«Русский север»

5 июля — 18 августа 2024

О Событии

Выставка представит более 50 тематических работ заслуженного художника России живописца Андрея Алёхина, выполненных в технике живописи маслом, и 15 скульптурных работ пластики средних и малых форм, исполненных в бронзе, заслуженного художника России Елены Безбородовой. Живопись Алёхина повествует о жизни русского севера, бытовании северных деревень в наши дни, но имеет вневременное, исторически собирательное звучание. И скульптурные произведения Безбородовой: образы Святых земли русской, её духовных отцов и обычных людей труда, — даны нам вне пространственно-временных границ, ощутимо современными, и по обстоятельствам жизни навсегда своевременными. Андрей Алёхин — представитель русской реалистической школы живописи, Елена Безбородова свой творческий метод определяет как «символический реализм». 

13 лет было Андрею, когда он увидел картину Левитана «Озеро» и был поражён. Он запомнил её сразу всю, и особенно запомнил, как бы на будущее, теми её фрагментами, что особенно его удивили, — как это написано?! Спасибо и низкий поклон Надежде Ивановне Алёхиной, что повела сына в Русский музей и теперь мы имеем возможность увидеть произведения живописца Андрея Петровича Алёхина. Спасибо и низкий поклон всем родителям, ведущим своих детей в музеи!

Андрей Алёхин родился 3 апреля 1962 года в Кировграде Свердловской области. Рисовать начал в 13 лет, поступив в детскую художественную школу города Рыбинска. Андрей был талантлив и трудолюбив. Он унаследовал художественное дарование и темперамент (последнее — недооценённое, но важное качество для живописца) от своего отца. Пётр Андреевич Алёхин, продолжая работать инженером-конструктором на авиамоторном производстве в Рыбинске и не имея никакого художественного образования, писал картины маслом, себе и окружающим в удовольствие. Сын же его сразу по окончании художественной школы поступил на художественно-графический факультет Костромского пединститута им. Н.А. Некрасова, осознанно избрав для себя путь развития только и исключительно в пространстве великой русской реалистической школы живописи. Выбор этот подкрепился и личностью художественного руководителя и наставника, Народного художника России Алексея Павловича Белых. В 1984 году Андрей с отличием защищает диплом и продолжает очень часто ездить на «Академичку» (Академическую дачу художников им. И.Е. Репина), и общается, и впитывает, и соотносится с приезжающими туда поработать Юрием Кугачом, Николаем Колупаевым, Ольгой Светличной. Система его художественных координат и беззаветное следование своему предназначению таковы, что Андрей даже селится, выбирая натурой и своим постоянным местожительством окрестности села Ямково только потому, что там когда-то останавливался художник Владимир Стожаров, часто приезжавший в Ямково поработать на любезной его сердцу натуре. Жизнь на природе, безусловно, благотворна для живописца, а Андрей Петрович почти всю жизнь и живёт на природе — то в деревнях, то в собственном доме на окраине Костромы. Но почему взгляд Алёхина с компасной точностью и столь пристально обращён строго на север, и объектом его внимания и любимой натурой стали исключительно северные края и суровые пределы России? Почему так произошло? Эстетический выбор северной натуры ох как объясним для русского человека! Красота эта открывается не каждому взору. Глубокая, молитвенная красота природы русского севера, содержательность и мощь образов его жителей неотделимы от пространства русской духовной культуры в целом, неотделимы от Православия. И постичь, и воспринять, и запечатлеть содержание русского севера дано тем, кто сам духовно возшёл к его восприятию и пониманию, сам физически прочувствовал его непростое бытование. Андрей Алёхин именно такой человек и художник. Многолетняя и ежедневная работа-служение живописца по созданию натурных, имеющих высокохудожественное значение произведений, создание колоссального, эпического, протяжённого во времени и пространстве повествования о русском севере ещё далеко не завершены. География поездок — рабочих экспедиций Алёхина — обширна: Вологодский край — Вытегра и Тотьма; Архангельская область — Няндома, Вельск; Мурманская область: деревни Кольского полуострова, особенно его высокого Терского берега: Кузомень, Тетрино, Стрельна, Чапома, Пялица, Поной, Лумбовка, и затем снова Варзуга, и Умба; Пермский край: посёлок Кын; Свердловская область: Староуткинск, и далее, и далее. За серию работ о русском севере в 2008 году Андрею Петровичу Алёхину вновь возрождённым Союзом русских художников была присуждена Премия имени А.А. Пластова. Алёхин стал её первым и более чем заслуженным лауреатом. В 2019-м живописцу было присвоено звание Заслуженного художника России. В сознании и отношении к А.П. Алёхину костромичей всё давно определено: в 2007 году он признан лучшим художником Костромы. Думается, Алёхин — один из лучших живописцев русского севера и России в целом. 

Елена Безбородова родилась 24 марта 1962 года в Москве. Очень рано определилась с выбором дела своей жизни. Когда поступала в Суриковский, на экзаменах девушек старались просто не пропускать в физически тяжёлую профессию скульптора. Сдав на все пятёрки, Лена оказалась на курсе профессора М.В. Бабурина единственной девушкой среди 15 юношей, набрав максимальный балл. После смерти Михаила Бабурина Елена Безбородова стала ученицей Льва Кербеля. Женщина-скульптор — это достаточно тяжело, чтобы даже таланту отойти от своего предназначения. Но Елена, видимо, впитала в себя свой художественный материал — металл — и состоялась вопреки всему. Ныне заслуженный художник России Елена Анатольевна Безбородова — автор более чем 40 монументальных произведений, установленных в Москве, Санкт-Петербурге, многих городах России и Великобритании. Её главная тема — тема христианства, её образы, конечно только частично представленные данной выставкой, — общехристианские Святые и Святые, «в земле русской просиявшие», те люди, кто составил духовный, нравственный, трудовой оплот России, жившие во все времена, на всём историческом пути существования России. Совершенно естественно, что тема русского севера широко представлена в её творчестве. На выставке можно будет увидеть образы Св. праведного отрока Артемия Веркольского, чудотворца, родившийся на реке Пинеге в селе Верколе в 1532 году, и ревнителя старого православия «огненного» протопопа Аввакума, сосланного в Пустозерье и после 15-летнего заключения в 1682 году преданного сожжению, и благославляющего крестным знамением всех нас уже в ХХ веке Св. Отца старца Николая Гурьянова, более 40 лет прослужившего в храме Святителя и Чудотворца Св. Николая на острове Залит в Псковской области, и читающего проповедь вдохновенного Отца Иоанна Крестьянкина, архимандрита Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, и образы людей тяжёлого труда: «Сплавщики», «Бригадир», «Крестьянка».  Обширна и велика тема русского севера, как и сама история Государства Российского. Надеемся и знаем, что «Русский север», представленный в работах заслуженных художников России Андрея Алёхина и Елены Безбородовой, пленит Вас навсегда.

Лариса Мещерякова, искусствовед, куратор выставки

Биографические справки:

А.П. Алёхин. Произведения А.П. Алёхина находятся в собраниях Костромского историко-архитектурного и художественного музея, Кирилло-Белозёрского художественного музея-заповедника, Вышневолоцкого краеведческого музея, в постоянной экспозиции художественного музея г. Харбина, частных коллекциях России, Германии, Франции, Бельгии, Польши, Швейцарии, Японии.

Е.А.Безбородова. Произведения Е.А. Безбородовой находятся: в Музее Победы на Поклонной горе; Музее истории Москвы; Музее-заповеднике «Бородинское поле»; Российском национальном музее музыки; Государственном Дарвиновском музее; Московском Государственном Биологическом музее им. К.А. Тимирязева; Домодедовском историко-художественном музее; Александрийской библиотеке в Египте; Русском доме «Родина» (Нью-Джерси, США); собраниях Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Митрополита Волоколамского Илариона; Благотворительном фонде «Консул»; Московском областном музее Пожарной охраны; коллекции Саввы Ямщикова; фондах Министерства культуры России и Дирекции выставок Союза художников России; а также в частных и корпоративных коллекциях в России, Великобритании, Германии, Франции, США, Италии, Австрии, Венгрии, Сирии.

Историческая справка о теме русского севера в живописи:   

Лаконичная красота северных пейзажей снова и снова даруется зрителю в произведениях художников. Точкой отсчёта внимания к теме стал 1894 год, когда Савва Иванович Мамонтов, надумав строить железную дорогу от Вологды до Архангельска, совершил поездку по данному маршруту и, влюбившись в красоту и северной природы, и русского человека на севере, убедил художников Константина Коровина и Валентина Серова тоже предпринять её. Они совершили путешествие по Северной Двине, по Новой Земле. Новые пределы, иные краски, другая палитра…  именно тогда появляется и остаётся навсегда дивным звуком его палитры жемчужно-серый цвет Серова. На 16 Всероссийской промышленной и художественной выставке, прошедшей в Нижнем Новгороде в 1896 году, в павильоне «Крайний Север» были представлены работы Константина Коровина, Валентина Серова, Николая Прахова, Николая Досекина, Сергея Малютина. Эта выставка стала важной вехой изобразительной культуры России, и северная тематика буквально вошла в обиход художественной жизни, став привычной и совершенно необходимой. В советское время в 1977 году в рамках МОСХа было создано объединение художников «Русский север».

Место проведения: выставочный зал Дома Гоголя (Никитский бульвар, д. 7)

Даты проведения: 5 июля — 11 августа 2024 года, Ср – Вс, с 12:00 до 20:00

Стоимость билета: 200 руб., 100 руб. – льготный.


Где проходит

Выставочный зал

Как приобрести билет
Купить билет
Поделиться
Яндекс.Метрика