Выставка Веры Ельницкой «Арбат… и далее»

7 сентября — 10 октября 2013

О Событии

Хотите понять поэта — поезжайте в его страну

Гёте

Москва — страна Ельницкой. Вера — «генетическая москвичка и художник», по арбатскому детству, по рождению в замечательной cемье людей исключительно творческих профессий: скульпторов, живописцев, литературоведов. Каждый художник во времена своего становления — «очарованный странник», и в Вериной эволюционной хронологии ощущается влияние тех или иных мастеров живописи, некая ориентировка, желание со-настройки... но! Всегда удивительным образом она очевидно индивидуальна, — оставаясь невзирая на все свои «очарованности» именно Верой, узнаваемой с первого взгляда. «Вот ельницкое дерево, вот дом какой-то ельницкий», — уже так говорят, по произнесении этих слов наш мысленный взор автоматически — в её цветовидении, лепит её, Верину, особую пластику. Выставка предоставит возможность увидеть работы разных лет, разных периодов.

«Мои предпочтения в цвете и сюжетных линиях были со мной всегда. Мне нравятся городские мотивы: дворы, старые улочки, набережные; первый снег и первая зелень, утренние туманы и розовые закаты над городом. Я всегда хожу с альбомом, и мои спутники уже давно привыкли к тому, что я постоянно останавливаюсь и что-то зарисовываю. Мой стиль близок к импрессионизму, а значит для меня очень важны впечатления от мимолётных мотивов». (Из интервью Веры Ельницкой журналу «Jalouse»)

Вера пишет вдохновенно и быстро, — запечатлевая мгновения. Обстоятельства места и времени в её картинах точны исключительно атмосферой, никак не подробностями. Живопись Веры всегда эмоциональна и энергетически наполнена. Смотришь на работу: «полный эффект присутствия» в уюте сумеречного московского двора, где наверху уже начинают зажигаться жёлтенькие окошки: «Вот опять окно, где опять не спят, может, пьют вино, может, так сидят». Иногда же... «переулочек, переул... горло петелькой затянул» — ахматовское щемящее чувство. Вера работает стремительно — минуя лукавый анализ эмоция непосредственно с кисти перетекает в холст, переводится на язык пластики, обретает формы и цвет. Всякая пошлятинка из репертуара модного мейнстрима исключена, хитрая расстановка смысловых акцентов, социальные отклики, «красивости», — совсем не про неё. Вера патологически правдива. «Политики от живописи» удивляются таким людям. Она же... работает, работает, работает. Она пишет очень много, особенно в любимом жанре городского пейзажа, она торопится за этой ускользающей, ускользающей красотой. Любовный тонкий созерцатель с потрясающей работоспособностью, Вера Ельницкая.

Рядом с её работами возможен такой диалог, к примеру, — ребёнка и его родителя: «Это импрессионизм», — взросло скажет образованный мальчик. «Да, да, конечно, воздух, свет, — это такой... московский романтизм!», — ответит взрослый, по-детски улыбаясь родному городу.

Вера Ельницкая рисовала с раннего детства, своими учителями считает импрессионистов и постимпрессионистов (по чувству первой влюблённости в экспозицию Пушкинского музея), училась в художественной школе, а затем — у прекрасных и теперь всем известных художников Михаила Всеволодовича Иванова, Арона Буха, Екатерины Григорьевой, Владимира Брайнина. Много писала с натуры и ныне привержена работе на натуре, что редкость и почти анахронизм в наши дни. В 1990 году начинающая художница Вера Ельницкая за серию картин о Москве получила 1-ю премию по живописи среди молодых художников. Теперь живопись Ельницкой — одна из самых выразительных и узнаваемых в московском художественном пространстве. Выставочная жизнь художника насыщена, — в России и за рубежами страны состоялось множество сборных и персональных выставок, в том числе из последних московских: «Пространство чувства» в "Товариществе живописцев","Знакомая незнакомка" в Галерее на Чистых прудах ; «Деликатный импрессионизм», «Весенняя сага» (посвящение Москве) — в галерее «Винсент», «Степень должной новизны» — в галерее «А3». Накануне открытия персональной выставки в выставочном зале дома Н. В. Гоголя состоялась выставка Ельницкой «Лето в большом городе» в резиденции посла Евросоюза в Москве, художник приняла участие в проекте международного объединения «Книга художника» — «Первая книга».

Сегодня работы Ельницкой находятся во многих музейных и частных собраниях, — в том числе коллекциях Рене Герра, Эдмонда Розенфельда, Пьеро Селми, Беллы Гелбмана, Аннамухаммеда Зарипова, Михаила Алшибая, Александра Миронова, посла Евросоюза в Москве. Ни одна «титульная» российская и московская выставка уже не мыслима без работ Ельницкой. Но любима она вовсе не потому...

Работы её говорят о сокровенных ностальгических переживаниях каждого, о том самом воздухе арбатско-московского детства и отрочества, которым мы все когда то вольно дышали, — и теперь, снова, ошеломлённо вдохнули при взгляде на работы Ельницкой.

...Смелый и энергичный пейзаж Веры Ельницкой оказывается неожиданно хрупок: он застигнут художником в момент возникновения из небытия, на грани воплощения, или, напротив, — в начале исчезновения. В нём есть нечто от миража, от его таинственной оптики, от его нематериальных вибраций. В каком-то смысле перед нами не краска и холст, но живая ткань, чистая эмоциональность. Реальное пространство, переданное абсолютно достоверно и убедительно, превращается в подвижную податливую среду, в пространство чувства

Илья Трофимов, искусствовед, художник

Искусство Веры Ельницкой несомненно принадлежит московской школе живописи. Зрение художницы неотделимо от её традиций — художественных координат Константина Коровина и раннего Роберта Фалька, от московских пейзажей Василия Кандинского и Владимира Татлина

Виталий Пацюков, искусствовед

Пейзажи Веры Ельницкой привлекают любовью к натуре и приверженностью к живописному деланию картин. Художник передаёт свои впечатления в быстрой эмоциональной манере письма, за которой, однако, чувствуется школа, усвоенная с детства

Ирина Мелешкевич, арт-директор галереи «Манеж»

...Её первые шаги в искусстве совпали со временем, когда были вновь открыты художники 30-хх годов. Эти мастера обладали высокой культурой живописного метода и тонким, почти интимным чувством природы... и в каждом её произведении есть дыхание воздуха, свежесть взгляда, радостное ощущение всего — и белизны снега, и прозрачности отражений в реке, и каменной твёрдости городских стен

Ксения Богемская, доктор искусствоведения

Поделиться
Яндекс.Метрика