Из цикла «Дуэты»: Лев Дьяконицын, Алексей Листопад: «Близкое далёкое»
О Событии
В выставочном зале Дома Гоголя открылась выставка, представляющая интересное и, на первый взгляд, парадоксальное сочетание авторов. Впервые работы художников Льва Дьяконицына и Алексея Листопада будут объединены одной экспозицией. При жизни Льва Фёдоровича (1931–2020) живописцы общались, были дружны, профессионально внимательны и неравнодушны к творчеству друг друга.
«Близкое далёкое» — таково название дуэтной выставки. Да, на полотнах Дьяконицына мир изображаемого физически близок к человеку — он здесь, в интерьерах жилой комнаты, пространстве цирковой арены, в соотношениях и вполне одушевлённых отношениях предметов на письменном столе, доступных перестановке рукой. Всё близко — протяни руку, войди в комнату, займи место в зрительном зале, и ты рядом. У Листопада же невозможно найти столь доступные и столь близкие предметы. У него почти всегда: там, за горизонтом, там, над бескрайней морской гладью, там, за околицей, за фигурой ворона, доступный крыльям этой птицы бесконечный мир, прекрасное далёко. Алексей Листопад детство и юность провёл в Клайпеде, в его работах есть впитанный, насмотренный лаконизм композиционных решений, присущий литовской школе живописи. Листопад — художник кино, сценограф, и эти обстоятельства жизни и профессии важны для понимания природы, характера его работ.
Оба живописца пишут не с натуры, но всегда — работая с натурой, трансформируя её, смыслово подчиняя своим целям. Лев Дьяконицын повествует о взаимоотношениях и соотношении предметов, форм, цвета, характеров, одушевляя и наделяя пронзительной драматургией отношений всё изображаемое. Алексей Листопад говорит о взаимоотношениях бесконечных по состоянию, огромных по масштабу сред, стихий: неба и моря, человека и всего мира за его плечами. И Дьяконицын, и Листопад оперируют драматургией найденных, почти эмблематичных «живописных синонимов» человеческих эмоций. Любовь взаимная и горечь расставания, радость дружбы, счастье материнства, философия одиночества, наслаждение гармонией бытия — весь основной понятийный ряд и очень разные эмоции живут в лаконичных до символизма, изысканных по цветовым решениям работах художников. В таких «далёких» по предмету изображения и столь духовно близких, мечтательных, мелодичных работах Алексея Листопада. И в «близких» по предмету изображения, жанровых даже в натюрморте, отстроенных, почти архитектурно, в живописных координатах начала ХХ века, эксцентричных, романтических, весёлых и грустных, но всегда добрых к человеку и бесконечно близких ему, произведениях Льва Дьяконицына.
Лариса Мещерякова, куратор выставки, искусствовед
Биографические справки:
Лев Фёдорович Дьяконицын — художник, искусствовед, критик, историк, философ, родился 21 мая 1931 года в Вологде. Член Союза художников России с 1972 года. Основатель объединения художников «Остож». Кандидат исторических наук, доцент, академик Русской академии наук и искусства, академик Международной Академии наук и искусств Парижа, кавалер ордена «За служение Отечеству» III степени. Автор многих книг и статей по искусству. С 1976 года — ещё и художник. Участник выставок в России и за рубежом. Работы находятся в музеях Москвы, Вологды, Вятки, в российских и европейских частных собраниях, в том числе в собрании Рене Герра. Жил и работал в Москве, ушёл из жизни 15 ноября 2020 года.
Алексей Евгеньевич Листопад родился 18 октября 1950 года в Архангельской области, вскоре семья переехала в Литву, в город Клайпеду. По окончании школы поступил в Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого и закончил его в 1974 году, получив диплом по специальности «художник театра». Работал в театрах, с 1988 г. в Москве на киностудии Горького, состоялся как художник кино. С ним работали режиссёры Андрей Добровольский и Василий Пичул. Художник-постановщик кинофильмов «Сфинкс», «Присутствие», «Театральная история», «Мечты идиота». Работы А.Е Листопада находятся в Томском областном художественном музее, Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, в коллекции Посла Евросоюза в России, коллекции галереи «Les Oreades», Э. Розенфельда (Франция), в частных коллекциях России, Литвы, Польши, Франции и Германии, две работы А.Е. Листопада находятся на Северном и Южном полюсах земли.
6+
Часы работы: Ср – Вс, с 12:00 до 20:00.
Пн – Вт: выходные дни
Стоимость билетов: 200/100 руб.
Посещение выставки «Близкое далёкое» в Доме Гоголя в рамках акции «Московская музейная неделя»
Галерея