«Два века гоголеведения: книжные издания из коллекции Редкая книга»

15 августа — 30 сентября 2023

Литературное, и не только, значение Гоголя огромно. Еще при жизни писателя стали выходить исследования и статьи о его жизни и творчестве. В музейной коллекции «Редкая книга» храниться собрание изданий, посвященных великому русскому писателю, выпускавшихся на протяжении более чем 150-ти лет. Так на выставке представлено первое издание книги врача А.Т. Тарасенкова «Последние дни жизни Н.В. Гоголя» 1857 года. Можно увидеть «Материалы для биографии Гоголя» Владимира Ивановича Шенрока (1853–1910), почти вся литературная и ученая деятельность которого посвящена изучению жизни и творчества Н. В. Гоголя. В коллекции множество изданий конца XIX - начала XX вв., посвященные различным аспектам творчества Гоголя и его биографии. Среди них «Гоголь. Очерк из истории русской повести и драмы» Н. Котляревского, «История моего знакомства с Гоголем с включением всей переписки с 1832 по 1852 годы» С.Т. Аксакова, «Гоголь. Жизнь, творчество и религия» Д.С. Мережковского.

Большой пласт литературоведческих книг приходится на середину и конец XX века, изданных не только в нашей стране, но и за рубежом (на выставке показаны китайское, итальянское, норвежское издания с монографиями о Гоголе ученых-литераторов этих стран). Среди них, редко встречающиеся, библиографические указатели (списки опубликованных документов: книг, газетных и журнальных статей и т. п., объединённых каким-либо признаком, в нашем случае - именем исторического лица), посвященные жизни и творчеству Гоголя. Один из указателей издан в 1951 году в Чехословакии.

В наше время продолжается изучение творчества Николая Васильевича Гоголя, интерес к его личности и таланту не иссякает и на выставке представлены работы, написанные и изданные уже в XXI веке.

Шенрок В.И. Материалы для биографии Гоголя. Т. II. - Москва: Типография А.И. Мамонтова и К., 1893

Шенрок В.И. Материалы для биографии Гоголя. Т. II. - Москва: Типография А.И. Мамонтова и К., 1893

Бумага, печать типографская, переплет, тиснение, позолота. 22,3×16×2,4 см.
ДГ КП-43
КД-13

Почти вся литературная и ученая деятельность Владимира Ивановича Шенрока (1853–1910) — русского писателя, историка литературы, посвящена изучению жизни и творчества Н. В. Гоголя. Родился в Рязани, учился в Рязанской гимназии. В1875 году окончил историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. В 1875-1877 годах преподавал в тульской гимназии, затем перешёл в 3-ю Московскую гимназию, в которой проработал до 1902 года. Оставив преподавание в гимназии, перешёл на должность помощника инспектора в Московский университет. В многочисленных журнальных статьях и отдельных книгах Шенрок описывал различные периоды жизни Гоголя. Все свои работы о Гоголе он объединил в монументальных «Материалах для биографии Гоголя» в четырех томах. В первом томе автор рассказывает о предках писателя, ученических годах и первых годах жизни в Санкт-Петербурге. Во втором томе, увидевшем свет в 1893 г., раскрывается «духовная природа» писателя и рассказывается о жизни Гоголя в начале тридцатых годов XIX века, уделяя внимание его драматургии.

Тарасенков А.Т. Последние дни жизни Н.В. Гоголя. - Санкт-Петербург: Типография Королева и Комп. 1857

Тарасенков А.Т. Последние дни жизни Н.В. Гоголя. - Санкт-Петербург: Типография Королева и Комп. 1857

Бумага, печать типографская, брошюровка. 25,3×17,6×0,4
ДГ КП-182
КД-52

Алексей Терентьевич Тарасенков (1813-1873) был врачом Московской дворцовой конторы (1840-58), ординатором московской детской больницы (1842-43), в 1853-58 гг. старшим главным врачом больниц Шереметевской и полицейско-арестантской. Публиковал статьи в специальных медицинских журналах. Отдельно изданы: «О том, как излечиваются болезни и что называется лекарством» (М., 1850), «Историческая записка о состоянии и деятельности физико-медицинского общества за первые 50 лет» (М., 1856), «Историческое описание больницы гр. Шереметева в Москве» (М., 1859). В 1851-52 гг. Тарасенков по просьбе графа А.П. Толстого (в доме которого писатель прожил последние годы) осматривал Н.В. Гоголя во время его болезни и в 1857 году издал брошюру «Последние дни жизни Н.В. Гоголя».

Аксаков С.Т. История моего знакомства с Гоголем с включением всей переписки с 1832 по 1852 годы. - Москва: тип. М.Г. Волчанинова, 1890

Аксаков С.Т. История моего знакомства с Гоголем с включением всей переписки с 1832 по 1852 годы. - Москва: тип. М.Г. Волчанинова, 1890

Бумага, кожа, печать типографская, переплет. 26,5×17,5×1,5 см.
ДГ КП-293
КД-65

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791- 1859) — русский писатель, чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист.
Воспоминания о Гоголе Аксаков писал весь остаток жизни и так и не успел довести эту работу до конца. Написанная часть мемуаров охватывает период знакомства с 1832 по 1842 год. Её дополняет переписка отца и детей Аксаковых с Гоголем в последующие годы с небольшими комментариями Сергея Тимофеевича. Полностью «История моего знакомства с Гоголем» увидела свет только в 1890 году, именно это издание представлено на выставке.
Над мемуарами автор начал работать в 1852 году. Смерть Гоголя сильно потрясла Аксакова: великий писатель сыграл колоссальную роль в его судьбе, содействовал рождению в нем выдающегося художника-реалиста. «Я погружен в одно занятие: я пишу или диктую о Гоголе. Я сначала писал без плана, что приходило мне в голову, но потом начал писать «Историю моего знакомства с Гоголем», — сообщал он друзьям. Он считал Гоголя самым большим писателем современности. Хотя и не мог оценить его с такой политической остротой, как Белинский, но сердцем художника сразу ощутил, что в литературу вошел писатель огромного масштаба, призванный совершить переворот в искусстве. Не удивительно, что своим мемуарам Аксаков придавал исключительное значение. «Это пишется искренне — следственно, для потомства», — заметил он.

Аристов Н.Я. Сочинения Н.В. Гоголя со стороны отечественной науки: две статьи.- Санкт-Петербург: Издание Книгопродавца Н.Г. Мартынова, 1887

Аристов Н.Я. Сочинения Н.В. Гоголя со стороны отечественной науки: две статьи.- Санкт-Петербург: Издание Книгопродавца Н.Г. Мартынова, 1887

Бумага, картон, коленкор, кожа, печать типографская, переплет. 21,8×14,7×1 см.
ДГ КП-2729
КД-748

Николай Яковлевич Аристов (1834-1882) — русский историк и публицист, профессор. Разделял народнические и просветительские взгляды. Ряд работ посвящён русскому народному творчеству. Преподавал русскую историю в Казанском (1867-1869), Варшавском (1869-1873; профессор — с 29 мая 1871) и Харьковском (1873-1875) университетах, в Нежинском историко-филологическом институте (1875-1882). Изучал развитие русской исторической науки, народный быт и фольклор. Одним из первых обратился к изучению экономической истории времён Киевской Руси. Занимался также исследованием древнерусских летописей. Посвятил основательную работу историческому значению творчества Николая Васильевича Гоголя.

Маркевич А.И. Заметка о псевдониме Н.В. Гоголя "Рудый Панько": отдельный оттиск из Известий Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук. Т. 3. - Санкт-Петербург: Типография императорской Академии Наук. 1898

Маркевич А.И. Заметка о псевдониме Н.В. Гоголя "Рудый Панько": отдельный оттиск из Известий Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук. Т. 3. - Санкт-Петербург: Типография императорской Академии Наук. 1898

Бумага, печать типографская, склеивание. 24×16,1
ДГ КП-998
КД-150

В статье А.И. Маркевича говорится о выборе псевдонимов для себя Н.В. Гоголем и о том, как часто в них вкладывается содержание, связывающее псевдоним с личностью избравшего его писателя.
Арсений Иванович Маркевич (1855-1942) — русский и советский историк Крыма, архивист, археолог, этнограф, член-корреспондент АН СССР (1927); один из основателей Таврической учёной архивной комиссии. Со времени учреждения Таврической учёной архивной комиссии (1887), Маркевич долгое время был в ней правителем дел, с ноября 1908 года — председателем. Состоял редактором «Известий Таврической учёной архивной комиссии». В 1894, 1898 и 1902 годах были напечатаны три выпуска универсального указателя печатных материалов о Крыме — «Taurica», которые до сих пор являются ценнейшим универсальным библиографическим указателем литературы о Крыме. Предметом его особого интереса была тема «Крым в российской поэзии». Им собраны данные о пребывании в Крыму А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского, декабристов-литераторов. В 1902 году исполнялось 50 лет со дня кончины Гоголя. В этой связи на заседании Таврической учёной архивной комиссии 25 февраля 1902 года Арсений Иванович Маркевич выступил с докладом «Н.В. Гоголь в Крыму».

Котляревский Н.А. Николай Васильевич Гоголь 1829-1842: очерк из истории русской повести и драмы.- Второе испр. изд. - Санкт-Петербург. Типография М.М. Стасюлевича, 1908

Котляревский Н.А. Николай Васильевич Гоголь 1829-1842: очерк из истории русской повести и драмы.- Второе испр. изд. - Санкт-Петербург. Типография М.М. Стасюлевича, 1908

Бумага, коленкор, позолота, печать типографская, переплет, тиснение. 23×16,4×3 см.
ДГ КП-67
КД-22

Нестор Александрович Котляревский (1863-1925) — выдающийся ученый, историк литературы, профессор, почетный член Академии наук. Учился в коллегии Павла Галагана и на историко-филологическом факультете Московского университета, а затем в Сорбонне. Первый директор Пушкинского дома. Нестор Котляревский стремился каждый литературный памятник оценивать прежде всего как исторический документ своей эпохи, а также как документ, объясняющий психический настрой поэта и литератора. Он полагал, что «художник всегда сын своего времени, и, если мы хотим, насколько это возможно, разгадать его душу, мы должны уловить прежде всего „дух“ его времени». Котляревский исходил именно из этих принципов, работая над монографией о Николае Васильевиче Гоголе. В этой книге предложена не событийная биография Гоголя, но история развития его творчества, история того или иного из его литературных произведений «на фоне» эпохи. О каком бы гоголевском произведении ученый ни писал, его интересуют параллели, истоки и традиции этого произведения, что свидетельствует о тематическом или проблемно-тематическом подходе к материалу. В связи с «Тарасом Бульбой» Котляревский рассматривает развитие русской исторической повести (Пушкин, Бестужев-Марлинский, Загоскин и др.), в связи с «Ревизором» автор обращается к комедии XVIII века («Недорослю» Фонвизина и «Ябеде» Капниста), водевилю и легкой комедии первой трети XIX века и т.д. Хронологический рубеж монографии — окончание первого тома «Мертвых душ». Н. Котляревский видел свою задачу в том, чтобы «восстановить с возможной полнотой историю психических движений этой загадочной души художника» и, во-вторых, исследовать ту взаимную связь, которая объединяет творчество Гоголя с творчеством предшествовавших и современных ему писателей.

Мережковский Д.С. Гоголь. Жизнь, творчество и религия.- Санкт-Петербург: Пантеонъ, 1909

Мережковский Д.С. Гоголь. Жизнь, творчество и религия.- Санкт-Петербург: Пантеонъ, 1909

Бумага, коленкор, переплет, печать типографская. 18×13×2,2 см.
ДГ КП-2689
КД-733

Автор исследования Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865- 1941) русский писатель, поэт, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель. Один из основателей русского символизма и яркий представитель Серебряного века. Впервые книга Мережковского, посвященная великому писателю, была опубликована в 1906 году и называлась «Гоголь и чёрт». А уже второе издание этой работы (представлена на выставке) вышла в 1909 году с названием «Гоголь. Творчество, жизнь и религия». Используя субъективно-художественный метод и весь арсенал новейшей европейской и отечественной философско-религиозной мысли, понятий и категорий, Д.С. Мережковский несколько лет занимался изучением Гоголя. И на первый план была выведена не жизнь писателя, а его творчество, именно в творчестве Гоголя Мережковский увидел ключ к разгадке его личности.

Ермаков И.Д. Очерки по анализу творчества Н.В. Гоголя (Органичность произведений Гоголя).- Москва-Петроград: ГИЗ, 1924.- (Психологическая и психоаналитическая библиотека под ред. Проф. И.Д. Ермакова. Серия по художественному творчеству. Вып. XVI)

Ермаков И.Д. Очерки по анализу творчества Н.В. Гоголя (Органичность произведений Гоголя).- Москва-Петроград: ГИЗ, 1924.- (Психологическая и психоаналитическая библиотека под ред. Проф. И.Д. Ермакова. Серия по художественному творчеству. Вып. XVI)

Бумага, печать типографская, переплет. 23,5×15,7×1 см.
ДГ КП-40
КД-10

И. Д. Ермаков (1875- 1942) — русский и советский психиатр, психолог, художник и литературовед, один из пионеров психоанализа в Советской России. С 1921 по 1925 годы под редакцией И. Д. Ермакова издавалась «Психологическая и психоаналитическая библиотека», в которой были изданы переводы многих трудов Фрейда и ряда других психоаналитиков. Для И.Д. Ермакова, человека чрезвычайно разностороннего, эрудированного и интересовавшегося искусством с ранних лет, обращение к литературе, попытка исследовать творчество писателей в русле психоанализа были закономерными. В 1913-1915 годах — период, когда у него формируются психоаналитические интересы, — он обращается к анализу творчества Н.В. Гоголя. Он пишет работу «Психология творчества Гоголя», в которой затрагивает такие темы, как: болезнь Гоголя, значение отца и матери в его жизни, черты характера, двойственность, мечта и действительность, женское и, наконец, юмор Гоголя. В 1920-е годы он анализирует повести «Страшная месть», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Шинель», «Нос», «Записки сумасшедшего», роман «Мертвые души». И.Д. Ермаков пишет: «Цель изучения произведений Гоголя <...> сводится не только к тому, чтобы раскрыть в них то, что, являясь примитивнейшим, общечеловеческим способом познания мира, называется символическим мышлением; помимо такой основы, на которой строится всякое художественное произведение, в нем можно обнаружить и более сложные, и более значительные культурные наслоения и ценности, далеко уже отошедшие от примитивного мышления и от примитивной извечной борьбы душевных сил».

Виноградов В.В. Гоголь и натуральная школа.- Ленинград: Культурно-просветительное трудовое товарищество "Образование", 1925

Виноградов В.В. Гоголь и натуральная школа.- Ленинград: Культурно-просветительное трудовое товарищество "Образование", 1925

Бумага, печать типографская, брошюровка нитью. 18,3×13,8 см.
ДГ КП-2726
КД-745

Книга выпущена в 1925 г. в издательстве культурно-просветительного трудового товарищества «Образование». «Образование» — научное издательство, существовало с 1909 по 1930 гг. в Петербурге — Ленинграде. При участии видных ученых в нем было издано 200 монографий и учебников, преимущественно по естественным наукам. В них, в том числе и в представленной книге В.В. Виноградова, печатали универсальный экслибрис. Этот экслибрис в 1910 году создал Г.И. Нарбут (известный художник-график и иллюстратор) по заказу издательства (в дальнейшем издательство исказило экслибрис без ведома автора).
Виктор Владимирович Виноградов (1895-1969) — советский лингвист-русист и литературовед, доктор филологических наук, академик АН СССР, основоположник крупнейшей научной школы в языкознании. Книга В. В. Виноградова «Гоголь и натуральная школа» была задумана как обзорный очерк, посвященный текущим итогам и проблемам изучения творчества Н. В. Гоголя. Однако значение данной работы гораздо шире. По существу, она впервые в русской литературной науке наметила пути подлинно исторического изучения произведений этого писателя, изучения, опирающегося не на интуитивные, хотя и весьма глубокие, прозрения (как у символистов), а на факты и тщательный текстовый анализ.

Иванова-Артюхова А.В. Iлюстратори М. В. Гоголя = Иллюстраторы Н. В. Гоголя / Українский науковий iнститут книгознавства = Украинский научный институт книговедения.- Киев: Держтрест "Київ-Друк", 1927

Иванова-Артюхова А.В. Iлюстратори М. В. Гоголя = Иллюстраторы Н. В. Гоголя / Українский науковий iнститут книгознавства = Украинский научный институт книговедения.- Киев: Держтрест "Київ-Друк", 1927

Бумага, печать типографская, брошюровка. 26,5×18,2×0,3.
ДГ КП-2593
КД-716

В книге А.В. Ивановой-Артюховой проводится анализ иллюстративного материала к произведениям Н. В. Гоголя, начиная с 60-х годов XIX в. по 20-е годы XX века. Говорится о художниках, связавших свое имя с именем Н. В. Гоголя, таких как А. Агин, П. Боклевский, К. Трутовский, Б. Кустодиев, Г. Нарбут, В. Масютин и др. Составлен именной указатель художников, упоминаемых в тексте.
Аделаида Владимировна Иванова-Артюхова (1903-1936), искусствовед, музейный работник. В 1916 году окончила Киевскую женскую гимназию. Училась на факультете искусствоведения Киевского археологического института. В 1923–1924 годы продолжила учебу в отделе истории искусства Киевской академии искусства. Работала во Всеукраинском историческом музее им.Т. Шевченко (ВИМ). В Украинском научном институте Книги устраивала выставку иллюстраторов книг Н.В. Гоголя.

Гиппиус В.В. Гоголь.- Москва: Федерация, 1931

Гиппиус В.В. Гоголь.- Москва: Федерация, 1931

Бумага, картон, переплет, печать типографская цветная. 20,5×15×2,8 см.
ДГ КП-2582
КД-708

Василий Васильевич Гиппиус (1890-1942) — русский поэт и переводчик, литературовед. Относительный поэтический неуспех привёл к тому, что Василий Васильевич сосредоточил свои силы на литературоведческой работе. Постепенно его интерес с поэзии переключается на историю русской литературы. Ввиду начала Первой мировой войны Василий Гиппиус по мобилизации был направлен в качестве санитара на Юго-Западный фронт. Позднее, в 1916 году, с фронта он был направлен в тыл, в Киев, в распоряжение Красного Креста. Здесь завязались его научные связи с Киевским университетом — он работает в местном историко-литературном обществе, начинается его плодотворная работа над биографией и творчеством Николая Васильевича Гоголя. В 1922 году учёному предлагают занять кафедру русской литературы Пермского университета. С этого времени и до 1930 года он работает профессором, ведёт лингвистические курсы, семинары по Гоголю и Салтыкову-Щедрину. В 1924 году в Ленинграде выходит его главный труд — монография «Гоголь», — результат его многолетних изысканий по изучению биографии писателя. Академия наук СССР пригласила его стать научным сотрудником Института русской литературы, и учёный вернулся в Ленинград для работы в Пушкинском Доме. В. В. Гиппиус долгие годы координировал в Пушкинском Доме исследования по биографии и текстологии Гоголя. Данная книга является библиографической редкостью — это второе издание работы В.В. Гиппиуса (первое вышло в 1924 г. в издательстве «Мысль»).

Белый А. Мастерство Гоголя. Исследование / предисл. Л. Каменева; оформ. Л.Р. Мюльгаупта. - Москва-Ленинград: ОГИЗ ГИХЛ, 1934.

Белый А. Мастерство Гоголя. Исследование / предисл. Л. Каменева; оформ. Л.Р. Мюльгаупта. - Москва-Ленинград: ОГИЗ ГИХЛ, 1934.

Бумага, картон, печать типографская, переплет. 23×16×1,5 см.
ДГ КП-2757
КД-757

Представлена первая публикация работы А. Белого. Андрей Белый (настоящее имя Борис Николаевич Бугаев; 1880- 1934) — русский писатель, поэт, критик, мемуарист, стиховед; один из ведущих деятелей русского символизма и модернизма в целом. Его книга «Мастерство Гоголя. Исследование» имела сложную, драматичную судьбу. Идею Андрей Белый сформулировал еще в журнальной статье 1909 года, а затем в течение десятилетий вынашивал свой замысел. Выхода книги в свет писатель не дождался: он умер в январе 1934 года, а буквально в конце того же года, 21 декабря, она была подписана к печати с предисловием Льва Каменева (1883-1936, российский революционер, советский партийный и государственный деятель, видный большевик, один из старейших соратников Ленина). Над оформлением издания работал художник Лев Ричардович Мюльгаупт (1900-1986) — график, гравер, иллюстратор, живописец, ученик В. Фаворского и Л. Бруни. Образ Гоголя на переплете дополняется галереей персонажей сюжетного форзаца, по праву вошедшего в историю книжного искусства.
«Книга [...] остается до сих пор недооцененным и до конца необъясненным вкладом в изучение великого писателя. [...] Поражает и замечательная строгость в оценке Белым своего труда — такое встречается не часто: к „завоевателям новой науки“ он себя не относит, но лишь к скромным „собирателям сырья“. Каменев как автор предисловия согласился с этими словами, и в таком совпадении оценки и самооценки невольно видится предвестие трудной судьбы настоящей книги. Каменев (повторим еще раз: при очень сочувственном отношении к работе) не упускает случая упрекнуть ее автора в формализме: „...все эти, удачные и неудачные, сопоставления даются без всякой связи с темой, задачей, направлением рассматриваемых произведений“. Андрей Белый сдавать позиций не собирается, но, возможно, чувствуя неподготовленность аудитории, относит признание своего опыта к далекому будущему».
Ю. В. Манн. Из предисловия к переизданию книги Андрея Белого «Мастерство Гоголя». М.: Книжный Клуб Книговек, 2011.

Адамс В. Идиллия Н.В. Гоголя "Ганц Кюхельгартен" в свете его природоописаний. - Тарту: Госиздат "Научная литература", 1946.

Адамс В. Идиллия Н.В. Гоголя "Ганц Кюхельгартен" в свете его природоописаний. - Тарту: Госиздат "Научная литература", 1946.

Бумага, печать типографская, брошюровка. 23,9×17×0,4 см.
ДГ КП-1112
КД-232

Работа В. Адамса посвящена первому произведению Н.В. Гоголя — поэме «Ганц Кюхельгартен», написанной им ещё в Нежинской гимназии в 1827 году. Автор исследует юношескую идиллию Гоголя с точки зрения филологического изучения материала с упором на анализ природоописаний. Статья издана в Тарту в 1946 году в одном из выпусков Ученых записок Тартуского государственного университета.
Валмар Адамс (Владимир Карл Мориц Адамс; 1899- 1993) — эстонский поэт, литературовед. Родился в Петербурге, в семье прибалтийских немцев. В 1909 году переехал в Тарту. Учился в Тартуском университете на отделении эстонской филологии и получил степень магистра эстонской и общей литературы. Начиная со студенческих лет, Адамс активный участник русской и эстонской литературной жизни. С 1940 г. — на преподавательской работе в Тартуском государственном университете. В 1947 году он добился образования кафедры русской литературы и был её единственным преподавателем и заведующим, где проработал до 1974 года. Как литературовед главным образом занимался изучением русской литературы XIX и начала XX вв. Автор многочисленных исследований и статей о Пушкине, Кюхельбекере, Лермонтове, Гоголе, Блоке и других писателях, о восприятии их творчества в Эстонии, а также составитель сборников эссе, афоризмов, философских и литературных маргиналий.

Николай Васильевич Гоголь: рекомендательный указатель литературы / сост. Е.С. Смирнова-Чикина; под общ. ред. Н.Л. Бродского.- Москва: Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина, 1947.- (Великие русские писатели. Вып. 7)

Николай Васильевич Гоголь: рекомендательный указатель литературы / сост. Е.С. Смирнова-Чикина; под общ. ред. Н.Л. Бродского.- Москва: Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина, 1947.- (Великие русские писатели. Вып. 7)

Бумага, печать типографская, брошюровка на скрепках. 17,6×12,5×1 см.
ДГ КП-2954
КД-801

Библиографический указатель издан в 1947 году Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина (ныне РГБ — Российская государственная библиотека) в серии «Великие русские писатели». Материал указателя разбит на несколько разделов, в которых в хронологическом порядке собраны и перечислены следующие аннотированные издания: произведения Н.В. Гоголя; книги о его жизни и творчестве; Гоголь на сцене; Гоголь в изобразительном искусстве.

Н.В. Гоголь и литература народов СССР: библиографический указатель / сост. Г.В. Самойленко, Е.Н. Михальский. - Нежин: Нежинская городская типография, 1984

Н.В. Гоголь и литература народов СССР: библиографический указатель / сост. Г.В. Самойленко, Е.Н. Михальский. - Нежин: Нежинская городская типография, 1984

Бумага, бумага плотная, печать типографская, брошюровка. 20,4×14,7×0,7 см.
ДГ КП-2167
КД-596

Библиографический указатель, в котором перечислены работы, изданные до 1984 года и посвященные влиянию творчества Н.В. Гоголя на литературу народов СССР. Указатель подготовлен к публикации Нежинским государственным педагогическим институтом.
В 1820 году состоялось торжественное открытие Гимназии высших наук князя Безбородко в г. Нежин Черниговской губернии. Известен тем, что в нем с 1821 по 1828 годы учился великий русский писатель Н.В. Гоголь. Существовал под разными названиями, ныне — Нежинский государственный университет имени Н. В. Гоголя.

Храпченко М.Б. "Мертвые души" Н.В. Гоголя. - Москва: Издательство АН СССР, 1952. - С дарственной надписью от автора Д.Д. Благому

Храпченко М.Б. "Мертвые души" Н.В. Гоголя. - Москва: Издательство АН СССР, 1952. - С дарственной надписью от автора Д.Д. Благому

Бумага, картон, коленкор, печать типографская, переплет, тиснение золотое. 22,5×15×1,6 см.
ДГ КП-1796
КД-530

Монография М Б Храпченко издана в 1952 году и посвящена знаменитой поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Автор не только исследует это произведение, но и раскрывает сильное влияние «Мертвых душ» на развитие русского социального романа с его пафосом беспощадного анализа социальных противоречий современной жизни. Пишет о том, как многими нитями поэма связана со всем последующим развитием русской литературы второй половины XIX века.
Михаил Борисович Храпченко (1904-1986) — советский государственный и общественный деятель, председатель Комитета по делам искусств, Герой Социалистического Труда, специалист по истории и теории литературы. Книга подарена автором Д.Д. Благому. Дмитрий Дмитриевич Благой (1893-1984) — русский советский историк литературы, литературовед, пушкинист.

Анненкова Е.И. Гоголь и русское общество. - Санкт-Петербург: Издательство "Росток", 2012.

Анненкова Е.И. Гоголь и русское общество. - Санкт-Петербург: Издательство "Росток", 2012.

Картон, бумага, печать типографская цветная, переплет. 21,2×15,5×4,2 см.
ДГ КП-2276
КД-639

Автор — Анненкова Елена Ивановна (род. 1946) — литературовед, доктор филологических наук. Профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А.И. Герцена. Область научных интересов: творчество Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. Т. Аксакова; русская общественная мысль XIX в. (славянофилы, западники). Гоголю посвящены монографии: Гоголь и декабристы (Творчество Н. В. Гоголя в контексте литературного движения 30-40-х гг. XIX в.), 1989; Путеводитель по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», 2010.
В представленной монографии творчество Гоголя рассматривается в широком контексте русской художественной литературы и общественной мысли, при этом предметом изучения являются не только непосредственные контакты писателя с его современниками, но и те нередко непредсказуемые сближения в развитии русской мысли, которые были обусловлены как историческим движением отечественной культуры, так и индивидуальным духовным развитием того или иного литератора, философа, общественного деятеля. В творческом пути Гоголя просматривается внутренняя взаимосвязь с такими явлениями как русский европеизм, русский католицизм, западничество, славянофильство, одновременно духовное развитие писателя и его поэтика предстают как подтверждение православного фундамента русской литературы. Наряду с известными художниками и мыслителями XIX в. «персонажами» книги являются остававшиеся в тени современники писателя, общением с которыми он дорожил.

Отрошенко В.О. Гоголиана и другие истории. - Москва: Издательство Ольги Морозовой, 2013. - С дарственной надписью "Дому Гоголя" от автора

Отрошенко В.О. Гоголиана и другие истории. - Москва: Издательство Ольги Морозовой, 2013. - С дарственной надписью "Дому Гоголя" от автора

Бумага, картон, печать типографская, переплет, тиснение. 19,4×13,1×2 см.
ДГ КП-2385
КД-665

Владислав Олегович Отрошенко (род. 1959) — русский писатель и эссеист. Член ПЕН-Клуба и Союза российских писателей. Печатает прозу и эссеистику во многих известных российских и зарубежных журналах. Произведения переведены на одиннадцать иностранных языков. Лауреат множества премий в России и за рубежом. Выступал с докладами и лекциями по литературе в университетах Франции и Италии. Книга «Гоголиана и другие истории» в 2014 году заняла 1 место и получила золотую медаль на Пятом Берлинском Международном конкурсе «Лучшая книга года 2014». «Гоголиана» и «Тайная история творений» — две книги под одной обложкой, на¬писанные в феноменальном для отечественной литературы жанре. Это сплав высококлассной художественной прозы и сюжетной эссеистики — произведения, в которых вымысел предстает как реальность, а достоверные факты производят впечатление фантасмагории.

Видугирите И. Географическое воображение: Гоголь / ил. Г. Йонайтис. - Вильнюс: Вильнюсский университет; "Petro ofsetas", 2015.

Видугирите И. Географическое воображение: Гоголь / ил. Г. Йонайтис. - Вильнюс: Вильнюсский университет; "Petro ofsetas", 2015.

Бумага, бумага плотная, печать типографская цветная, переплет, склеивание. 23,9×16,9×1,8 см.
ДГ КП-2393
КД-670

Инга Видугурите — доцент кафедры русской филологии Вильнюсского университета, старший научный сотрудник Центра семиотики и теории литературы им. А.Ж. Греймаса. Автор ряда исследований различных аспектов творчества Н.В. Гоголя. В настоящей монографии представлена тема «Гоголь и география», географическая тема в творчестве Гоголя рассматривается на фоне географических представлений начала XIX века в их отношениях с литературой и философией немецкого романтизма. Связь между географией и литературой концептулизируется через понятия географического воображения и географической оптики. Анализируются гоголевские пейзажи, созданные с опорой на географические источники, позволяющие определить смену режимов в прозе писателя. Книга является редкостью, тираж составляет 150 экземпляров.

Nicolaj Vasiljevic Gogol = Николай Васильевич Гоголь: к столетию со дня кончины писателя. - Прага: Изд. Государственной библиотеки, 1951. - (Библиографический каталог ЧСР).- На чешском языке

Nicolaj Vasiljevic Gogol = Николай Васильевич Гоголь: к столетию со дня кончины писателя. - Прага: Изд. Государственной библиотеки, 1951. - (Библиографический каталог ЧСР).- На чешском языке

Бумага, печать типографская. 21,5×15,7×0,3 см.
ДГ КП-2185
КД-614

В 1950-е — 1980-е гг. в Чехословацкой Республике функции национального библиографического агентства выполняла Государственная библиотека, находящаяся в Праге. Специальный отдел библиотеки вел работу по подготовке и изданию различных указателей, регулярно выпускали «Библиографический каталог ЧССР», включавший в себя несколько тематических выпусков. Данный выпуск является библиографическим указателем книг о Н.В. Гоголе и его произведений, изданных в Чехословакии в 1952 году к 100-летию со дня смерти писателя.

Зеньковский В.В. Н. В. Гоголь.- Париж: YMCA-PRESS, 1961.

Зеньковский В.В. Н. В. Гоголь.- Париж: YMCA-PRESS, 1961.

Бумага, бумага плотная, печать типографская, скрепление клеевое, брошюровка нитью. 19×13×1,3 см.
ДГ КП-2746
КД-755

Книга В.В. Зеньковского «Н. В. Гоголь» вышла в православном общекультурном издательстве русской книги YMCA-PRESS в Париже (основано в 1921 году в Праге, в 1923 году перенесло свою работу в Берлин, с 1925 располагается в Париже). Это фундаментальное исследование, посвященное одному из величайших русских писателей. В своей монографии автор подводит итоги более чем 40-летнему изучению творчества Гоголя. Зеньковский рассматривает Гоголя как художника, мыслителя и человека и акцентирует внимание на Гоголе-философе.
Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) — русский религиозный философ, богослов, культуролог и педагог, протоиерей. Основу взглядов Зеньковского составлял христианский мистицизм. Родился в Проскурове, Подольской губернии в семье учителя. Окончил историко-филологический факультет Киевского университета. Магистр философии (1915; тема диссертации: «Проблема психической причинности»). В январе 1920 3еньковский покинул Россию. С 1926 и до конца жизни Зеньковский был профессором Богословского института в Париже. Уже в зрелые годы значительное влияние на его взгляды оказало знакомство с профессором, будущим протоиереем Сергеем Булгаковым, который, в частности, заинтересовал его творчеством Николая Гоголя как православного писателя (в «Истории русской философии» Зеньковский называл Гоголя «пророком православной культуры»).

Каццола П. L'asse e la ruota itinerari nel mondo poetico Gogoliano = Путеводитель по миру гоголевской поэтики. Ч. I. // Verifiche. - Тренто, 1974. - На итальянском языке

Каццола П. L'asse e la ruota itinerari nel mondo poetico Gogoliano = Путеводитель по миру гоголевской поэтики. Ч. I. // Verifiche. - Тренто, 1974. - На итальянском языке

Бумага, картон цветной, печать типографская, брошюровка. 20,9×14,8×0,2 см.
ДГ КП-2187
КД-616

Статья издана в итальянском философском журнале «Verifiche», основанном в 1972 г.
Пьеро Каццола (1921-2015) — итальянский исследователь, русист, изучал вопросы русско-итальянских связей. До 1991 года преподавал на кафедре Русского языка и литературы Университета Болоньи. Перевел на итальянский язык и написал критические эссе о произведениях Н.В. Гоголя, Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, а также А.А. Блока, А.А. Ахматовой, М.А. Булгакова, В.В. Розанова, Вяч. Иванова. Автор работ, посвященных культурным и научным русско-итальянским связям. Многие его критические статьи собраны в сборнике «Русские писатели в зеркале критики: XIX–XX вв.».

Цянь Чжунвэнь. Гоголь и его сатира. - Пекин, 1984. - С дарственной надписью от автора. На китайском языке

Цянь Чжунвэнь. Гоголь и его сатира. - Пекин, 1984. - С дарственной надписью от автора. На китайском языке

Бумага, картон, бумага плотная, печать типографская, брошюровка. 18,2×11,2×0,8 см.
ДГ КП-2184
КД-613

Цянь Чжунвэнь — китайский ученый-литературовед второй половины ХХ века, профессор. Переводил и изучал творчество Достоевского, Гоголя, Бахтина. Автор книг и статей, посвященных общим вопросам литературоведения, а также творчеству отдельных писателей. Являлся редактором собраний сочинений русских писателей и мыслителей, издававшихся в Китае.

Хьетсо Г. Книга. Nikolaj Gogol. Den gåtefulle dikteren = Н.В. Гоголь - загадочный поэт. - Осло: Издательство "Gyldendal", 1989. - С дарственной надписью автора. На норвежском языке

Хьетсо Г. Книга. Nikolaj Gogol. Den gåtefulle dikteren = Н.В. Гоголь - загадочный поэт. - Осло: Издательство "Gyldendal", 1989. - С дарственной надписью автора. На норвежском языке

Бумага, бумага плотная глянцевая, коленкор, печать типографская, переплет, тиснение золотое. 23×16×3
ДГ КП-2168
КД-597

Гейр Хьетсо (1937-2008) — норвежский славист, профессор Университета Осло, специалист по истории русской литературы, переводчик. В 2007 году стал кавалером ордена Святого Олафа за свой вклад в продвижении русской литературы в Норвегии. Считается одним из главных популяризаторов русской литературы в Норвегии. Активно занимался как исследованиями русской литературы, так и её переводами. Его перу принадлежат биографии Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, М. Горького, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова. Перевёл на норвежский язык такие выдающиеся произведения русской классики, как «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Война и мир» Л.Н. Толстого и многие другие. Данная книга Хьетсо посвящена творчеству Н.В. Гоголя.

Яндекс.Метрика