Один из самых иллюстрируемых русских писателей, Николай Васильевич Гоголь объявлял себя противником иллюстрации. Но так уж случилось, что современный читатель, он же и зритель, встречается с невероятным многообразием графических и не только интерпретаций литературных персонажей гоголевских произведений, особенно это касается поэмы «Мертвые души». Начиная с Агина, который еще при жизни Гоголя иллюстрировал поэму, и до наших дней, немало талантливых, известных и не очень, художников посвятили свои работы героям «Мертвых душ». На выставке представлены предметы изобразительного искусства из музейных коллекций «Графика» и «Скульптура», раскрывающие образ важного персонажа поэмы - Настасьи Петровны Коробочки. У Гоголя почти совсем нет описания внешности помещицы: «…вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки… а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают всё целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да распоротого салопа, имеющего потом обратиться в платье, если старое как-нибудь прогорит во время печения праздничных лепешек со всякими пряженцами или поизотрется само собою. Но не сгорит платье и не изотрется само собою; бережлива старушка, и салопу суждено пролежать долго в распоротом виде, а потом достаться по духовному завещанию племяннице внучатой сестры вместе со всяким другим хламом». Тем интереснее разглядывать как художник истолковывает образ литературного прототипа. Графические работы Агина, Боклевского, Соколова, Лаптева, Алимова, а также статуэтки, выполненные по формам Б. Воробьева на Ленинградском фарфоровом заводе, помогут зрителю нашей выставки выбрать тот образ Коробочки, который он считает верным и соответствующим замыслу писателя.
Настасья Петровна Коробочка, «бережливая старушка»
Образ помещицы в изобразительном искусстве: из фондов Дома Гоголя
"Ну вот тебе постель готова..." Автор рисунка: А.А. Агин. Гравер: Е.Е. Бернардский
Из серии иллюстраций «Сто рисунков из сочинения Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Россия, г. Санкт-Петербург.
Типография Э. Праца. 1846-1847
Бумага сатинированная, ксилография. 22,1×15,5
ДГ КП-995/4
Г-469
Читатель знакомится с Настасьей Петровной Коробочкой в 3 главе I тома поэмы. Чичиков заезжает к ней, когда сбивается с пути по дороге от Манилова к Собакевичу. Господин Чичиков ищет ночлег, и Коробочка пускает его переночевать в свой дом.
На рисунке А.А. Агина изображена Настасья Петровна, желающая Чичикову спокойной ночи.
Александр Алексеевич Агин (1817-1875) и его младший брат Василий были незаконными сыновьями офицера-кавалергарда А. П. Елагина, который смог дать обоим лишь свою усеченную фамилию. В 1834 г. братья приехали в Петербург поступать в Академию Художеств, но принят был только старший. Александр обучался по классу исторической живописи у К.П. Брюллова, однако живописцем не стал: выпущен был в 1839 г. со званием рисовального учителя, а свою творческую судьбу связал с графикой. Главная работа Агина — иллюстрации к «Мёртвым душам» Н. В. Гоголя, созданные еще при жизни писателя. Они были гравированы на дереве его постоянным сотрудником Е. Е. Бернардским. «Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя „Мёртвые души“» выходили в 1846-1847 годах тетрадями по четыре гравюры на дереве в каждой. Полностью вся серия (104 рисунка) была опубликована в 1892 году и фототипически повторена в 1893 году. Они имели немалый успех и до сих пор остаются лучшими из всех попыток проиллюстрировать поэму. Их сила и обаяние — в ярких типах, очерченных гротескно, но не теряющих жизненности.
С иллюстрациями Агина книга издается и по сей день.
Открытка почтовая с гравюрой по рисунку П.М. Боклевского "Настасья Петровна Коробочка"
Россия. Начало XX века
Бумага, печать типографская. 13,7×8,8 см.
ДГ КП-359
Г-199
Один из крупнейших художников-иллюстраторов XIX века, Петр Михайлович Боклевский (1816-1897) родился в семье прапорщика Рязанского внутреннего батальона. После школы, уехал в Санкт-Петербург, где окончил юридический факультет местного университета. Живя то в северной столице, то в провинции занимался у разных преподавателей в Академии Художеств, среди которых в 1845 году выступал и Карл Брюллов, но нигде не удерживался, всюду наживая неприятности своим вызывающим поведением и особенно злыми карикатурами. Набольшую популярность ему принести иллюстрации к произведениям «Ревизор» и «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя.
Рисунки Боклевского к «Мертвым душам» — 23 листа, гравированные на дереве И.С. Пановым, увидели свет в 1875 году на страницах журнала «Пчела». Гротескные характеристики литературных героев, точность психологических портретных изображений принесли автору большую популярность. Рисунки проявились в многочисленных переизданиях альбома и перепечатке его в журналах, на открытках. Так, в 1902 году в фототипии Шерера, Набгольца и Ко была выпущена серия из 30 открытых писем «Типы „Мертвых душ“ Н.В. Гоголя. Художник П.М. Боклевский». Серия переиздана в 1909 году.
Круглая, мягкая фигура Настасьи Петровны, с какой-то тряпкой, повязанной на шее, удивительно напоминает плотно набитый куль или мешок — немаловажный атрибут домовитой помещицы. Боклевский часто придает гоголевским персонажам наружность, сходную с тем или иным животным. Коробочка Боклевского заставляет подумать о ком-либо из небольших грызунов, заботливых, домовитых зверьков, которые все, что ни увидят, тащат в свою норку.
Лист с рисунком № 11. Приход к Коробочке. Художник: Соколов П.П.
Из альбома рисунков Петра Соколова к первой части «Мертвых душ» Н.В. Гоголя.
Россия, г. Санкт-Петербург. Типография Эдуарда Гоппе. 1891. Бумага, автотипия. 34,2×44,7 см.
ДГ КП-2730/12
Г-1921
Представлена иллюстрация П.П. Соколова к фрагменту 3 главы первого тома поэмы Гоголя: «Чичиков кинул вскользь два взгляда: комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками [...]; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате [...]. Минуту спустя вошла хозяйка женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее...»
Пётр Петрович Соколов (1821-1899) — русский живописец и график, акварелист, короткое время учился в Императорской Академии художеств (1840-1843) под руководством своего дяди, К. Брюллова. В 1855 Пётр Соколов получил звание неклассного (свободного) художника по акварельной портретной живописи. Быстро выдвигается в число самых одаренных иллюстраторов, славу принесли работы к произведениям Н.В. Гоголя («Мертвые души»), И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова и Л.Н. Толстого. В 1889 за картины, экспонировавшиеся на персональной выставке в Париже, художник был награжден золотой медалью и орденом Почётного легиона. Во время Русско-турецкой войны (1877-1878) в качестве художника-корреспондента находился при Главной квартире действующей армии, награжден Георгиевским крестом. В 1879 были опубликованы сепии, посвященные эпизодам этой войны. Также известность и признание Петру Соколову принесли его виртуозные охотничьи сцены и зарисовки из народной жизни.
К иллюстрированию «Мертвых душ» П.П. Соколов обращался дважды. Вначале выполняет серию цветных акварелей (затем начинает работать над следующей серией рисунков в иной технике — черной акварелью). В 1891 г. в типографии Эдуарда Гоппе Соколов выпускает двенадцать листов в виде альбома одноцветных репродукций (исполненных автотипией). Эти двенадцать листов иллюстрируют только три первые главы поэмы. Продолжать издание одноцветных репродукций рисунков из первой цветной серии не стали, настоящий альбом не переиздавался и является большой редкостью.
Открытка. Иллюстрация "Разговор Чичикова с Коробочкой о мёртвых душах". Художник: Соколов П.П.
Из серии почтовых открыток с иллюстрациями
к поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголя.
Россия. Т-во Р. Голике и А. Вильборг. 1909
Бумага плотная, печать типографская цветная. 9,1×14 см.
ДГ КП-1742/12
Г-1107
В восьмидесятых годах Пётр Соколов исполняет, в качестве первого опыта в создании рисунков к «Мертвым душам», цикл акварелей, тронутых гуашью (хранятся в Русском музее). Репродукции этих рисунков были изданы в виде серии открыток общиной Св. Евгении. Община Св. Евгении (или «Издательство Красного Креста») была образована при Санкт-Петербургском Комитете попечения о сестрах милосердия Красного Креста. В поисках средств в 1896 году «Община Святой Евгении» приступила к издательской деятельности, в том числе и к выпуску иллюстрированных открыток, среди которых большое место занимали репродукции произведений изобразительного искусства, и в первую очередь русского.
Представлена открытка из этой серии, на лицевой стороне которой размещены: иллюстрация к 3 главе I тома; фрагмент текста к рисунку; указано местонахождение оригинала — Музей Императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей):
«... Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?
— Кого, батюшка?
— Да вот этих-то всех, что умерли.
— Да как же уступить их?
— Да так просто. Или, пожалуй, продайте. Я вам за них дам деньги.
— Да как же? Я, право, в толк-то не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли?».
Впервые в рисунках Соколова к «Мертвым душам» основная сюжетная нить развертывается на широком социальном фоне. В этом выразилось глубокое понимание «Мертвых душ» как эпического полотна русской жизни. В какой¬-то мере иллюстрации были близки к исторической живописи, как и в исторической живописи, здесь важны были детали интерьера, костюмы героев. Художник показывает себя крупнейшим мастером интерьерных сцен, с исключительным мастерством вслед за Гоголем, он подчеркивает соответствие предметов обстановки характеру владельцев.
Карточка 42. «Мертвые души». Чичиков у Коробочки. Художник В. Маковский
Из комплекта «Настольная литературная игра. Кто лучше знает».
Москва. Росгизместпром. 1952
Бумага, печать типографская. 16,4×10,3 см.
ДГ КП-2860/43
Г-2094
Предмет входит в настольную литературную игру, состоящую из пятидесяти карточек, на которых помещены репродукции картин, портретов и иллюстраций, отражающие жизнь и творчество Н. В. Гоголя. На каждом листе — три вопроса, связанные по своему содержанию с изображением. На представленной карточке репродукция рисунка В.Е. Маковского к фрагменту 3 главы I тома «Мертвых душ»:
«- Да что ж пенька? Помилуйте, я вас прошу совсем о другом, а вы мне пеньку суете! Пенька пенькою, в другой раз приеду, заберу и пеньку. Так как же, Настасья Петровна?
— Ей-Богу, товар такой странный, совсем небывалый!
Здесь Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей чёрта.
Чёрта помещица испугалась необыкновенно».
Владимир Егорович Маковский (1846-1920) — русский художник-передвижник, живописец и график, педагог. Лучше всего Маковскому удавались небольшие жанровые картины, идеально — с двумя персонажами. Он — признанный мастер «малого жанра».
Акварели В.Е. Маковского на темы «Мертвых душ» были исполнены в 1901-1902 годах. А карандашными набросками к «Мертвым душам» заполнены три альбома художника, относящиеся к 1901-1906 гг. В книгах акварели были опубликованы лишь трижды: в 1902 году в издании «Народной пользы», а также в 1948-м и 1952 годах на страницах изданий Гослитиздата.
Портретов среди рисунков Маковского нет. Для Маковского исключительно важен интерьер, насыщенный предметами обстановки и различными вещами, изображенными с максимальной документальностью. Вообще, художник больше любит многофигурные композиции.
Иллюстрация к произведению Н.В. Гоголя "Мёртвые души". Чичиков у Коробочки. Художник: Князев В.В.
Россия. 1900-1910 гг.
Бумага, карандаш. 15,7×24 см.
ДГ КП-810
Г-275
Валериан Валерианович Князев (1847-1904?) — гравер-любитель, живописец, рисовальщик. С 1871 учился в Императорской Академии художеств в качестве незарегистрированного студента; в 1875 г. перешел в мастерскую Л. Бона, в Париже. Среди его живописных работ: «Сборщики на храм», «В парижском загородном саду». Офорты: портрет актера И.Ф. Горбунова, писателя
Ф.М. Достоевского. Иллюстрации в петербургских журналах «Нива», «Шут». Создал несколько иллюстраций к поэме «Мертвые души».
Н. В. Гоголя. В 1890 году петербургский журнал «Север» опубликовал его рисунки «Ноздрев, Мижуев и Чичиков» и «Чичиков и Плюшкин». В коллекции музея, помимо перечисленных рисунков к «Мертвым душам», так же хранится работа Князева, иллюстрирующая посещение Чичиковым имения помещицы Коробочки. Это рисунок к фрагменту 3 главы первого тома поэмы: «Старуха вновь задумалась.
— О чем же вы думаете, Настасья Петровна?
— Право, я все не приберу, как мне быть; лучше я вам пеньку продам.
— Да что ж пенька? Помилуйте, я вас прошу совсем о другом, а вы мне пеньку суете! Пенька пенькою, в другой раз приеду, заберу и пеньку. Так как же, Настасья Петровна?
— Ей-Богу, товар такой странный, совсем небывалый!».
Быков Н.В. Рисунок. Коробочка. Из серии к поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"
Россия. 1890-1910
Бумага, карандаш графитовый. 26,2×17,5 см.
ДГ КП-2130
Г-1379
Автор рисунка — Николай Владимирович Быков (1856-1918), племянник Н.В. Гоголя, сын родной сестры писателя, Елизаветы Васильевны, штабс-ротмистр, непременный член Полтавского губернского присутствия. Родился, как и Н.В. Гоголь в Сорочинцах Миргородского уезда. Окончив Полтавский кадетский корпус, он служил в Нарвском гусарском полку, в составе которого принимал участие в освобождении Болгарии от османского ига. За храбрость награжден золотым именным оружием. Женившись в 1881 на Марии Александровне Пушкиной (внучка А.С. Пушкина, дочь старшего сына поэта А.А. Пушкина) Николай Быков подает в отставку и селится в с. Васильевка (ныне Гоголево) в семейном поместье рода Гоголей. Николай Владимирович, кроме сельского хозяйства, занимался земскими делами, был мировым судьей, открыл художественную керамическую школу (сам неплохо рисовал).
Н.В. Быковым была выполнена серия рисунков к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» с портретами персонажей. Очень непривычен образ Коробочки в его исполнении, Быков достаточно вольно отнесся к изображению помещицы и её портрет не совсем соответствует общепринятому.
Репродукция. Д.Н. Кардовский. Приезд Чичикова к Коробочке («Мертвые души»). Рисунок. 1912
Репродукция. Д.Н. Кардовский. Приезд Чичикова к Коробочке («Мертвые души»). Рисунок. 1912
Из комплекта «Н.В. Гоголь „Мертвые души“. 12 репродукций».
СССР, г. Ленинград. Государственный Русский музей, 2-я типография «Печатный Двор» им. А.М. Горького Союзполиграфпрома Главиздата Министерства культуры СССР. 1953
Бумага мелованная матовая, печать типографская. 10,5×15 см.
ДГ КП-2743/8
Г-1975
Дмитрий Николаевич Кардовский (1866-1943) учился в петербургской Академии художеств у П.П. Чистякова и И.Е. Репина, а также в школе А. Ажбе в Мюнхене. Наследие Д.Н. Кардовского велико и разнообразно. Круг его творческих интересов был чрезвычайно широк. Он вошел в историю русского и советского искусства как мастер рисунка, иллюстратор книги, театральный художник, педагог. В какой бы из этих областей он ни работал, везде добивался успехов и признания. Но прежде всего Кардовский — мастер рисунка. Именно в графике Кардовский добился самых больших успехов. В первую очередь в книжной иллюстрации. Способность проникнуть во внутреннюю атмосферу литературных произведений, постичь характеры действующих лиц и образно передать это в рисунках, сделали его иллюстрации превосходными и во многих случаях непревзойденными («Каштанка» А.П. Чехова, «Невский проспект» Н.В. Гоголя, «Горе от ума» А.С. Грибоедова). Иллюстрации Кардовского украсили книги Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, И.А. Крылова. Л. Леонова, Д. Дефо и других писателей.
Д.Н. Кардовский неоднократно обращался к творчеству Н.В. Гоголя, он иллюстрировал «Невский проспект» (1904), «Ревизор» (варианты 1922 и 1933). В разное время и для разных изданий Кардовский подготовил ряд отдельных иллюстраций к «Мёртвым душам» (1911-1913), часть из которых храниться в Русском музее. Среди них и рисунок с изображением Коробочки: она стоит в длинной накидке и чепце, сложив руки у груди и улыбаясь, смотрит на Чичикова. Издатели комплекта ошиблись в названии репродукции рисунка, на самом деле проиллюстрирован фрагмент поэмы, где описан Отъезд Чичикова от Коробочки:
«-А вот бричка, вот бричка! — вскричал Чичиков, увидя наконец подъезжавшую свою бричку. — Что ты, болван, так долго копался? Видно, вчерашний хмель у тебя не весь еще выветрило.
Селифан на это ничего не отвечал.
— Прощайте, матушка! А что же, где ваша девчонка!
— Эй, Пелагея! — сказала помещица стоявшей около крыльца девчонке лет одиннадцати, в платье из домашней крашенины и с босыми ногами, которые издали можно было принять за сапоги, так они были облеплены свежею грязью. — Покажи-ка барину дорогу.
Селифан помог взлезть девчонке на козлы, которая, ставши одной ногой на барскую ступеньку, сначала запачкала ее грязью, а потом уже взобралась на верхушку и поместилась возле него» (Н.В. Гоголь. Мертвые души. Т. I, гл. 3)
Чичиков у Коробочки. Иллюстрация к произведению Н.В. Гоголя "Мёртвые души". Художник: Е.И. Топиков (Праведников)
Чичиков у Коробочки. Иллюстрация к произведению Н.В. Гоголя "Мёртвые души". Художник: Е.И. Топиков (Праведников)
СССР. 1930-е гг.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 18,3×26,5 см.
ДГ КП-31
Г-10
Рисунок к фрагменту поэмы, где Чичиков беседует с Настасьей Петровной Коробочкой о продаже мертвых душ. Автор рисунка Евгений Иванович Праведников в своих работах добивался невероятной иллюзорности в передаче объёмов предметов и детальной прорисовке интерьера, костюма, до мельчайших деталей копировал изображаемый типаж. Все это можно наблюдать, рассматривая данную иллюстрацию. И хотя произведения Праведникова вызвали в свое время ожесточенные споры (современники-художники резко отрицательно отзывались о его творчестве, критиковали именно стремление к иллюзорному воспроизведению действительности), широкие читательские круги, напротив, с интересом отнеслись к его работам.
Евгений Иванович Праведников (1890-1940?) — русский советский художник, график, карикатурист. Родился в Петербурге в 1890 году в семье крупного промышленника. Учился в Пензенском художественном училище, затем в Академии художеств у профессора Д.Н. Кардовского. После окончания университета участвовал в первой мировой войне. До революции работал в журнале Ларисы Рейснер «Рудин» художником-карикатуристом. В 1917 году был вынужден уехать в провинцию, в Тотьму. Работал преподавателем в ремесленной школе, состоял членом Тотемского отделения ВОИСК (Вологодское общество изучения Северного края). В 1927 году Е. И. Праведников уехал в Москву, талантливого художника пригласили сотрудничать в журнале «Крокодил», где он стал подписываться псевдонимом Александр Данилович Топиков. Топиков является наиболее ярким представителем натуралистического направления в карикатуре. Также работал художником-иллюстратором в издательстве «Детская литература». В 1936 году в Третьяковской галерее прошла персональная выставка его работ.
Рисунок. Коробочка и Чичиков. Художник: А.М. Лаптев
Из коллекции иллюстраций к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» для издания 1957 года со 167 рисунками А. Лаптева.
СССР, г. Москва. 1957
Бумага плотная, карандаш графитный, тушь, перо, белила. 26,9×19 см.
ДГ КП-2690/4
Г-1889
Алексей Михайлович Лаптев (1905-1965) — художник, график, иллюстратор, скульптор, родился и жил в Москве. Учился в ВХУТЕМАСе/ ВХУТЕИНе. Занимался станковой и книжной графикой, работал художником-иллюстратором в журналах, автор и иллюстратор собственных книг для детей. В годы Великой Отечественной войны оставался в Москве и был членом бригады графиков МОССХ. Работы А.М. Лаптева экспонировались на персональных выставках, принимал участие в выставках советского искусства в городах СССР и за рубежом. После издания в 1953 году книги Н. В. Гоголя «Мёртвые души» с его иллюстрациями, был избран членом-корреспондентом академии художеств. Художник выполнил свою задачу в лучших реалистических традициях, с редкостной добросовестностью, уверенным мастерством и с большой любовью к Гоголю. На данном рисунке изображена сцена из III главы I тома — разговор Павла Ивановича Чичикова с помещицей Настасьей Петровной Коробочкой, работа послужила иллюстрацией для издания поэмы 1957 года со 167 рисунками А. Лаптева.
Открытка художественная. Коробочка. Художник А.М. Лаптев
Из комплекта открыток. Иллюстрации к поэме
Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
СССР, г. Москва. Издательство «Изобразительное искусство». 1978
Бумага, печать типографская. 14,8×10,5 см
ДГ КП-1425/4
Г-749
В набор из 16 открыток с иллюстрациями А. М. Лаптева к поэме Н.В. Гоголя, так же включены и портреты основных персонажей «Мертвых душ». На представленной открытке репродукция рисунка, где изображена Коробочка:
«- Слышишь, Фетинья! — сказала хозяйка [...]. — Ты возьми ихний-то кафтан вместе с исподним и прежде просуши их перед огнем, как делывали покойнику барину, а после перетри и выколоти хорошенько. [...] - Ну, вот тебе постель готова, — сказала хозяйка. — Прощай, батюшка, желаю покойной ночи. Да не нужно ли еще чего? Может, ты привык, отец мой, чтобы кто-нибудь почесал на ночь пятки? Покойник мой без этого никак не засыпал». (Н. В. Гоголь. Мертвые души. Т. I, Гл. 3)
Эскиз костюма к телефильму "Мёртвые души" реж. М. Швейцера. Коробочка. Художник: Фомина Н.Е.
Эскиз костюма к телефильму "Мёртвые души" реж. М. Швейцера. Коробочка. Художник: Фомина Н.Е.
Россия, г. Москва. 1983 г.
Бумага, акварель, карандаш. 28,7×19,7 см.
ДГ КП-480
Г-246
Пятисерийный телевизионный фильм «Мертвые души», снятый в 1984 году, считается одной из лучших экранизаций поэмы Н. В. Гоголя. Режиссер Михаил Швейцер не раз переносил произведения великих классиков на экран и к авторскому тексту относился всегда весьма бережно. Музыку к фильму написал Альфред Шнитке. За костюмы в картине отвечала Нелли Фомина.
Нэлли Ефимовна Фомина (1937-2020) родилась в Краснодарском крае, во время войны её с матерью эвакуировали в Пермь, там же получила первые художественные навыки, занимаясь в изостудии. В 1959 году поступает в Московский текстильный институт прикладного искусства. На «Мосфильме» она стала работать уже в 1965 году как ассистент художника, а с 1971 года как художник по костюмам. Создала костюмы более чем к сорока отечественным и зарубежным кино- и телефильмам. В одном из интервью Нэлли Ефимовна рассказала о том, что через костюм художник создаёт характер персонажа. Долгая кинематографическая жизнь подарила Нелли Ефимовне общение и сотрудничество с очень разными по киноязыку и стилистике режиссерами. Особая страница в биографии художницы — работа с Андреем Тарковским (костюмы к х/ф «Солярис», «Зеркало», «Сталкер»). Она создавала костюмы для фильмов М. Швейцера, Э. Рязанова, А. Кончаловского, Р. Балаяна и других. Некоторые эскизы костюмов Н. Е. Фоминой и сами костюмы теперь хранятся в собраниях российских музеев.
Эскиз костюма к телефильму "Мёртвые души" реж. М. Швейцера. Коробочка в платье. Художник: Фомина Н.Е.
Эскиз костюма к телефильму "Мёртвые души" реж. М. Швейцера. Коробочка в платье. Художник: Фомина Н.Е.
Россия, г. Москва. 1983 г.
Бумага, акварель, карандаш. 29,6×18,3 см.
ДГ КП-481
Г-247
Актёры достоверно воплотили на экране образы колоритных гоголевских персонажей.
Настасью Петровну Коробочку сыграла Тамара Макаровна Носова (1927-2007) — народная артистка России. В 1950 году окончила ВГИК. Была одной из самых известных комических актрис отечественного кино 50-60-х годов XX века. Снималась еще в одной из экранизаций по Гоголю — фильм 1952 года «Ревизор» — в роли Марьи Антоновны, дочери городничего. Самые яркие и запоминающиеся роли Тамары Носовой: «Секрет красоты» (1955); «Карнавальная ночь» (1956); «Новые похождения кота в сапогах» (1958); «Королевство кривых зеркал» (1963); «Женитьба Бальзаминова» (1964); «Свадьба в Малиновке» (1967); «Братья Карамазовы» (1969); «Здравствуйте, я ваша тетя» (1975); «Мертвые души» (1984).
Иллюстрация "Коробочка" (№8) из серии шелкографий к поэме "Мертвые души". Художник: Алимов С.А.
Альбома шелкографий. Серия из сорока иллюстраций к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Россия, г. Санкт-Петербург. Издательство «Вита Нова». 2012
Бумага акварельная, шелкография. 71×50; в свету 49,8×32 см.
ДГ КП-1701/10
Г-1749
Сергей Александрович Алимов (1938-2019) — художник кино, мультипликатор, книжный график. В 1962-1974 годы работал на киностудии «Союзмультфильм» художником-постановщиком. С 1999 года — главный художник театра кукол им. Образцова. Автор иллюстраций более чем к 100 книгам, среди которых произведения Н. В. Гоголя.
В 2011 году, по заказу издательства «Вита Нова», Алимов выполнил сорок иллюстраций к первому и второму тому «Мертвых душ», исполнив их в редкой тиражной, новой для него технике — шелкографии. Он изобразил всех героев и персонажей бессмертной поэмы, для всех находится свой оригинальный графический ключ к передаче характера. Персонажи Алимова — всегда ёмкие, остро харáктерные, удивительно органично «живущие» в предметно-уютной среде, бытовании определённого времени. Вот осторожная, прижимистая Коробочка. Изображая Коробочку, художник словно вжимает её в угол, укрывает в кокон чепца, в складки одежды, куда собирается и её лицо; предметы, находящиеся рядом с ней, усиливают впечатление собирания внутрь.
Скульптура. Коробочка. Автор модели: Воробьев Б.Я. Автор росписи: Ризнич И.И.
Из серии «Гоголевские персонажи» по произведениям Н. В. Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор».
СССР, г. Ленинград. Ленинградский фарфоровый завод. 1950-1960-е гг.
Фарфор, роспись подглазурная, роспись полихромная надглазурная. 11,5×6х9 см.
ДГ КП-2635
С-112
Статуэтки известной фарфоровой серии из девяти фигур по произведениям Н. В. Гоголя «Ревизор» и «Мертвые души», серия была создана в 1945-1953 гг. на ЛФЗ. Автор модели — скульптор Б.Я. Воробьев, автор росписи — художник И.И. Ризнич. Анималистика была главной, но не единственной темой, привлекавшей внимание Бориса Воробьёва. Литературные образы, переведённые на язык фарфоровой пластики, стали для художника не менее важными, чем анималистические. Серия персонажей по произведениям Н.В. Гоголя, которых часто именуют «гоголевскими типами», была создана буквально на одном дыхании, — по свидетельству самого художника, — за четыре месяца. Сразу после своего появления эти произведения вызвали большой интерес у собирателей и ценителей фарфора, став объектами повышенного спроса и коллекционирования. Все персонажи сохраняют внутри цикла присущую им индивидуальность. В фигурах подчёркиваются, утрируются, вплоть до гротеска, черты характера, «типажности», обозначенные в прозе Н.В. Гоголя. Так и скульптурный портрет Коробочки достаточно точно передает натуру помещицы: «... одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки ...»
Скульптура. Коробочка. Из серии к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Автор модели: Воробьев Б.Я.
Скульптура. Коробочка. Из серии к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Автор модели: Воробьев Б.Я.
СССР, г. Ленинград. Ленинградский фарфоровый завод. 1960-е гг
Бисквит, литье. Выс. 11,5 см.
ДГ КП-1068
С-33
Более известны и распространены глазурованные и расписанные статуэтки гоголевской серии, но выпускались они также и в бисквите. Бисквит — неглазурованный фарфор, который был обожжён один или два раза. Поверхность такого фарфора белая, матовая и слегка шероховатая, отдаленно может напоминать мрамор.
Несмотря на то, что статуэтка без росписи, в этой работе очень ярко выражен характер Коробочки.
Скульптура. Чичиков и Коробочка. Н.В. Гоголь "Мертвые души" Автор модели: Асанбаев А.А. Автор росписи: Верчинский Д.Ф.
Скульптура. Чичиков и Коробочка. Н.В. Гоголь "Мертвые души" Автор модели: Асанбаев А.А. Автор росписи: Верчинский Д.Ф.
Россия, Московская обл. ПО «Гжель». 2015
Фарфор, позолота, роспись надглазурная. Выс. 32,5; шир. 33. гл. 19 см.
ДГ КП-2251
С-73
Автор модели скульптуры «Чичиков и Коробочка» — Азамат Асанбаев, работавший более десяти лет в ЗАО «Объединение Гжель». Его творческая биография складывалась среди керамистов дулёвского фарфора, таких как Калита Е.Е., Верчинский Д.Ф., Бржезицкая А.Д. Создал серию скульптурных работ, изображающих героев поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Эта серия выполнена в характерной авторской манере, персонажи поэмы исполнены в жанре карикатуры.
Данная скульптура иллюстрирует фрагмент 3 главы первого тома «Мертвых душ» — посещение Чичиковым помещицы Настасьи Петровны Коробочки.
Скульптура малых форм. Коробочка. Автор формы: Неплюев В.В. Автор росписи: Жукова С.В.
Скульптура малых форм. Коробочка. Автор формы: Неплюев В.В. Автор росписи: Жукова С.В.
Из серии скульптурных работ «Герои поэмы
Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Россия, Московская обл. 2015
Фарфор, роспись подглазурная солью и кобальтом. 9,5×5х5 см.
ДГ КП-2348
С-83
Статуэтка «Коробочка» выполнена В.В. Неплюевым в технике гжель. Гжель — традиционный русский промысел, особый вид росписи по керамике. Для создания гжели, как правило, используют белые и синие краски. Несмотря на лаконичность используемых художественных приемов образ Коробочки точно отображает характер персонажа и трогает своей выразительностью.
Виктор Вячеславович Неплюев — известный скульптор и художник, работающий в технике гжели с пластикой малых форм. Его работы хранятся во многих музеях и частных коллекциях. Светлана Васильевна Жукова окончила Гжельский Художественно-Промышленный Колледж и с 1987 года работала художником в ЗАО «Объединение Гжель». С 1989 г. В. Неплюев и С. Жукова работают в соавторстве. Совместно создали серию скульптурных работ «Герои поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», где очень ярко проявился творческий подчерк авторов.