К 125-летию со дня рождения
Многие поколения выросли на книгах с иллюстрациями Аминадава Каневского, которому органично присущи чувство юмора, добрый, веселый смех.. Одна из самых известных и многократно переиздававшихся его работ — рисунки к изданию сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», увидевшие свет в конце 40-х годов ХХ века.
Признанный мастер книжной иллюстрации, автор станковых акварельных работ, портретов и пейзажей, агитационных плакатов, Аминадав Моисеевич Каневский (1898-1976) был командирован учиться во ВХУТЕМАС и в 1924 году, по окончании рабфака, принят на его графический факультет. Учился у Н.Н. Купреянова, Д.С. Моора, П.Я. Павлинова, В.А. Фаворского. Заинтересовавшись рисунками Каневского на студенческой выставке и правильно оценив его незаурядное дарование как карикатуриста, Дмитрий Моор привлек молодого художника к работе в журнале «Безбожник у станка». А в 1937 году Аминадав Каневский создал ставший известным в СССР образ Мурзилки — жёлтого пушистого персонажа в красном берете, шарфе и фотоаппаратом через плечо, который стал бессменным символом одноименного детского журнала. В военные годы Аминадав Каневский активно работал в области политической сатиры.
Но наиболее известен Каневский именно как иллюстратор художественной литературы. Он выполнил иллюстрации к книгам К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.Л. Барто и С.В. Михалкова, Н.Н. Носова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, В.В. Маяковского, А.Т. Твардовского. Широко известны работы Каневского к произведениям Н.В. Гоголя — циклам «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Характер гоголевского юмора с его лирическим народным началом очень близок художнику. Иллюстрации к повестям Гоголя, выполненные между 1945-1953 годами, переиздавались много раз. На выставке представлены предметы из музейной коллекции «Графика» — рисунки и репродукции работ А.М. Каневского к гоголевским повестям, а также эскизы к комедии «Ревизор».
«Рисунки Каневского привлекают многим — и оригинальностью замысла, и новизной образного решения, и богатством выдумки, и красотой колорита, и выразительной смелостью графического языка. Но самая характерная черта его таланта — юмор. Это родная стихия художника. Умение увидеть в жизни смешное или достойное осмеяния и показать это в образах графического искусства — свойственно Каневскому органически. Диапазон комического в его творчестве очень широк: от прямого и беспощадного сарказма в политических карикатурах до тонкой иронии в иллюстрациях к повестям Гоголя, от острой издевки в сатирических иллюстрациях к Щедрину до теплой, ласковой и веселой улыбки в рисунках для детских книжек». (М. Йоффе. Десять очерков о художниках-сатириках. 1971)
Художник создал иллюстрации более чем к 80 произведениям, участвовал более чем в 30 выставках, был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР, избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. Но это не важно — самое важное в том, что его произведения есть в каждом доме, где любят и читают книги!