Путь художника. Повесть Гоголя «Портрет». К 190-летию создания

02 сентября — 31 октября 2024

Гоголь работал над повестью более года - с 1833 по 1834, что было обычно для писателя, который забрасывал свои черновики, а затем вновь возвращался к ним. Впервые «Портрет», повесть из петербургского цикла Гоголя вышла в сборнике «Арабески» в 1835 году. Позднее Гоголь значительно её переработал, поскольку после выхода первоначального текста произведение неодобрительно воспринимается критикой, писатель вносит в текст сочинения изменения в сюжете, стиле изложения, имени главного персонажа. И в новой редакции «Портрет» был опубликован в журнале «Современник» за 1842 год. 

Писатель размышляет о таланте и общественном успехе, об искусстве и его отношениях с жизнью. Деньги или талант? Как сохранить свою душу и найти путь к ее спасению? Какой должна быть судьба настоящего художника? Гоголь подчеркивает: только с чистыми помыслами, с добрым сердцем можно создать настоящий шедевр, который способен возвысить душу, озарить ее светом и радостью.

На выставке представлены предметы из музейных коллекций «Графика» и «Редкая книга»: книжные издания повести, в том числе сборник «Арабески» (первая публикация «Портрета»), а также иллюстрации к этому произведению, выполненные русскими, советскими и современными художниками.


Гоголь Н.В. Арабески. Разные сочинения. Часть первая. - Санкт-Петербург: Типография вдовы Плюшар с сыном, 1835

Гоголь Н.В. Арабески. Разные сочинения. Часть первая. - Санкт-Петербург: Типография вдовы Плюшар с сыном, 1835

Бумага, кожа, картон, печать типографская, переплет ручной, тиснение. 21,6х14,3х3,5

ДГ КП-91

КД-43

Первое прижизненное издание Николая Васильевича Гоголя, вышедшее под его настоящей фамилией (ранее печатался под псевдонимами). Сборник «Арабески» очень разнообразен по содержанию: статьи по искусству и истории, литературоведческие работы, несколько повестей и рассказов. Повести «Портрет» (первая редакция 1833-34 гг.), «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего» - впервые увидели свет именно в этом сборнике. Впоследствии Гоголь «изъял» эти три повести из «Арабесок» и поместил их в третьем томе своего собрания сочинений, изданного в 1843г., образовавшем в дальнейшем петербургский цикл. Книга выпущена знаменитым издательством Плюшара. Основателем фирмы был Александр Иванович Плюшар (1777-1827), выходец из Брауншвейга. Переехав в Россию, Плюшар в 1806 году обзавелся собственной типографией и открыл книжную лавку на Невском проспекте. После смерти А.И. Плюшара в 1827 году типографией заведовала его вдова Генриетта с сыновьями Адольфом и Евгением, и с 1831 года фирма именуется «Типография вдовы Плюшар с сыном». Около 1833 года Адольф полностью взял типографию в свои руки. Адольф Александрович Плюшар (1806-1865) всецело посвятил себя издательскому делу и книжной торговле. В 1832 году типография и словолитня Плюшаров получили награду на петербургской выставке полиграфической продукции. Издательская деятельность Адольфа Плюшара развивалась по нескольким направлениям: выпуск художественных альбомов, издание отдельных книг и энциклопедического словаря. Среди книжных изданий А.А. Плюшара следует отметить «Поездку в Ревель» А.А. Бестужева-Марлинского (1821), «Арабески» (1835) и «Ревизора» (1836) Н.В. Гоголя, «Фауста» Гёте. В типографии Плюшара печатались также драмы Н.В. Кукольника, стихотворения Н.Я. Языкова, сочинения П.А. Катенина и знаменитые смирдинскне сборники «Новоселье».

Гоголь Н.В. Das Bildnis. Eine novelle = Портрет. Новелла / пер. на нем. А. Элиасберг; ил В. Масютина.- Штутгарт: Verlag Julius Hoffmann, 1920.- Текст нем.

Гоголь Н.В. Das Bildnis. Eine novelle = Портрет. Новелла / пер. на нем. А. Элиасберг; ил В. Масютина.- Штутгарт: Verlag Julius Hoffmann, 1920.- Текст нем.

Бумага плотная, картон, коленкор, печать типографская, переплет, гравюра. 25,5х18х1,4

ДГ КП-3098  КД-824

Повесть Н.В. Гоголя, напечатанная в Германии в издательстве Ю. Хоффмана. В 1862 году Юлиус Хоффман (1833-1904) становится владельцем издательства Тайнеманн (Thienemann, основано в 1849 г.) - старейшего и крупнейшего немецкого издательства для детей и юношества, которое находилось в Штутгарте - и переименовывает его. С 1899 года управление издательством принял его сын Юлиус Хоффман-мл.

С русского языка текст повести перевел Александр Самойлович Элиасберг (1878-1924) - российский писатель, переводчик, редактор. С 1906 года жил в Германии, переводил русскую поэзию и прозу на немецкий язык.

Иллюстрации к «Портрету» создал Василий Николаевич Масютин (1884-1955) - русский художник, график, писатель; представитель символизма. Окончил Киевский кадетский корпус и Михайловское артиллерийское училище в Петербурге. Выйдя в запас в 1908–1914 занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, изучал технику офорта. Два года (1914–1916) провел на фронтах Первой мировой войны. В конце 1920 года эмигрировал в Ригу, с 1921 года жил в Берлине, где сотрудничал с русскими, и не только издательствами. Его иллюстрации к изданиям русских писателей (А.С. Пушкина,

Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.К. Толстого, А.А. Блока, и др.), исполненные в технике ксилографии или литографии, отражают влияния кубизма и экспрессионизма. Занимался также прикладной графикой, живописью.

Масютин В.Н. Портрет Н.В. Гоголя

Масютин В.Н. Портрет Н.В. Гоголя

Германия. 1920-е гг.

Бумага, цинкография. 24,2х16,7. В свету: 13,5х9

ДГ КП-892 Г-329

Иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Портрет» В.Н. Масютин выполнил в 1920-х годах, уже будучи в эмиграции. Развивая традицию символизма, художник тяготел к мрачным и пугающим темам. При этом мастер всегда сохранял натурную четкость форм, не переходя к авангардным деструкциям (от лат. destructio - «разрушение, рассыпание конструкции»). Творчество Масютина высоко ценили и художники, и искусствоведы.

Масютин В.Н. Чартков в картинной лавке

Масютин В.Н. Чартков в картинной лавке

Германия. 1920-е гг.

Бумага, цинкография. 24,2х16,7. В свету: 14,5х12

ДГ КП-893

Г-330
«Когда поднес он портрет к дверям, еще сильнее глядели глаза. Впечатление почти то же произвели они и в народе. Женщина, остановившаяся позади его, вскрикнула: «Глядит, глядит», - и попятилась назад».

Масютин В.Н. Сон Чарткова: оживший портрет

Масютин В.Н. Сон Чарткова: оживший портрет

Германия. 1920-е гг.

Бумага, цинкография. 24,1х17. В свету: 14,6х12

ДГ КП-895

Г-332

«И видит: старик пошевелился и вдруг уперся в рамку обеими руками. Наконец приподнялся на руках и, высунув обе ноги, выпрыгнул из рам...»

Масютин В.Н. Сон Чарткова: страшный фантом

Масютин В.Н. Сон Чарткова: страшный фантом

Германия. 1920-е гг.

Бумага, цинкография. 24,1х17. В свету: 14,4х11,9

ДГ КП-896

Г-333

«Сердце стало сильнее колотиться у бедного художника. С занявшимся от страха дыханьем он ожидал, что вот-вот глянет к нему за ширмы старик. И вот он глянул, точно, за ширмы, с тем же бронзовым лицом и поводя большими глазами. [...] С раскрытым ртом и замершим дыханьем смотрел он на этот страшный фантом высокого роста, в какой-то широкой азиатской рясе, и ждал, что станет он делать».

Масютин В.Н. Чартков находит клад

Масютин В.Н. Чартков находит клад

Германия. 1920-е гг.

Бумага, цинкография. 24,1х16,9. В свету: 14,5х12,1

ДГ КП-898

Г-335

«Вошел хозяин с квартальным надзирателем [...]

- а это чей портрет?- [...] уж страшен слишком. С кого вы писали?

- А это с одного... - сказал Чартков и не кончил слова: послышался треск. Квартальный пожал, видно, слишком крепко раму портрета, благодаря топорному устройству полицейских рук своих; боковые досточки вломились вовнутрь, одна упала на пол, и вместе с нею упал, тяжело звякнув, сверток в синей бумаге. Чарткову бросилась в глаза надпись: «1000 червонных». Как безумный бросился он поднять его, схватил сверток, сжал его судорожно в руке, опустившейся вниз от тяжести».

Масютин В.Н. В мастерской Чарткова

Масютин В.Н. В мастерской Чарткова

Германия. 1920-е гг.

Бумага, цинкография. 24,2х16,9. В свету: 14,6х12,1

ДГ КП-899

Г-336

«Вошла дама, [...] и вместе с дамой вошла молоденькая восемнадцатилетняя девочка, дочь ее.

- Вы мсьё Чартков?- сказала дама.

Художник поклонился.

- Об вас столько пишут; ваши портреты, говорят, верх совершенства. - Сказавши это, дама наставила на глаз лорнет».

Масютин В.Н. Потрясенный Чартков

Масютин В.Н. Потрясенный Чартков

Германия. 1920-е гг.

Бумага, цинкография. 24,2х16,9. В свету: 14,5х12,1

ДГ КП-900

Г-337
«Вошедши в залу, Чартков нашел уже целую огромную толпу посетителей, собравшихся перед картиною. [...]когда мало-помалу посетители и знатоки зашумели и начали рассуждать о достоинстве произведения и когда наконец обратились к нему с просьбою объявить свои мысли, он пришел в себя; хотел принять равнодушный, обыкновенный вид, хотел сказать обыкновенное, пошлое суждение зачерствелых художников [...] вслед за этим прибавить, разумеется, такие похвалы, от которых бы не поздоровилось никакому художнику. Хотел это сделать, но речь умерла на устах его, слезы и рыдания нестройно вырвались в ответ, и он как безумный выбежал из залы».

Масютин В.Н. Ростовщик

Масютин В.Н. Ростовщик

Германия. 1920-е гг.

Бумага, цинкография. 24,1х16,7. В свету: 14,5х12

ДГ КП-897

Г-334

«Итак, между ростовщиками был один - существо во всех отношениях необыкновенное, поселившееся уже давно в сей части города. Он ходил в широком азиатском наряде; темная краска лица указывала на южное его происхождение, но какой именно был он нации: индеец, грек, персиянин, об этом никто не мог сказать наверно. Высокий, почти необыкновенный рост, смуглое, тощее, запаленное лицо и какой-то непостижимо страшный цвет его, большие, необыкновенного огня глаза, нависнувшие густые брови отличали его сильно и резко от всех пепельных жителей столицы».

Масютин В.Н. Ростовщик позирует художнику

Масютин В.Н. Ростовщик позирует художнику

Германия. 1920-е гг.

Бумага, цинкография. 24,1х17. В свету: 14,6х12,6

ДГ КП-894

Г-331
«… дугообразные окна, сундуки, покрытые старинными коврами, и, наконец, сам необыкновенный хозяин, севший неподвижно перед ним, – всё это произвело на него странное впечатление. Окна, как нарочно, были заставлены и загромождены снизу так, что давали свет только с одной верхушки. «Черт побери, как теперь хорошо осветилось его лицо!» – сказал он про себя и принялся жадно писать [...] Какая дьявольская сила! он у меня просто выскочит из полотна, если только хоть немного буду верен натуре. Какие необыкновенные черты!» – повторял он беспрестанно, усугубляя рвенье, и уже видел сам, как стали переходить на полотно некоторые черты».

Таубер В.И. Чартков с портретом

Таубер В.И. Чартков с портретом

СССР. 1949

Бумага плотная, акварель, карандаш графитовый, соус. 16,4х22,2

ДГ КП-1785

Г-1279

В музейной коллекции Дома Гоголя хранятся четыре рисунка В.И. Таубера к повести «Портрет».

Виктор Исаевич Таубер (1901-1990) - график, художник книги. Член Союза художников СССР. Учился во ВХУТЕИНе (1922-1923), преподавал в Московском архитектурном институте. Больше известен как иллюстратор детской книги. Выполнил рисунки к русским народным сказкам, литературным сказкам русских и зарубежных писателей. Эти книжки с чудесными картинками выходили огромными тиражами.

Данная иллюстрация к фрагменту I части повести: «… взял портрет под мышку и потащил его с собою. [...] С трудом и с отдышкой взобрался он по лестнице, облитой помоями и украшенной следами кошек и собак».   

Таубер В.И. Квартальный у Чарткова

Таубер В.И. Квартальный у Чарткова

СССР. 1941

Бумага плотная, карандаш графитовый, акварель, соус. 16,5х23,5

ДГ КП-1786 

Г-1280

«… извольте платить, - сказал квартальный надзиратель, с небольшим потряхиваньем головы и заложив палец за пуговицу своего мундира».

Таубер В.И. Чартков и портрет старика

Таубер В.И. Чартков и портрет старика

СССР. 1941

Бумага плотная, карандаш графитовый, акварель, соус. 16,3х23,6

ДГ КП-1787

Г-1281
«Он тихо отошел от портрета, отворотился в другую сторону и старался не глядеть на него».

Таубер В.И. Жалкая участь Чарткова

Таубер В.И. Жалкая участь Чарткова

СССР. 1941

Бумага, картон, акварель, карандаш графитовый. 16,5х23,5 см.

ДГ КП-2124

Г-1375
«… речь умерла на устах его, слезы и рыдания нестройно вырвались в ответ, и он как безумный выбежал из залы».

Гоголь Н.В. Портрет / ил. Кукрыниксов.- Москва: Гослитиздат, 1952

Гоголь Н.В. Портрет / ил. Кукрыниксов.- Москва: Гослитиздат, 1952

Бумага, бумага плотная, картон, коленкор, печать типографская, переплет, тиснение золотое, блинтовое тиснение. 30х23,4х1,4 см.

ДГ КП-2733

КД-749

В 1952 году исполнилось 100 лет со дня смерти Николая Васильевича Гоголя. В память об этом событии в СССР большими тиражами издавались основные его произведений. Среди них данная книга, иллюстрированная Кукрыниксами.

На суперобложку вынесен рисунок с изображением Чарткова в момент находки рокового портрета: «Что, батюшка, выбрали что-нибудь?» Но художник уже стоял несколько времени неподвижно перед одним портретом в больших, когда-то великолепных рамах».

Кукрыниксы - творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903-1991), Порфирий Крылов (1902-1990) и Николай Соколов (1903-2000). Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально - над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле. Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933-1934, «Поджигатели войны», 1953-1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова, А. М. Горького, И. Ильфа и Е. Петрова, Мигеля Сервантеса.

Репродукция. Г.Н. Веселов. Чартков у мольберта («Портрет»). 1949

Репродукция. Г.Н. Веселов. Чартков у мольберта («Портрет»). 1949

Из комплекта «Н.В. Гоголь "Петербургские повести". 12 репродукций».

СССР. 1953

Бумага мелованная матовая, печать типографская. 15х10,5

ДГ КП-2742/8

Г-1961

К 100-летней годовщине со дня смерти Н.В. Гоголя Государственный Русский музей выпустил наборы репродукций рисунков русских и советских художников, хранящихся в фондах ГРМ, к самым известным произведениям писателя. Каждый набор был посвящен циклу повестей или отдельному произведению.

Данная репродукция рисунка Г.Н. Веселова находится в комплекте к циклу «Петербургские повести». Рисунок выполнен к фрагменту текста I части «Портрета»:

«Он опять подошел к портрету, с тем чтобы рассмотреть эти чудные глаза, и с ужасом заметил, что они точно глядят на него».

Геннадий Николаевич Веселов (1905-1969) - советский живописец и график, иллюстратор. В 1924-1930 годах Геннадий Веселов учился во ВХУТЕИНе, у К.С. Петрова-Водкина. Г.Н. Веселов участник Великой Отечественной войны. Награждён орденом Красной Звезды и медалями. После войны писал пейзажи, иллюстрировал книги для Гослитиздата, Ленинздата и других советских книжных издательств.

Репродукция. В.М. Васнецов. Сон Чарткова («Портрет»). 1901

Репродукция. В.М. Васнецов. Сон Чарткова («Портрет»). 1901

Из комплекта «Н.В. Гоголь "Петербургские повести". 12 репродукций».

СССР. 1953. Бумага мелованная матовая, печать типографская. 15х10,5

ДГ КП-2742/9 

Г-1962

Рисунок В.М. Васнецова к I части повести:

«Но наконец уже в самом деле... он видит, видит ясно: простыни уже нет... портрет открыт весь и глядит мимо всего, что ни есть вокруг, прямо в него, глядит просто к нему вовнутрь... У него захолонуло сердце. И видит: старик пошевелился и вдруг уперся в рамку обеими руками».

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - знаменитый русский художник, иллюстратор, архитектор, сценограф. Автор храмовых росписей и множества картин, посвящённых событиям русской истории,

Репродукция. Л.П. Подлясская. В мастерской художника («Портрет»). 1951

Репродукция. Л.П. Подлясская. В мастерской художника («Портрет»). 1951

Из комплекта «Н.В. Гоголь "Петербургские повести". 12 репродукций».

СССР. 1953

Бумага мелованная матовая, печать типографская. 15х10,5

ДГ КП-2742/7

Г-1960

Рисунок Л. П. Подлясской выполнен к фрагменту текста I части повести «Портрет»: «Вошла дама, [...] и вместе с дамой вошла молоденькая восемнадцатилетняя девочка, дочь ее. [...] - А, вон наконец вижу вашу работу!- сказала дама, побежав к супротивной стене и наводя лорнет».

Лидия Петровна Подлясская (1922-1995) – художник, график, книжный иллюстратор. Преподавала в Академии художеств и, завершив педагогическую деятельность, работала самостоятельно как художник-график по творческим договорам. Иллюстрировала произведения русских и советских писателей.

Гоголь Н.В. Портрет / примеч. Г. Фридлендера; худож. В. Панов. - Москва: Детская литература, 1988

Гоголь Н.В. Портрет / примеч. Г. Фридлендера; худож. В. Панов. - Москва: Детская литература, 1988

Бумага, картон, бумвинил, печать типографская, переплет, тиснение. 24х17х1,3

ДГ КП-1171

КД-258

Книга с повестью Гоголя прекрасно оформлена, в ней множество полосных, полуполосных цветных иллюстраций, украшена буквицами, заставками и концовками. 

Издание иллюстрировал Владимир Панов.

Владимир Петрович Панов (1931-2007) художник книги. Получил образование в Московском художественном училище памяти 1905 г.; МГХИ им. В.И. Сурикова, факультет графики, книжная мастерская проф. Б. А. Дехтерева. Работал художником в издательствах «Детгиз», «Детская литература». Оформил и проиллюстрировал более 200 книг, участвовал в книжных выставках.

Чартков мечтает... Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Портрет» Художник: Мухин-Чебоксарский А.Л.

Чартков мечтает... Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Портрет» Художник: Мухин-Чебоксарский А.Л.

Россия. 2019

Бумага, акварель. 13,2х16,7 см.

ДГ КП-2676

Г-1885

«Почти обезумев, сидел он за золотою кучею, все еще спрашивая себя, не во сне ли все это. […] Несколько минут он перебирал их, пересматривал, и все еще не мог прийти в себя. […] он набросил руку на золотую кучу, лежавшую пред ним, и сердце забилось сильно от такого прикосновенья. «Что с ними сделать? - думал он, уставив на них глаза. - Теперь я обеспечен, по крайней мере, на три года, могу запереться в комнату, работать. […] Так говорил он заодно с подсказывавшим ему рассудком; но извнутри раздавался другой голос […] Теперь в его власти было все то, на что он глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался издали, глотая слюнки. Ух, как в нем забилось ретивое, когда он только подумал о том! Одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую, в... и прочее […]». (Н.В. Гоголь «Портрет», Ч. I)

Автор рисунка - Александр Мухин-Чебоксарский (р. 1960) - заслуженный художник Республики Чувашия. В 1982 окончил Чувашский государственный педагогический институт, факультет графики. Учился в 1989-1995 гг. в МГАХИ им. Сурикова (Мастерская книги проф. Б. А. Дехтерёва). «Левша» - уже давно именно так Александра Леонидовича называют друзья и коллеги по цеху за «живописно-ювелирные» работы в жанре миниатюры. Сюжеты его работ обращены и к фольклорным мотивам, былинным сюжетам, и к повседневной современной жизни. Востребован художник и в качестве иллюстратора. Фамилия Мухин-Чебоксарский в иллюстрации - уже бренд и знак качества. В этом можно убедиться, рассматривая его работу к повести Н.В. Гоголя «Портрет».

Гоголь Н.В. The Portrait = Портрет / пер. С. Фуссо, предисл. О. Тилкис. - Амстердам: Pegasus, 2006. – Текст англ.

Гоголь Н.В. The Portrait = Портрет / пер. С. Фуссо, предисл. О. Тилкис. - Амстердам: Pegasus, 2006. – Текст англ.

Бумага, картон, печать типографская, брошюровка. 27,8х27,8х0,7

ДГ КП-2386/1

КД-666

Подарочное издание из двух книг, вложенных в футляр. В первой книге представлен английский текст повести Н. В. Гоголя «Портрет» (перевод по первой редакции 1834 г., опубликованной в сборнике «Арабески» 1835 г.). Переводчик – Сюзанна Фуссо, профессор русского языка и литературы Уэслейского («Набоковского») университета. Предисловие – Ольга Тилкес, профессор русской литературы Амстердамского университета.

Стейнмец Леон. The Portrait: A Fantasy in Twenty-One Sheets = Портрет: Фантазия в двадцати одном листе. - Амстердам: Pegasus, 2006. – Текст англ.- в футл.

Стейнмец Леон. The Portrait: A Fantasy in Twenty-One Sheets = Портрет: Фантазия в двадцати одном листе. - Амстердам: Pegasus, 2006. – Текст англ.- в футл.

Бумага, картон, печать типографская, брошюровка, тиснение золотое, склеивание. 27,8х27,8х0,7; футляр: 28,2х28х1,7

ДГ КП-2386/2-3

КД-667 - КД-668

Вторая книга из подарочного комплекта содержит репродукции черно-белых рисунков художника Леона Стейнмеца - авторское видение повести Гоголя. Необычные рисунки, с какой-то внутренней нервной динамикой.

Издание было удостоено золотой медали Американской академии графических искусств в номинации «Лучшая книга года».

Леон Стейнмец - американский художник, выходец из России, учился в Ленинградской академии художеств, эмигрировал из СССР в 1972 г., профессор Массачусетского художественного колледжа (Бостон). В юбилейном гоголевском 2009 году в ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялась персональная выставка Стейнмеца «Размышляя о Гоголе».

Яндекс.Метрика