Карточная игра в дворянском быту XIX века
Первое документальное свидетельство об игральных картах в России относится к 1586 г. Это были игры азартные (закладные), ориентированные на денежный выигрыш. В азартные игры чаще играли на торжищах, в кабаках, корчмах. Со времен Анны Иоанновны карточные игры стали широко распространяться среди дворян. XVIII век был временем подражания европейской культуре, а зарубежные карточные игры вдруг стали считаться эталоном приличного времяпровождения, так как повседневный уклад жизни дворянской семьи определяли не только служебные и семейные обязанности, но и развлечения. Карточная игра захватила умы русских дворян на несколько веков. Тут и жажда острых ощущений, стремление отвлечься от скуки обыденной жизни, тяга к общению, возможность легкого и быстрого обогащения. Петр Андреевич Вяземский (1792-1878, русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, публицист, мемуарист и государственный деятель) вспоминал, какое большое место в жизни занимала игра в карты: «Нигде карты не вошли в такое употребление, как у нас: в русской жизни карты - одна из непреложных и неизбежных стихий. Везде более или менее встречается страсть к игре […] Драматические писатели выводили на сцене эту страсть со всеми ее пагубными последствиями». Как известно, многие русские классики были очень азартными людьми. Пушкин проиграл в карты главу «Евгения Онегина», Достоевского знали во всех казино Баден-Бадена; Некрасову, наоборот, необычайно везло, а вот Державина не раз уличали в шулерстве. Так или иначе, но карточная игра, широко распространенная в быту, получила столь же широкое отражение и в русской литературе.
Гоголь же, по воспоминаниям современников, был человеком бесстрастным. Тем не менее во многих его произведениях мы находим красочные описания игры в карты, как одной из составляющих образа жизни дворянского общества. Так, «чиновники рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист» (повесть «Шинель»); Пифагор Пифагорович Чертокуцкий выиграл коляску в карты, да и господа офицеры развлекаются игрой в вист и хвастовством (повесть «Каляска»); в Пензе, по пути из столицы, в пух и прах проигрывается в штосс Иван Александрович Хлестаков (комедия «Ревизор»); Павел Иванович Чичиков по приезде в город Н. попадает на вечер к губернатору, где за вистом знакомится с Собакевичем и Маниловым, а позже у полицмейстера, где играли в карты до двух ночи - с Ноздревым (поэма «Мертвые души»). Не говоря уже о том, что пьеса «Игроки», написанная Николаем Васильевичем в 1842 году, целиком посвящена карточной игре.
На выставке представлены предметы, которые могли понадобиться во время игры в карты и, конечно, в первую очередь - карточная колода для виста, принадлежавшая Марии Александровне Пушкиной.