«Бусинка к бусинке»

01 января — 26 февраля 2023

Бисерные изделия XIX века в музейной коллекции декоративно-прикладного искусства

Бисер — мельчайшие разноцветные стеклянные бусинки, применялся в рукоделии и ювелирном искусстве с древнейших времен. А в конце XVIII — первой половине XIX века в Западной Европе и России увлечение этим тонким художественным материалом стало всеобъемлющим. В России производство бисера началось в начале XVIII века. По указу Петра I в 1705 году в Москве на Воробьёвых горах был построен завод по изготовлению бисера, который впоследствии перевели в Санкт-Петербург. Но в то же время, в России XVIII-XIX веков в отличие от многих европейских стран не существовало ни фабричного, ни кустарного производства изделий из бисера. Декорированные им вещицы изготавливались рукодельницами исключительно индивидуально. Рукоделие было не только чрезвычайно модным дворянским занятием (им, кстати, увлекались и мужчины), но и высоким искусством, в котором отразились все стороны усадебной жизни, реализовались творческие возможности женской части дворянского общества. Для дворянок рукоделие сделалось способом самовыражения, знаком любви и благодарности по отношению к своим близким. Время оставило нам в наследство удивительное разнообразие старинных предметов, украшенных бисером: дамские сумочки, кошельки, пояса, туфельки; мужские бумажники, помочи, кисеты, трубки, табачницы, ермолки; подстаканники, бювары, чернильницы, подносы, шкатулки, каминные экраны. Вышивкой увлекался и Николай Васильевич Гоголь, о чем свидетельствуют воспоминания сестер писателя и людей, с которыми он был знаком. Александра Михайловна Зедергольм, дочь его друга М. П. Погодина, близко знавшая писателя, рассказывала, что «Гоголь любил вышивать по канве, но об этом никому не говорил и скрывал это от посторонних». Вышивали персонажи его произведений: «...и какой искусник! я даже никак не мог предполагать этого. Как хорошо вышивает разные домашние узоры! Он мне показывал своей работы кошелек: редкая дама может так искусно вышить.» (Чичиков о рукоделии губернатора. Н. В. Гоголь «Мертвые души» Т. I, Гл. II)

Быт усадьбы XIX века невозможно представить без бисерных мелочей: кошельков, вышитых картин и чехлов, чубуков курительных трубок, всевозможных футляров и коробочек. Так в фондах нашего музея собирается коллекция подобных изделий первой половины XIX века, именно как свидетелей гоголевской эпохи, помогающих воссоздать атмосферу того времени.

Блокнот с бисерными вставками на обложке

Блокнот с бисерными вставками на обложке

Россия. 1849 г.

Кожа, бумага, бисер, латунь, муар, переплет, вышивка, тиснение золотое. 14х8,6х0,7 см.

ДГ КП-326

Д-73

Считается, что первые блокноты появились в XVII веке во Франции. При дворе Людовика XIV весьма популярными были небольшие записочки, которые передавались незаметно для остальных во время балов и прочих мероприятий. Записочки эти были не просто обрывками бумаги, им старались придать своего рода особую эстетику, так как более всего иного ценились именно превосходный вкус и утонченные манеры в общении. Для удобства написания записок и хранения чистых листиков бумаги многие знатные люди заказывали себе миниатюрную книжечку-обложку, листки из которой легко изымались одним движением руки. Таким образом, и появился первый блокнот. Обложка блокнота изготавливалась в основном из кожи и нередко украшалась.

Представлен блокнот с обложкой из красно-коричневой кожи с золотым тиснением, с закладкой-ляссе, крышки скреплены металлическим стержнем на двух зажимах в виде листьев. Лицевая и тыльная стороны украшены вставками из бисерной вышивки по канве. Появление канвы с нанесенным рисунком (сначала бумажной, т.е. бумаги с круглыми дырочками, расположенными друг от друга на расстоянии среднего размера бусинки, а затем и тканой) упростило и облегчило процесс вышивания

Обложка для бального блокнота (carnet-de-bal)

Обложка для бального блокнота (carnet-de-bal)

Россия (?) Западная Европа (?), конец 1830-х - 1840-е гг.

Стеклянный бисер, бумага, ткань, картон, холст, счётная вышивка, склеивание, тиснение. 18×12,8 см.

ДГ КП-2885

Д-679

В XVIII и XIX веке на бал дамы брали с собой карне (carnet de bal), - записную книжку-блокнот. Как правило, бальная книжка представляла собой небольшой блокнотик с прикреплённым к нему карандашом. Обычно бальные книжки отличались изящностью и оригинальным оформлением. Изготавливались такие вещицы не только из картона, но и из других материалов: перламутра, кости, металла, панциря черепахи. Их украшали драгоценными камнями и эмалями, росписью, часто обложки вывязывали из бисера. Даже странички-вкладыши в карне поначалу были из слоновой кости. В нём во время бала, находясь в театре или где-то ещё, было принято писать записки. Позже он стал использоваться, как блокнот для записи имен партнёров, которым дама обещала тот или иной танец во время бала. Особую популярность карне получили в начале XIX века. С течением времени бальными блокнотами стали пользоваться и мужчины. В таких блокнотах было удобно носить различные мелкие предметы, или делать небольшие записи.

На лицевой стороне представленной обложки для бального блокнота вышит герб. Анализ гербового изображения позволил предположить, что владелица carnet-de-bal происходила из знатного дворянского рода, в котором были священнослужители и который имел отношение к древним польским дворянским родам герба Ясенчик (польск. Jasieńczyk, Jasienice, Jasieniec, Jasiona, Klucz), к которому относились роды Речи Посполитой, Гетманщины и Малороссии: Краевские, Барчиковские, Зборские, Карчевские, Лихачёвы, Михайловские, Мняковские, Препацкие, Яблонские, одна из ветвей рода Яновские и Жебровские.

Кошелек бисерный

Кошелек бисерный

Россия. Вторая четверть XIX в.

Бисер, металл, нитки, кожа, вязание крючком, штамповка, позолота. 10х7,5 см.

ДГ КП-986

Д-409

Бисерные изделия служили модными аксессуарами к дамскому, а иногда и к мужскому туалету. Предметами моды являлись сумочки, бисерные кошельки, монетницы, портмоне.

Представлен маленький дамский кошелек с растительным узором, вывязанным крючком из круглого бисера, и с позолоченным замком.

Кроме вышивки для изготовления бисерных изделий применялось вязанье крючком и на спицах, причем первое было более распространено и относится, по-видимому, к более раннему времени. При вязании бисер сначала нанизывался на нитку в соответствии с рисунком, а затем при вывязывании каждого столбика или петли бисеринки одну за другой оставляли на лицевой стороне изделия. Нитка с нанизанными бисеринками наматывалась на бумажку или специальную палочку. Особенно важно было отсутствие сбоев при наборе бисера на нитку, так как это могло бы привести к смещению целого ряда рисунка.

Кошелек бисерный с орнаментом «Голуби Плиния»

Кошелек бисерный с орнаментом «Голуби Плиния»

Россия. 1840-е гг.

Стеклянный бисер, шелк (подкладочная ткань), нить х/б, нить шелковая, вязание крючком, шитье. 9,5×8,6 см.

ДГ КП-2888

Д-682

Иконографические признаки атрибутируют изображение на данном кошельке как «Голуби Плиния» - один из излюбленных сюжетов бисерной вышивки. Он восходит к античной мозаике II веке до н. э. греческого художника Соза. Его работу описал Плиний Старший в труде «Естественная история»: «Чаша с голубями, сидящими на её краю, пьющими из неё воду и охорашивающимися». Во второй четверти XVIII века кардинал Алессандро Фуриетти, при раскопках виллы римского императора Адриана в Тиволи, обнаружил самую известную мозаику-повторение. Сюжет стал популярным, и многие мастера повторили его в разных произведениях декоративно-прикладного искусства, в том числе и на бисерных изделиях (кошельки, ридикюли, кисеты) с небольшими вариациями орнамента в нижней части и цветом фона.

Сумочка дамская бисерная с фермуаром

Сумочка дамская бисерная с фермуаром

Россия. 1820-е - 1830-е гг.

Стеклянный бисер, ткань, холст, латунь, вышивка по холсту, низание, шитье машинное, серебрение, монтировка, штамповка, пайка. 23,5х14

ДГ КП-2889

Д-683

С XVII столетия женщины стали носить украшенные бисером и стеклярусом вышитые, вязаные, плетеные сумочки. В 30-е годы XIX века сумки снабжаются затейливыми металлическими замка́ми, носят их в руке на короткой цепочке. Обычно на них вышивали цветы, жанровые или народные сценки, символы искусств. В середине XIX века бисерные сумочки выходят из моды и снова появляются только в начале XX столетия. Представлена как раз такая сумочка с цепочкой и на замке: в данном случае это фермуар (перекрестная защелка) из латуни. Внешний чехол вышит бисером, рисунок одинаковый с обеих сторон: на зелёной траве плетёная цветочная корзина с пышным букетом. Снизу у сумки сетка из воздушных бисерных петель, между ними длинные нитки бахромы.

Ридикюль бисерный с цветочной гирляндой

Ридикюль бисерный с цветочной гирляндой

Россия. 1830-е гг.

Стеклянный бисер, лён (ткань подкладочная), вязание спицами, шитье. 16,7х14,3 см.

ДГ КП-2886

Д-680

По сравнению с изделиями, вязанными крючком, вещи, связанные на спицах (сумочки, изредка монетницы или подушечки для иголок), значительно менее плотны и более эластичны. Им трудно придать какую-либо определенную форму, но они имеют и свои достоинства. Из-за большего, чем при вязании крючком, расстояния между бисеринками яркие краски, свойственные бисерным изделиям, несколько смягчаются, а фон получает дополнительную «игру» благодаря мягкости формы этих вещей.

Представлена бисерная вязанная спицами сумочка-ридикюль прямоугольной формы. В верхний край, выступающий над вышивкой, пропущен шнур и при его затягивании образуется мешочек. Рисунок идентичен с обеих сторон: горизонтальная цветочная гирлянда расположена по центру в широкой ленте бесцветного прозрачного бисера.

Икона «Св. вмч. Параскева и св. вмч. Варвара» в шитой ризе

Икона «Св. вмч. Параскева и св. вмч. Варвара» в шитой ризе

Россия, Полтавская губ. Первая треть XIX в.

Дерево, холст, бисер, стеклярус, медь, канитель, металл белый, темпера, низание, шитьё в прикреп, вырезание, чеканка, монтировка. 16,3х12,3х1,1 см.

ДГ КП-2890

Д-684

Иконопись существует с самого зарождения христианства. Считается, что первые иконы привезли из Византии после крещения Руси. С давних времен утвердился обычай украшать икону камнями, золотом, драгоценными окладами. Но нисколько не уступают по красоте этим драгоценным окладам иконы, вышитые бисером. 

Иконографические особенности образов на данной иконе атрибутируют их как изображение святой великомученицы Варвары и святой великомученицы Параскевы. Святая Варвара стоит слева, положение рук указывает на недостающие детали, которые в иконах-подокладницах, как правило, изображали на металлических окладах – в опущенной правой руке у неё меч, в поднятой левой - кубок. Святая Параскева стоит справа. В поднятой на уровень груди руке у неё должен быть крест, в опущенной левой – свиток. Святая Варвара Илиопольская († 306 г.) – христианская великомученица. Отличалась особенной красотой и была заперта своим отцом в башне. Когда отец разрешил ей выходить из башни, Варвара приняла крещение. Правитель города Мартиан подверг Варвару жестоким мучениям: бичевали воловьими жилами, раны растирали власяницей, опаляли огнём. А затем отец Варвары язычник Диоскур обезглавил свою дочь. 

Параскева Иконийская (Параскева Пятница) – христианская великомученица III века, родилась в семье богатого сенатора, но уже в ранней юности посвятила себя аскетической жизни. Родители святой особо почитали день крестных страданий Иисуса Христа - пятницу, потому и назвали родившуюся дочь Параскевой. Когда император Диоклетиан гонение на христиан, по приказу правителя Ликаонии Аэтия Параскева была схвачена, претерпела жестокие мучения и была обезглавлена.

Коробочка с крышкой в бисерном чехле

Коробочка с крышкой в бисерном чехле

Россия. 1830-е гг.

Стеклянный бисер, дерево, льняная нить, токарная работа, вязание крючком. Дм.: 5; выс. в сборе 6; выс. крышки: 2 см.

ДГ КП-2879

Д-673

Вязание крючком оказалось очень удобным для изготовления разных «фигурных» предметов: подстаканников, круглых кошельков, шкатулок; чехлов на чубуки, подсвечники, трости, бутылки и даже бокалы.

Коробочка-горшок в бисерном чехле

Коробочка-горшок в бисерном чехле

Россия. Середина XIX в.

Стеклянный бисер, нить, дерево, токарная работа, вязание крючком. Дм.: 4,2; выс. в сборе 4,5; дм. крышки: 3,8 см.

ДГ КП-2880

Д-674

Подобные коробочки могли использоваться как мушницы. В XVIII веке следуя моде женщины, да и не только хранили в маленьких коробочках с крышками косметику, в том числе и мушки (накладные родинки, от фр. mouche «муха»). Данная коробочка внутри деревянная, у нее еще и плотная притертая крышка, возможно, в такой коробочке хранили мушки или что-то сухое и сыпучее, чтобы не выдыхалось, например, нюхательную соль.

Коробочка в бисерном чехле

Коробочка в бисерном чехле

Россия. 1830-е гг.

Стеклянный бисер, нить, дерево, вязание крючком, токарная работа. Дм.: 4,9; выс. 2,5 см.

ДГ КП-2881

Д-675

Тулово коробочки (солонка?) шарообразной формы, выточено из дерева. На тулове имеется чехол, вывязанный бисером. Использован средний бисер одиннадцати цветов. Орнамент состоит из семи букетов с розовыми и синими цветами в пышных листьях, расположенных по окружности; горло обвязано полосой в три ряда из синего бисера. Донышко вывязано ярко-голубым бисером. Фон прозрачно-опаловый.

Подушечка бисерная для иголок

Подушечка бисерная для иголок

Россия. 1830-е гг.

Стеклянный бисер, льняная нить, ручная работа, вязание крючком, набивка. Дм.: 6,5; выс. 2 см.

ДГ КП-2878

Д-672

Одной из самых незаменимых вещей для шитья и рукоделия является игольница. Это футляр или подушечка для иголок и булавок, используемых в швейном деле. В данном случае игольницей является подушечка, вывязанная бисером. Рисунок вязки двусторонний. В центре чёрная 9-лучевая спиральная звезда с жёлтыми с красным лучами, вдоль края по часовой стрелке расположены семь розовых с синим цветков на стеблях с зелёными листьями. Фон из прозрачного опалового бисера. По окружности идёт чёрная бисерная окантовка. Скорее всего, эта игольница создавалась рукодельницей в декоративных целях, как украшение интерьера, так как иголки в плотно связанный бисер воткнуть не легко.

Футляр бисерный для хранения иголок (игольница)

Футляр бисерный для хранения иголок (игольница)

Россия. 1820-е гг.

Стеклянный бисер, нить, дерево, вязание крючком, токарная работа. Дл.: 9 (3,6+5,4); дм.: 1,4 см.

ДГ КП-2882

Д-676

Эта игольница выполнена в виде футляра. Тулово футляра деревянное, в виде разъёмного цилиндра. Чехол, состоящий из двух частей, бисерный. Использован мелкий бисер двенадцати цветов. По вертикали вывязана цветочная гирлянда из роз, незабудок и ирисов с листьями. На стороне, противоположной гирлянде, расположена вертикальная полоса голубого бисера в семь рядов. На концах чехла – по стилизованному зелёному цветку в пять лепестков.

Футляр бисерный

Футляр бисерный

Россия. Конец 1830-х гг.

Стеклянный бисер, нить, вязание крючком. Дм.: 1,2; дл.:11,5 см.

ДГ КП-2883

Д-677

Предполагается, что представленный предмет является чехлом для зубочистки. Такие вещицы были весьма популярны в первой половине XIX века. Николай Васильевич Гоголь пишет о подобной безделушке, подаренной супругой Манилова обожаемому мужу: "Ко дню рождения приготовляемы были сюрпризы: какой-нибудь бисерный чехольчик на зубочистку" (Н.В. Гоголь. Мертвые души. Т. I Гл. II)

Щётка ломберная

Щётка ломберная

Россия. 1830-е - 1840-е гг.

Стеклянный бисер, нить х/б, дерево, бумага, щетина, счётная вышивка по канве, столярная работа, монтировка, лак. 8,5х5х2,6; размер вышивки в свету: 7,7х4 см.

ДГ КП-2884

Д-678

У ломберных столиков, предназначенных для азартных игр, столешница обтягивалась зелёным сукном, на котором мелом писали ставки в игре, вели подсчеты и т.д. Обязательным предметом во время игры была ломберная щётка. С помощью такой щётки с сукна стирались пометки. Со временем ломберные щеточки приобретали декоративные черты, в том числе их украшали бисерными вышивками.

Так на верхней стороне колодки данной щетки закреплена канва. Канва изготовлена из бумаги светло-кремового цвета, в которой пробита сетка небольших отверстий. По бумажной канве выполнена изящная счётная вышивка бисером, она расположена в центре канвы и представляет собой пышный ромбовидный букет с множеством тональных переходов. Рисунок вышивки восходит к образцам счётной вышивки, которые выпускало в 1810-1820-х гг. берлинское издательство L.W. Wittich.

В основе счетных вышивок лежит отсчет нитей ткани и последовательное заполнение узора по рисунку. Стежки вышивки ровно ложатся на поверхность ткани, не стягивая ее нитей и не нарушая структуры.

Трубка для курения табака

Трубка для курения табака

Западная Европа. Середина XIX в.

Дерево (бриар), рог, кожа, бронза, металл, волос конский, бисер, точение, резьба, бисероплетение, монтировка, штамп, полировка, золочение, тонирование. 76,6х13,5х5,5

ДГ КП-2688

Д-602

В течение всей первой половины XIX века большой популярностью пользовались трубки с длинными чубуками в бисерных чехлах.

Конструкция представленной трубки отличается наличием такого элемента как гибкий «шланг», соединяющий деревянный дымоход с мундштуком-загубником. Гибкие трубки из кожи, не характерные для европейских образцов, были свойственны курительным приборам типа кальяна, появившихся в Европе в результате колониальной политики Великобритании. Мастер, изготовивший эту трубку, соединил в ней все лучшее, что было в его распоряжении: бриаровую чашку в серебряной оправе, длинный дымоход с гибкой трубкой, модную бисерную оплетку, роговой мундштук. Мундштук в центральной части украшен оплеткой с бисерным цветочным орнаментальным мотивом (цветы вышиты голубым и желтых оттенков бисером, листья - зеленым).

Кисет бисерный «Всадник»

Кисет бисерный «Всадник»

Германия. Первая половина XIX века

Стеклянный бисер, кожа (лайка), вязание крючком, вязание спицами, шитье, низание. 15,6х18 см.

ДГ КП-2887

Д-681

Кисет - небольшой мешочек для табака, затягивающийся шнурком. Кисеты изготавливали из кожи, замши. Однако, эта удобная, маленькая сумочка создавалась изначально не для этих целей. Название «кисет» заимствовано из тюркского языка и означает «кожаная сумка». Вначале кисеты использовали степные народы для хранения денег. Далее аксессуар перекочевал в Турцию и Европу. Позже в мешочках стали хранить табак. Кожа, из которой шили кисеты, не пропускала влагу, а значит и табак оставался сухим.

С середины XVIII и в начале XIX века бисероплетение являлось модным рукоделием. Бисером стали украшать и кисеты.

Форма данного кисета, техника изготовления, характерный рисунок круглого донышка и низанного подвеса, а также цветовая гамма бисера атрибутируют кисет как произведение мастеров центра бисерного рукоделия в г. Швебиш Гмюнд или г. Гёппенинг, Германия, и датируют его первой половиной XIX века.

Кисет для табака, вышитый бисером

Кисет для табака, вышитый бисером

Россия. Первая половина XIX века

Бисер, кожа, тесьма, бумага плотная, вышивка. Выс. 13, диам. 12,5 см.

ДГ КП-12

Д-7

Данный кисет объемный, цилиндрической формы, основа тулова кожаная, верх закрывается веерообразной кожаной же крышкой. Декоративный чехол кисета полностью покрыт бисером: на фоне из бесцветных бусин по кругу вышита цветочная гирлянда. Подобный кисет из-за своего размера и формы скорее всего не предназначался для ношения с собой, в нем просто хранили табак, и он являлся частью усадебного быта.

Яндекс.Метрика