Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»

Музей Н. В. Гоголя

Кабинет Н. В. Гоголя

Кабинет для Гоголя — это место уединения, где он работал, творил. Сюда приглашались только самые близкие люди. Здесь в книжном шкафу хранился знаменитый кожаный портфель с рукописями, с которым Гоголь никогда не расставался, и даже во время поездок всегда держал при себе. В кабинете находилась библиотека, насчитывавшая 234 книги. В последние годы жизни в этом кабинете писатель работал над вторым томом поэмы «Мертвые души» и духовной прозой.

Гостиная Н. В. Гоголя

Гоголевская гостиная достаточно точно воссоздана по воспоминаниям современников писателя. Здесь представлена мебель красного дерева, обитая бежевой тканью с венками — модным в то время мотивом. Почти все предметы типологические, первой половины XIX века. Особый интерес представляет большой диван, который происходит из дома Погодина на Девичьем поле. Знакомство с Погодиным началось с 1832 года и вскоре переросло в дружбу. Н. В. Гоголь, бывая в Москве проездом, чаще всего останавливался у Михаила Петровича Погодина, историка, журналиста, издателя журнала «Москвитянин», где печатались произведения Николая Васильевича.

Прихожая

Квартира Николая Васильевича Гоголя находилась на первом этаже в правой половине дома и состояла из небольшой прихожей, гостиной и кабинета, который также служил спальней.

Зал «Ревизор»

Экспозиция зала «Ревизор» рассказывает о русском театре 30–40-х годов XIX столетия, о театре Гоголя, о постановке его пьес в Москве и Петербурге.

Комната памяти

Когда в конце января 1852 года Гоголь почувствовал себя больным, граф Толстой предложил ему перейти в гостевую комнату, которая была очень теплой. По преданию, хозяева дома готовили ее к приезду протоирея Матфея Константиновского — духовного отца Гоголя.

Зал «Воплощений»

Заключительный зал экспозиции первого этажа посвящен творчеству Николая Васильевича Гоголя. Он резко отличается от мемориального пространства жилых комнат.


Виртуальные выставки

Собственная жизнь Носа майора Ковалёва

К 185-летию опубликования повести «Нос» в журнале «Современник»

Гоголеведы считают, что повесть «Нос» восходит к целому пласту «ринологических» (термин Виноградова) сюжетов русской литературы. Александра Плетнёва (филолог) называет в числе таких мотивов лубок «Похождение о носе и сильном морозе»: «Картинка и текст “Похождения о носе” помещены в пятитомном собрании Ровинского под номером 183. Перед текстом Ровинский приводит описание картинки, которая отдельно помещена в Атласе: “Картинка разделена на две половины. На левой представлен нос, в виде шута, в самом легком наряде, в чулках и башмаках и в шутовском колпаке с колокольчиком. Нос разговаривает с морозом, который одет в куртку с короткими рукавами и широкие штаны; на голове его огромная шляпа, а из кармана торчит дубина. Влево от носа стоит жаровня с угольями, над которою нос держит кусок гусиного сала. На другой половине представлены те же две фигуры: нос стоит, подбоченясь фертом перед морозом, который замахнулся на него своей дубиной. Сзади виден кабак”. Под картинкой помещен следующий текст: Случилось носу тепломъ похвалитца бутто смeлость иметь с морозом бранитца вдрукъ зделался велокои морозъ, выскочилъ противъ ево красной носъ. Говоритъ Я носъ краснои, а о морозе пропущенъ слухъ напраснои. Якобы онъ техъ жестоко знобитъ, которои носъ табакомъ набитъ, а я за нимъ таво непризнаваю завсегда наруже красенъ пребываю, никогда отъ того морозу нехоронюся ежелибъ онъ здесь былъ я снимъ побронюся: Тутъ моросъ погледелъ на носъ коса: говоритъ впервы я вижу такова носа: что нехощетъ меня боятца: нетъ Да я могу снимъ управлятца: ежели самъ себя непожелетъ, небось скоро побелетъ: однако отъ морозу носъ не потрусилъ, а после моросъ скоро ево укусилъ. Пошелъ износу табакъ, бросился носъ скоро накабакъ...» [Плетнева, 2003]. Итак, получается, что Мороз и Красный нос первоначально – персонажи антагонисты, подвергнутые в поэме сращению, оформленному в виде синтаксически и грамматически выделенного приложения. Михаил Вайскопф (израильский филолог, литературовед, славист, переводчик и комментатор библейских текстов) по отношению к повести Гоголя «Нос», например, писал о сюжете утраты и обретения телесной целостности [Вайскопф, 2002].

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Нос» одно из самых загадочных произведений великого писателя. Журнал «Московский наблюдатель» категорически отказался печатать повесть в 1835 году, не поняв и не оценив её. А А.С. Пушкин отзывался о ней с восхищением и поместил в 1836 году в «Современнике»: «Н. В. Гоголь долго не соглашался на напечатание этой шутки, но мы нашли в ней так много неожиданного, фантастического, весёлого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделиться с публикою удовольствием, которое доставила нам его рукопись» [Современник. 1836. Т. 3. С. 54.].

Н.В. Гоголь, создавая «Нос», опирался и на традиции европейской литературы и на русский лубок. Как говорилось выше, А. Плетнёва называет одним из основных источников повести лубок «Похождение о носе и сильном морозе». М. Вайскопф рассматривает сюжет Н.В. Гоголя в контексте утраты и обретения телесной целостности, в чём просматривается библейский подтекст о Страшном Суде, являющийся основополагающим для произведений писателя.

Не удивительно, что гоголевский «Нос», с его странным сюжетом, образностью и многоплановостью, привлекал внимание издателей, иллюстраторов, скульпторов, театральных деятелей, как дореволюционных, так советских и российских.

На выставке, посвященной 185-летию опубликования повести «Нос» в журнале «Современник», представлены предметы из коллекций музея Дома Гоголя: иллюстрации художников А. А. Рыбникова (1887-1949) , В.Б. Зелинского (род. 1935), А.И. Кравченко (1889-1940), а также театральные программки, редкие книги и скульптура.

Гоголь Н.В. Книга. Нос/ Послесловие И.Д. Ермакова. Худ. Алексей Рыбников. - СССР, Москва: Изд-во Светлана, 1921.

Бумага, бумага плотная, печать типографская, ксилография, брошюровка. 15,5х12,2х1 см.

ДГ КП-1698

КД-502

«Нос» - повесть Н.В. Гоголя, входящая в цикл «Петербургские повести», впервые опубликована в 1836 году. Однажды утром с лица майора Ковалёва необъяснимым образом пропадает нос. Нос эмансипируется и начинает жить собственной жизнью: получает чин статского советника, ходит в церковь и готовится удрать за границу, пока, наконец, столь же необъяснимо не оказывается на своём прежнем месте. Абсурдистская социальная притча или просто фривольный анекдот - «Нос» остаётся загадочным произведением, вызывающим недоумение и порождающим смелые трактовки.

Настоящее издание повести Н.В. Гоголя подготовлено к печати Главлитом (орган, осуществлявший цензуру печатных произведений и защиту государственных секретов в средствах массовой информации), выпуск № 5322. Книга вышла тиражом всего в 1000 экземпляров в издательстве «Светлана». Это было небольшое частное издательство времён НЭПа, годы существования: 1918 – 1923. Возглавлял его Миронов Алексей Григорьевич (1892-1964) - книгоиздатель, букинист, историк книги, собиратель материалов о московской книжной торговле XIX - нач. XX в., один из учредителей активно работавшего в СССР в 1920-1929 годах «Русского общества друзей книги». Как и другая книжная продукция издательства «Светлана» эта книга является редкой. Ценность ее еще и в том, что автором иллюстраций к повести является Алексей Александрович Рыбников (1887-1949) – замечательный график, живописец, реставратор. Он также занимался книжной графикой, иллюстрировал произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.А. Блока, Сервантеса, А.В. Чаянова и др. Послесловие написано Иваном Дмитриевичем Ермаковым (1875-1942), русским психиатром, психологом, художником, одним из пионеров психоанализа в Советской России. В конце послесловия он написал: «Настоящая работа является кратким изложением одной из главы моего исследования "О творчестве Гоголя"» (целиком работа "Очерки по анализу творчества Н. В. Гоголя" опубликована в серии «Психологическая и психоаналитическая библиотека», вып. 16, 1924).

Ксилография. Портрет Н.В. Гоголя, сидящего за столом. Автор рисунка: А.А. Рыбников. Гравер: И.Н. Павлов

Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя "Нос".

СССР, г. Москва. 1921

Бумага плотная, ксилография. 28,9х19,6 (подложка). В свету: 14,8х12 см.

ДГ КП-1696/2

Г-1047

Для книги "Нос", выпущенной издательством "Светлана" в 1921 г. были выполнены ксилографии И.Н. Павлова по рисункам А. Рыбникова. Алексей Александрович Рыбников (1887-1949) - график, живописец, реставратор. В 1919 г. создал реставрационные мастерские в ГТГ и 30 лет ими руководил, также преподавал, писал о реставрации, иллюстрировал литературные произведения.

И.Н. Павлов (1872-1951) - гравер и живописец, народный художник СССР. Работал в технике цветной ксилографии, тоновой гравюры, линогравюры, создал более 75 экслибрисов.

Представлена ксилография (пробный отпечаток), в книге расположенная на контртитуле. В книге под этой иллюстрацией напечатано: "Но что страннее, что непонятнее всего, это / то, как авторы могут брать подобные сюжеты".

Ксилография. Портрет коллежского асессора Ковалева. Автор рисунка: А.А. Рыбников. Гравер: И.Н. Павлов

Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя "Нос".

СССР, г. Москва. 1921

Бумага плотная, ксилография. 28,9х19,5 (подложка). В свету: 14,8х12 см.

ДГ КП-1696/3

Г-1048

Представлена ксилография (пробный отпечаток), в книге расположенная на странице 51 с надписью: "...птица не птица, гражданин не гражда- / нин, - просто, возьми, да и вышвырни за окошко".

Ксилография. Коллежский асессор Ковалев и Нос. Автор рисунка: А.А. Рыбников. Гравер: И.Н. Павлов

Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя "Нос".

СССР, г. Москва. 1921

Бумага плотная, ксилография. 28,9х19,4 (подложка). В свету: 11,4х11,2 см.

ДГ КП-1696/9

Г-1054

Представлена ксилография (пробный отпечаток), в книге расположенная на странице 33 с надписью: "- Из`яснитесь удовлетворительнее".

Ксилография. Цирюльник Иван Яковлевич и квартальный надзиратель на Исаакиевском мосту. Автор рисунка: А.А. Рыбников. Гравер: И.Н. Павлов

Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя "Нос".

СССР, г. Москва. 1921

Бумага плотная, ксилография. 28,9х19,5 (подложка). В свету: 10х11,5 см.

ДГ КП-1696/11

Г-1056

Представлена ксилография (пробный отпечаток), в книге расположенная на странице 23 с надписью: "...- А подойди сюда, любезный!".

Ксилография. Майор Ковалев и штаб-офицерша Подточина с дочерью. Автор рисунка: А.А. Рыбников. Гравер: И.Н. Павлов

Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя "Нос".

СССР, г. Москва. 1921

Бумага плотная, ксилография. 28,9х19,4 (подложка). В свету: 11,5х11,4 см.

ДГ КП-1696/13

Г-1058

Представлена ксилография (пробный отпечаток), в книге расположенная на странице 79 с надписью: "Вот мол, вам бабье куриный народ! а на / дочке все- таки не женюсь...".

Ксилография. Цирюльник, держащий в руке нос майора Ковалева. Автор рисунка: А.А. Рыбников. Гравер: И.Н. Павлов

Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя "Нос".

СССР, г. Москва. 1921

Бумага, ксилография. 28,8х19,4 (подложка). В свету: 11,8х10,9 см.

ДГ КП-1696/15

Г-1060

Представлена ксилография (пробный отпечаток), в книге расположенная на странице 15 с надписью: "...хлеб - дело печеное, а нос - совсем не то".

Ксилография. Нос майора Ковалева на Невском проспекте. Автор рисунка: А.А. Рыбников. Гравер: И.Н. Павлов

Из серии иллюстраций к повести Н.В. Гоголя "Нос".

СССР, г. Москва. 1921

Бумага плотная, ксилография. 28,9х19,4 (подложка). В свету: 10,5х11,5 см.

ДГ КП-1696/18

Г-1063

Представлена ксилография (пробный отпечаток), в книге расположенная на странице 29 с надписью: "Майор Ковалев имел обыкновение каждый / день прохаживаться по Невскому проспекту".

Кравченко А.И. Гравюра. Майор Ковалёв и Нос. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя "Нос".

СССР, г. Москва. 1931

Бумага, ксилография. 15,2х12,8. В свету: 12,3х8,9 см.

ДГ КП-2388

Г-1595

Алексей Ильич Кравченко (1889-1940) - график, живописец, художник театра, музейный деятель; член "Московского художественного общества" (с 1912), объединения "Четыре искусства" (1925-28) и т.д. Автор множества станковых гравюр, иллюстраций, экслибрисов. Работал в технике ксилографии, линогравюры, офорта, в карандаше и т.д., многим работам присуща крайняя эмоциональность до экспрессионизма, смешение реальных и ирреальных планов, шаржированность, неправдоподобные угловатые формы. Выполнил ксилографии к произведениям Н. Гоголя ("Портрет" 1923, "Вий" 1929, "Шинель", "Невский проспект" и "Нос" 1931), русских и зарубежных классиков, серий гравюр "Париж", "Днепрострой", среди прочего - фронтиспис к книге С.Н. Сергеева-Ценского "Гоголь уходит в ночь" (1932).

Иллюстрации Кравченко не следуют буквально тексту, а передают психологическое состояние персонажей. Возможно, ксилография иллюстрирует строки из повести: "Вдруг он стал как вкопанный у дверей одного дома; в глазах его произошло явление неизъяснимое: перед подъездом остановилась карета; дверцы отворились; выпрыгнул, согнувшись, господин в мундире и побежал вверх по лестнице. Каков же был ужас и вместе изумление Ковалева, когда он узнал, что это был собственный его нос! При этом необыкновенном зрелище, казалось ему, всё переворотилось у него в глазах; он чувствовал, что едва мог стоять; но решился во что бы ни стало ожидать его возвращения в карету, весь дрожа как в лихорадке. Чрез две минуты нос действительно вышел. Он был в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротником; на нем были замшевые панталоны; при боку шпага. По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге статского советника".

На вывеске, изображенной на гравюре, указана фамилия Пискарев - возможно, имеется в виду один из героев повести "Невский проспект" того же цикла или же художник Н.И. Пискарёв (1892-1959), занимавшийся в т.ч. ксилографией, современник А.И. Кравченко.

Кравченко А.И. Гравюра. Майор Ковалёв в Казанском соборе. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя "Нос".

СССР, г. Москва. 1931

Бумага, ксилография. 18,8х13. В свету: 11,9х8,7 см.

ДГ КП-2389

Г-1596

Возможно, рисунок соответствует фрагменту II главы повести, когда Ковалёва следует за Носом в Казанский собор: " Ковалев подступил поближе, высунул батистовый воротничок манишки, поправил висевшие на золотой цепочке свои печатки и, улыбаясь по сторонам, обратил внимание на легонькую даму...".

Кравченко А.И. Гравюра. "Есть нос!". Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя "Нос".

СССР, г. Москва. 1931

Бумага, ксилография. 18,8х13,3. В свету: 12,5х8,5 см.

ДГ КП-2390

Г-1597

Возможно, рисунок соответствует фрагменту III главы повести: " И майор Ковалев с тех пор прогуливался как ни в чем не бывало и на Невском проспекте, и в театрах, и везде. И нос тоже как ни в чем не бывало сидел на его лице, не показывая даже вида, чтобы отлучался по сторонам. И после того майора Ковалева видели вечно в хорошем юморе, улыбающегося, преследующего решительно всех хорошеньких дам...".

Репродукция. Л.П. Подлясская. Ковалев обнаружил пропажу носа («Нос»). Рисунок. 1951.

Из комплекта «Н.В. Гоголь "Петербургские повести". 12 репродукций».

СССР, г. Ленинград. Государственный Русский музей, 2-я типография «Печатный Двор» им. А.М. Горького Союзполиграфпрома Главиздата Министерства культуры СССР. 1953

Бумага мелованная матовая, печать типографская. 15х10,5 см.

ДГ КП-2742/4

Г-1957

К 100-летней годовщине со дня смерти Н.В. Гоголя Государственный Русский музей выпустил наборы репродукций рисунков известных русских и советских художников к самым известным произведениям писателя, хранящихся в фондах ГРМ. Каждый набор был посвящен циклу повестей и отдельному произведению: «Вечера на хуторе близ Диканьки»; «Петербургские повести»; «Ревизор»; «Мертвые души». В комплект, помещенный в обложку, входят лист с перечнем иллюстраций, портрет Н.В. Гоголя, и 12 листков с репродукциями.

Представленная репродукция рисунка Л. П. Подлясской входит в комплект посвященный циклу «Петербургские повести». Лидия Петровна Подлясская (1922-1995) – художник, график, книжный иллюстратор. Преподавала в Академии художеств и, завершив педагогическую деятельность, работала самостоятельно как художник-график по творческим договорам. Иллюстрировала произведения русских и советских писателей.

Иллюстрация к фрагменту II главы повести «Нос»: «Ковалев потянулся, приказал себе подать небольшое стоявшее на столе зеркало. Он хотел взглянуть на прыщик, который вчерашнего вечера вскочил у него на носу; но, к величайшему изумлению, увидел, что у него вместо носа совершенно гладкое место! Испугавшись, Ковалев велел подать воды и протер полотенцем глаза: точно, нет носа! Он начал щупать рукою, чтобы узнать: не спит ли он? кажется, не спит».

Репродукция. Л.П. Подлясская. В церкви («Нос»). Рисунок. 1951.

Из комплекта «Н.В. Гоголь "Петербургские повести". 12 репродукций».

СССР, г. Ленинград. Государственный Русский музей, 2-я типография «Печатный Двор» им. А.М. Горького Союзполиграфпрома Главиздата Министерства культуры СССР. 1953

Бумага мелованная матовая, печать типографская. 15х10,5 см.

ДГ КП-2742/6

Г-1959

Иллюстрация к фрагменту II главы повести «Нос»: «Ковалев чувствовал себя в таком расстроенном состоянии, что никак не в силах был молиться, и искал глазами этого господина по всем углам. Наконец увидел его стоявшего в стороне. Нос спрятал совершенно лицо свое в большой стоячий воротник и с выражением величайшей набожности молился.

«Как подойти к нему? - думал Ковалев. - По всему, по мундиру, по шляпе видно, что он статский советник. Черт его знает, как это сделать!»

Он начал около него покашливать; но нос ни на минуту не оставлял набожного своего положения и отвешивал поклоны.

- Милостивый государь... - сказал Ковалев, внутренно принуждая себя ободриться, — милостивый государь...

- Что вам угодно? - отвечал нос, оборотившись.

- Мне странно, милостивый государь... мне кажется... вы должны знать свое место. И вдруг я вас нахожу, и где же? - в церкви. Согласитесь...

- Извините меня, я не могу взять в толк, о чем вы изволите говорить... Объяснитесь....»

Репродукция. В.А. Власов У подъезда («Нос»). Рисунок. 1951.

Из комплекта «Н.В. Гоголь "Петербургские повести". 12 репродукций».

СССР, г. Ленинград. Государственный Русский музей, 2-я типография «Печатный Двор» им. А.М. Горького Союзполиграфпрома Главиздата Министерства культуры СССР. 1953

Бумага мелованная матовая, печать типографская. 15х10,5 см.

ДГ КП-2742/5

Г-1958

Представленная репродукция рисунка В.А. Власова входит в комплект посвященный циклу «Петербургские повести». Власов Василий Адрианович (1905-1979) - советский художник-график, педагог, занимался станковой графикой, иллюстрировал книги, выполнял политические плакаты. В 1930-е работал на студии «Ленфильм». В годы Великой Отечественной войны работал в издательской группе Ленинградского штаба партизанского движения на Волховском фронте. Иллюстрировал книги для издательств Ленинграда и Москвы. Среди прочих иллюстрировал произведения Н. В. Гоголя: «Петербургские повести» (1945), «Сорочинская ярмарка» (1947), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1948), «Старосветские помещики» (1949), «Коляска» (1952).

Иллюстрация к фрагменту II главы повести «Нос»: «Вдруг он стал как вкопанный у дверей одного дома; в глазах его произошло явление неизъяснимое: перед подъездом остановилась карета; дверцы отворились; выпрыгнул, согнувшись, господин в мундире и побежал вверх по лестнице. Каков же был ужас и вместе изумление Ковалева, когда он узнал, что это был собственный его нос!»

Зелинский В.Б. Гравюра. По мотивам повести Н.В. Гоголя "Нос". Перед подъездом.

Из графического цикла "Посвящение Н.В. Гоголю".

СССР, Московская обл., г. Дмитров. 1976-1983

Бумага плотная веленевая, автолиногравюра. 41,2х43,7. В свету: 28,3х31,4 см.

ДГ КП-2430

Г-1634

Вацлав Болеславович Зелинский (р. 1935) - художник, график. Член Союза художников. Автор нескольких графических циклов, посвященных русским писателям, в том числе Николаю Васильевичу Гоголю - "Посвящение Н.В. Гоголю" (1976-1983). Произведения Зелинского не являются иллюстрациями, у которых свои законы и задачи - отразить наиболее полно самые существенные моменты иллюстрируемого литературного памятника, точно следуя за авторским текстом. Это самостоятельные станковые гравюры большого формата (до 80 см в высоту). Создавая свой цикл, художник наметил для себя три основных направления или темы: первая - биографическая (она прослежена главным образом в рисунках, показывающих писателя в различные моменты его жизни); вторая - Гоголь как автор, творец своего особого писательского мира и третья - художественный мир, созданный Гоголем, его герои. Зелинский удачно использует язык метафоры, умного гротеска и гиперболы, которые являются неотъемлемой основой в решении столь сложной темы. Так на гравюре по мотивам повести «Нос» изображен главный герой майор Ковалев, который встречает свой пропавший нос в чине статского советника, хотя зрителю видно, что Нос – это тень, отбрасываемая майором.

Зелинский В.Б. Гравюра. По мотивам повести Н.В. Гоголя "Нос". В Казанском соборе.

Из графического цикла "Посвящение Н.В. Гоголю".

СССР, Московская обл., г. Дмитров. 1976-1983

Бумага, автолиногравюра. 35х45,9. В свету: 28,4х31,4 см.

ДГ КП-2429

Г-1633

На гравюре, созданной по мотивам повести «Нос», Зелинский изображает гиперболизированный Нос коллежского асессора Ковалева, являющийся не чем иным как тенью, отбрасываемой на колоннаду Казанского собора самим Ковалевым.

Гоголь Н.В. Книга. Nos = Нос/ Ил. Я. Конупек. - Чехия, Прага: Издательство Артура Новака, 1920. - На чешском языке.

Бумага плотная, бумага плотная верже, печать типографская. 20х13 см.

ДГ КП-2125

КД-582

Книга издана в Праге в 1920 году с иллюстрациями Яна Конупека (1883-1950) - чешского художника-графика, иллюстратора и гравера. Он является одним из наиболее известных представителей чешского межвоенного искусства, членом художественного объединения Sursum. Произведения Конупека, в основном, находятся под влиянием символизма. В списке его произведений насчитывается 1448 графических работ и около 600 книжных иллюстраций.

Артур Новак (Artur Novak) - директор издательства в Праге, Чехия. С 1916 по 1934 выпускал библиофильские и коллекционные издания, стихи поэтов-символистов и декадентов и пр. Был директором издательства «Культур унд Фортшритт».

Гоголь Н.В. Книга. Нос. Каляска/примеч. А. Слонимского; оформ. Л. Зусмана; рис. В. Власова.- Москва-Ленинград: Детгиз, 1952.- (Гоголевская библиотечка)

Из книжной серии "Гоголевская библиотечка"

Бумага, печать типографская, печать типографская цветная, брошюровка, склеивание. 21.8х14,5х0,7 см.

ДГ КП-2567

КД-703

К столетию со дня смерти Н. В. Гоголя в 1952 году Детгиз выпустил серию из 10 детских книжек с избранными произведениями писателя. Оформитель серии Леонид Павлович Зусман (1906-1984) - театральный художник, художник книги, считал делом своей жизни оформление и иллюстрирование книг - книг с его иллюстрациями более 70. Иллюстрации на лицевой сторонке обложки и в тексте выполнены советским художником В. А. Власовым. Василий Адрианович Власов - советский художник-график, педагог, занимался станковой графикой, иллюстрировал книги, выполнял политические плакаты. Среди многочисленных книжных изданий, которые оформил Василий Власов, произведения Н.В. Гоголя: «Петербургские повести» (1945); «Сорочинская ярмарка» (1947); «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1948), «Старосветские помещики» (1949), «Нос», «Коляска» (1952).

Программа спектакля Московского камерного музыкального театра - Д. Шостакович "Нос" опера по произведению Н.В. Гоголя. - СССР, г. Москва, 1974.

Бумага, печать типографская. 21х15,2 см.

ДГ КП-17

КД-6

«Нос» - первая опера Дмитрия Шостаковича. Была написана в 1927-1928 годах по одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя. Либретто Д. Шостаковича, А. Прейса, Г. Ионина. Эта ранняя опера Шостаковича написана в стиле омузыкаленной речи, стилистика сочинения гротесковая. Сюжет близок к повести Гоголя с добавлением ряда эпизодов (в т. ч."поимки носа", беседы Ковалева с Ярыжкиным, персонажем, отсутствующим в тексте у писателя). Значительное место в опере отведено ансамблям (октет дворников, квартет Ковалева, Ярыжкина и Подточиных и др.). В опере много эпизодических ролей, что связано со своеобразным "кинематографическим" (монтажным) стилем развития сюжета. Опера входит в репертуар музыкальных театров. В России одной из лучших является постановка Московского камерного музыкального театра п/у Б. Покровского (1974). Театр, созданный Борисом Александровичем Покровским в 1972 году известен тем, что основу его репертуара составляют редкие и малоизвестные произведения. Поворотным моментом в жизни молодого театрального коллектива - 12 сентября 1974 года стала премьера оперы Д.Д. Шостаковича «Нос» - непревзойденный режиссерский шедевр и «визитная карточка» Камерного музыкального театра.

Программа оперы Д. Шостаковича "Нос" по повести Н.В. Гоголя. Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского. - Россия, Москва, 2013.

Бумага плотная глянцевая, печать типографская цветная, брошюровка. 29,6х10,3 см.

ДГ КП-1717

КД-508

Опера была написана Д. Шостаковичем в 1928 г. После единственной постановки на сцене Малого оперного театра в Ленинграде «Нос» исчез с отечественных подмостков, пока его не возродили в Камерном театре Б.А. Покровский и Г. Рождественский (премьера 12.09.1974 года). Именно «Носу» суждено было стать для театра тем спектаклем-эмблемой, каким стала когда-то для МХТ чеховская «Чайка». «Нос» живет на сцене уже 36 лет, его сыграли более 400 раз, с триумфом показывали во многих странах. Московский государственный академический Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского был создан в 1972 году, в 1974 году получил постоянное здание. Музыкальным руководителем был дирижер Геннадий Рождественский, художественным - Б.А. Покровский. В 2009 году театр получил имя своего руководителя. В числе других были поставлены спектакли (оперы) по произведениям Н.В. Гоголя: А. Холминов "Шинель. Коляска" (1975); В. Кобекин "Дневник сумасшедшего" (1980); М. Мусоргский "Женитьба" (1989); Д. Шостакович "Игроки. Антиформалистический раек" (1990); М. Мусоргский "Сорочинская ярмарка" (2000); В. Дашкевич "Ревизор" (2007); П. Чайковский "Черевички" (2008).

Программа спектакля "Некто Нос" по повести Н.В. Гоголя. Театр кукол С.В. Образцова и Компания "Мо де тэт". Режиссер Эрик де Сарриа. - Россия, Москва, 2013.

Бумага плотная глянцевая, печать типографская цветная. 29х13,7 см.

ДГ КП-1720

КД-509

"Некто Нос" - совместный российско-французский проект ГАЦТК им. С.В. Образцова и компании "Мо Де Тэт" при поддержке Французского института в России. Режиссером-постановщиком спектакля выступил Эрик де Сарриа (Франция), композиторы - Ф. Латенас, Н. Шамшин, художник - постановщик - лауреат Национальной театральной премии "Золотая маска" Виктор Никоненко. Премьера этого спектакля открыла 6 октября 2013 года VII Международный фестиваль театров кукол, мероприятия которого прошли на сцене Театра кукол имени С.В. Образцова в Москве.

Программа спектакля "Нос" по повести Н.В. Гоголя. Молодежный театр Литовской республики/ Сост. Л. Магянскайте, худ. Н. Гултяева. - Литва, Вильнюс, 1991.

Бумага глянцевая, печать типографская. 13,1х20,3 см.

ДГ КП-1727

КД-514

Спектакль поставлен литовским театральным режиссёром Эймунтасом Някрошюсом (1952-2018). После окончания учёбы работал в Каунасском драматическом театре (1979-1980), после чего вернулся в вильнюсский Государственный Молодежный театр Литовской республики (1978-1992). Последней постановкой в этом театре стал в 1991 году "Нос" по Н.В. Гоголю. В 1998 году создал свой театр «Мяно фортас».

Жуков С. Скульптура. Нос.

СССР. 1970-е гг.

Фарфор, роспись подглазурная. Выс.:26, шир. 8, гл.12 см.

ДГ КП-292

С-9

Представлен скульптурный портрет Носа коллежского асессора Ковалева: «Через две минуты нос действительно вышел. Он был в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротником, на нем были замшевые панталоны; при боку шпага. По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге статского советника» (Гоголь Н.В. «Нос», гл. II). Скульптура установлена на подставку в виде закрытой книги, на корешке которой надпись: "Н.В. Гоголь".

Куприянов В.И. Скульптура малых форм "Нос майора Ковалева". Отливка с авторской формы Г.В. Куприянова (1933-2008).

Россия. 2007 г.

Керамика, глазурь, роспись подглазурная. 26х16, диам. подставки: 9 см.

ДГ КП-301

С-10

Скульптура выполнена в Творческой мастерской Куприяновых, которая является творческим объединением нескольких поколений художников-керамистов. Среди них - Василий Ильич Куприянов – артист театра и кино, записывает аудиокниги, преподает актерское мастерство. Заслуженный артист России В.И. Куприянов пишет рассказы, статьи и эпиграммы. Он является исполнителем настоящего скульптурного портрета персонажа повести Н.В. Гоголя "Нос". А автор формы – его дядя, Георгий Васильевич Куприянов (1934–2008) – выдающийся скульптор-керамист, чьи произведения хранятся в Музее-усадьбе Кусково и Государственной Третьяковской галерее. Георгий Васильевич закончил Московское художественно-промышленное училище. Занимался проектированием детской игрушки, создавал многочисленные декоративные и парковые скульптурные произведения, занимался резьбой по камню, воплощал христианские сюжеты и образы в скульптуре, керамических рельефах. Г.В. Куприяновым был выполнен иконостас – больше ста керамических живописно-рельефных икон и внутреннее убранство церкви Покрова Пресвятой Богородицы у Высоко-Петровского монастыря в Москве.

Ганрио Н.Н. Скульптура. Гоголь-Нос.

Россия, Московская обл. Дмитровский фарфоровый завод. 1960-1970

Фарфор, роспись надглазурная, позолота. Выс.: 13,5 см

ДГ КП-1746

С-60

Ганрио (Самуйлова) Нелли Николаевна (1926-2017) - скульптор, член Союза художников СССР с 1960 г. В 1946 г. поступила по совету профессиональных художников в Московский институт прикладного и декоративного искусства, где в в 1952 г. получила профессию скульптора. Работала в монументально-декоративной и малой пластике, в жанре портрета. Наиболее известные работы выполнены в фарфоре на Дмитровском фарфоровом заводе в поселке Вербилки. Статуэтка «Гоголь-Нос» представлена в виде большого шагающего носа (персонаж повести «Нос») в черном цилиндре, на него наброшен распахнутый плащ-крылатка, напоминающий по форме прическу Н. В. Гоголя, под самым носом видны ноги, обутые в черные ботинки: правая чуть сзади опирается на носок, впереди на всей ступне стоит левая. Если повернуть скульптуру влево, то можно разглядеть профиль писателя: прическу, длинный нос, под ним черные усы.