукциями этих рисунков. 

Фотоотпечаток. Эскиз фотопортрета И.Э. Грабаря. Фотограф: Вайль Г.М.

Фотоотпечаток. Эскиз фотопортрета И.Э. Грабаря. Фотограф: Вайль Г.М.

СССР, г. Москва. 1940-е (?)

Бумага плотная, фотопечать ч/б. 39,5х29,8 см.

ДГ НВ-958

Грабарь - один из наиболее значительных русских живописцев первой половины ХХ века, выдающийся общественный деятель, художник-реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный работник, педагог. Действительный член Императорской Академии художеств. Академик АН СССР и АХ СССР. Народный художник СССР. Он был одним из первых последователей импрессионизма в России. Наибольший интерес в художественном наследии мастера представляют пейзажи и натюрморты. Обращался также к портрету, работал в области книжной и журнальной графики.

Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште. Отец - Эммануил Иванович Грабарь, юрист, депутат Будапештского парламента вынужден был скрываться за «антимадьярскую» деятельность и в 1876 году эмигрировал в Россию под конспиративным именем Храбров (так Игорь Грабарь подписывал некоторые свои ранние работы, например, иллюстрации к повестям Гоголя, изданным в 1890-е годы).

Представленный эскиз фотопортрета Грабаря выполнил Г.М. Вайль. Григорий Михайлович Вайль (1905-1983?) – один из лучших советских фотографов. Работал в студии «Артфильм» Москино, в 1920–1930-х гг. - в различных организациях, в том числе и в издательстве «Искусство». В 1941–1942 гг., в эвакуации, он был фотохудожником при окружном Доме Красной армии в Свердловске. В 1945 г., к 220-летию Академии наук, им была подготовлена выставка фотографий академиков (среди них фотопортрет И.Э. Грабаря). В творчестве мастер развивал достижения классиков портретной фотографии – их внимание к человеческой психологии, работе со светом и т.д. Также, сотрудничал с журналами «Огонек» и «Советское фото», обучал мастерству молодых, одним из первых в СССР овладел цветом в портретной съемке. Его работы награждались по итогам крупнейших выставок.

Гоголь Н.В. Майская ночь: повесть / рис. И. Храброва.- 3-е изд.- Санкт-Петербург: Издание Т-ва А.Ф. Марксъ, [1897?]

Гоголь Н.В. Майская ночь: повесть / рис. И. Храброва.- 3-е изд.- Санкт-Петербург: Издание Т-ва А.Ф. Марксъ, [1897?]

Картон, бумага, ткань, печать типографская, брошюровка на скрепках, переплет. 16,5х12,5х0,4 см.

ДГ КП-2953

КД-800

Гоголь начал писать «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 1829 году. Он забрасывает мать просьбами прислать как можно больше подробностей о жизни на родине: как одеваются сельские дьячки и крестьянские девки, как справляют свадьбы, какие существуют народные поверья и предания. Заканчивает работу над циклом (в который входит 8 повестей, в том числе «Майская ночь, или Утопленница») к концу 1831 года. Эти повести стали для Гоголя пропуском в большую литературу.

Книга с иллюстрациями Грабаря была издана

А.Ф. Марксом. Адольф Федорович Маркс (1838-1904) – петербургский издатель, основатель первого в России массового иллюстрированного журнала "Нива", распространявшегося по подписке с бесплатным приложением собраний сочинений лучших отечественных и зарубежных писателей. 8 марта 1893 г. Маркс покупает у В.В. Думнова за 150 тыс. руб. авторские права на сочинения Н.В. Гоголя. В течение восьми лет Маркс предпринял несколько изданий, связанных с именем Гоголя. В том числе издается серия «Иллюстрированные народные издания сочинений Н.В. Гоголя», состоявшая из 15 брошюр, из которых самые дешевые стоили 10 коп., а самая дорогая («Ревизор») – 40 коп. В серию вошли почти все наиболее популярные произведения писателя, и конечно же, повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Для всех брошюр были заказаны оригинальные иллюстрации, виньетки, заставки и т п. На 56 страницах текста для издания повести «Майская ночь, или Утопленница»

И.Э. Грабарем были выполнены полосные, полуполосные, рисунки на полях, оборочные иллюстрации и концовка (всего 31 рисунок).

Вся серия давно стала библиографической редкостью.

Рисунок. Галя. Художник: Грабарь И.Э.

Рисунок. Галя. Художник: Грабарь И.Э.

Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»

Россия. 1894

Бумага, картон твердый, смешанная техника, рисунок: 16,5х12,3; картон: 22x16,5 см.

ДГ КП-2974

Г-2156


Все работы выполнены Грабарем в единой стилистике и технике (графитный карандаш, черная акварель, белила), а также на одинаковой художественной основе. На всех листах имеются карандашные надписи и отметки: «Майская ночь», название иллюстрации, либо цитата из повести, порядковый номер иллюстрации, а также номер страницы, на которой она должна располагаться. По краям листов расположены две линии: длинная указывает на верхнюю и нижнюю границы рисунка, короткая - на размер иллюстрации на странице книги.

Иллюстрация к фрагменту текста I главы повести помещена на 5 странице, где описана внешность Ганны: «…девушка на поре семнадцатой весны […]  переступила через порог. В полуясном мраке горели приветно, будто звездочки, ясные очи; блистало красное коралловое монисто…»

Рисунок. Мачиха (орфография сохранена). Художник: Грабарь И.Э.

Рисунок. Мачиха (орфография сохранена). Художник: Грабарь И.Э.

Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»

Россия. 1894

Бумага, картон твердый, смешанная техника, рисунок: 20,5х15; картон: 23,8x18,5 см.

ДГ КП-2975

Г-2157

Иллюстрация к фрагменту текста I главы повести помещена на 10 странице: «Хороша была молодая жена. Румяна и бела собою была молодая жена; только так страшно взглянула на свою падчерицу, что та вскрикнула, ее увидевши, и хоть бы слово во весь день сказала суровая мачеха».

Рисунок. И вдруг бросилась к ней на шею... Художник: Грабарь И.Э.

Рисунок. И вдруг бросилась к ней на шею... Художник: Грабарь И.Э.

Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»

Россия. 1894

Бумага, картон твердый, смешанная техника, рисунок: 20,5х15; картон: 24x18,5 см.

ДГ КП-2976

Г-2158
Иллюстрация к фрагменту текста I главы повести помещена на 11 странице: «Глядит: страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку: кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку: кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит ее».

Рисунок. [Голова]. Голова крив; но зато одинокий глаз его злодей и далеко может увидеть... Художник: Грабарь И.Э.

Рисунок. [Голова]. Голова крив; но зато одинокий глаз его злодей и далеко может увидеть... Художник: Грабарь И.Э.

Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»

Россия. 1894

Бумага, картон твердый, смешанная техника, рисунок: 21х14,8; картон: 24x18 см.

ДГ КП-2978

Г-2160

Иллюстрация к фрагменту текста II главы повести помещена на 18 странице: «Голова любит иногда прикинуться глухим, особливо если услышит то, чего не хотелось бы ему слышать. Голова терпеть не может щегольства: носит всегда свитку черного домашнего сукна […] Голова крив; но зато одинокий глаз его злодей и далеко может увидеть хорошенькую поселянку».

Рисунок. Свояченица. Художник: Грабарь И.Э.

Рисунок. Свояченица. Художник: Грабарь И.Э.

Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»

Россия. 1894

Бумага, картон твердый, смешанная техника, рисунок: 20,5х14,5; картон: 24x18,5 см.

ДГ КП-2977

Г-2159
Иллюстрация к фрагменту текста II главы повести помещена на 19 странице: «у него живет в доме свояченица, которая варит обедать и ужинать, моет лавки, белит хату, прядет ему на рубашки и заведывает всем домом. […] Голова […] далеко может увидеть хорошенькую поселянку. Не прежде, однако ж, он […] не обсмотрится хорошенько, не глядит ли откуда свояченица».

Рисунок. И благочестивыя старушки, пробужденные криком, подымали окошки и крестились... Художник: Грабарь И.Э.

Рисунок. И благочестивыя старушки, пробужденные криком, подымали окошки и крестились... Художник: Грабарь И.Э.

Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»

Россия. 1894

Бумага, картон твердый, смешанная техника, рисунок: 20,5х15; картон: 24,3x18,5 см.

ДГ КП-2979

Г-2161

Иллюстрация к фрагменту текста III главы повести помещена на 24 странице: «„Что за роскошь! Что за воля! Как начнешь беситься, - чудится, будто поминаешь давние годы. Любо, вольно на сердце; а душа как будто в раю. Гей, хлопцы! Гей, гуляй!..“ И толпа шумно понеслась по улицам. И благочестивые старушки, пробужденные криком, подымали окошки и крестились сонными руками, говоря: „ну, теперь гуляют парубки!“».

Рисунок. [Винокур]. Под носом торчали у него коротенькие и густые усы... Художник: Грабарь И.Э.

Рисунок. [Винокур]. Под носом торчали у него коротенькие и густые усы... Художник: Грабарь И.Э.

Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»

Россия. 1894

Бумага, картон твердый, смешанная техника, рисунок: 20,4х14,8; картон: 24x18 см.

ДГ КП-2980

Г-2162

Иллюстрация к фрагменту текста IV главы повести помещена на 25 странице: «… на почетном месте, сидел гость - низенькой, толстенькой человечек, с маленькими, вечно смеющимися глазками, в которых, кажется, написано было то удовольствие, с каким курил он свою коротенькую люльку, поминутно сплевывая и придавливая пальцем вылезавший из нее превращенный в золу табак. Облака дыма быстро разрастались над ним, одевая его в сизый туман. Казалось, будто широкая труба с какой-нибудь винокурни, наскуча сидеть на своей крыше, задумала прогуляться и чинно уселась за столом в хате головы. Под носом торчали у него коротенькие и густые усы; но они так неясно мелькали сквозь табачную атмосферу, что казались мышью, которую винокур поймал и держал во рту своем, подрывая монополию анбарного кота».

Рисунок. Сядет верхом на трубу, проклятый, и галушку держит в зубах. Художник: Грабарь И.Э.

Рисунок. Сядет верхом на трубу, проклятый, и галушку держит в зубах. Художник: Грабарь И.Э.

Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»

Россия. 1894

Бумага, картон твердый, смешанная техника, рисунок: 20,5х15; картон: 24x18,2 см.

ДГ КП-2981

Г-2163

Иллюстрация к фрагменту текста IV главы повести помещена на 31 странице: «… с того времени покою не было теще. Чуть только ночь, мертвец и тащится. Сядет верхом на трубу, проклятый, и галушку держит в зубах. Днем всё покойно, и слуху нет про него; а только станет примеркать, погляди на крышу, уже и оседлал, собачий сын, трубу...“

„И галушка в зубах?“

„И галушка в зубах“».

Рисунок. Вот разбежались... Художник: Грабарь И.Э.

Рисунок. Вот разбежались... Художник: Грабарь И.Э.

Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»

Россия. 1894

Бумага, картон твердый, смешанная техника, рисунок:20,8х15,6; картон: 24x19 см.

ДГ КП-2983

Г-2165
Иллюстрация к фрагменту текста IV главы повести помещена на 42 странице: «„Дам я вам переполоху! Что вы? не хотите слушаться? […] Сей же час! слышите, сей час. Бегите, летите птицею! Чтоб я вас... Чтоб вы мне...“ Все разбежались».

Рисунок. Белая ручка протянулась... Художник: Грабарь И.Э.

Рисунок. Белая ручка протянулась... Художник: Грабарь И.Э.

Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»

Россия. 1894

Бумага, картон твердый, смешанная техника, рисунок: 13,8х20,6; картон: 17,5x24 см.

ДГ КП-2982

Г-2164

Иллюстрация к фрагменту текста V главы повести помещена на 50 странице: «„Чем наградить тебя, парубок? Я знаю, тебе не золото нужно: ты любишь Ганну; но суровый отец мешает тебе жениться на ней. Он теперь не помешает; возьми, отдай ему эту записку...“ Белая ручка протянулась, лицо ее как-то чудно засветилось и засияло...».

Рисунок. [Левко]. Окно было открыто... Художник: Грабарь И.Э.

Рисунок. [Левко]. Окно было открыто... Художник: Грабарь И.Э.

Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»

Россия. 1894

Бумага, картон твердый, смешанная техника, рисунок: 20,5х15; картон: 24x18,7 см.

ДГ КП-2984

Г-2166

Иллюстрация к фрагменту текста VI главы повести помещена на 55 странице: «Тут он приближился к хате: окно было отперто; лучи месяца проходили чрез него и падали на спящую перед ним Ганну […] „Спи, моя красавица! Приснись тебе всё, что есть лучшего на свете; но и то не будет лучше нашего пробуждения!“».

Рисунок. [Концовка]. И долго еще пьяный Каленикъ... Художник: Грабарь И.Э.

Рисунок. [Концовка]. И долго еще пьяный Каленикъ... Художник: Грабарь И.Э.

Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»

Россия. 1894

Бумага, картон твердый, смешанная техника, рисунок: 14,6х20,2; картон: 18x23,4 см.

ДГ КП-2985

Г-2167

Концовка помещена на 56 странице и иллюстрирует последние строки повести: «Так же торжественно дышало в вышине, и ночь, божественная ночь, величественно догорала. Так же прекрасна была земля, в дивном серебряном блеске; но уже никто не упивался ими: всё погрузилось в сон. Изредка только перерывалось молчание лаем собак, и долго еще пьяный Каленик шатался по уснувшим улицам, отыскивая свою хату».
Яндекс.Метрика