«Страшная месть» в иллюстрациях русских художников. Из коллекции Дома Гоголя

Изобразительное искусство всегда сопровождало литературу и рассматривание «картинок» в книге становилось не менее захватывающим чем само чтение

01 июля — 14 августа 2022

Изобразительное искусство всегда сопровождало литературу и рассматривание «картинок» в книге становилось не менее захватывающим чем само чтение. Вот и гоголевские тексты в разное время побуждали к творчеству многих художников, ведь Николай Васильевич Гоголь – один из самых иллюстрируемых писателей. Конечно же, не обделены вниманием иллюстраторов произведения из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»: сказочные, таинственные, мистические. Не последнее место в этом ряду занимает повесть «Страшная месть» (1831г.). Женился пан Данило на красавице Катерине, свадьбу сыграли. А вот дружбы с тестем не получилось, да и немудрено, ведь оказался он настоящим колдуном, жестоким, хитрым и беспощадным… А ещё знакомые со школьной скамьи строки: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. ... Редкая птица долетит до середины Днепра! ...», как оказалось, именно из этого произведения.   

Ещё в шестидесятых и, главным образом, в семидесятых годах XIX века известными русскими художниками (В.Е. Маковский, И.Н. Крамской, К.А. Трутовский, И.М. Прянишников и др.) были созданы многочисленные иллюстрации к малороссийским повестям Гоголя. На выставке представлены литографии рисунков этих художников к «Страшной мести», изданные в 1874 году. Также можно увидеть оригинальные рисунки художника-авангардиста Анатолия Зверева, выполненные им в 1950-х годах.


В 1870-х годах коммерсант Александр Николаевич Голяшкин (1824-1880) финансировал выпуск парадных подарочных альбомов с листами крупноформатных тоновых литографий к знаменитому произведению Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Особую роль в издании альбома сыграл Владимир Егорович Маковский (1846-1920), выступивший одновременно в роли художника-оформителя и мастера-литографа, к тому же работы печатались в личной литографской мастерской художника в Москве. Изначально задумывалось восемь выпусков, но вышли только четыре («Пропавшая грамота», «Страшная месть», «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купалы»). Уникальность изданию придавали не только очень ограниченный тираж (предположительно 40 экземпляров), но и состав авторов. Рисунки исполнены группой художников-передвижников, среди них: И. Н. Крамской, И. М. Прянишников, К. Е. Маковский, В. Е. Маковский. В работе над циклом также принимали участие К. А. Трутовский и братья Чичаговы, более известные как архитекторы.

Альбомы выходили не по порядку следования текстов повестей у Гоголя. В 1874 году изданы два выпуска, второй выпуск был посвящен повести «Страшная месть», состоящий из 11 иллюстраций. На выставке представлены 9 из них.

Гравюра. Заглавный лист к повести «Страшная месть» Автор рисунка: Чичагов М.Н. Гравер: Маковский В.Е.

Гравюра. Заглавный лист к повести «Страшная месть» Автор рисунка: Чичагов М.Н. Гравер: Маковский В.Е.

Из альбома литографий к книге Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Выпуск 2 Россия Издание А.Н. Голяшкина. 1874 Бумага, хромолитография. 64,8х47,4 ДГ КП-120 Г-81

Михаил Николаевич Чичагов (1837-1889) — русский архитектор, представитель псевдорусского стиля. Получил образование в училище при реформаторской церкви и Московском дворцовом архитектурном училище. Проектировал жилые дома, церкви, больницы, принимал участие в реставрации Московского Кремля. По его проектам в Москве, Самаре, Воронеже были построены театральные здания. Наиболее известным чичаговским театром был московский «Пушкинский» театр театр Корша, 1885 (ранее, Чичагов перестроил для труппы Корша Лианозовский театр, будущее здание МХАТ в Камергерском переулке)

Гравюра. Страшная месть. «В глубоком подвале у пана Данила...» Автор рисунка: Чичагов Д.Н. Гравер: Маковский В.Е.

Гравюра. Страшная месть. «В глубоком подвале у пана Данила...» Автор рисунка: Чичагов Д.Н. Гравер: Маковский В.Е.

Из альбома литографий к книге Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Выпуск 2 Россия. Издание А.Н. Голяшкина. 1874 Бумага, хромолитография. 62,1х46,7 ДГ КП-121 Г-82

Гравюра с рисунка Д. Н. Чичагова к фрагменту VI главы: «В глубоком подвале у пана Данила, за тремя замками, сидит колдун, закованный в железные цепи [...]. Угрюм колдун, поникнул головою».

Дмитрий Николаевич Чичагов (1835-1894), русский архитектор, мастер эклектики и псевдорусского стиля. Д. Н. Чичагов — сын строителя Большого Кремлёвского дворца Н. И. Чичагова, родной брат архитектора Михаила и художника Константина Чичаговых. В 1850-1859 обучался в Московском дворцовом архитектурном училище. Он был председателем строительной комиссии Политехнической выставки и состоял в Комиссии по сохранению памятников Императорского Московского археологического общества. По проектам Д. Н. Чичагова были построены Московская городская дума, Тургеневская читальня, Алексеевская школа, часовня Святого Александра Невского и многие другие здания Москвы.

Гравюра. Страшная месть. «Пошатнулся третий крест, поднялся третий мертвец» Автор рисунка, гравер: Маковский В.Е.

Гравюра. Страшная месть. «Пошатнулся третий крест, поднялся третий мертвец» Автор рисунка, гравер: Маковский В.Е.

Из альбома литографий к книге Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Выпуск 2 Россия. Издание А.Н. Голяшкина. 1874 Бумага, хромолитография. 65х47,6 ДГ КП-116 Г-77

Представлена гравюра В. Е. Маковского, иллюстрирующая фрагмент II главы: «Посереди Днепра плыл дуб. Сидят впереди два хлопца [...] пан их Данило призадумался, и рукав кармазинного жупана опустился из дуба и черпает воду; пани их Катерина тихо колышет дитя и не сводит с него очей, а на незастланную полотном нарядную сукню серою пылью валится вода. [...] Вдруг гребцы опустили весла и недвижно уставили очи. Остановился и пан Данило: страх и холод прорезался в козацкие жилы. [...] Пошатнулся третий крест, поднялся третий мертвец. Казалось, одни только кости поднялись высоко над землею. Борода по самые пяты; пальцы с длинными когтями вонзились в землю. Страшно протянул он руки вверх, как будто хотел достать месяца, и закричал так, как будто кто-нибудь стал пилить его желтые кости...»

Владимир Егорович Маковский (1846-1920) — русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены; академик (1873), действительный член Петербургской Академии Художеств (1893), брат Константина Маковского. Известен как иллюстратор. Как правило, он выбирал те моменты в литературном повествовании, которые позволяли ему наиболее полно раскрыть характер героев, показать конкретную обстановку, в которой они живут и действуют. С особой любовью иллюстрировал он произведения Н. В. Гоголя: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Старосветские помещики», «Мертвые души».

Гравюра. Страшная месть. «Нет, неслыханный грешник!..» Автор рисунка, гравер: Маковский В.Е.

Гравюра. Страшная месть. «Нет, неслыханный грешник!..» Автор рисунка, гравер: Маковский В.Е.

Из альбома литографий к книге Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Выпуск 2 Россия. Издание А.Н. Голяшкина. 1874 Бумага, хромолитография. 48х65 ДГ КП-117 Г-78

Представлена гравюра В. Е. Маковского, иллюстрирующая фрагмент XV главы: «Вдруг вбежал человек чудного, страшного вида. Изумился святой схимник в первый раз и отступил, увидев такого человека. Весь дрожал он, как осиновый лист; очи дико косились; страшный огонь пугливо сыпался из очей; дрожь наводило на душу уродливое его лицо. — Отец, молись! молись! — закричал он отчаянно, — молись о погибшей душе! — и грянулся на землю. Святой схимник перекрестился, достал книгу, развернул — и в ужасе отступил назад и выронил книгу. — Нет, неслыханный грешник! нет тебе помилования! беги отсюда! не могу молиться о тебе».

Гравюра. Страшная месть. «О, зачем ты меня вызвал, - тихо простонала она» Автор рисунка: Маковский К.Е. Гравер: Маковский В.Е.

Гравюра. Страшная месть. «О, зачем ты меня вызвал, - тихо простонала она» Автор рисунка: Маковский К.Е. Гравер: Маковский В.Е.

Из альбома литографий к книге Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Выпуск 2 Россия. Издание А.Н. Голяшкина. 1874 Бумага, хромолитография. 65х48,2 ДГ КП-123 Г-84

Представлена гравюра с рисунка К. Е. Маковского, иллюстрирующая фрагмент IV главы: «Присевши на сук, возле самого окна, уцепился он рукою за дерево и глядит [...]. Под потолком взад и вперед мелькают нетопыри, и тень от них мелькает по стенам, по дверям, по помосту. [...] с чудным звоном осветилась вся светлица розовым светом, и опять стоит колдун неподвижно в чудной чалме своей. Звуки стали сильнее и гуще, тонкий розовый свет становился ярче, и что-то белое, как будто облако, веяло посреди хаты; и чудится пану Даниле, что облако то не облако, что то стоит женщина; только из чего она: из воздуха, что ли, выткана? Отчего же она стоит и земли не трогает, и не опершись ни на что, и сквозь нее просвечивает розовый свет, и мелькают на стене знаки? Вот она как-то пошевелила прозрачною головою своею: тихо светятся ее бледно-голубые очи; волосы вьются и падают по плечам ее, будто светло-серый туман; губы бледно алеют, будто сквозь бело-прозрачное утреннее небо льется едва приметный алый свет зари; брови слабо темнеют... Ах! это Катерина! [...] Неподвижно стоял колдун на своем месте.

— Где ты была? — спросил он, и стоявшая перед ним затрепетала.

— О! зачем ты меня вызвал? — тихо простонала она».

Константин Егорович Маковский (1839-1915), русский живописец, один из ранних участников товарищества передвижников. Его отец Егор Маковский был одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Живописной манере художника присущи черты нескольких стилей. Выйдя из школы и являясь представителем академизма, он в то же время демонстрирует некоторые качества, которые наиболее ярко проявятся в творчестве русских импрессионистов. Помимо этого, некоторые из его исторических картин демонстрируют идеализированный взгляд на жизнь в России предыдущих эпох.

Гравюра. Страшная месть. «С утра до поздняго вечера бродит она…» Автор рисунка: Крамской И.Н. Гравер: Маковский В.Е.

Гравюра. Страшная месть. «С утра до поздняго вечера бродит она…» Автор рисунка: Крамской И.Н. Гравер: Маковский В.Е.

Из альбома литографий к книге Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Выпуск 2 Россия. Издание А.Н. Голяшкина. 1874 Бумага, хромолитография. 65х48,2 ДГ КП-118 Г-79

Иван Николаевич Крамской (1837-1887) — русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик. Крамской участвовал в известном студенческом бунте Академии художеств: отказался писать конкурсную работу на заданную тему. Отчислившись из Академии, он основал сначала Артель свободных художников, а позже стал одним из учредителей Товарищества передвижников.

С Гоголем связаны интересные страницы творческой биографии И. Н. Крамского. Общеизвестна его картина «Русалки», написанная на тему гоголевской повести «Майская ночь» и находящаяся в Третьяковской галерее. Вскоре после этого Крамской создал два рисунка к «Страшной мести», ставя себе на этот раз уже непосредственно иллюстрационную задачу. Оба рисунка хранятся в Русском музее.

В первом из них взят исключительный по драматической остроте и напряженности эпизод — Катерина с ножом в руках бродит по лесу в поисках отца-колдуна. Выбор подобной сцены типичен именно для Крамского, всегда стремившегося к изображению глубоких человеческих переживаний, к психологической насыщенности образа.

«... с утра до позднего вечера бродит по темным дубравам. Острые сучья царапают белое лицо и плеча; ветер треплет расплетенные косы; давние листья шумят под ногами ее — ни на что не глядит она. В час, когда вечерняя заря тухнет, еще не являются звезды, не горит месяц, а уже страшно ходить в лесу: по деревьям царапаются и хватаются за сучья некрещеные дети, рыдают, хохочут, катятся клубом по дорогам и в широкой крапиве; из днепровских волн выбегают вереницами погубившие свои души девы; волосы льются с зеленой головы на плечи, вода, звучно журча, бежит с длинных волос на землю, и дева светится сквозь воду, как будто бы сквозь стеклянную рубашку; уста чудно усмехаются, щеки пылают, очи выманивают душу... она сгорела бы от любви, она зацеловала бы... Беги, крещеный человек! уста ее — лед, постель — холодная вода; она защекочет тебя и утащит в реку. Катерина не глядит ни на кого, не боится, безумная, русалок, бегает поздно с ножом своим и ищет отца». («Страшная месть», XIII гл.)

Гравюра. Страшная месть. «Ухватил всадник страшною рукою колдуна…» Автор рисунка: Крамской И.Н. Гравер: Маковский В.Е.

Гравюра. Страшная месть. «Ухватил всадник страшною рукою колдуна…» Автор рисунка: Крамской И.Н. Гравер: Маковский В.Е.

Из альбома литографий к книге Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Выпуск 2 Россия. Издание А.Н. Голяшкина. 1874 Бумага, хромолитография. 65х48,2. В свету: 47,7х34,7 ДГ КП-119 Г-80

Представлена гравюра по рисунку И. Н. Крамского к фрагменту XV главы: «Тучи разом очистились, и перед ним показался в страшном величии всадник... [...] Ухватил всадник страшною рукою колдуна и поднял его на воздух. Вмиг умер колдун и открыл после смерти очи. [...] Ворочал он по сторонам мертвыми глазами и увидел поднявшихся мертвецов от Киева, и от земли Галичской, и от Карпата, как две капли воды схожих лицом на него. Бледны, бледны, один другого выше, один другого костистей, стали они вокруг всадника, державшего в руке страшную добычу».

Гравюра. Страшная месть. «Величаво и сановито выступил вперед есаул…» Автор рисунка: Трутовский К.А. Гравер: Маковский В.Е.

Гравюра. Страшная месть. «Величаво и сановито выступил вперед есаул…» Автор рисунка: Трутовский К.А. Гравер: Маковский В.Е.

Из альбома литографий к книге Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Выпуск 2 Россия. Издание А.Н. Голяшкина. 1874 Бумага, хромолитография. 47,7х64,8 ДГ КП-126 Г-87

Представлена гравюра по рисунку К. А. Трутовского к фрагменту I главы: «... вдруг все лицо его переменилось: нос вырос и наклонился на сторону, вместо карих, запрыгали зеленые очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копье, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб, и стал козак — старик.

— Это он! это он! — кричали в толпе, тесно прижимаясь друг к другу.

— Колдун показался снова! — кричали матери, хватая на руки детей своих.

Величаво и сановито выступил вперед есаул и сказал громким голосом, выставив против него иконы: — Пропади, образ сатаны, тут тебе нет места!»

Константин Александрович Трутовский (1826- 1893) — русский жанровый живописец, иллюстратор произведений Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, академик Императорской Академии художеств, член Королевского бельгийского общества акварелистов. Художник вспоминал, что увлечение творчеством Гоголя возникло у него еще в ранней юности, в годы обучения в Главном инженерном училище, куда он поступил в 1839 году, причем определяющее влияние на восприятие гоголевских произведений оказал него старший соученик, Федор Михайлович Достоевский: «Он просто открывал мне глаза и объяснял глубину и значение произведений Гоголя». Трутовский отличался чрезвычайной плодовитостью: картин, акварелей и карандашных рисунков исполнено им несчетное количество. Кроме сцен украинской простонародной жизни, он изображал типы и нравы мелких помещиков, выказывая в этих изображениях свою тонкую наблюдательность, остроумие и нередко поэтическое чувство.

Гравюра. Страшная месть. «Еще таких чудных песен и так хорошо не пел ни один бандурист» Автор рисунка: Трутовский К.А. Гравер: Маковский В.Е.

Гравюра. Страшная месть. «Еще таких чудных песен и так хорошо не пел ни один бандурист» Автор рисунка: Трутовский К.А. Гравер: Маковский В.Е.

Из альбома литографий к книге Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Выпуск 2 Россия. Издание А.Н. Голяшкина. 1874 Бумага, хромолитография. 47,5х64,7 ДГ КП-127 Г-88

Представлена гравюра по рисунку К. А. Трутовского к фрагменту XVI главы: «В городе Глухове собрался народ около старца бандуриста и уже с час слушал, как слепец играл на бандуре. Еще таких чудных песен и так хорошо не пел ни один бандурист. [...] повоживал своими очами на народ, как будто зрящий; а пальцы, с приделанными к ним костями, летали как муха по струнам, и казалось, струны сами играли; а кругом народ, старые люди, понурив головы, а молодые, подняв очи на старца, не смели и шептать между собою.

— Постойте, — сказал старец, — я вам запою про одно давнее дело.

Народ сдвинулся еще теснее, и слепец запел».

Репродукция. И.М. Прянишников. Всадник с младенцем («Страшная месть»). Масло. 1870-е г.

Репродукция. И.М. Прянишников. Всадник с младенцем («Страшная месть»). Масло. 1870-е г.

Из комплекта «Н.В. Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки". 12 репродукций» СССР. Государственный Русский музей, 2-я типография «Печатный Двор» им. А.М. Горького Союзполиграфпрома Главиздата Министерства культуры СССР. 1953 Бумага мелованная матовая, печать типографская. 15х10,5 ДГ КП-2740/14 Г-1939

Представлена репродукция гравюры по рисунку И. М. Прянишникова (входит в комплект, изданный ГРМ в 1953 году к 50-летнему юбилею со дня смерти Н. В. Гоголя). С 1874 по 1876 г. вышли один за другим четыре выпуска альбома «Вечера на хуторе близ Диканьки», состоявшие из тщательно выполненных, в большом формате, автолитографий художников-реалистов. Второй выпуск посвящен был «Страшной мести», над иллюстрированием которой среди прочих трудился Илларион Михайлович Прянишников (1840-1894), русский художник-жанрист, действительный член Петербургской Академии художеств (1893), один из основателей товарищества передвижников. В историю живописи Прянишников вошел как художник, работающий в «малом жанре».

Иллюстрация выполнена к фрагменту XII главы: «Но кто середи ночи, блещут или не блещут звезды, едет на огромном вороном коне? Какой богатырь с нечеловечьим ростом скачет под горами, над озерами, отсвечивается с исполинским конем в недвижных водах, и бесконечная тень его страшно мелькает по горам? Блещут чеканенные латы; на плече пика; гремит при седле сабля; шелом надвинут; усы чернеют; очи закрыты; ресницы опущены — он спит. И, сонный, держит повода; и за ним сидит на том же коне младенец-паж и также спит и, сонный, держится за богатыря. [...] Уже проехал много он гор и взъехал на Криван. Горы этой нет выше между Карпатом; как царь подымается она над другими. Тут остановился конь и всадник, и еще глубже погрузился в сон, и тучи, спустясь, закрыли его».

Альбом. Фантастические повести Н. В. Гоголя. - Санкт-Петербург: Типография Е. Евдокимова, 1892

Альбом. Фантастические повести Н. В. Гоголя. - Санкт-Петербург: Типография Е. Евдокимова, 1892

Бумага, коленкор, бумага плотная, печать типографская, переплет ручной, литография цветная. 29,3х36х0,9 ДГ КП-101 КД-44

В 1892 году вышел альбом «Фантастические повести Н. В. Гоголя» как бесплатное приложение к журналу «Север». Это был еженедельный иллюстрированный литературно-художественный журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге с 1888 года. Журнал основан В. С. Соловьёвым, и в первый год имел большой успех. Через два года перешёл к Е. А. Евдокимову, затем к М. К. Ремезовой и, наконец, к издателю Η. Ф. Мертцу. Выпускался еженедельно. В настоящий Альбом вошли 12 листов с цветными литографиями, выполненными с акварелей И. Е. Репина, М. А. Зичи, К. И. Тихомирова, М. П. Клодта, Н. П. Загорского, М. И. Зощенко, Г. П. Кондратенко и М. О. Микешина к повестям Н. В. Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Иллюстрации печатали в Типографии Boussod, Valadon & Cie в Париже.

Два рисунка к повести «Страшная месть» для альбома «Фантастические повести Гоголя» исполнил М. О. Микешин: начальный эпизод повести — появление колдуна на свадьбе; и финал — всадник, ухвативший страшною рукою колдуна. Оригинал последней иллюстрации (акварель), датированный 1891 г., хранится в Русском музее.

Михаил Осипович Микешин (1836-1896), русский художник, скульптор, автор известных памятников «Тысячелетию России» (в Новгороде) и «Богдану Хмельницкому» (в Киеве). Учился в Академии художеств (1852-1858) по классу батальной живописи. Известен также как живописец и рисовальщик. Принадлежал к плеяде иллюстраторов-реалистов эпохи 1860-х −1870-х годов. Приобрел большую известность как остроумный карикатурист, рисовальщик, иллюстратор. Его зарисовки и гравюры часто появлялись в иллюстрированных журналах и пользовались большим успехом у публики. Микешин много работал, как художник-иллюстратор, создавая рисунки и гравюры к любимым литературным произведениям. Его лучшими графическими работами являются иллюстрации к «Вию» Н. В. Гоголя, к «Кобзарю» Т. Г. Шевченко.

Открытка. Н.В. Гоголь. "Страшная месть". Художник А.П. Бубнов

Открытка. Н.В. Гоголь. "Страшная месть". Художник А.П. Бубнов

Комплект почтовых карточек "Иллюстрации советских художников к произведениям Н.В. Гоголя" СССР. Издательство Академии Художеств СССР. 1952 Бумага плотная глянцевая, печать типографская цветная. 15х9,8 ДГ КП-1815/5 Г-1298

К 100-летнему юбилею со дня смерти Николая Васильевича Гоголя издательство АХ СССР выпустило комплект из 10 открыток с репродукциями рисунков советских художников к следующим произведениям писателя: «Ночь перед Рождеством»; «Страшная месть»; «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»; «Тарас Бульба»; «Ревизор»; «Мертвые души».

На одной из открыток, входящей в Комплект, репродукция рисунка А. П. Бубнова к фрагменту III главы повести «Страшная месть»:

«- Я вижу, Данило, я знаю, ты желаешь ссоры! Кто скрывается, у того, верно, на уме недоброе дело.

— Думай себе что хочешь, — сказал Данило, — думаю и я себе. Слава Богу, ни в одном еще бесчестном деле не был; всегда стоял за веру православную и отчизну [...].

— Э, козак! знаешь ли ты... я плохо стреляю: всего за сто сажен пуля моя пронизывает сердце. Я и рублюсь незавидно: от человека остаются куски мельче круп, из которых варят кашу.

— Я готов, — сказал пан Данило, бойко перекрестивши воздух саблею, как будто знал, на что ее выточил.

— Данило! — закричала громко Катерина, ухвативши его за руку и повиснув на ней. — Вспомни, безумный, погляди, на кого ты подымаешь руку! Батько, твои волосы белы, как снег, а ты разгорелся, как неразумный хлопец!

— Жена! — крикнул грозно пан Данило, — ты знаешь, я не люблю этого. Ведай свое бабье дело!»

Александр Павлович Бубнов (1904-1964) — советский живописец, график, художник книги. Заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент АХ СССР. Бубнов с неизменным успехом работал в различных жанрах: историческом, бытовом, портретном, много работ посвящено сказочным сюжетам, пейзажам. Автор таких известных картин, как: «Утро на Куликовом поле» (1943-1947), «Октябрины» (1936), создатель иллюстраций к произведениям русских классиков — А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»), Т. Г. Шевченко и других.

Гоголь Н.В. Книга. Две повести с иллюстрациями Анатолия Тимофеевича Зверева из собрания Ивана Павловича Кардашиди.- Москва: ГЛМ; Виртуальная галерея, 2016.

Гоголь Н.В. Книга. Две повести с иллюстрациями Анатолия Тимофеевича Зверева из собрания Ивана Павловича Кардашиди.- Москва: ГЛМ; Виртуальная галерея, 2016.

Бумага, ткань, печать типографская, переплет, тиснение. 29,5х24,5х2 ДГ НВ-898/1

Н. В. Гоголь был одним из самых любимых писателей А. Т. Зверева. В середине 50-х, еще будучи весьма молодым художником, Анатолий Зверев создал рисунки почти ко всем важнейшим произведениям Гоголя — «Сорочинская ярмарка», «Вий», «Страшная месть», «Мертвые души», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Пропавшая грамота». Зверев не просто иллюстрирует текст — он творит собственный мир. К «Страшной мести» он создал около ста иллюстраций, изображая на бумаге чуть ли не каждый абзац. Зверевская иллюстрация остается резко индивидуальной и узнаваемой: стремительное движение линий, экспрессия перового штриха, выразительность жестов и мимики литературных героев.

Книга. Анатолий Тимофеевич Зверев. Иллюстрации к произведениям Николая Васильевича Гоголя из собрания Ивана Павловича Кардашиди.- Москва: ГЛМ; Виртуальная галерея, 2016.

Книга. Анатолий Тимофеевич Зверев. Иллюстрации к произведениям Николая Васильевича Гоголя из собрания Ивана Павловича Кардашиди.- Москва: ГЛМ; Виртуальная галерея, 2016.

Бумага, ткань, печать типографская цветная, переплет, тиснение. 29,5х24,5х1,4 ДГ НВ-898/2

Зверев Анатолий Тимофеевич (1931-1986) — русский художник-авангардист и график. Является ярким представителем периода «Второго русского авангарда», а также выдающимся художником неофициального (нонконформистского) искусства того времени. Учился в школе рисованию на уроках художника-графика Николая Васильевича Синицына. Учился в Московском художественном училище памяти 1905 года (в течение 1954). Исключенный из училища, сформировался как художник в основном самостоятельно, а «образование» получал в залах Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, где был завсегдатаем. Участник выставок с 1957 г. С 1959 по 1964 художник сотрудничал с известным московским коллекционером Г. Д. Костаки. В 1957 А. Зверев получил золотую медаль на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в рамках Международной мастерской пластических искусств. Принимал участие во многих знаковых выставках в России и за рубежом.

Рисунок обложки. Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя "Страшная месть" Художник: Зверев А.Т.

Рисунок обложки. Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя "Страшная месть" Художник: Зверев А.Т.

СССР, г. Москва. 1950-1959 Бумага, тушь, перо. 28,5х20 ДГ КП-2612 Г-1800

Рисунок. "Когда же есаул поднял иконы..". Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя "Страшная месть" Художник: Зверев А.Т.

Рисунок. "Когда же есаул поднял иконы..". Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя "Страшная месть" Художник: Зверев А.Т.

СССР, г. Москва [1956] Бумага, тушь, перо. 28,5х20 ДГ КП-2613 Г-1801

Иллюстрация к фрагменту I главы повести: «Приподняв иконы вверх, есаул готовился сказать короткую молитву... как вдруг [...] попятился народ, и все показывали со страхом пальцами на стоявшего посреди их козака. [...] Когда же есаул поднял иконы, вдруг все лицо его переменилось: нос вырос и наклонился на сторону, вместо карих, запрыгали зеленые очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копье, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб, и стал козак — старик».

Рисунок. "Окошко все еще светилось". Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя "Страшная месть" Художник: Зверев А.Т.

Рисунок. "Окошко все еще светилось". Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя "Страшная месть" Художник: Зверев А.Т.

СССР, г. Москва. 1950-1959 Бумага, тушь, перо. 28,5х20 ДГ КП-2614 Г-1802

Иллюстрация к фрагменту IV главы повести: " - Что я думаю долго! — сказал пан Данило, увидя перед окном высокий дуб. — Стой тут, малый! я полезу на дуб; с него прямо можно глядеть в окошко.

Тут снял он с себя пояс, бросил вниз саблю, чтоб не звенела, и, ухватясь за ветви, поднялся вверх. Окошко все еще светилось. Присевши на сук, возле самого окна, уцепился он рукою за дерево и глядит: в комнате и свечи нет, а светит".

Рисунок. "Что я могу сделать, чтоб спасти твою душу?". Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя "Страшная месть". Художник: Зверев А.Т.

Рисунок. "Что я могу сделать, чтоб спасти твою душу?". Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя "Страшная месть". Художник: Зверев А.Т.

СССР, г. Москва. 1950-1959 Бумага, тушь, перо. 28,5х20 ДГ КП-2616 Г-1804

Иллюстрация к фрагменту VI главы повести: «В глубоком подвале у пана Данила, за тремя замками, сидит колдун, закованный в железные цепи [...]. Вот кто-то идет с противной стороны по дороге. Трудно разглядеть в темноте. Это возвращается Катерина. [...] - Катерина! постой на одно слово: ты можешь спасти мою душу. Ты не знаешь еще, как добр и милосерд бог. Слышала ли ты про апостола Павла, какой был он грешный человек, но после покаялся и стал святым.

— Что я могу сделать, чтобы спасти твою душу? — сказала Катерина, — мне ли, слабой женщине, об этом подумать!»

Рисунок. "Только бедный Стецько видал, как мелькнула красная одежда и чудная шапка". Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя "Страшная месть" Художник: Зверев А.Т.

Рисунок. "Только бедный Стецько видал, как мелькнула красная одежда и чудная шапка". Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя "Страшная месть" Художник: Зверев А.Т.

СССР, г. Москва. 1950-1959 Бумага, тушь, перо. 28,5х20 ДГ КП-2615 Г-1803

Иллюстрация к фрагменту IX главы повести: «Данило погнал коня прямо к нему... Козак, на гибель идешь!.. Мушкет гремит — и колдун пропал за горою. Только верный Стецько видел, как мелькнула красная одежда и чудная шапка. Зашатался козак и свалился на землю. Кинулся верный Стецько к своему пану, — лежит пан его, протянувшись на земле и закрывши ясные очи. Алая кровь закипела на груди. Но, видно, почуял верного слугу своего. Тихо приподнял веки, блеснул очами: „Прощай, Стецько! скажи Катерине, чтобы не покидала сына! Не покидайте и вы его, мои верные слуги!“ — и затих. Вылетела козацкая душа из дворянского тела; посинели уста. Спит козак непробудно».

Открытка "Бой казаков с ляхами" по повести Н.В. Гоголя "Страшная месть"

Открытка "Бой казаков с ляхами" по повести Н.В. Гоголя "Страшная месть"

Из комплекта открыток "Иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя". Художник А.М. Куркин СССР. Издательство "Изобразительное искусство". 1976 Бумага плотная, печать типографская цветная. 14х9 ДГ КП-1652/10 Г-967

На открытке репродукция рисунка А. М. Куркина, выполненная в стиле палехской росписи (народный художественный промысел). Палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений, основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации. Иллюстрация к фрагменту IX главы повести «Страшная месть»: «И пошла по горам потеха, и запировал пир: гуляют мечи, летают пули, ржут и топочут кони. От крику безумеет голова; от дыму слепнут очи. Все перемешалось. Но козак чует, где друг, где недруг; прошумит ли пуля — валится лихой седок с коня; свистнет сабля — катится по земле голова, бормоча языком несвязные речи. Но виден в толпе красный верх козацкой шапки пана Данила; мечется в глаза золотой пояс на синем жупане; вихрем вьется грива вороного коня. Как птица, мелькает он там и там; покрикивает и машет дамасской саблей и рубит с правого и левого плеча. Руби, козак! гуляй, козак! тешь молодецкое сердце; но не заглядывайся на золотые сбруи и жупаны! топчи под ноги золото и каменья! Коли, козак! гуляй, козак! но оглянись назад: нечестивые ляхи зажигают уже хаты и угоняют напуганный скот. И, как вихорь, поворотил пан Данило назад, и шапка с красным верхом мелькает уже возле хат, и редеет вокруг его толпа. Не час, не другой бьются ляхи и козаки. Не много становится тех и других. Но не устает пан Данило: сбивает с седла длинным копьем своим, топчет лихим конем пеших».

Автор иллюстрации — Александр Михайлович Куркин (1916-2004) — художник, миниатюрист. После окончания Палехского художественного училища в 1940 году начал работать в Палехских художественных мастерских. Также иллюстрировал книги, рисовал декорации для нескольких спектаклей в Москве и Саратове; работал в области монументальной живописи. Произведения находятся в Государственном Русском музее в С.-Петербурге, в музее А. С. Пушкина в Москве, в художественных музеях Костромы, Ярославля, Иванова, Оренбурга, Ростова-на -Дону, Палеха.

Открытка "Катерина" по повести Н.В. Гоголя "Страшная месть"

Открытка "Катерина" по повести Н.В. Гоголя "Страшная месть"

Из комплекта открыток "Иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя". Художник А.М. Куркин СССР. Издательство "Изобразительное искусство". 1976 Бумага плотная, печать типографская цветная. 14,1х8,9 ДГ КП-1652/11 Г-968

На открытке репродукция рисунка А. М. Куркина под палехскую роспись, в нем прослеживается традиционная для древнерусской иконы условная стилистика изображения. Проиллюстрирован фрагмент XIII главы повести «Страшная месть»: «...с утра до позднего вечера бродит по темным дубравам. Острые сучья царапают белое лицо и плеча; ветер треплет расплетенные косы; давние листья шумят под ногами ее...»

Яндекс.Метрика