Открылась совместная с Домом Лосева выставка «Два великих имени в истории столицы: Гоголь и Лосев»

02.07.2022 15:00

Вчера, 1 июля 2022 года, в Доме А.Ф. Лосева (ул. Арбат, д. 33) состоялось открытие совместной с Домом Гоголя выставки «Два великих имени в истории столицы: Гоголь и Лосев», посвященной двум выдающимся людям — немосквичам, но полюбившим Москву как свою Родину... Посетить выставку можно до 20 сентября 2022 года.

Выставка «Два великих имени в истории столицы: Гоголь и Лосев» впервые в музейной практике делает попытку объединить творчество двух русских писателей и мыслителей, нашедших свой последний приют в интеллектуальном сердце Москвы: Гоголь — на Никитском бульваре; Лосев — на Арбате. 

«Москва — моя родина», — писал Николай Васильевич Гоголь. На литографиях 1840-х годов издательского дома Дациаро, из серии представленных на выставке, запечатлен облик города, восстановленного после пожара 1812 года — это тот город, который видел Гоголь, и по которому так любил гулять. Рядом в витрине — уникальные изразцы до пожарной Москвы, найденные при реконструкции усадьбы на Никитском. С Москвой писателя связывали друзья, любимый Малый театр, множество творческих замыслов. На выставке можно увидеть издания произведений Гоголя. «Размышления о Божественной Литургии» — сочинение, задуманное Гоголем ещё в 1845 году и дописанное незадолго до смерти в Москве. По одной из версий беловые рукописи именно этого произведения писатель сжигал в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года в доме на Никитском бульваре. «Выбранные места из переписки с друзьями», изданные в 1847 году, наделали много шума и вызвали неоднозначный отклик среди читателей. Письма, собранные в книге, обращены в том числе к друзьям, с которыми Гоголь общался в основном в Москве: А.П. Толстому, М.П. Погодину, С.П. Шевырёву. Все эти предметы из коллекции Дома Гоголя.

Московская жизнь писателя неотделима и от Приарбатья. Для Гоголя — это и старинная усадьба Талызиных на Никитском бульваре, где он провел последние годы жизни, и Церковь Николы Явленного в Серебряном переулке, и дом на Сивцевом вражке, где в конце 40-х годов XIX века проживали Аксаковы, часто принимавшие у себя писателя. Этот дом на Сивцевом — в пяти минутах ходьбы от владения архитектора М.О. Лопыревского, выстроившего в середине XIX века на углу Калошина переулка и Арбата несколько зданий, в одном из которых (ул. Арбат, 33) в 1941 поселился Алексей Федорович Лосев. Философ прожил в этом доме почти полвека — до 1988 года, благодаря чему и заслужил репутацию «арбатского старца». 

И хотя история Арбата и Приарбатья немыслима без личных историй Гоголя и Лосева, их объединяет не только историческая топография столицы, но и то, что для обоих миф не был просто отвлеченной категорией, но и мыслился обоими, по слову Лосева, как «сама жизнь». Гоголь — признанный мастер мифопоэтики — не только оказался творцом географических «петербуржского» мифа (например, в «Невском проспекте») и «мифа о Диканьке» (в известных каждому школьнику «Вечерах на хуторе…»), но и стал создателем космогонического мифа в поэме «Мертвые души». 

Для философской системы Лосева понятие «миф» является ключевым. Системный анализ этого понятия представлен в фундаментальном труде философа «Диалектика мифа» — издание было арестовано и практически весь тираж уничтожен. В лосевской «Диалектике мифа» нашлось место и Гоголю. Так, например, именно в этом труде можно обнаружить размышления философа о Хоме Бруте из «Вия». Определяя различия между понятиями «миф» и «поэтическое произведение», философ вспоминает и о других произведениях Гоголя — о «Ревизоре» и о «Мертвых душах». Выставленные в витрине листы из фотокопии экземпляра, хранящегося в Российской государственной библиотеке, являются уникальным экспонатом. Так же музей Дома Лосева предоставил для выставки личные вещи А.Ф. Лосева, некоторые из них экспонируются впервые.


Яндекс.Метрика