Учреждение, подведомственное
Департаменту культуры
города Москвы

«Дом Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека»
  • Пн — выходной
  • Вт — с 10:00 до 22:00
  • Ср — с 10:00 до 22:00
  • Чт — с 10:00 до 22:00
  • Пт — с 10:00 до 22:00
  • Сб — с 10:00 до 22:00
  • Вс — с 10:00 до 20:00

Последний вторник месяца — санитарный


	

«На краешке чужого гнезда»

06 Октября — 25 Ноября

  • «На краешке чужого гнезда»
  • «На краешке чужого гнезда»
  • «На краешке чужого гнезда»
  • «На краешке чужого гнезда»
  • «На краешке чужого гнезда»
  • «На краешке чужого гнезда»
  • «На краешке чужого гнезда»
  • «На краешке чужого гнезда»

В читальном зале «Дома Гоголя» открылась выставка, посвященная 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева и 175-летию первой встречи писателя с Полиной Виардо

Женщина-загадка, женщина-чудо, безобразная красавица — как только не называли Виардо, но так или иначе, её боготворили, по ней сходили с ума.

Осенью 1843 г. в Санкт-Петербурге гастролировала Итальянская опера. Бомонд пришёл посмотреть на молодое дарование — Полину Виардо. Среди зрителей был и Иван Тургенев. Давали «Севильского цирюльника». Выходит Розина... Сутулая, с крупными чертами лица, не слишком привлекательна, «сажа да кости», как её за глаза называли в светском обществе. Но голос!

Особенный восторг у петербургских меломанов вызывала сцена урока пения, куда артистка неожиданно включила алябьевского «Соловья». Спустя много лет Глинка в своих «Записках» отметил: «Виардо была превосходна».

В зале послышался шёпот, публика обсуждала достоинства и недостатки певицы. А Тургенев, затаив дыхание, следил за каждым её жестом. С этого вечера жизнь писателя разделилась на «до» и «после» этой встречи.

Первоначально в семье Гарсиа не думали, что скромная и трудолюбивая Полина, прозванная в семье «муравьем», станет певицей, с ранних лет она обучалась игре на фортепьяно. Отец использовал ее в качестве аккомпаниатора на своих уроках пения. Однажды после его занятий с учениками дочь-подросток, сидящая за фортепьяно, сказала: «Я усвоила больше, чем твои ученики». Первый выход на сцену в роли певицы оказался для Полины чрезвычайно удачным.

На концерте скрипача Шарля де Берио, вначале возлюбленного, а затем мужа умершей к тому времени старшей сестры Полины Марии Малибран, девушка исполнила вокальный номер. 16-летняя Полина была никому не известна, единственное, что о ней знала публика — она сестра Малибран. У Полины не было победительной внешности сестры, но был редкой красоты и силы голос, с диапазоном в три октавы, было очарование юности и еще был тот кураж, который овладевает артистом в минуты вдохновения. Её «некрасота» в сочетании с уникальным голосом, артистизмом и какой-то особой магией, исходящей от певицы, могла заворожить как на сцене, так и в жизни.

Любовь русского писателя и оперной дивы, а также подробности их взаимоотношений до сих пор покрыты мраком тайны. Очень вероятно, что никто так и не узнает всей правды о личной жизни Ивана Тургенева и Полины Виардо. Но нужно ли это? Их отношения продолжались четыре десятилетия, в них была дружба и духовное общение, любовь и ревность.

Хотя Виардо совершенно не походила на тургеневских девушек, которых воспевал в своих книгах её поклонник, Тургенев практически всегда советовался с Полиной по поводу своего творчества. Иван Сергеевич оставался другом — почти членом семьи Виардо — до самой смерти. Последние годы жизни, уже серьёзно больной, он проводил лето в имении Виардо, а Полина записывала под диктовку его сочинения.

Человек на редкость многогранного дарования, Виардо оказалась талантливым композитором. Из её сочинений пользуются большим распространением в музыкальном мире три сборника романсов на стихи русских поэтов (Пушкина, Фета, Тургенева, Тютчева), серия романсов на французские тексты, шесть мазурок Шопена, переложенных для пения. На либретто Тургенева она написала также несколько оперетт — «Слишком мною жен», «Последний колдун», «Людоед», «Зеркало». Любопытно, что в 1869 году представлением «Последнего колдуна» на вилле Виардо в Баден Бадене дирижировал Брамс. Сочинения Виардо отличаются самостоятельностью, вкусом и прекрасной музыкальной подготовкой.

Певица, в репертуар которой входили самые разнообразные партии — от пташки Розины до героинь опер Глюка — позже стала лучшим педагогом по вокалу своей эпохи. Среди учениц и учеников Полины Виардо знаменитая Дезирэ Арто де Падилья, Байлодз, Хассельман, Хольмсен, Шлиман, Шмейсер, Бильбо Башлэ, Мейер, Роллант, вагнеровская героиня Марианна Бранд и другие. У нее прошли отличную вокальную школу многие русские певцы, в том числе Ф. Литвин, Е. Лавровская Цертелева, Н. Ирецкая, Н. Штемберг.

Образованность и гений Виардо были почти уникальны — она вошла в число выдающихся примадонн, великолепно играла на рояле, хорошо рисовала и была настолько сведуща в литературе, что салоны экс-примадонны в Баден-Бадене и Париже еще долго оставались центром притяжения.

Тургенев скончался на руках у Виардо, в один год с её мужем. Без Полины его творчество кажется немыслимым. Она переводила его стихи и рассказы на французский, даже на смертном одре он диктовал ей свои последние рассказы, она же помогала ему оттачивать стиль.

Полина пережила Тургенева на 27 лет, она скончалась в Париже в возрасте 88 лет. Все её дети стали артистами. Старшая дочь Луиза — композитор и автор мемуаров; средняя дочь Клаудия — художник и певица; младшая дочь Марианна — оперная певица; сын Поль — известный скрипач-виртуоз.

На выставке, сопровождающейся подробной аннотацией, представлены книги, изоматериалы, ноты, аудиозаписи, показывающие творческий портрет Полины Виардо, её роль в жизни писателя. Выставка открылась 6 октября и продлится до 25 ноября.

ВХОД СВОБОДНЫЙ
Читальный зал (2 эт.), вт–сб 10:00–22:00, вс 10:00–20:00

К списку выставок

«Смех по-японски» 19 Декабря в 18:30

Культурно-просветительский проект «Япония далекая и близкая»