«Женитьба. Совершенно невероятное событие в двух действиях»

К 180-летию премьеры комедии Н.В. Гоголя в Москве

01 октября — 31 декабря 2023

5 февраля 1843 г. впервые в Москве труппа Малого театра представила вниманию публики комедию Николая Васильевича Гоголя «Женитьба». Премьера состоялась на сцене Большого театра. Комедия «Женитьба» написана Н.В. Гоголем для бенефиса своего ближайшего друга, выдающегося актера - Михаила Семеновича Щепкина (1788–1863). Пьеса о сорвавшейся свадьбе нерешительного в личной жизни чиновника. Все характеры пьесы выписаны автором ярко - здесь и разборчивая невеста, и незадачливые женихи, и проворная сваха. До сих пор пьеса очень популярна и не сходит с театральных подмостков, её дважды переносили на экран, но, к сожалению, фильм 1936 года, снятый Эрастом Гариным, полностью не сохранился. Тем интереснее будет увидеть на выставке фотооткрытку с кадром из этой кинокартины, изданную Союзфото в 1936 году. Также на выставке представлены редкие предметы из различных коллекций музея, посвященные «Женитьбе»: эскиз работы Е.И. Когана с изображением Яичницы (один из женихов, экзекутор, коллежский асессор), рисунок К.А. Савицкого (1844-1905), афиши к художественному фильму «Женитьба» 1977 г. режиссера В. Мельникова, редкие книги.

Плакат "Драматургия". Лист 4. Составитель: Дубовиков А.Н., Художник: Бершадский Г.С.

Плакат "Драматургия". Лист 4. Составитель: Дубовиков А.Н., Художник: Бершадский Г.С.

Из серии плакатов «Н.В. Гоголь. 1809-1852». ГЛМ.
СССР, г. Москва. Государственное издательство культурно-просветительской литературы. 1951
Бумага, печать типографская цветная. 91×61 см
ДГ КП-980/3
Г-446

В 1952 году исполнилось 100 лет со дня смерти Николая Васильевича Гоголя. В память об этом событии Государственным Литературным музеем была разработана серия плакатов из шести листов, отражающих творчество великого писателя. Материал для плакатов подготовил Алексей Николаевич Дубовиков (1905-1984) — историк русской литературы XIX-XX вв., литературный критик, издательский сотрудник ИМЛИ РАН. А оформителем стал Бершадский Григорий Соломонович (1895-1963) — советский график, живописец, иллюстратор, плакатист. С 1919 года оформлял и иллюстрировал книги для центральных издательств.

Один из плакатов посвящен драматическим произведениям, среди которых и комедия «Женитьба». Внизу плаката помещены фотографии актеров, занятых в спектакле по этой пьесе, из разных театров страны: Александринский (1892), Ленком (1949), Киевский театр им. И. Франко.

Афиша спектакля в память Н.В. Гоголя на сцене Нового театра 21 февраля 1902 г. Игроки. Женитьба. Художник: Зворыкин Б.В.

Афиша спектакля в память Н.В. Гоголя на сцене Нового театра 21 февраля 1902 г. Игроки. Женитьба. Художник: Зворыкин Б.В.

Россия, г. Москва. Фототипия Т-ва А.А. Левенсонъ, Тип. Императорских Московских Театров. Т-во Скор. А.А. Левенсонъ. 1902
Бумага фототипная, печать фототипная, печать типографская. 41×29,4 см.
ДГ КП-938
Г-389

Афиша для спектаклей в Новом театре по пьесам
Н.В. Гоголя к его 50-летнему юбилею. Новый театр — филиал, созданный при Московской императорской труппе (Большого и Малого театров) в 1898 году, его возглавил А.П. Ленский. Многие актеры работали одновременно на обеих сценах. А.П. Ленский перенёс в Новый театр для исполнения начинающими артистам со сцены Малого театра 14 своих постановок, были экспериментальные спектакли. Однако этот филиал долго не просуществовал, вскоре Ленский ушел оттуда, в 1907 году Новый театр был окончательно упразднен.

Автор афиши — Борис Васильевич Зворыкин (1872-1942) — русский художник, график-орнаменталист, иконописец, переводчик. Зворыкин принадлежит к последовательным представителям неорусского направления в искусстве первой трети ХХ столетия. В своем зрелом творчестве испытал сильное влияние И. Я. Билибина. Живописи и графике Зворыкина присущи красочность, декоративность, стилизация, «широкое» использование разнообразных орнаментальных мотивов, но при этом некоторая упрощенность колорита, отсутствие плавности и изысканности линии, свойственных произведениям Билибина.

Гоголь Н.В. Женитьба / примеч. А. Слонимского; оформ. Л. Зусмана; рис. А. Константиновского.- Москва-Ленинград: Детгиз, 1952.- (Гоголевская библиотечка)

Гоголь Н.В. Женитьба / примеч. А. Слонимского; оформ. Л. Зусмана; рис. А. Константиновского.- Москва-Ленинград: Детгиз, 1952.- (Гоголевская библиотечка)

Бумага, печать типографская, печать типографская цветная, брошюровка, склеивание. 21.8×14,5×0,7 см.
ДГ КП-2569
КД-705

К столетию со дня смерти Н. В. Гоголя в 1952 году Детгиз выпустил серию «Гоголевская библиотечка» из 10 детских книжек с избранными произведениями писателя. Оформитель серии Леонид Павлович Зусман (1906-1984) — театральный художник, художник книги, считал делом своей жизни оформление и иллюстрирование книг, которых в его багаже — 70. Одна из книг, входящих в данную серию, комедия «Женитьба». Очень часто на обложку изданий пьесы выносят рисунок с изображением самого драматичного фрагмента — побег надворного советника Ивана Кузьмича Подколёсина, жениха Агафьи Тихоновны в день свадьбы. Иллюстрации к этой книге выполнены советским художником А. И. Константиновским. Константиновский Александр Иосифович (1906-1958) — художник театра, график, книжный иллюстратор. Участник выставок с 1919 г. В 1930-1935 гг. — главный художник Свердловского театра оперы и балета, оформил более 20 спектаклей (опера, балет и драма). С 1935 г. жил и работал в Ленинграде, оформлял спектакли театров Ленинграда, Киева, Харькова, Саратова, в том числе спектакль «Тарас Бульба» В. П. Соловьева-Седого в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова. Участник Отечественной войны 1941-1945 гг., после демобилизации жил в Новосибирске и оформлял спектакли эвакуированных театров, в том числе для БелГОСЕТа. С 1948 г., после возвращения в Ленинград, оформил более 20 опер и балетов ведущих ленинградских и московских театров. Работал как художник книги в Детгизе, он автор иллюстраций к произведениям Н. В. Гоголя, Л. Тыняновой, В. Г. Короленко, B. Гюго, Ч. Диккенса, А.-Р. Лесажа.

Гоголь Н.В. Женитьба / худож. М. Майофис.- Ленинград: Искусство, 1981

Гоголь Н.В. Женитьба / худож. М. Майофис.- Ленинград: Искусство, 1981

в суперобложке
Бумага, картон, коленкор, переплет, печать типографская цветная, тиснение. 22×14,7×1,4 см.
ДГ КП-2580
КД-706

Настоящее издание комедии Гоголя «Женитьба» является ярким примером искусства книги, когда в ней соединены художественное слово, изобразительное искусство (книжная графика) и полиграфия. В первую очередь (конечно же, не в ущерб великолепному тексту Гоголя, который является основой книги) всё внимание обращает на себя именно книжная графика, когда каждая страница книги не остается без художественного оформления: шрифт, иллюстрации, заставки, концовки, буквицы, даже номера страниц и, конечно, суперобложка. Автор всего этого великолепия — Михаил Майофис. Михаил Соломонович Майофис — художник-иллюстратор, график. Родился в 1939 году в Ленинграде. В 1963 году окончил факультет графики Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Занимается станковой и книжной графикой, живописью, офортом. Оформил и проиллюстрировал более ста книг, в том числе произведения Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, О. Бальзака, Г. Флобера, О. Вилье де Лиль-Адана, Я. и В. Гримм, Ш. Перро, Е.Л. Шварца, Р.Э. Распэ, Г. Брюгера, Б.В. Заходера. Каждая книга, оформленная Майофисом, становится настоящим событием в книжной графике, столько выдумки, изобретательности и подлинного таланта всякий раз вкладывает художник в своё творчество. У него есть собственный, ни на кого не похожий почерк, по которому сразу можно отличить его книгу от череды прочих.

Гоголь Н.В. Ревизор. Женитьба.- 2-е изд. - Москва: "DeAgostini", 2017. – (Шедевры мировой литературы в миниатюре, № 40).

Гоголь Н.В. Ревизор. Женитьба.- 2-е изд. - Москва: "DeAgostini", 2017. – (Шедевры мировой литературы в миниатюре, № 40).

Бумага, дерматин, переплет, печать типографская, тиснение золотое. 6,5×5х1,4 см.
ДГ КП-2581
КД-707

Миниатюрные книги появились достаточно давно, они сохранились в виде свитков, клинописных глиняных плиток, а также рукописных книг. Печатаные миниатюрные книги в Росси стали издавать в конце XVIII столетия. Ранее миниатюрные издания предназначались в первую очередь для читателей. Сейчас же значительную часть покупателей составляют коллекционеры и библиофилы. В фондах музея храниться собрание миниатюрных изданий с произведениями Н.В. Гоголя, в том числе комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» и «Женитьба», которые вышли в книжной серии «Шедевры мировой литературы в миниатюре».

Nikolai Gogol. Die Heirat.- Stuttgart: Philipp Reclam jun. GmbH & Co., 2004.- (Universal-Bibliothek) = Н. Гоголь. Женитьба

Nikolai Gogol. Die Heirat.- Stuttgart: Philipp Reclam jun. GmbH & Co., 2004.- (Universal-Bibliothek) = Н. Гоголь. Женитьба

Бумага, бумага плотная, печать типографская. 14,8×9,5×0,5 см.
ДГ КП-1151
КД-249

Комедия Н.В. Гоголя «Женитьба» выпущена немецким издательством «Philipp Reclam jun» в серии «Universal-Bibliothek». «Reclam Verlag» (первоначальное название издательства) было основано в Лейпциге в 1828 г. книгоиздателем и книготорговцем Антоном Филиппом Рекламом (1807–1896). В 1837 году компания была переименована в Philipp Reclam jun и до сих пор остается семейным бизнесом.

В издательстве выпускается несколько книжных серий. Каждая из них отличается цветом обложки: в красной — аннотированные классические произведения на языке оригинала (английский, французский, испанский, итальянский, латинский и русский); в оранжевой — двуязычные книги (параллельный текст на немецком и языке оригинала); учебные пособия в синей; оригинальные исторические источники в зеленой; научно-популярные книги в пурпурной.

Наиболее известна и популярна серия «желтых книжек» «Universal-Bibliothek» (Универсальная библиотека). В этой серии издается мировая классическая литература на немецком языке для школ и университетов.

Визит. Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя "Женитьба" Художник: К.А. Савицкий

Визит. Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя "Женитьба" Художник: К.А. Савицкий

Россия. Конец XIX века
Бумага, смешанная техника (акварель, белила, карандаш графитовый, карандаш цветной, тушь, перо). 22,5×28; в свету: 22×27,3 см.
ДГ КП-2542
Г-1731

Представленная работа — одна из пяти иллюстраций К.А. Савицкого к комедии Н. В. Гоголя «Женитьба». Она воспроизведена в «Иллюстрированном издании сочинений Н. В. Гоголя» (СПб, «Народная польза», 1902, т. 2, с. 429) с названием «Какая прекрасная ручка!...» (слова Подколесина, обращенные к Агафье Тихоновне).

Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905) — русский художник, жанрист, учился в Академии художеств (1862-1873), был членом Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878 г.). Писал в основном жанровые картины, но также выполнял литературные иллюстрации, в частности, к произведениям Н.В. Гоголя «Ревизор», «Женитьба», «Театральный разъезд».

Коган Евгений Исаакович (1906-1983). Эскиз иллюстрации к пьесе Н.В. Гоголя "Женитьба" "Яичница, экзекутор"

Коган Евгений Исаакович (1906-1983). Эскиз иллюстрации к пьесе Н.В. Гоголя "Женитьба" "Яичница, экзекутор"

СССР. 1976 г.
Бумага, карандаш, чернила. 31,5×12,4 см.
ДГ КП-412
Г-237

Е.И. Коган — художник, график. Учился во Вхутеине в Ленинграде (1927–1930) у Д.И. Митрохина, Н.Э. Радлова, П.А. Шиллинговского, Московском полиграфическом институте (1930–1931) у В.А. Фаворского и И.Б. Эйдельнанта. Работал преимущественно в области книжной графики. Сотрудничал в Госиздате, Детгизе, издательствах «Книга», «Иностранная литература». Разработал ряд шрифтов. В годы Великой Отечественной войны — художник армейской газеты «Разгромим врага» (1941–1945), участвовал в выпуске листовок и плакатов, делал фронтовые зарисовки. Занимался экслибрисом (ксилография, линогравюра) и станковой графикой (циклы пейзажей; монотипия).

На рисунке изображен один из женихов, которых приводит на смотрины к Агафье Тихоновне сваха Фёкла Ивановна — экзекутор, коллежский асессор Иван Павлович Яичница. Яичница «такой видный из себя, толстый...» (Н.В. Гоголь. Женитьба. Действие первое, Явление XIII).

«...Яичница (экзекутор). Это человек грубый, материальный; но он живет и служит в Петербурге, — стало быть, не похож на провинциального медведя. Вообще, для хорошего выполнения ролей, созданных Гоголем, актерам всего нужнее — наивность, отсутствие всякого желания и усилия смешить. Если человек имеет смешную или слабую сторону, он тем и возбуждает смех, что не предполагает в себе ничего смешного или странного. В обществе никто не станет стараться смешить других на свой счет, а сцена должна быть зеркалом общества...» (В. Г. Белинский, «Женитьба. Оригинальная комедия в двух действиях, сочинение Н. В. Гоголя (автора „Ревизора“)», «Отечественные записки», 1843 г.)

Почтовая карточка. Первая любовная сцена. Невеста - Н. Латонина, Подколесин - Э. Гарин в кинокартине "Женитьба" Н.В. Гоголя

Почтовая карточка. Первая любовная сцена. Невеста - Н. Латонина, Подколесин - Э. Гарин в кинокартине "Женитьба" Н.В. Гоголя

СССР, г. Ленинград, Киностудия «Ленфильм». Ленгорлит № 1014, Союзфото. 1936
Фотобумага глянцевая, фотопечать ч/б, печать типографская. 9×14 см.
ДГ КП-2706
Ф-279

«Женитьба» — утраченный советский кинофильм 1936 года. Экранизация пьесы Гоголя. Первая режиссёрская работа известнейшего актёра Эраста Гарина. В ролях:
Нина Латонина (1912-1988, балерина, актриса кино) — Агафья Тихоновна
Эраст Гарин (1902-1980, актер театра и кино, режиссёр) — Подколесин;
Степан Каюков (1898-1960, актер театра и кино) — Кочкарёв;
Алексей Матов (1883-1942, эстрадный артист)- Анучкин;
Александр Чекаевский (1905-1963, актер Ленинградского театра драмы им. А.С. Пушкина) — Стариков;
Зоя Федорова (1909-1981, актриса кино) — Дуняша;
Вера Стрешнева (1884-1957, актриса Ленинградского театра драмы им. А.С. Пушкина) — Арина Пантелеймоновна;
Ольга Томилина (1892-1963, актриса Ленинградского театра драмы им. А.С. Пушкина — Фёкла Ивановна;
Константин Гибшман (1884-1942, актер Театра им. Ленсовета) — Жевакин
Александр Лариков (1890-1960, актер Ленинградского Большого драматического театра) — Яичница
Съёмочная группа:
Авторы сценария: Эраст Гарин, Хеся Локшина
Режиссёры-постановщики: Эраст Гарин, Хеся Локшина
Оператор-постановщик: Погорелый Анатолий Иванович
Художник-постановщик: Махлис Исаак Петрович
Звукорежиссёр: Беккер Александр

Экранизация одноименной комедии Н.В. Гоголя, навеянная эстетикой спектакля «Ревизор» и других постановок В.Э. Мейерхольда. Первая режиссерская работа в кино Э.П. Гарина и, по его признанию, лучший фильм в творчестве режиссера. Копия фильма не сохранилась. Из воспоминаний Э.П. Гарина и Х.А. Локшиной: «Последний раз нам, режиссерам, удалось посмотреть ее (картину) в августе 1941 года, т.е. сразу после начала войны. Тогда экземпляр ее еще находился в фильмотеке ВГИКа. Просмотр был прерван начавшейся бомбежкой, а нас попросили перейти в бомбоубежище. Все же картину мы досмотрели. И она произвела на нас впечатление не устаревшей». Известно, что Гарин и Локшина целенаправленно разыскивали свой фильм, запрашивая даже французскую синематеку. Обращались и в ГФФ — после того, как в справочнике «Советские художественные фильмы» обнаружили фильмографическую справку на фильм «Женитьба» без указания о том, что фильм не сохранился" (из книги: Е. Марголит, В. Шмыров «Изъятое кино. 1924-1953», 1995).

Фильм восстановлен на основе монтажных листов, сохранившихся кадров из фильма и фотографий, сделанных во время съёмок. Впервые был показан на фестивале «Кинотавр» в 2006 году в рамках проекта «Возвращённые шедевры». Текст озвучен Александром Негрёбой.

Открытка подготовлена к печати Ленгорлитом, выпуск № 1014 (ленинградское отделение Главлита — органа, осуществлявшего цензуру печатных произведений и защиту государственных секретов в средствах массовой информации). Вышла в издательстве «Ленфильм» и напечатана в Союзфото. В 1931 году была создана государственная организация — трест Союзфото, всесоюзное объединение по централизованному выпуску фотоиллюстраций для газет и журналов, книжных издательств и других потребителей фотоинформации. В соответствии с решением агитпропа ЦК ВКП(б) Союзфото должно было превратиться в центр фотографической пропаганды и агитации, стать «фабрикой снимков» для очередных политических кампаний, выпускать фотоплакаты, открытки, пропагандистские подборки из фото, готовить клише для районной, фабрично-заводской и колхозной прессы. Прекратил свое существование в 1938 г.

В этом выпуске Ленгорлита Союзфото также напечатал 8 фотооткрыток с портретами актеров в ролях и сценами фильма «Женитьба» 1936 года: Эраст Гарин в роли Подколесина; Нина Латонина в роли Агафьи Тихоновны; Степан Каюков в роли Кочкарева; Зоя Федорова в роли Дуняшки и др.

Афиша к художественному фильму "Женитьба" к/с "Ленфильм" 1978 г. Художник: Тедерс Б.Е.

Афиша к художественному фильму "Женитьба" к/с "Ленфильм" 1978 г. Художник: Тедерс Б.Е.

СССР, г. Москва. «Рекламфильм». 1978
Бумага, печать типографская цветная. 64,5×42,7 см.
ДГ КП-2544
Г-1732

Экранизация пьесы Николая Васильевича Гоголя «Женитьба» была поставлена и снята в 1977 году режиссером Виталием Мельниковым. Музыку написал знаменитый композитор, дирижёр, пианист, музыкант-импровизатор, автор музыки ко многим кинофильмам и спектаклям Олег Каравайчук. Оператор Ю. Векслер, художник по костюмам О. Коковкина, художники-декораторы В. Орлов, Ю. Смирнов.

В ролях: Светлана Крючкова — Агафья Тихоновна Купердягина; Алексей Петренко — Иван Кузьмич Подколесин; Олег Борисов — Илья Фомич Кочкарё; Владислав Стржельчик — Иван Павлович Яичница, Борислав Брондуков — Никанор Иванович Анучкин; Евгений Леонов — Бальтазар Бальтазарович Жевакин; Майя Булгакова — Арина Пантелеймоновна; Валентина Талызина — Фёкла Ивановна, сваха.

Рисунок для афиши фильма работы художника Б. Тедерс. Тедерс Борис Евгеньевич (1926-1993) — советский художник-график, плакатист. Член союза художников СССР. Участвовал в Великой Отечественной войне. Жил в Москве. Занимался станковой графикой. Выполнил социальный плакат «Грудному ребенку место в яслях, а не в тундре» (1967). Сотрудничал с издательством «Рекламфильм», исполнял киноплакаты. Автор плакатов к фильмам: «Огниво» (1960), «181 не отвечает» (1960), «Орлиный остров» (1961), «Миллион за Лауру» (1976), «Двадцать дней без войны» (1977), «Суета сует» (1979).

Афиша к художественному фильму "Женитьба" к/с "Ленфильм" 1978 г. Художник: Лобанова И.

Афиша к художественному фильму "Женитьба" к/с "Ленфильм" 1978 г. Художник: Лобанова И.

СССР, г. Москва. «Рекламфильм». 1978
Бумага, печать типографская цветная. 58×40,2 см.
ДГ КП-2547
Г-1735

Афишу для фильма создала Ирина Лобанова (?-1984) — советский художник-график, плакатист. В 1980-х гг. жила в Ленинграде. С начала 1970-х годов сотрудничала с издательством «Рекламфильм», нарисовала более сотни киноплакатов в том числе к комедиям и детским фильмам («Ослиная шкура», 1982; «Возвращение с орбиты», 1984).

Программа театральная спектакля "Женитьба" Н.В. Гоголя. Московский драматический театр на Малой Бронной. Пост. А. Эфроса. - СССР, Москва, 1975.

Программа театральная спектакля "Женитьба" Н.В. Гоголя. Московский драматический театр на Малой Бронной. Пост. А. Эфроса. - СССР, Москва, 1975.

Бумага глянцевая, печать типографская. 19,8×14 см.
ДГ КП-2269
КД-633

Премьера спектакля «Женитьба» на сцене театра на Малой Бронной в постановке А.В. Эфроса состоялась в 1975 году.
История Московского драматического театра начинается в 1945-м году. Основу новой труппы составили актеры разных столичных театров и несколько выпускников театрального училища им. М.С. Щепкина. В 1962 году состоялся переезд театра по новому адресу: дом 4 по Малой Бронной улице, где до революции находился клуб московских извозчиков, затем студенческий клуб, концертный зал, клуб торгово-промышленных служащих. И театр стал называться Московский драматический театр на Малой Бронной.

Главным режиссером здесь с 1966 по 1984 работал А.Л. Дунаев, а затем в театр был приглашен штатным режиссером А. Эфрос, который пришел с двенадцатью актерами-единомышленниками из театра Ленинского комсомола и прослужил в театре на Малой Бронной с 1967 по 1984 гг. В 1970-1980-е годы театр стал одним из самых популярных в Москве, много гастролировал, удостаивался почетных наград международных фестивалей. Режиссерский метод Эфроса получил мировое признание. Анатолий Васильевич Эфрос (1925-1987) еще при жизни стал легендой российского театра. Его спектакли на сценах ЦДТ, Ленкома, МХАТа, Театра на Малой Бронной, Театра на Таганке поражали современников своей оригинальностью и самобытностью. Эфрос был просто не способен поставить тот или иной спектакль так, как ставили раньше: «Я могу поставить лишь так, как сегодня чувствую сам». И потому его спектакли, всегда отражали состояние современного общества, даже если Эфрос брался за постановку Шекспира или Мольера, Гоголя или Тургенева, Толстого или Чехова.

«Анатолий Эфрос предложил „Женитьбу“ Гоголя „не оводевиливать“, как привыкли, а „ошинелить“. То есть рассмотреть лицо „страдающего брата“ в её комических героях и строить их общение с залом „на равных“, чтоб сострадание составило его основу. Ситуация жизненного выбора с последующим отказом героя от общепринятой линии жизни были поняты в спектакле на уровне экзистенциальной проблематики, и гоголевская „Женитьба“ стала открытием в трагическом театре Эфроса». (https://studfile.net/preview/1792355/page:8/)

Комплект грампластинок со спектаклем по пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба»

Комплект грампластинок со спектаклем по пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба»

СССР, Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия», Апрелевский завод
Винил, бумага, литье, печать типографская. Диам.: 30 см.
ДГ НВ-90 — НВ-91

Апрелевский завод грампластинок находился в городе Апрелевка Московской области. Завод основал в 1910 году русский промышленник немецкого происхождения Готлиб Генрих Карл Молль. После Октябрьской революции завод был национализирован. В начале 1930-х годов завод стал главным производителем грампластинок в СССР. В 1952 году освоили выпуск долгоиграющих грампластинок, а в 1961 году начался выпуск первых стереофонических пластинок. В 1964 году была создана Всесоюзная фирма «Мелодия». Многим знаком ее знаменитый логотип — пластинка, раскручивающаяся в букву «М», которая взмывает вверх космическим спутником. «Мелодия» объединяла основные мощности по записи, производству и дистрибуции грампластинок: пять заводов — Апрелевский, Ногинский, Ташкентский, Рижский и Ленинградский; пять студий грамзаписи в Москве, Ленинграде, Риге, Вильнюсе и Таллине, а также торговые сети, раскинувшиеся по всей стране.

Начиная с 1960-х годов ассортимент, выпускаемый фирмой «Мелодия», расходился миллионными тиражами. Это были записи симфонической, эстрадной и народной музыки, лекций, сборники поэзии и прозы. Активно издавались пластинки с произведениями мировой литературы в исполнении известных советских артистов или записи радиоспектаклей. Так в 1966 году на Апрелевском заводе был выпущен комплект из двух пластинок с радиоспектаклем «Женитьба» Н.В. Гоголя в постановке Осипа Наумовича Абдулова (1900-1953, советский актёр театра и кино, режиссёр). Запись радиоспектакля осуществлена в 1952 году, в нем задействованы артисты московских театров. В ролях:
Елена Шатрова (1892-1976, актриса Малого театра) — Агафья Тихоновна, купеческая дочь, невеста;
Лидия Орлова (1892-1963, актриса Малого театра) — Арина Пантелеймоновна, ее тетка;
Евдокия Турчанинова (1870-1963, актриса Малого театра)- Фекла Ивановна, сваха;
Михаил Яншин (1902-1976, актер МХАТа)- Подколесин, надворный советник;
Борис Ливанов (1904-1972, актер МХАТа) — Кочкарев, его друг;
Осип Абдулов — Яичница, экзекутор;
Виктор Кольцов (1898-1978, актер театра им. Е.Б. Вахтангова) — Анучкин, отставной пехотный офицер;
Ростислав Плятт (1908-1989, актер Театра им. Моссовета) — Жевакин, моряк;
Раиса Губина (1927-1978, актриса Московского театра имени М.Н. Ермоловой) — Дуняша, девочка в доме;
Николай Дорохин (1905-1953, актер МХАТа) — Стариков, гостинодворец;
Александр Ханов (1904-1983, актер Театра Революции, ныне Московский театр им. Вл. Маяковского) — Степан, слуга Подколесина;
Алексей Зубов (1915-1996, актер Театра им. Моссовета) — Извозчик;
Борис Иванов (1920-2002, актер Театра им. Моссовета) — пояснительный текст

Яндекс.Метрика