«Шинель» в коллекции Редкая книга из фондов Дома Гоголя

15 августа — 30 сентября 2022

«Все мы вышли из гоголевской „Шинели“, — справедливо говорят русские писатели...» — заметил французский писатель и историк литературы Эжен Мелькиор де Вогюэ в 1885 году. С этим утверждением и сегодня мало кто не согласится. Каким же образом история об украденной шинели обеспечила Гоголю такое почетное место в литературе? На этот вопрос каждое поколение читателей ищет свой ответ, открывая для себя загадочный, странный, фантастический гоголевский мир. Повесть «Шинель» впервые была напечатана в 1842 году, с тех пор она вошла в историю мировой литературы и является одним из самых издаваемых произведений великого писателя на протяжении 180 лет. На выставке представлены печатные издания повести Н. В. Гоголя «Шинель» из музейной коллекции «Редкая книга», выпущенные в разное время в отечественных и зарубежных издательствах, многие из них с иллюстрациями известных художников. Среди них есть и уникальные экземпляры: первое и единственное прижизненное издание «Шинели»; книга, вышедшая в серии «Иллюстрированные народные издания сочинений Н. В. Гоголя» в Товариществе А. Ф. Маркса в 1903 году с рисунками Игоря Грабаря; повесть, изданная в типографии журнала «Юная Россия» 1918 г.; подарочная миниатюрная книжечка 1939 года с иллюстрациями А. Е. Глуховцева; «Шинель» на языке суахили, напечатанная в Танзании.

Открытка почтовая. Н. Гоголь 1809.-1852 г. (с гравюры Ф. Иордана по портрету работы Ф. Моллера. 1841 г.)

Открытка почтовая. Н. Гоголь 1809.-1852 г. (с гравюры Ф. Иордана по портрету работы Ф. Моллера. 1841 г.)

Россия. Фототипiя Шереръ, Набгольцъ и Ко. 1894-1905
Бумага плотная, печать типографская, печать фототипная. 14×9 см.
ДГ КП-2601
Г-1789

Самый известный портрет Гоголя был написан Моллером в 1841 году по просьбе писателя для матери Марии Ивановны Гоголь-Яновской. «Слышал я, — вспоминал Н. В. Берг, — что он заказан был Гоголем для отсылки в Малороссию, к матери, после убедительных просьб целого семейства. Гоголь, по-видимому, думал тогда, как бы сняться покрасивее: надел сюртук, в каком его никогда не видели, ни прежде, ни после; растянул по жилету невероятную бисерную цепочку; сел прямо, может быть, для того, чтобы спрятать от потомков, сколь возможно более, свой длинный нос, который, впрочем, был не особенно длинен». Писатель одет в сюртук, глухо застегнутый на все пуговицы, шелковый шейный платок, щегольски повязанный на шее, дорогая золотая цепочка — все эти приметы «официального» облика Гоголя, появлявшегося в свете. Ф. Иордан свидетельствовал, что и в римский период жизни Гоголь одет бывал безукоризненно: «Часто встретишь его, бывало, в белых перчатках, щегольском пиджаке и синяго бархата жилете. Моллер изобразил Гоголя в жилете любимого синего цвета на фоне неба. Парадный облик модели придает не только одежда, но и «искусственная» улыбка, «которая никогда не составляла главной принадлежности его лица» (П. В. Анненков). Популярности этого изображения Гоголя способствовал перевод живописного оригинала в гравюру. «Его портрет, написанный Моллером, — верх сходства. — Вспоминал
Ф. Иордан. — Мне пришлось два раза гравировать с него». Действительно, в 1857 году для издания «Сочинений и писем
Н. В. Гоголя» был исполнен оттиск портрета в технике пунктира. А в 1864 году — в несколько уменьшенном виде гравюра резцом на стали для нового собрания сочинений писателя. Высокая степень сходства моллеровского портрета с оригиналом, особенно авторитетно подтверждена гравером Ф. Иорданом, художником с точным глазом и человеком, близко знавшим Гоголя. Н. В. Гоголь в «Завещании» 1845 года писал, что «моллеровский портрет — единственно схожее изображение». Портрет Гоголя в жилете с золотой цепочкой находился в семье писателя до 1919 года, когда был передан в полтавский художественный музей. Во время Великой Отечественной войны оригинал исчез, и настоящее его местонахождение неизвестно. В Третьяковской галерее хранится авторское повторение портрета с подписью мастера. Портрет был приобретен Сергеем Михайловичем Третьяковым, московским городским головой, братом основателя галереи, в 1890 году. В архиве сохранилось его письмо, в котором С. М. Третьяков сообщал Павлу Михайловичу, что в редакции «Русской старины» продается «оригинальный портрет Н. В. Гоголя, писанный Моллером... за 600 рублей». При этом особо отмечалось, что этот экземпляр «очень хорош, в особенности по колориту».

Гоголь Н.В. Сочинения. - Т. 3. Повести. – Санкт-Петербург: Тип. А. Бородина и К, 1842

Гоголь Н.В. Сочинения. - Т. 3. Повести. – Санкт-Петербург: Тип. А. Бородина и К, 1842

Бумага, картон, коленкор, печать типографская, переплет. 20,3×14×2,6 см.
ДГ КП-1356
КД-330

Гоголь начал работать над повестью «Шинель» в 1839 году и возвращался к ней на протяжении двух следующих лет. Основная часть повести написана в Риме — как и поэма «Мёртвые души», над которой Гоголь работал параллельно. В 1841 году повесть была закончена.

Представлен том из первого и единственного прижизненного собрания сочинений Николая Васильевича Гоголя в четырех томах. Вышло оно в конце декабря 1842 г. в Петербурге. В это время Гоголь был за границей и за него изданием книг ведал Н. Я. Прокопович (1810-1857), его друг и товарищ по Нежинской гимназии. Напечатано было 5000 экземпляров. Издание это редкое по ряду причин, и особенно — в силу очень тонкой бумаги. В 3-м томе этого собрания сочинений, отпечатанного на исходе 1842 года и поступившего в продажу в последней декаде января 1843 года, среди прочих, впервые опубликована «Шинель», одна из петербургских повестей Н. В. Гоголя. В то время повесть не вызвала развёрнутых критических отзывов и при жизни Гоголя больше не переиздавалась.

Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: в 6 кн., 12 т. Т. 3-4 / ред. Н.С. Тихонравова.- 15-е изд.- Санкт-Петербург: Издание А.Ф. Маркса, 1900.- (Приложение к журналу «Нива»)

Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: в 6 кн., 12 т. Т. 3-4 / ред. Н.С. Тихонравова.- 15-е изд.- Санкт-Петербург: Издание А.Ф. Маркса, 1900.- (Приложение к журналу «Нива»)

Бумага, коленкор, картон, печать типографская, переплет, тиснение золотое, блинтовое тиснение. 20,3×14,2×2,2 см.
ДГ КП-2652/2
КД-728

Представлен том из собрания сочинений Н. В. Гоголя, в который вошли Петербургские повести, в том числе «Шинель», и драматические произведения. Собрание сочинений выпущено в издательстве А. Ф. Маркса в 1900.
Адольф Фёдорович Маркс (1838-1904) — книгоиздатель и педагог, с 1859 жил в России. Основатель издательства (1869), позднее — акционерного общества «Товарищество издательского и печатного дела А. Ф. Маркс». Издатель иллюстрированного журнала для семейного чтения «Нива» (1870-1918). В качестве бесплатных приложений к журналу издавались «Парижские моды» с выкройками, олеографии (литографии с картин, писанных маслом), другая печатная продукция, с конца 1880-х гг. — литературные сборники и иллюстрированная библиотека. Затем — собрания сочинений русских писателей, а также альбомы репродукций русских художников. С 1884 гг., в виде приложений к журналу «Нива», были изданы собрания сочинений А. Н. Майкова, М. Ю. Лермонтова, А. С. Грибоедова, И. И. Козлова, А. В. Кольцова, А. И. Полежаева, М. В. Ломоносова, Д. И. Фонвизина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского. 8 марта 1893 г. Маркс покупает у В. В. Думнова за 150 тыс. руб. авторские права на сочинения Н. В. Гоголя. В течение восьми лет Маркс предпринял несколько изданий, связанных с именем Гоголя.

Гоголь Н.В. Шинель: повесть / рис. И. Храброва.- 6-е изд.- Санкт-Петербург: Издание Т-ва А.Ф. Марксъ, [1903?]

Гоголь Н.В. Шинель: повесть / рис. И. Храброва.- 6-е изд.- Санкт-Петербург: Издание Т-ва А.Ф. Марксъ, [1903?]

Бумага, печать типографская, брошюровка нитью. 17×13,5×0,4 см.
ДГ КП-2898
КД-784

Данная книжка издана в первые годы ХХ века Товариществом А. Ф. Маркса и входила в серию «Иллюстрированные народные издания сочинений Н. В. Гоголя», состоявшая из 15 брошюр небольшого формата. В серию вошли почти все наиболее популярные произведения писателя. Для всех брошюр были заказаны оригинальные иллюстрации, виньетки, заставки и т. п. К повести «Шинель» рисунки выполнил И. Храбров (псевдоним И. Э. Грабаря). Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) — один из наиболее значительных русских живописцев первой половины ХХ века, выдающийся общественный деятель и историк искусства. Отец художника вынужден был в 1876 году эмигрировать из Будапешта (там родился И. Э. Грабарь) в Россию под конспиративным именем Храбров — эта фамилия надолго, вплоть до окончания университета, оставалась в жизни Игоря Грабаря, и ею он подписывал некоторые свои ранние работы, например, иллюстрации к повестям Гоголя, изданным в 1890-е годы. Грабарь был одним из первых последователей импрессионизма в России, в дальнейшем на протяжении всего творчества придерживался импрессионистических принципов. Наибольший интерес в художественном наследии мастера представляют пейзажи и натюрморты. Обращался также к портрету, работал в области книжной и журнальной графики.

Гоголь Н.В. Шинель.- 2-е изд.- Москва: Издание «Юной России»; Книгоиздательство Е.Н. Тихомировой, 1918.- (Библиотека для семьи и школы)

Гоголь Н.В. Шинель.- 2-е изд.- Москва: Издание «Юной России»; Книгоиздательство Е.Н. Тихомировой, 1918.- (Библиотека для семьи и школы)

Бумага, печать типографская, брошюровка на скрепках. 18,5×13,2×0,4 см.
ДГ КП-2872
КД-781

«Шинель» — одна из петербургских повестей Николая Васильевича Гоголя. Впервые увидела свет в 3-м томе его собрания сочинений, отпечатанного на исходе 1842 года.
Данная книга выпущена книгоиздательством Тихомировых. Тихомиров Дмитрий Иванович (1844-1915) — российский педагог, организатор начального и среднего обучения, учительских курсов. Книгоиздательство Д. И. Тихомирова работало в Москве в 1907(?)-1917 гг. Елена Николаевна Тихомирова была не только женой своего знаменитого мужа, она была его верной помощницей, сама много и плодотворно работала на ниве просвещения. В 80-х годах Елена Николаевна открывает в Москве книжный магазин «Начальная школа». Он предлагал своим покупателям только лучшую учебно-педагогическую литературу. В конце 1894 года она вынуждена была оставить свой магазин и приобретает журнал «Детское чтение», разворачивает активную деятельность по изданию этого журнала, а также по изданию детских книг. После смерти Д.. И. Тихомирова все издательские работы Елена Николаевна теперь вела одна, продолжая издавать и редактировать широко известный тогда журнал «Детское чтение» (теперь, правда, уже под новым названием «Юная Россия»). Последний номер журнала «Юная Россия» вышел в марте 1918 года.

Гоголь Н.В. Шинель / худож. А.Е. Глуховцев.- Ростов-на-Дону: Ростиздат, 1939.- кн. миниатюрная

Гоголь Н.В. Шинель / худож. А.Е. Глуховцев.- Ростов-на-Дону: Ростиздат, 1939.- кн. миниатюрная

Бумага, картон, коленкор, печать типографская, переплет, скрепки, тиснение конгревное. 9,1×6,9×0,8 см.
ДГ КП-2871
КД-780

Последняя из повестей Николая Гоголя, «Шинель» оказала большое влияние на писателей-современников, стоявших у истоков натуральной школы, но особенно сильно — на литературу ХХ века, для которой унижение человека обществом стало одной из центральных тем.
Представленная миниатюрная книга издана в 1939 году с иллюстрациями А. Е. Глуховцева. Александр Ерофеевич Глуховцев (1910-1998) — график, заслуженный художник Российской Федерации. В 1932 окончил архитектурно-строительный рабфак в Москве. За 60 лет творческой деятельности проиллюстрировал и оформил более 360 изданий. Ветеран Великой Отечественной войны. На Кубани в должности начальника штаба командовал партизанским отрядом «За Родину». Был награжден медалями: «Партизану Отечественной войны», «За оборону Кавказа», «За победу над фашистской Германией», «За доблестный труд в Отечественной войне».
Самостоятельную творческую деятельность художник начал в 1935 году в Ростовском книжном издательстве. В своих воспоминаниях Александр Ерофеевич возвращается к ростовскому довоенному издательскому начинанию. Рассказывая о своей работе над миниатюрными изданиями, он пишет: «Идея издания книжек-малышек была реализована московским издательством „Детгиз“ ещё в конце тридцатых годов. Небольшие книжечки размером в 1/64 часть стандартного формата листа с многокрасочными рисунками были популярны у маленьких читателей-слушателей. Если у „Детгиза“ эти издания были серийными, то в областных издательствах выпуск таких малоформатных книжек был случайным и вынужденным. Так, например, в 1939 г. в Ростове была издана малоформатная книжка „Шинель“ Н. В. Гоголя с моими автолитографическими иллюстрациями. Просто в распоряжении издательства оказались обрезки прекрасной бумаги „библьпапир“. И решили сделать такую книжечку. Издание предназначалось не для детей, одетое в хороший коленкоровый переплет оно быстро разошлось среди любителей миниатюрных изданий, тем более что тираж её был 5000 экземпляров. В центральной прессе она нашла весьма лестный отзыв».

Гоголь Н.В. Шинель: повесть / рис. Кукрыниксы.- Москва-Ленинград: Детгиз, 1941.- (Библиотечка школьника)

Гоголь Н.В. Шинель: повесть / рис. Кукрыниксы.- Москва-Ленинград: Детгиз, 1941.- (Библиотечка школьника)

Бумага, печать типографская, брошюровка на скрепках. 14,5×11,3×0,4 см.
ДГ КП-2899
КД-785

Книга издана в 1941 году. Во время Великой Отечественной войны, несмотря на то что художественная литература нередко вытеснялась в типографиях срочными заказами Госполитиздата и Воениздата, сезонной литературой Сельхозгиза, школьными учебниками, не прекращалось издание произведений русских классиков. Одно из таких изданий — эта небольшая книжка Н. В. Гоголя «Шинель», вышедшая в серии «Библиотечка школьника» с дарственная надписью, сделанной в 1942 году. Иллюстраторами книги являются Кукрыниксы. Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903-1991), Порфирий Крылов (1902-1990) и Николай Соколов (1903-2000). Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле. Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933-1934, «Поджигатели войны», 1953-1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова, А. М. Горького, И. Ильфа и Е. Петрова, Мигеля Сервантеса.

Гоголь Н.В. Шинель / примеч. А. Слонимского; оформ. Л. Зусмана; рис. Т. Шишмаревой.- Москва-Ленинград: Детгиз, 1952.- (Гоголевская библиотечка)

Гоголь Н.В. Шинель / примеч. А. Слонимского; оформ. Л. Зусмана; рис. Т. Шишмаревой.- Москва-Ленинград: Детгиз, 1952.- (Гоголевская библиотечка)

Из книжной серии «Гоголевская библиотечка»
Бумага, печать типографская, печать типографская цветная, брошюровка на скрепках. 21.8×14,5×0,4 см.
ДГ КП-2845
КД-778

К столетию со дня смерти Н. В. Гоголя в 1952 году Детгиз выпустил серию из 10 детских книжек с избранными произведениями писателя. Оформитель серии Леонид Павлович Зусман (1906-1984) — театральный художник, художник книги, считал делом своей жизни оформление и иллюстрирование книг — книг с его иллюстрациями более 70. Иллюстрации на лицевой сторонке обложки и в тексте выполнены советским художником Т. В. Шишморёвой. Татьяна Владимировна Шишмарёва (1905-1994) — советский и российский художник-акварелист, график, книжный иллюстратор. С 1926 года работала в Детгизе у В. В. Лебедева, затем — на киностудии «Ленфильм» (1932-1934 гг.) и в различных издательствах. В течение долгого времени Т. В. Шишмарёву знали почти исключительно как книжного графика, автора многократно издававшихся и пользовавшихся заслуженной известностью иллюстраций к произведениям русской и зарубежной классике.

Гоголь Н.В. Шинель. - Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1952

Гоголь Н.В. Шинель. - Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1952

Бумага, картон, коленкор, печать типографская цветная, переплет, тиснение. 30×22,7×1 см.
ДГ КП-344
КД-80

«Шинель» — последнее произведение Н. В. Гоголя из цикла петербургских повестей. Описание анекдотического происшествия с бедным чиновником, у которого украли шинель, под пером великого писателя превращается в обличительную повесть о трагической судьбе «маленького человека» в бездушном обществе. Данное издание проиллюстрировали Кукрыниксы.
Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Васильевич Куприянов (1903-1991), Порфирий Никитич Крылов (1902-1990) и Николай Александрович Соколов (1903-2000). Творческое содружество Куприянова, Крылова и Соколова сложилось в стенной газете московского Вхутемаса-Вхутеина, в котором все трое учились в 1921 — 1929. Первоначально коллектив исполнял преимущественно карикатуры на темы из литературной жизни. С 1933 Кукрыниксы — постоянные карикатуристы газеты «Правда» и журнала «Крокодил», главные проводники и пропагандисты официальной политической линии в сатирической форме. В годы Великой Отечественной войны наряду с карикатурами выпустили ряд плакатов и сатирических «Окон ТАСС». Значительной политической силой обладала и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма. С начала содружества Кукрыниксы также много работали над шаржем. В книжной графике художники начинали с образов иронических и гротескных. Впоследствии интерес художников все больше смещался к лирической и психологической прозе. Рабочий метод художников был уникален: мастера добивались единого, «кукрыниксовского» почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. Индивидуально работали как портретисты и пейзажисты.

Гоголь Н.В. Собрание художественных произведений в 5 т. - Т. 3. Повести. – 2-е изд.- Москва: Изд-во АН СССР, 1959

Гоголь Н.В. Собрание художественных произведений в 5 т. - Т. 3. Повести. – 2-е изд.- Москва: Изд-во АН СССР, 1959

Бумага, картон, коленкор, печать типографская, переплет, тиснение. 17×11,5×2,9 см.
ДГ КП-1167
КД-255

Издательство Российской Академии Наук (РАНИ) образовано в 1923 году как продолжатель издательской деятельности Российской Императорской Академии наук, осуществлявшей выпуск научных изданий с 1727 года, когда при Петербургской Академии наук была открыта Академическая типография. В связи с тем, что 27 июля 1925 г. Российская академия наук была переименована в Академию наук СССР, издательство получило новое название — Издательство Академии Наук СССР. Помимо научных журналов и трудов отечественных ученых по различным отраслям науки издательство выпускало художественную литературу — литературные памятники с обширными комментариями и академические собрания сочинений русских классиков, в том числе произведения Н. В. Гоголя. Таких собраний Гоголя, изданных АН СССР было несколько, и в 1959 году вышел пятитомник писателя. Основные тексты в нем сопровождаются извлечениями из ранних редакций, представляющих общий интерес, и краткими справочными примечаниями. В этих примечаниях содержатся самые необходимые сведения для понимания текста и истории творческого пути Н. В. Гоголя. Каждый том иллюстрирован гравюрами на дереве и иллюстрациями на отдельных вклейках на мелованной бумаге. Печатался на основе Полного собрания сочинений издательства АН СССР.

Гоголь Н.В. Petersburgse vertellingen = Петербургские повести / пер. и вступ. ст. А. Шот. - Нидерланды, Утрехт; Бельгия, Антверпен: Издательство "Spectrum", 1973. - Текст нидерланд.

Гоголь Н.В. Petersburgse vertellingen = Петербургские повести / пер. и вступ. ст. А. Шот. - Нидерланды, Утрехт; Бельгия, Антверпен: Издательство "Spectrum", 1973. - Текст нидерланд.

Бумага, бумага плотная, печать типографская, брошюровка. 18×10,7×1,3 см.
ДГ КП-2186
КД-615

Гоголь — классик не только русской, но и мировой литературы. Его произведения переведены на многие языки мира, в том числе и на нидерландский. Представлен сборник Петербургских повестей Николая Васильевича Гоголя в переводе Алейды Шот, куда входит одно из самых его знаменитых произведений — повесть «Шинель».
Алейда Герарда Шот (Aleida Gerarda Schot, 1900-1969) — нидерландская переводчица и славист. Свою первую книгу с русского языка она перевела в 1937 году. В 1955 году Алейда Шот получила первую премию Мартина Найхгофа за переводы с русского языка. Переводила на нидерландский язык произведения классиков русской классической литературы: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. С 1981 года учреждена премия ее имени за лучшие литературные переводы со славянских языков на голландский.

Гоголь Н.В. Шинель / рис. Г. Бедарева. - Москва: Детская литература, 1978.- (Школьная библиотека)

Гоголь Н.В. Шинель / рис. Г. Бедарева. - Москва: Детская литература, 1978.- (Школьная библиотека)

Бумага, печать типографская, печать типографская цветная, брошюровка на скрепках. 21,3×14,2×0,3 см.
ДГ КП-2756
КД-756

Повесть Н. В. Гоголя «Шинель», изучаемая на уроках литературы в средней школе, издана в 1978 году в серии «Школьная библиотека» с рисунками Г. Бедарева. Бедарев Глеб Георгиевич (род. 1938) — художник-иллюстратор. Член МОСХ с 1978 года. Член Союза журналистов СССР. Преподавал 25 лет рисунок и композицию в Университете культуры при Союзе журналистов СССР. Участник ежегодных выставок художников книги г. Москвы. Работы хранятся в частных коллекциях США, Португалии, Испании. Оформляет детские книги с 1955 года, всего проиллюстрировал более 150 книжек.

Гоголь Н.В. Шинель/ послесл. Ю. Манна; ил. Ю.М. Игнатьева. - Москва: Детская литература, 1980. - (Школьная библиотека)

Гоголь Н.В. Шинель/ послесл. Ю. Манна; ил. Ю.М. Игнатьева. - Москва: Детская литература, 1980. - (Школьная библиотека)

Бумага плотная, бумага, печать типографская, брошюровка. 23,4×17×0,6 см.
ДГ КП-2163
КД-592

Книга издана в серии «Школьная библиотека» с послесловием Юрия Владимировича Манна (1929-2022), выдающегося литературоведа и одного из крупнейших специалистов по творчеству Н. В. Гоголя. Являлся главным редактором академического Полного собрания сочинений и писем Н. В. Гоголя в 23 томах, издаваемых ИМЛИ РАН. Был награждён премией А. М. Шанявского (2008) и премией Н. В. Гоголя в Италии (2009). Иллюстрации выполнил Ю. М. Игнатьев.
Юрий Михайлович Игнатьев (1930-1992)— советский художник, график, иллюстратор классических произведений мировой и русской художественной литературы. Принимал участие во многих выставках и крупных издательских проектах, работал с издательствами «Художественная литература», «Детская литература», «Советский писатель». Книжные иллюстрации и акварели художника хранятся во многих российских музеях и частных коллекциях по всему миру.

Гоголь Н.В. Шинель / худож. В.И. Якубич.- Москва: Советская Россия, 1982.- (Школьная библиотека)

Гоголь Н.В. Шинель / худож. В.И. Якубич.- Москва: Советская Россия, 1982.- (Школьная библиотека)

Бумага плотная, бумага, печать типографская, брошюровка на скрепках. 19,9×12,8×0,5 см.
ДГ КП-2870
КД-779

Литературные произведения, входящие в школьную программу, издавались ежегодно и большими тиражами: они поступали не только в розничную торговлю, но также в нескольких экземплярах в массовые и школьные библиотеки. К ним относятся и произведения Н. В. Гоголя. Повесть «Шинель» издана в 1982 году с иллюстрациями В. И. Якубича. Валентин Иванович Якубич родился 6 июня 1927 в Херсоне. Закончил Одесское художественное училище и Киевский художественный институт. Работал в отрасли станковой и книжной графики. Выполнил иллюстрации к роману «Артем Пушкарь» А. Головка (1967); повести «Борислав смеется» И. Франко (1969), к «Шинели» Н. В. Гоголя, повестям А. И. Куприна и В. Г. Короленко и другим.

Гоголь Н.В. Шинель / ил. С. Бродского. - Москва: Художественная литература, 1985

Гоголь Н.В. Шинель / ил. С. Бродского. - Москва: Художественная литература, 1985

Бумага мелованная, кожа, печать типографская, переплет, тиснение золотое. 17,1×17,6×1,2 см.
ДГ КП-1459
КД-386

Данное издание повести Н. В. Гоголя «Шинель», выпущенное в 1985 году «Художественной литературой» с иллюстрациями чудесного художника, мастера книжной иллюстрации Саввы Бродского, может считаться образцом искусства книги. В кожаном переплете, украшенном золотым тиснением, с двумя иллюстрированными авантитулами и портретом Н. В. Гоголя на фронтисписе, в ламинированной суперобложке. В этом издании художник помогает нам понять, прочувствовать писательский текст. Он создает иллюстрации — а по сути дает свой образ прочитанного, воплощенный в графической, а значит зримой, форме. Уже с суперобложки видим очень неожиданную для нашего восприятия этого классического произведения картину — сюрреалистически великанская шинель на громадном манекене, водруженном на высоченный шест, распласталась над площадью, над целым городом, и даже над миром, словно какой-то вселенский памятник, вздымающийся через время и пространство.
Бродский Савва Григорьевич (1923-1982) — советский художник, книжный иллюстратор, архитектор, скульптор и поэт. С начала 1960-х Бродский все активнее занимается книжной графикой, и эта работа делается главной в его жизни. Бродский создаёт иллюстрации к множеству книг, в том числе «Шинели» Н. Гоголя (книга с иллюстрациями С. Бродского к «Шинели» издана после смерти художника в 1985 г.).

Гоголь Н.В. Arabeskler. Delinin defteri ve diger Petersburg Öyküleri = Арабески. Петербургские повести. - Турция, Стамбул, 2006. - Текст тур.

Гоголь Н.В. Arabeskler. Delinin defteri ve diger Petersburg Öyküleri = Арабески. Петербургские повести. - Турция, Стамбул, 2006. - Текст тур.

Бумага плотная, бумага, печать типографская, брошюровка. 20,3×12,5×1,8 см.
ДГ КП-2096
КД-574

В первой половине ХХ века в Турции проходила реформа языка, в том числе было учреждено Бюро переводов. К 1945 году были переведены 105 книг по заказу президента. Среди прочего, Эрол Гюней в годы войны перевел комедию Н. В. Гоголя «Ревизор». По инициативе министра народного просвещения Хасана Али Юджеля, было создано серийное издание «Переводы памятников мировой литературы», куда вошли (с 1941) многие произведения русских классиков. Данная книга из этой серии.

Гоголь Н.В. Шинель / рис. С. Н. Никольской. - Москва: Издательство "Янико", 2007.- Экз. № 9.- Дарств. надпись и автограф художника

Гоголь Н.В. Шинель / рис. С. Н. Никольской. - Москва: Издательство "Янико", 2007.- Экз. № 9.- Дарств. надпись и автограф художника

Бумага, бумвинил, тесьма, переплет ручной, печать типографская, рукопись. 7,5×5,5×1,2 см.
ДГ КП-452
КД-99

Миниатюрная книга в ручном переплете «Шинель», тираж которой всего 25 экземпляров, вышла в 2007 году с рисунками Светланы Никольской. Светлана Николаевна Никольская (1939-2019) родилась в Москве, окончила филологический факультет МГУ, защитила докторскую диссертацию и много лет посвятила проблемам фонетики и фонологии русского языка. Её первые живописные опыты относятся к концу 1990-х годов, она работала в разных техниках и жанрах: писала сюжетные картины масляными красками, создавала нюансные полупрозрачные портреты темперой и гуашью, циклы контрастных черно-белых иллюстраций тушью, стилизованные под наив. В 2001 году Светлана Николаевна вступила в Московский клуб любителей миниатюрной книги (МКЛМК), с 2004 по 2009 гг. была его председателем. В этот период времени у неё проявился интерес к малым графическим формам, и она занялась изготовлением миниатюрных рукописных книжек, — своеобразных «книг художника». Являлась членом Творческого союза художников России, Международного художественного фонда, Союза литераторов России, руководителем Творческого объединения «Авторская рукописная книга». «Пропустить через себя понравившийся текст и оформить его по своему пониманию», — кредо художницы, которого она придерживалась с начала своей творческой деятельности.

Гоголь Н.В. Петербургские повести. - Москва: ДеАгостини, 2012. – (Шедевры мировой литературы в миниатюре. Вып. № 15).- кн. миниатюрная

Гоголь Н.В. Петербургские повести. - Москва: ДеАгостини, 2012. – (Шедевры мировой литературы в миниатюре. Вып. № 15).- кн. миниатюрная

Бумага, картон, дерматин, печать типографская, переплет, тиснение золотое. 6,5×5,1×1,6 см.
ДГ КП-1535
КД-434

Произведения Н. В. Гоголя цикла «Петербургские повести» изданы компанией «ДеАгостини» в книжной серии «Шедевры мировой литературы в миниатюре».
Издательство «ДеАгостини» («DeAgostini») основано в 1901 году итальянским географом Джованни Де Агостини и стало крупнейшей многонациональной издательской группой. Издания компании, выходящие на 21 языке, можно купить в 44 странах мира. В России книги издательского дома представлены с 2004 года.

Гоголь Н.В. Шинель / ил. Ю.М. Игнатьева. - Можайск: Арткитчен, 2014

Гоголь Н.В. Шинель / ил. Ю.М. Игнатьева. - Можайск: Арткитчен, 2014

Бумага, картон, коленкор, печать типографская цветная, переплет. 20,7×15,2×1 см.
ДГ КП-2100
КД-578

Впервые повесть Н. В. Гоголя с иллюстрациями Ю. М. Игнатьева была выпущена в серии «Школьная библиотека» в мягкой обложке в 1980 году. Представлено подарочное переиздание «Шинели» с рисунками Игнатьева в твердом переплете, с иллюстрированными форзацами и ляссе.

Гоголь Н.В. Koti la Karani = Шинель / пер. с рус. Р. Патеева; ил. В. Ромашова.- Танзания: Benedictine Pablications Ndanda - Peramiho, 2021.- Текст суахили

Гоголь Н.В. Koti la Karani = Шинель / пер. с рус. Р. Патеева; ил. В. Ромашова.- Танзания: Benedictine Pablications Ndanda - Peramiho, 2021.- Текст суахили

Бумага плотная, бумага, печать типографская, брошюровка на скрепках. 21×15×0,4 см.
ДГ КП-2830
КД-775

Известный литературовед и лингвист, почётный член Петербургской и Российской академий наук Дмитрий Николаевич Овсянико-Куликовский (1853-1920) писал: «Для современников, близко знавших Гоголя, этот человек был загадкою. Загадкою остаётся он и для нас. Лишь одно в нём совершенно ясно и не подлежит спору: это именно его великий художественный гений, благодаря которому имя Гоголя стоит в ряду величайших имён мировой литературы». И действительно, произведения Н. В. Гоголя востребованы, они переведены на многие языки мира, даже на суахили (язык народа суахили, один из наиболее значительных языков африканского континента, является государственным языком в Танзании, Кении и Уганде).
Представлена книга Н. В. Гоголя «Шинель», изданная в Танзании на суахили. Переводчик — Рифат Патеев. Рифат Кадырович Патеев, суахилист, африканист, переводчик, радиожурналист, директор Российского центра науки и культуры (РЦНК) в Танзании. Окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М. В. Ломоносова в 1974 году, работал переводчиком, диктором и редактором в Главной редакции вещания на страны Африки Московского радио. Один из наиболее известных энтузиастов африканской культуры и взаимодействия на культурном мосту «Россия — Африка». Рисунки для книги выполнил Вячеслав Михайлович Ромашов (род. 1953), художник-график. Окончил в 1975 году художественно-графический факультет Орловского пединститута. Участник областных, региональных, зональных, республиканских и международных выставок, проводимых ВТОО «Союз художников России». В 1998 году в издательстве «Вешние Воды» вышел альбом «Архитектурные древности Орловщины» — 155 гравюр на пластике.

Яндекс.Метрика