«Со страниц в кинокадр. Экранизация гоголевского наследия»

01 марта — 28 апреля 2024

Считается, что экранизация классических литературных произведений является одной из самых сложных, так как перед кинорежиссером стоит нелегкая задача перевести литературный текст на язык кино, не изменив и не потеряв авторский смысл. В ранние годы становления киноискусства, когда режиссеры занимались поиском сюжетов, именно книги представляли собой их неиссякаемый источник, да и в наше время деятели кино не перестают обращаться к художественной литературе. Не обойден вниманием и великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь: в его произведениях есть всё, чтобы захватить зрителя - яркие характеры, непримиримые конфликты, мистика, комические ситуации, житейские и исторические драмы. На экране (и отечественном, и зарубежном) гоголевские герои появились на заре кинематографа, уже через 50 лет после его смерти. В России первая экранизация Гоголя по повести «Вий» была осуществлена в 1909 году - режиссер Василий Гончаров снял немой короткометражный фильм, который, к сожалению, не сохранился. С тех пор экранизированы (и не единожды!) практически все значимые и известные произведения Гоголя. Не всегда можно согласиться с киноверсией того или иного гоголевского творения, но нельзя не отметить, что Гоголь и по сей день актуален.

В музейном фонде Дома Гоголя собирается коллекция предметов, посвящённых этой увлекательной и интересной теме. Здесь и афиши кинофильмов, и эскизы костюмов гоголевских персонажей, и фотоматериалы со съемок. Часть из них можно увидеть на этой выставке.


Гоголевский кинословарь. 1909 - 2009: аннотированный каталог фильмов / сост. Е. Барыкин.- Москва: Госфильмофонд России; РА "Парадиз", 2009

Гоголевский кинословарь. 1909 - 2009: аннотированный каталог фильмов / сост. Е. Барыкин.- Москва: Госфильмофонд России; РА "Парадиз", 2009

Бумага мелованная, картон, коленкор, печать типографская, переплет, тиснение, тиснение золотое. 24,7х17,7х2,5 см.

ДГ КП-2699

КД-736

Отдавая должное писателю, ЮНЕСКО объявило 2009-й год (200 лет со дня рождения) годом Гоголя. Госфильмофонд не остался в стороне, им было подготовлено и выпущено настоящее издание. Наше время демонстрирует бесконечную способность гоголевских текстов служить материалом для экспериментов. Потребность в Гоголе не иссякает, и юбилейное издание Госфильмофонда только уточняет: гоголевское наследие - один из несущих кирпичиков в кладке отечественного (и не только) киноискусства, возникшего через полвека после кончины писателя. В данном словаре максимально представлен полный свод сведений о жизни Гоголя на экране, с 1909-го по 2009 год. Книга дает наглядное представление о том, сколь обширно гоголевское кинонаследие. Большой раздел Гоголевского кинословаря - статьи и материалы по киногоголиане.

Почтовая карточка. Первая любовная сцена. Невеста - Н. Латонина, Подколесин - Э. Гарин в кинокартине "Женитьба" Н.В. Гоголя

Почтовая карточка. Первая любовная сцена. Невеста - Н. Латонина, Подколесин - Э. Гарин в кинокартине "Женитьба" Н.В. Гоголя

СССР, г. Ленинград, Киностудия "Ленфильм". Ленгорлит № 1014, Союзфото. 1936

Фотобумага глянцевая, фотопечать ч/б, печать типографская. 9х14 см.

ДГ КП-2706

Ф-279

«Женитьба» - утраченный советский кинофильм 1936 года. Экранизация пьесы Гоголя. Первая режиссёрская работа известнейшего актёра Эраста Гарина. В ролях:

Нина Латонина (1912-1988, балерина, актриса кино) - Агафья Тихоновна

Эраст Гарин (1902-1980, актер театра и кино, режиссёр) - Подколесин;

Степан Каюков (1898-1960, актер театра и кино) - Кочкарёв;

Алексей Матов (1883-1942, эстрадный артист)- Анучкин;

Александр Чекаевский (1905-1963, актер Ленинградского театра драмы им. А.С. Пушкина) - Стариков;

Зоя Федорова (1909-1981, актриса кино) - Дуняша;

Вера Стрешнева (1884-1957, актриса Ленинградского театра драмы им. А.С. Пушкина) - Арина Пантелеймоновна;

Ольга Томилина (1892-1963, актриса Ленинградского театра драмы им. А.С. Пушкина - Фёкла Ивановна;

Константин Гибшман (1884-1942, актер Театра им. Ленсовета) - Жевакин

Александр Лариков (1890-1960, актер Ленинградского Большого драматического театра) - Яичница

Съёмочная группа:

Авторы сценария: Эраст Гарин, Хеся Локшина

Режиссёры-постановщики: Эраст Гарин, Хеся Локшина

Оператор-постановщик: Погорелый Анатолий Иванович

Художник-постановщик: Махлис Исаак Петрович

Звукорежиссёр: Беккер Александр

Экранизация одноименной комедии Н.В. Гоголя, навеянная эстетикой «Ревизора» и других постановок В.Э. Мейерхольда. Первая режиссерская работа в кино Э.П. Гарина и, по его признанию, лучший фильм в творчестве режиссера. Копия фильма не сохранилась. Из воспоминаний Э.П. Гарина и Х.А. Локшиной: «Последний раз нам, режиссерам, удалось посмотреть ее (картину) в августе 1941 года, т.е. сразу после начала войны. Тогда экземпляр ее еще находился в фильмотеке ВГИКа. Просмотр был прерван начавшейся бомбежкой, а нас попросили перейти в бомбоубежище. Все же картину мы досмотрели. И она произвела на нас впечатление не устаревшей». Известно, что Гарин и Локшина целенаправленно разыскивали свой фильм, запрашивая даже французскую синематеку. Обращались и в ГФФ - после того, как в справочнике «Советские художественные фильмы» обнаружили фильмографическую справку на фильм «Женитьба» без указания о том, что фильм не сохранился» (из книги: Е. Марголит, В. Шмыров «Изъятое кино. 1924-1953», 1995).

Фильм восстановлен на основе монтажных листов, сохранившихся кадров из фильма и фотографий, сделанных во время съёмок. Впервые был показан на фестивале «Кинотавр» в 2006 году в рамках проекта «Возвращённые шедевры».

Открытка подготовлена к печати Ленгорлитом, выпуск № 1014 (ленинградское отделение Главлита – органа, осуществлявшего цензуру печатных произведений и защиту государственных секретов в средствах массовой информации). Вышла в издательстве «Ленфильм» и напечатана в Союзфото. В 1931 году была создана государственная организация - трест Союзфото, всесоюзное объединение по централизованному выпуску фотоиллюстраций для газет и журналов, книжных издательств и других потребителей фотоинформации. В соответствии с решением агитпропа ЦК ВКП(б) Союзфото должно было превратиться в центр фотографической пропаганды и агитации, стать "фабрикой снимков" для очередных политических кампаний, выпускать фотоплакаты, открытки, пропагандистские подборки из фото, готовить клише для районной, фабрично-заводской и колхозной прессы. Прекратил свое существование в 1938 г.

В этом выпуске Ленгорлита Союзфото также напечатал 8 фотооткрыток с портретами актеров в ролях и сценами фильма «Женитьба» 1936 года: Эраст Гарин в роли Подколесина; Нина Латонина в роли Агафьи Тихоновны; Степан Каюков в роли Кочкарева; Зоя Федорова в роли Дуняшки и др

Монтажная запись звукового фильма «Черевички»

Монтажная запись звукового фильма «Черевички»

Производство Алма-Атинской киностудии.- Москва: Госкиноиздат, 1945

Бумага, печать типографская.

Копия предоставлена Госфильмофондом РФ

Великая Отечественная война 1941-1945 годов – это особый период в развитии советского игрового кинематографа. Когда все силы страны брошены на борьбу с врагом, кажется, не время снимать кино, но режиссеры, операторы, актеры, художники, все участники кинопроизводства продолжали работать. В ноябре 1941 года киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм» эвакуировали в Алма-Ату, где была создана Центральная объединенная киностудия (ЦОКС). Она работала в Алма-Ате до 1944 года и выпустила в годы войны 80 % всех отечественных художественных фильмов. Уже ближе к концу войны появляются лирические и музыкальные комедии, а еще сказки. Так, в 1944 году на киностудии сняли веселый, сказочный фильм «Черевички». В основу легла одноименная опера П.И. Чайковского по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Картину поставили молодые режиссеры М. Шапиро и Н. Кошеверова. Эта была третья в советском кино полнометражная экранизация оперы. Герои оперы представлены в фильме звездным составом исполнителей: Лилия Гриценко (Оксана), Софья Галемба (Солоха), Георгий Гумилевский (черт), а Максим Михайлов (Чуб) и Григорий Большаков (Вакула) стали лауреатами Сталинской премии 1942 года за партии Чуба и Вакулы в опере «Черевички», поставленной на сцене Большого театра в январе 1941 года, за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны. Композитор Дмитрий Шостакович в статье, посвященной фильму (ж-л «Советское искусство», N 20, 1945 г.) спрашивал: «как кинематограф –  реалистическое по природе искусство – справился с условностью оперного театра и условностью сказочной фантастики Гоголя?». И дальше сам отвечает: «Режиссеры стремились не уничтожить условность оперного зрелища, а только найти способы, чтобы сделать эту условность убедительной… и получились «Черевички» на экране - веселая, праздничная и нарядная сказка, снятая остро и выразительно. Очень удачны здесь трюковые и комбинированные съемки. Но более всего фильм обязан своей удачей актёрскому ансамблю. […] Подводя итог, я хочу подчеркнуть, что «Черевички» - прекрасно удавшийся опыт экранизации классики и этот опыт имеет широкое принципиальное значение… До сих пор казалось, что опера и кино несоединимы. Успех работы Н. Кашеверовой и М. Шапиро опровергает этот предрассудок. И режиссеры фильма, и актеры заслуживают самой горячей благодарности за их талантливый творческий труд».

Афиша фильма-оперы «Черевички» Художник: В. Стенберг

Афиша фильма-оперы «Черевички» Художник: В. Стенберг

СССР, г. Москва. Типо-литография «Рекламфильм». 1949

Бумага, печать типографская цветная.

Копия предоставлена Госфильмофондом РФ

Автор афиши - Стенберг Владимир Августович (1899-1982) - советский художник-график, конструктивист, мастер киноплаката и сценографии. Вместе с братом Георгием учился в Строгановском училище, затем в ГСХМ. Братья вместе выставлялись в кругу художников-авангардистов с 1919 г., участвовали в Первой русской выставке в Берлине (1922) и Всемирной выставке в Париже (1925). С 1922 г. братья Стенберги оформляли спектакли А.Я. Таирова в Камерном театре. В 1926 г. стали штатными киноплакатистами «Совкино». Помимо киноплакатов во второй половине 1920-х гг. Стенберги создали небольшое количество плакатов и в других жанрах рекламы: издательские, политические, театральные и цирковые. После 1933 г. Владимир Стенберг служил главным художником ВСХВ, в 1937-1962 гг. - главным художником-оформителем Красной площади в Москве.

Серия графических работ - эскизов костюмов персонажей кинофильма "Черевички"

Серия графических работ - эскизов костюмов персонажей кинофильма "Черевички"

Эскизы костюмов для фильма-оперы созданы художницей Екатериной Михайловной Юкельсон в 1943-1944 годах во время эвакуации в Алма-Ате, где проходили съемки фильма-оперы «Черевички».

Уникальность рисунков заключается ещё и в их оформлении - как окончательного варианта костюмов героев фильма с утверждающей надписью и подписями ответственных лиц. Рисунки закрыты листами кальки, на которых обозначены наименования деталей народного костюма и материалов для их изготовления. Это свидетельствует о стремлении создателей фильма к достоверному восприятию зрителями гоголевских персонажей.

Екатерина Михайловна Гаккебуш (Юкельсон, Василько-Гаккебуш, 1913-1993) - художник по костюмам кино и театра. Родилась в Киеве в семье хирурга, профессора М. Б. Юкельсона. Училась на факультете графики Киевского художественного института (1930-1933). С 1934 года работала на Киевской студии художественных фильмов им. А. Довженко. Автор костюмов к фильмам: «Боевой киносборник» (1942, № 9), «Партизаны в степях Украины» (1943), «Черевички» (1944), «Третий удар» (1948), «Концерт мастеров украинского искусства» (1952), «Калиновая роща» (1953), «Мать» (1956), «Иван Франко» (1956), «Штепсель женит Тарапуньку» (1958), «Григорий Сковорода» (1959), «Роман и Франческа» (1961), «Гулящая» (1961), «Ехали мы, ехали» (1963), «Звезда балета» (1964), «Сон» (1964), «Десятый шаг» (1967), «Ошибка Оноре де Бальзака» (1968), «Дума про Ковпака» (1973-1976), «Тревожный месяц «вересень»  (1975) и др.

Рисунок. Вакула Художник: Юкельсон (Гаккебуш) Е.М.

Рисунок. Вакула Художник: Юкельсон (Гаккебуш) Е.М.

СССР, г. Алма-Ата. Центральная Объединённая киностудия художественных фильмов (ЦОКС). 1944

Бумага плотная, картон, калька, нитки, пастель, карандаш графитовый, чернила синие. 28,7х18,7; 33,6х25,1 - подложка; 27,2х18,9 - калька см.

ДГ КП-2622/1

Г-1806

Костюм главного героя – кузнеца Вакулы. Веселый и добрый парубок, справедливый и работящий, хозяйственный и заботливый, ради красавицы Оксаны кузнец готов явиться на поклон царице.

Его роль исполнил Григорий Филиппович Большаков (1904-1974) - советский оперный певец (тенор), Народный артист РСФСР (1951), лауреат двух Сталинских премий (1942, 1950). Служил в крупнейших театрах страны, в том числе Большом театре.

Рисунок. Оксана с зеркалом Художник: Юкельсон (Гаккебуш) Е.М.

Рисунок. Оксана с зеркалом Художник: Юкельсон (Гаккебуш) Е.М.

Из серии графических работ - эскизов костюмов персонажей кинофильма "Черевички"

СССР, г. Алма-Ата. Центральная Объединённая киностудия художественных фильмов (ЦОКС). 1944

Бумага плотная, картон, калька, нитки, пастель, карандаш графитовый, чернила синие. 29,5х19,3; 34,3х25,2 - подложка; 28,8х19,3 - калька см.

ДГ КП-2622/3

Г-1808

Дебют Лилии Олимпиевны Гриценко (1917-1989, советская актриса театра и кино, оперная певица, Народная артистка РСФСР) в кинематографе состоялся в 1944 году, когда она исполнила роль Оксаны в экранизации оперы Чайковского «Черевички». Служила в театре им. К.С. Станиславского и театре им. А.С. Пушкина, также снималась в кино.

Представлен костюм Оксаны, избалованной капризной красавицы, но как оказалось, все-таки способной на искренние человеческие чувства.

Рисунок. Чуб с трубкой и кисетом Художник: Юкельсон (Гаккебуш) Е.М.

Рисунок. Чуб с трубкой и кисетом Художник: Юкельсон (Гаккебуш) Е.М.

Из серии графических работ - эскизов костюмов персонажей кинофильма "Черевички"

СССР, г. Алма-Ата. Центральная Объединённая киностудия художественных фильмов (ЦОКС). 1944

Бумага плотная, картон, калька, нитки, пастель, карандаш графитовый, чернила синие. 28,8х19,1; 34х25,2 - подложка; 27,5х19 - калька см.

ДГ КП-2622/6

Г-1811

Костюм Чуба - самовлюбленного, упрямого, зажиточного казака. Его роль великолепно исполнил М.Д. Михайлов. Максим Дормидонтович Михайлов (1893-1971) - русский, советский камерный и оперный певец, актёр кино. Народный артист СССР. Лауреат двух Сталинских премий, протодиакон Русской православной церкви. С 1909 года пел в церковных хорах, был диаконом в Уфимском соборе. В 1930 году оставил служение, не снимая сана, и поступил в оперную труппу Всесоюзного комитета по радиовещанию. В 1932-1956 годах - солист Большого театра СССР. Спел в 25 операх русских, советских и зарубежных авторов. Пел в концертах. В годы войны (1941-1945) участвовал в 1-й фронтовой бригаде Большого театра. Помимо «Черевичек» снимался в фильмах «Иван Грозный», 1940-е гг. (протодиакон), «Борис Годунов», 1954 г. (Пимен).

Рисунок. Солоха. Художник: Юкельсон (Гаккебуш) Е.М.

Рисунок. Солоха. Художник: Юкельсон (Гаккебуш) Е.М.

Из серии графических работ - эскизов костюмов персонажей кинофильма "Черевички"

СССР, г. Алма-Ата. Центральная Объединённая киностудия художественных фильмов (ЦОКС). 1944

Бумага плотная, картон, калька, нитки, пастель, карандаш графитовый, чернила синие. 30х19,5; 34,2х25,4 - подложка; 29х19,2 - калька см.

ДГ КП-2622/2

Г-1807

Костюм для матери кузнеца Вакулы – Солохи. Роль Солохи, «говорливой и угодливой хозяйки», исполнила Софья Михайловна Големба (1904-1970) – советская певица (меццо-сопрано). Заслуженная артистка РСФСР (1940). В 1920 году училась в консерватории в Нижнем Новгороде, в 1923-1930 годах - в Москве. С 1929 года - солистка Музыкального театра им. Немировича-Данченко. Исполняла с успехом характерные партии.

Рисунок. Екатерина II Художник: Юкельсон (Гаккебуш) Е.М.

Рисунок. Екатерина II Художник: Юкельсон (Гаккебуш) Е.М.

Из серии графических работ - эскизов костюмов персонажей кинофильма "Черевички"

СССР, г. Алма-Ата. Центральная Объединённая киностудия художественных фильмов (ЦОКС). 1944

Бумага плотная, картон, калька, нитки, пастель, карандаш графитовый, чернила синие. 29,3х19,4; 33,8х25,2 - подложка; 27,6х19,5 - калька см.

ДГ КП-2622/12

Г-1817

Екатерина II в повести Гоголя обретает мягкие женственные черты. Она способна не только управлять государством, но и проявлять простую женскую ласку, теплоту, сострадание. Роль императрицы в фильме сыграла О. Жизнева.

Ольга Андреевна Жизнева (1899-1972) - советская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1969), лауреат Сталинской премии первой степени (1949). Работала в театрах Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева, Казани, Махачкалы. С 1946 года – актриса Театра-студии киноактёра. В кино снималась с 1924 года. Вначале выступала как комедийная актриса. В последующие годы значительно расширила свой творческий диапазон, сыграв ряд характерных драматических ролей.

Афиша. Художественный фильм. "Майская ночь" Художники: Хейфиц М.И., Раппопорт Л.

Афиша. Художественный фильм. "Майская ночь" Художники: Хейфиц М.И., Раппопорт Л.

СССР, г. Москва. "Рекламфильм". 1952

Бумага, печать типографская цветная. 105х80,5 см.

ДГ КП-1277

Г-672

«Майская ночь, или Утопленница» - советский полнометражный цветной художественный фильм-сказка, поставленный на Московской киностудии имени М. Горького в 1952 году знаменитым режиссёром-сказочником Александром Артуровичем Роу по мотивам повести Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Натурные съемки проходили в селе Шишаки Полтавской области. Премьера в СССР состоялась 31 октября 1952 года. Прокат в Восточной Германии с 19 июня 1953 года, в США с 12 июля 1953 года, в Швеции с 13 мая 1954 года. После выхода картины на экраны зарубежная пресса отметила уникальный художественный стиль и необычные для того времени спецэффекты. Фильм имел огромный успех и до сих пор остается популярным, и это заслуга всей съемочной группы. Роу сохранил архитектонику (построение художественного произведения) Гоголя, умело перемежающего страшное с тонким юмором. Прекрасна операторская работа Гавриила Егиазарова. Композитор - Сергей Потоцкий, также в музыкальное оформление картины включены фрагменты из оперы «Майская ночь» Николая Римского-Корсакова. художники - Пётр Галаджев, Ирина Захарова, художники по костюмам - Эльза Рапопорт, Ф. Алексеенко. В главных ролях снялись молодые, начинающие актеры: влюбленного Левко сыграл Николай Досенко, Ганну – красавица Татьяна Конюхова, будущая звезда советского кинематографа. На роль панночки режиссер пригласил не менее привлекательную Лилию Юдину, выпускницу Театрального училища имени Щукина. Для обеих актрис картина Роу стала дебютом. Молодые актеры сумели не потеряться на фоне известных и опытных артистов. Александр Хвыля сыграл упрямого отца, не дающего сыну согласие на венчание с красавицей Ганной. Любимец публики Георгий Милляр выступил в роли писаря. Галина Григорьева снялась в роли мачехи, Эмма Цесарская предстала перед зрителями в образе свояченицы.

Афишу к фильму создали М. Хейфиц и Л. Раппопорт.

Михаил Захарович (Иссохорович) Хейфиц (1915-1985) - советский художник-график, плакатист. Член Союза художников СССР. Автор политических плакатов, афиш и плакатов кино. В 1948 году Хейфиц начал работать в «Рекламфильме». Выполнил более 200 киноплакатов, в их числе афиши к экранизациям произведений Н.В. Гоголя.

Лазарь Абрамович Раппопорт (1912-1985) — художник-график, иллюстратор, плакатист. Советский художник-график, иллюстратор, плакатист. Жил в Москве. С 1941 года воевал под Москвой, в Белоруссии и на Западном фронте. Лазарь Абрамович окончил войну в звании майора, награждён орденами и медалям. C 1949 года участвовал в выставках. Сотрудничал с Военным издательством Министерства Вооруженных сил Союза ССР и издательством «Рекламфильм».

Афиша к художественному фильму "Шинель" к/с "Ленфильм"

Афиша к художественному фильму "Шинель" к/с "Ленфильм"

СССР, г. Москва. "Рекламфильм". 1959

Бумага, печать типографская цветная. 74,8х47,4 см.

ДГ КП-2545

Г-1733

Отечественное кино дважды обращалось к знаменитой гоголевской повести «Шинель». В 1926 году режиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг по сценарию Юрия Тынянова создали, по их собственному определению, «кинопьесу в манере Гоголя» - эксцентрическую фантасмагорию о жзни бедного чиновника. И через тридцать с небольшим лет, в 1959 году на киностудии Ленфильм снимают фильм, который стал режиссёрским дебютом известного и любимого многими актера Алексея Баталова (1928-2017). Баталов был очень верен именно гоголевскому тексту, его духу, старался не испортить его своим ви́дением. Роль Акакия Акакиевича Башмачкина досталась Ролану Быкову (1929-1998), ставшей одной из первых «больших» его киноролей. Именно этот персонаж открыл кинематографу большого драматического актера. Не случайно сам Быков признавал: «Шинель» - мое рождение». Музыку к фильму написал композитор Николай Сидельников, оператор Генрих Маранджян, художники Исаак Каплан и Белла Маневич. Премьера картины в СССР состоялась 2 февраля.1959 года.

Автор данной киноафиши - Сергей Игнатьевич Дацкевич (1919–1977), советский живописец, график, плакатист. Член Союза художников и Союза кинематографистов СССР. Один из ведущих мастеров советского киноплаката 50-х – 70-х годов ХХ века; его творчество определило стиль кинорекламы этих лет. Дацкевич признанный плакатист, выработавший узнаваемый стиль, способный воплотить в плакате собственную эстетику. Тиражные плакаты С. И. Дацкевича находятся в РГБ, Государственном музее политической истории России, Государственном центральном музее кино и других музеях России.

Афиша. Художественный фильм "Мёртвые души". Постановка Л. Трауберга. Производство к/с "Мосфильм" Художник: Хейфиц М.И.

Афиша. Художественный фильм "Мёртвые души". Постановка Л. Трауберга. Производство к/с "Мосфильм" Художник: Хейфиц М.И.

СССР, г. Москва. "Рекламфильм". 1960

Бумага, печать типографская цветная. 73,7х97,7 см.

ДГ КП-1276/2

Г-671

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» экранизирована советским кинематографом не один раз. Среди них фильм-спектакль 1960 года режиссёра Леонида Захаровича Трауберга (1902-1990). Кинофильм был снят по мхатовскому спектаклю, поставленному в 1932 году К. С. Станиславским и В. Г. Сахновским (инсценировка поэмы, сделанная для МХАТа М.А. Булгаковым), его премьера состоялась 28 ноября 1932 года, на сцене МХАТа был сыгран более 1000 раз и снят с репертуара только 26 мая 1981-го. Роли в фильме сыграли многие из актеров первых составов спектакля также актерами МХАТа: Владимир Белокуров - Чичиков; Виктор Станицын - губернатор; Борис Ливанов - Ноздрёв; Алексей Грибов - Собакевич; Анастасия Зуева - Коробочка; Борис Петкер - Плюшкин; Юрий Леонидов - Манилов; Михаил Яншин - Иван Андреевич, почтмейстер; Ольга Викланд - Анна Григорьевна, дама, приятная во всех отношениях; Софья Гаррель - губернаторша; Сергей Калинин - Селифан, кучер Чичикова; Галина Калиновская - жена Манилова.

Премьера фильма состоялась 23 декабря 1960 г.

На Международном кинофестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло (1961) картине присуждён Приз критики.

Автор представленной афиши Михаил Захарович (Иссохорович) Хейфиц (1915-1985)

Афиша к художественному фильму "Инкогнито из Петербурга" к/с "Мосфильм" Художник: Лобанова И.

Афиша к художественному фильму "Инкогнито из Петербурга" к/с "Мосфильм" Художник: Лобанова И.

СССР, г. Москва. "Рекламфильм". 1978

Бумага, печать типографская цветная. 57,5х40,9 см.

ДГ КП-2546

Г-1734

«Инкогнито из Петербурга» - комедийный художественный фильм Леонида Гайдая (автора знаменитых «Иван Васильевич меняет профессию», «Двенадцать стульев», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция Ы»), снятый в 1977 году по мотивам пьесы Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» и её третья советская киноэкранизация. Натурные съемки проходили в городе Касимов Рязанской области. Премьера состоялась 17 июля 1978 г. Музыку к фильму написал композитор Александр Зацепин (с которым постоянно сотрудничал Гайдай), оператор Сергей Полуянов, художник по костюмам Лидия Нови. В ролях: Сергей Мигицко - Иван Александрович Хлестаков, Анатолий Папанов - Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, Нонна Мордюкова - Анна Андреевна, Ольга Анохина - Марья Антоновна, Анатолий Кузнецов - Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, Вячеслав Невинный - Артемий Филиппович Земляника, Валерий Носик - Лука Лукич Хлопов, Леонид Куравлёв - Иван Кузьмич Шпекин, Леонид Харитонов - Пётр Иванович Добчинский, Олег Анофриев - Пётр Иванович Бобчинский, Сергей Филиппов - Осип, Александр Ширвиндт - Христиан Иванович Гибнер, Станислав Чекан - Иван Карпович Уховертов.

Автор афиши - Ирина Лобанова (?-1984) - советский художник-график, плакатист, жила в Ленинграде. С начала 1970-х годов сотрудничала с издательством «Рекламфильм», создала более сотни киноплакатов в том числе к комедиям и детским фильмам («Ослиная шкура», 1982; «Возвращение с орбиты», 1984).

Афиша к художественному фильму "Женитьба" к/с "Ленфильм" Художник: Тедерс Б.Е.

Афиша к художественному фильму "Женитьба" к/с "Ленфильм" Художник: Тедерс Б.Е.

СССР, г. Москва. "Рекламфильм". 1978

Бумага, печать типографская цветная. 64,5х42,7 см.

ДГ КП-2544

Г-1732

Экранизация пьесы Николая Васильевича Гоголя «Женитьба» снята в 1977 году Виталием Вячеславовичем Мельниковым (1928-2020). Самые известные фильмы этого режиссера – «Начальник Чукотки», «Мама вышла замуж», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Старший сын», «Отпуск в сентябре». Музыку написал известный композитор, автор музыки ко многим кинофильмам и спектаклям Олег Николаевич Каравайчук (1927-2016), оператор Ю.А. Векслер (1940-1991), художник по костюмам О. А. Коковкина (1941-1981), В ролях: Светлана Крючкова - Агафья Тихоновна Купердягина; Алексей Петренко - Иван Кузьмич Подколёсин; Олег Борисов - Илья Фомич Кочкарёв; Владислав Стржельчик - Иван Павлович Яичница; Борислав Брондуков - Никанор Иванович Анучкин; Евгений Леонов - Бальтазар Бальтазарович Жевакин; Майя Булгакова - Арина Пантелеймоновна; Валентина Талызина - Фёкла Ивановна, сваха.

Как рассказывал сам режиссер Виталий Мельников, к созданию картины его подтолкнула случайность. Он всегда относился с опаской к экранизации классики. Сперва режиссеру предложили сделать для телевидения по «Женитьбе» две серии. Тогда Виталий Мельников отказался, так как видел прекрасный спектакль Эфроса. Виталий Вячеславович был убежден, что к гоголевской драматургии ближе театр, а не кино.

«Позже я перечитал пьесу, и мне показалось, что во всей этой истории с массой бытовых подробностей, не имеющих отношения к сегодняшнему дню, есть непреходящая ценность – характеры людей, психологические зарисовки, сделанные гениальным писателем. В киноисполнении как бы приближающих к нам героев эти свойства пьесы могут прозвучать по-новому», – рассказывал Виталий Мельников газете «Кадр» в 1977 году.

Автор афиши - Борис Евгеньевич Тедерс (1926-1993) - советский художник-график, плакатист. Член союза художников СССР. Участник Великой Отечественной войны. Занимался станковой графикой. Сотрудничал с издательством «Рекламфильм», создавал плакаты для игровых и документально-публицистических фильмов.

Афиша к художественному фильму "Женитьба" к/с "Ленфильм" Художник: Лобанова И.

Афиша к художественному фильму "Женитьба" к/с "Ленфильм" Художник: Лобанова И.

СССР, г. Москва. "Рекламфильм". 1978

Бумага, печать типографская цветная. 58х40,2 см.

ДГ КП-2547

Г-1735
В коллекции музея также храниться еще одна киноафиша к фильму 1977 года «Женитьба» работы художника И. Лобановой.

На съемках фильма "Мертвые души". 1983. Общая фотография съемочной группы

На съемках фильма "Мертвые души". 1983. Общая фотография съемочной группы

Россия, г. Москва. 1983 г.

Фотобумага глянцевая ч/б, фотопечать. 14,4х21,2 см.

ДГ КП-447

Ф-40

В 1984 г. на отечественном телеэкране появилась экранизация «Мертвых душ», созданная режиссером Михаилом Абрамовичем Швейцером (1920-2000). В военные годы Швейцер закончил режиссёрский факультет ВГИКа, где учился у С. М. Эйзенштейна. В полной мере талант Швейцера раскрылся в серии экранизаций литературной классики. Его фильмы обладают познавательной и культурной ценностью. Благодаря Швейцеру, произведения В. Тендрякова, В. Катаева, И. Ильфа и Е. Петрова, А. Чехова, А. Пушкина, Н.  Гоголя, Л. Толстого не просто нашли свое киновоплощение. С ним с удовольствием работали актеры Евгений Матвеев и Вячеслав Тихонов, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлев, Иннокентий Смоктуновский и Александр Калягин, Юрий Богатырев и Инна Чурикова, Олег Янковский и Сергей Юрский, Евгений Евстигнеев, Зиновий Гердт и многие другие. Потому что Михаил Абрамович умел проникать на экране в тайну человеческих характеров. Пятисерийный телевизионный фильм «Мёртвые души», снятый Михаилом Швейцером, считается одной из лучших экранизаций Гоголя. Александр Калягин в своих воспоминаниях о съёмках фильма говорил: «Чтобы понять свою страну, надо читать Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова. И Швейцер, как никто, умел открывать актеру именно автора, эпоху, давать ощущение исторического и литературного материала, который стоит за твоей ролью. Он во время съемок буквально заваливал меня книгами, статьями, исследованиями… Сейчас можно признаться, что я успевал прочесть далеко не все. Скажем, Набокова о Гоголе прочел много позже. Но я старался этот недостаток знания компенсировать интуицией, работой. Мне кажется, что Швейцер как раз умел меня заставить пробиться к сути. Ну и партнеры были сказочные: Иннокентий Смоктуновский, Юрий Богатырёв, Вячеслав Невинный, Инна Чурикова. У всех, с кем я работал в "Мёртвых душах", можно чему-то научиться».

На съемках фильма "Мертвые души". Апрель 1983. Художник по костюмам Нэлли Фомина и актер Александр Калягин Фотограф: Гневашев И.И.

На съемках фильма "Мертвые души". Апрель 1983. Художник по костюмам Нэлли Фомина и актер Александр Калягин Фотограф: Гневашев И.И.

Россия, г. Москва. 1983 г.

Фотобумага глянцевая ч/б, фотопечать. 22х16,3 см.

ДГ КП-445

Ф-38
Игорь Иванович Гневашев (1936-2016) - советский и российский фотожурналист и фотохудожник. Член Союза журналистов и Союза кинематографистов России. Принадлежит к поколению людей, которых называют «шестидесятниками». Он родился в 1936 году. Окончил школу в 1954 и поступил в Московский Полиграфический институт. Но, как многие творческие люди, изменил своей профессии и с головой ушел в фотографию. В 1962 году Игорь Гневашев окончил лекторий по фоторепортажу Центрального Дома журналистов и в 1965 году начинает работать в журнале «РТ». В 1966 году он - корреспондент журнала «Советский экран». В 1973 - фотокорреспондент журнала «Советский фильм», а начиная с 1981 года фотограф уходит из всех редакций и становится свободным художником. В его творчестве четко прослеживаются три направления: жанровая фотография, репортажи со съемочных площадок и фотопортрет. Фотограф работал почти со всеми культовыми режиссерами отечественного кино - Петром Тодоровским, Эльдаром Рязановым, Сергеем Бондарчуком, Андреем Тарковским, Никитой Михалковым и другими режиссерами, фильмы которых мы вот уже второй век с удовольствием смотрим с киноэкранов. Его фоторепортажи со съемок фильмов отличает психологизм и умение уловить атмосферу событий в фильме, конечно, Фотограф всегда находит точку, благодаря которой его фотография производит новое впечатление, и обретает самостоятельное художественное значение. https://www.photographer.ru/events/afisha/3912.htm

На съемках фильма "Мертвые души". Суздаль, 1983. Актер Александр Калягин и художник по костюмам Нэлли Фомина Фотограф: Гневашев И.И.

На съемках фильма "Мертвые души". Суздаль, 1983. Актер Александр Калягин и художник по костюмам Нэлли Фомина Фотограф: Гневашев И.И.

Россия, г. Москва. 1983 г.

Фотобумага глянцевая ч/б, фотопечать. 8,4х12,2 см.

ДГ КП-446

Ф-39

Над созданием фильма всегда работает большая творческо-производственная съёмочная группа. В основной творческий коллектив группы входит и художник по костюмам. Шились платья героев несколько месяцев. Внимание уделялось всему – от фасона до пуговиц. За костюмы героев и персонажей в кинокартине Швейцера отвечала Нелли Ефимовна Фомина (1937-2020)- известный художник по костюмам, долгие годы работавшая на киностудии «Мосфильм». Придуманные ею знаковые костюмы в фильмах Андрея Тарковского, Михаила Швейцера, Сергея Бондарчука, Эльдара Рязанова, Никиты Михалкова и других всегда отличались убедительностью образов, продуманностью всех деталей и особой элегантностью. Создала костюмы к более чем 40 отечественным и зарубежным кинофильмам и спектаклям.

На съемках фильма "Мертвые души". Май 1983 Фотограф: Гневашев И.И.

На съемках фильма "Мертвые души". Май 1983 Фотограф: Гневашев И.И.

Россия, г. Москва. 1983 г.

Фотобумага глянцевая ч/б, фотопечать. 16,3х24,7 см.

ДГ КП-443

Ф-36

На съемках фильма "Мертвые души". Май 1983. И. Смоктуновский и художник по костюмам Нэлли Фомина Фотограф: Гневашев И.И.

На съемках фильма "Мертвые души". Май 1983. И. Смоктуновский и художник по костюмам Нэлли Фомина Фотограф: Гневашев И.И.

Россия, г. Москва. 1983 г.

Фотобумага глянцевая ч/б, фотопечать. 16,3х24,7 см.

ДГ КП-444

Ф-37

На съемках фильма "Мертвые души". 1983. Проба Плюшкина - актер И. Смоктуновский

На съемках фильма "Мертвые души". 1983. Проба Плюшкина - актер И. Смоктуновский

Россия, г. Москва. 1983 г.

Фотобумага глянцевая ч/б, фотопечать. 15,1х10,8 см.

ДГ КП-448

Ф-41

Эскиз костюма к телефильму "Мёртвые души" реж. М. Швейцера. Чичиков в коричневой шинели. Вариант 2 Художник: Фомина Н.Е.

Эскиз костюма к телефильму "Мёртвые души" реж. М. Швейцера. Чичиков в коричневой шинели. Вариант 2 Художник: Фомина Н.Е.

Россия, г. Москва. 1983 г.

Картон, акварель, карандаш. 28,9х20,5 см.

ДГ КП-484

Г-250

Эскиз костюма для Павла Ивановича Чичикова, с ролью которого блестяще справился известный актер Александр Александрович Калягин (р. 1942). Сложно представить, кто из отечественных актеров смог бы сыграть Чичикова так, как это сделал Калягин.

Эскиз костюмов к телефильму "Мёртвые души" реж. М. Швейцера. Манилов с женой Художник: Фомина Н.Е.

Эскиз костюмов к телефильму "Мёртвые души" реж. М. Швейцера. Манилов с женой Художник: Фомина Н.Е.

Россия, г. Москва. 1983 г.

Бумага, акварель, карандаш. 28,7х23,5 см.

ДГ КП-496

Г-262
Костюмы для супружеской пары Маниловых. Великолепный актер Юрий Георгиевич Богатырев (1947-1989) выступил в роли кисейно-лилейного Манилова. Жену Манилова, которую звали Лизонька прекрасно сыграла Лариса Ивановна Удовиченко (р. 1955).

Эскиз костюма к телефильму "Мёртвые души" реж. М. Швейцера. Ноздрёв в красном халате Художник: Фомина Н.Е.

Эскиз костюма к телефильму "Мёртвые души" реж. М. Швейцера. Ноздрёв в красном халате Художник: Фомина Н.Е.

Россия, г. Москва. 1983 г.

Бумага, карандаш графитовый, итальянский цветной карандаш. 29,3х20,4 см.

ДГ КП-500

Г-266

Ноздрёва в фильме сыграл Виталий Владимирович Шаповалов (1939-2017). Для актёра характерно мастерство перевоплощения, бережное внимание к слову, жесту, мощный темперамент - все эти качества он продемонстрировал в своём Ноздрёве.

Эскиз костюма к телефильму "Мёртвые души" реж. М. Швейцера. Плюшкин Художник: Фомина Н.Е.

Эскиз костюма к телефильму "Мёртвые души" реж. М. Швейцера. Плюшкин Художник: Фомина Н.Е.

Россия, г. Москва. 1983 г.

Бумага, акварель, карандаш. 29,3х19 см.

ДГ КП-498

Г-264

Костюм Степана Плюшкина, запоминающуюся роль которого на экране воплотил выдающийся русский актер Иннокентий Михайлович Смоктуновский (1925-1994).

Эскиз костюма к телефильму "Мёртвые души" реж. М. Швейцера. Софья Ивановна Художник: Фомина Н.Е.

Эскиз костюма к телефильму "Мёртвые души" реж. М. Швейцера. Софья Ивановна Художник: Фомина Н.Е.

Россия, г. Москва. 1983 г.

Бумага, акварель, карандаш. 30,3х21 см.

ДГ КП-482

Г-248

Костюм для Софьи Ивановны, дамы просто приятной. Роль исполнила народная артистка РСФСР Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина (р. 1938).

Кадры из фильма "Мертвые души", реж. М.Швейцер, 1984 г.

Яндекс.Метрика