«Наша нотная история»

25 ноября — 31 декабря 2022

О Событии

Составная часть музыкальной культуры нашего отечества — это развитие нотоиздательскоrо дела.

В России первые опыты нотопечатания относятся к XVII веку и связаны с необходимостью развития церковного пения. Во второй половине XVIII века ноты уже печатаются в музыкальных издательствах. Работавшие в России в конце XVIII— начале XIX вв. нотоиздательские предприятия были иностранными. 1847 году Т. Стелловский приобрёл нотное издательство и музыкальный магазин Ивана Карловича (Иогана Корнелиуса) Пеца в Санкт-Петербурге и начал собственное издательское дело. Энергичный и инициативный предприниматель, Стелловский значительно расширил рамки работы русских музыкальных издательств, способствовал пропаганде русской музыки. В 60-х годах XIX века появились скоропечатные литографские машины. В Петербурге, Москве, Киеве появляются серьезные издательские фирмы, значительно расширяется сеть нотно-музыкальных магазинов, занимавшихся изданием нот. Интерес к музыке и нотному делу выходит далеко за пределы Петербурга и Москвы. Именно в это время учреждаются русские музыкальные издательства, которые сейчас входят в золотое наследие нотного фонда. Издательство А. К. Гутхейля было основано в 1859 году, а в 1886 г. приобретает все нотные издания P. P. Стелловского, (собственной нотопечатни фирма не имела, печать нот заказывалась за границей). В 1869 г. в Петербурге открылось крупное музыкальное издательство «В. В. Бессель и Ко», издававшее не только ноты, но и журналы «Музыкальный листок» (1872-77гг.) и «Музыкальное обозрение» (1885-88гг.). Значительная музыкально-издательская фирма в России второй половины XIX — начала XX веков, издательство Юргенсона во главе которой стояла личность огромного масштаба и широчайшего кругозора. Петр Иванович Юргенсон (1836-1903 гг.) — крупнейший музыкальный издатель, посвятил свою жизнь, пропаганде русской музыки, распространяя сочинения лучших русских композиторов в России и за границей. Он был первым и единственным издателем всех сочинений П. И. Чайковского. В 1867 году П. Юргенсон впервые выпустил Две пьесы ор.1 Чайковского и почти одновременно приобрел право на издание всех последующих его сочинений. И к началу XX века издание нот в России достигло высокого уровня развития, и не уступало по технике полиграфического оформления нотам зарубежных издательств. Нотные издания имели широкое хождение в самых различных кругах общества, выпускались многими столичными и периферийными издательствами, были тесно связаны с формированием массового вкуса, являлись отражением характерных тенденций развития музыкальной культуры и исполнительского мастерства. Наряду с произведениями русской классики издавали всё, что пользовалось спросом у обывателей: эстрадные песенки и куплеты, марши и танцы, цыганские романсы, произведения зарубежных композиторов. Перед продажей на нотное издание ставили штамп магазина с указанием его местонахождения. В начале XX века обложки нотных изданий красочно иллюстрировали, они представляли собой отдельный раздел книжной графики. Художники-графики, как правило, не подписывали свои работы. В лучшем случае ставили свои инициалы или монограммы, которые не всегда поддаются расшифровке. В оформлении нот участвовали известные русские художники: И. Репин, И. Билибин. Л. Бакст и многие другие. На обложке и на каждой странице издания обязательно указывали адрес издательства и адрес нотопечатни (не все издательства имели собственные нотопечатни). 

После Великой Октябрьской социалистической революции музыкально-издательское дело переходит в руки государства. Издания первого десятилетия советской власти дают возможность представить, как изменилось отношение миллионов людей к музыкальной культуре. Все частные музыкальные издательства, нотопечатни и склады нот были национализированы. На базе бывших нотопечатен Юргенсона и Гроссе в Москве была создана специальная типография. Все фонды награвированных досок перешли к Музгизу (в 1918–21 гг. существовал как Музыкальный отдел Наркомпроса РСФСР, с 1921 года — Музыкальный сектор Госиздата, с 1930 — Музгиз, с 1964 — «Музыка»«). Художественное творчество в молодой советской стране переживало расцвет, размах культурной революции вызвал рост выпуска музыкальной литературы. В первое десятилетие советской власти ноты издавали небольшими тиражами — от 300 до 5–7 тыс. экз. Предпочтение отдавалось массовой песне, хоровым произведениям. Все ноты издательства «Пролеткульт» и Государственного издательства «Музыкальный сектор» выходят с грифом «Пролетарии всех стран соединяйтесь! ».

В 30-е годы создают свои произведения братья Дм. и Дан. Покрассы, И. Дунаевский, А. Александров, В. Захаров, М. Блантер, Л. Книппер, Н. Богословский. Стихотворные строки В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, М. Светлова и других советских поэтов прекрасно запоминались и подхватывались народом. Теперь массовой нотной продукцией стали агитационные издания — песни, марши, хоры. Предпочтение отдавалось наиболее демократичному музыкальному жанру — песне. Музыкальное просвещение народа шло полным ходом: музыка стала главным агитационным подспорьем, классика также широко пропагандировалась.

Появились серии — «Песни красного календаря», «Массовая библиотека», «Дешевая библиотека», «Народная библиотека», «Песни революции» и др. Во множестве издавались упрощенные переложения народных песен, классические миниатюры. Как правило, это был складной листок из 4-х страниц. Главной темой песенного творчества становится тема труда. Жизнь молодого социалистического государства разворачивалась в напряжённых темпах первых пятилеток. В это же время выходят серии: " «Музыкальная литература для деревни», «Деревенская эстрада», «Репертуар клубного хорового коллектива», изданные «Музсектором Госиздата».

Таким образом, к середине 20-го века в России было хорошо поставленное нотоиздательское дело. Издательства выполняют функции музыкально-творческих общественных центров. Вокруг них объединяются, композиторы, литераторы, гравёры, живописцы. Издатели принимают активное участие в обсуждении насущных вопросов музыкального искусства.

Богатство нотного фонда библиотеки «Дом Гоголя» раскрывает книжная выставка «Наша нотная история». На выставке представлена нотная продукция как известных издательств России и Советского Союза, так и редкие ноты, изданные авторами.

Где проходит

Читальный зал

Поделиться
Яндекс.Метрика