«Чиновник с секретным предписанием, Иван Александрович Хлестаков»

Хлестаков, Иван Александрович — инкогнито из Петербурга, хвастливо уверявший испуганных обывателей безымянного уездного городка в том, что у него: «можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение, я спрашиваю?»

01 апреля — 30 июня 2022

Хлестаков, Иван Александрович — инкогнито из Петербурга, хвастливо уверявший испуганных обывателей безымянного уездного городка в том, что у него: «можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение, я спрашиваю?»

В отличие от мифических курьеров Ивана Александровича, воплощения его образа в искусстве давно перешагнули за 35 тысяч. Хлестакова запечатлели в графике, живописи, скульптуре, театре, кино как известные, так и не очень, мастера разных видов и жанров творческой деятельности.

Выставка представляет вашему вниманию часть фондовой коллекции музея Дома Гоголя, посвященной герою бессмертной комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» (1835). Различная трактовка этого образа художниками вскрывает многогранность характера Хлестакова.

Открытка почтовая. Типы комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя, художник Кардовский Д.Н. №11. Хлестаков

Открытка почтовая. Типы комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя, художник Кардовский Д.Н. №11. Хлестаков

СССР, г. Москва. Типо-Литография им. Дунаева. 1929
Бумага плотная, печать типографская цветная. 14,6×10,2
ДГ КП-934/11
Г-368

Открытка с портретом Хлестакова входит в набор с репродукциями рисунков Д. Н. Кардовского к «Ревизору» (1929). Дмитрий Николаевич Кардовский (1866-1943) — русский и советский художник и педагог, действительный член Императорской Академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР (1929). Один из лучших иллюстраторов и книжных графиков, иллюстрировал произведения русских классиков, в том числе Н. В. Гоголя («Невский проспект», «Ревизор», «Мертвые души»). С начала 1921 года Кардовский посвящает себя новому роду деятельности, он участвует в постановке ряда комедий на сцене московских театров, для которых он изготовил зарисовки костюмов и обстановки. В том числе и для пьесы «Ревизор», поставленной в Малом театре в 1922 году. Эскизы к спектаклю впоследствии были изданы в виде книжных иллюстраций. Театральные работы Кардовского по тщательности разработки аксессуаров, костюмов и обстановки приближаются к самостоятельным, вполне завершенным мизансценам. В равной степени это относится и к изображениям персонажей. Для каждого Кардовский нашел свой характерный портретный типаж, выразительные позу и жест. В образе Ивана Александровича Хлестакова у Кардовского все смягчено, неопределённо. Полуприкрытые глаза Хлестакова затуманились от сознания собственного великолепия. Хлестаков встал в позу, намеренно эффектным жестом он опирается на изящную трость. Другая рука картинно держит головной убор. Иллюстратором осмеяны претензия и неуклюжее франтовство Хлестакова: элегантные перчатки только подчёркивают потёртость, несвежесть его одежды, дурно сшитый фрак. Хлестаков, с его желанием порисоваться, произвести впечатление, как будто спрашивает зрителя: «Ну, как? Не правда ли, я очень недурно выгляжу?» Неопределённость выражения, пустота (никакой мысли, даже настроение не отразилось в лице Хлестакова), позёрство — вот главное в Хлестакове, с точки зрения Кардовского. Техника акварели помогает художнику подчеркнуть призрачность, туманность Хлестакова, человека «без царя в голове».

Гоголь Н.В. Ревизор. Комедия в пяти действиях.- Санкт-Петербург: Типография А. Плюшара, 1836

Гоголь Н.В. Ревизор. Комедия в пяти действиях.- Санкт-Петербург: Типография А. Плюшара, 1836

Бумага, кожа, печать типографская, переплет ручной 21,5×14,2×2,5 см.
ДГ КП-87
КД-39

Н. В. Гоголь писал «Ревизора» с 1834 по 1836 год. Печатных прижизненных изданий пьесы было три. Первое вышло в 1836 году. После выхода этого издания Гоголь еще несколько лет работал над комедией. Он внес много значительных дополнений и изменений. В окончательной редакции «Ревизор» был напечатан в 1842 году.

Представлено первое издание легендарной комедии, которое вышло в свет в день первого ее представления на сцене Александринского театра — 19 апреля 1836 г. Н. П. Смирнов-Сокольский в своих знаменитых «Рассказах о книгах» писал: «Изданием «Ревизора» ведал школьный товарищ и друг Н. В. Гоголя — Н. Я. Прокопович. В воспоминаниях П. В. Анненкова содержатся следующие строки: «По окончании спектакля Гоголь явился к Н. Я. Прокоповичу в раздраженном состоянии духа. Хозяин вздумал поднести ему экземпляр «Ревизора», только что вышедший из печати, со словами: «Полюбуйтесь на сынку!». Гоголь швырнул экземпляр на пол, подошел к столу и, опираясь на него, проговорил задумчиво: «Господи боже! Ну если бы один, два ругали, ну и бог с ними, а то все, все...». Раздражение Гоголя было вызвано не только отношением публики, но и игрой актеров. Особенно не понравилась ему игра Николая Осиповича Дюра, первого исполнителя роли Хлестакова. В «Отрывке из письма к одному литератору» Гоголь писал: «Главная роль пропала; так я и думал. Дюр ни на волос не понял, что такое Хлестаков». Далее, как известно, Гоголь подробно разбирает недостатки игры этого актера, находя, что в исполнении Дюра Хлестаков явился одним из «целой шеренги водевильных шалунов, которые пожаловали к нам повертеться из парижских театров». Причина неудачи Дюра была вовсе не в отсутствии у него таланта. В год исполнения роли Хлестакова ему было всего 29 лет. Попробовав свои силы до этого в балете и даже в опере, Дюр, несомненно, был хорошим актером, воспитанным, однако, в традициях, не способствовавших пониманию новой гоголевской «натуральной школы» и всей глубины идей, которые Гоголь вкладывал в образ Хлестакова. Мог ли Дюр думать, что Хлестаков — это «лицо должно быть тип многого разбросанного в русских характерах, некоторое здесь соединилось случайно в одном лице, как весьма часто попадается и в натуре. Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но натурально в этом не хочет только признаться...». Далее Гоголь говорит: «И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат, грешный литератор, окажется подчас Хлестаковым». Всего этого не знал, да и не мог знать Дюр, подошедший к роли Хлестакова весьма добросовестно, но, конечно, бездумно, по готовым рецептам и штампам. Это, по-видимому, понимал и сам Гоголь«.

Книга выпущена в издательстве Плюшара. Основателем фирмы был Александр Иванович Плюшар (1777-1827), выходец из Брауншвейга, где он владел типографией. В 1806 году Александр Плюшар обзавелся собственной типографией и открыл книжную лавку в Санкт-Петербурге. После смерти А. И. Плюшара в 1827 году типографией заведовала его вдова с сыновьями Адольфом и Евгением. Адольф Александрович Плюшар (1806-1865) всецело посвятил себя издательскому делу и книжной торговле. Среди книжных изданий А. А. Плюшара следует отметить «Арабески» (1835) и «Ревизора» (1836) Н. В. Гоголя.

The Inspector-General (or "Revizor") A Russian Comedy: by Nicolay V. Gogol = Гоголь Н.В. Ревизор. - Лондон: Walter Scott, LTD, 1891-1910

The Inspector-General (or "Revizor") A Russian Comedy: by Nicolay V. Gogol = Гоголь Н.В. Ревизор. - Лондон: Walter Scott, LTD, 1891-1910

Бумага, картон, коленкор, краска типографская, нить х/б, печать типографская, переплет, тиснение. 17,2×12×2,5 см.
ДГ КП-931
КД-128

Первое издание комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя в Великобритании. Книга вышла в Лондоне, в издательстве Walter Scott Ltd. Автор перевода, вступительной статьи и комментариев — Артур Элкин Сайкс (1861–1939; с 1891 по 1903 годы — помощник редактора справочника по искусству Henry Blackburn’s Art Handbooks; с 1893 года работал в качестве внештатного сотрудника британского журнала сатиры и юмора Punch; был специальным корреспондентом русской и голландской коронаций). Перевод комедии был выполнен в 1892 году. Пьеса издана под названием «The Inspector-General (or „Revizо́r“): A Russian Comedy: by Nikolai V. Gogol». Название перевода содержит дополнительную информацию: помимо английского эквивалента приводится транскрипция оригинального названия с ударением и упоминание о том, что произведение является русской комедией, принадлежащей Гоголю. Можно предположить, что переводчик выбрал английскую лексему для заглавия, исходя из ближайшей похожей должности, знакомой ему, поскольку в предисловии к переводу он поясняет, кто такой ревизор: «Это должностное лицо не имеет точного английского аналога, но оно может быть определено как инспектор, облеченный полномочиями правительством, с неограниченной властью для расследования злоупотреблений со стороны администрации провинциального города». В предисловии переводчик кратко пересказывает сюжет комедии, описывает литературную ситуацию в России к моменту первой постановки «Ревизора» в 1836 году, рассказывает о Гоголе, каким он был знаком современникам, поясняет место, которое заняла комедия «Ревизор» в русской литературе, историю ее постановки и последующих изданий. Кроме того, переводчик раскрывает реакцию Гоголя на постановку комедии и ее восприятие и говорит о критических замечаниях автора пьесы. Сайкс сохранил композицию комедии, все сюжетные линии, не изменил состав действующих лиц, полностью сохранил структуру пьесы со всеми действиями и явлениями. Это позволяет говорить о близости перевода к оригиналу, но, в то же время, А. Сайкс несколько раз внес в текст небольшие изменения.

(Источник: Степовая В. И. Англоязычная рецепция комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» в переводе А. Сайкса // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения: сб. материалов VII (XXI) Международной научно-практической конференции молодых ученых (16-18 апреля 2020 г.). Томск, 2020.- Вып. 21.- С. 384-389)

Фототипия. Cцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие II, явление II. Хлестаков и трактирный слуга

Фототипия. Cцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие II, явление II. Хлестаков и трактирный слуга

Россия. Издательство «Искусство и жизнь» И. И. Корнилова и Ко, 1909-1917
Бумага фототипная, бумага плотная, печать фототипная, печать типографская. В свету: 20,2×30,5
ДГ КП-927
Г-354

18 декабря 1908 г. в Москве на сцене Художественного театра состоялась премьера спектакля «Ревизор». Постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, режиссёр И. М. Москвин, художник В. А. Симов. Немирович-Данченко, которому по душе была перемена курса Станиславского после «Синей птицы», в одном из газетных интервью предупреждал будущих зрителей «Ревизора»: «Если кто-нибудь ожидает от этой постановки нового сценического слова или необыкновенных выдумок внешней режиссерской постановки, — то очень разочаруется. Все внимание Станиславского было устремлено на психологическое углубление, искренность переживания и простоту выразительности. Кажется, еще ни разу до оих пор в Художественном театре пьеса не отдавалась до такой степени в руки актеров...» (Постановка «Ревизора». Беседа с Вл. И. Немировичем-Данченко. -«Русское слово», 8 ноября 1908 г.).

Роль Хлестакова исполнил А. Горев. Аполлон Фёдорович Горев (1887-1912), актер, сын знаменитого премьера Малого театра Ф. П. Горева, партнера М. Н. Ермоловой. Воспитанник Петербургской немецкой гимназии. Выступал на сцене как любитель. Станиславский пригласил 19-летнего Горева в МХТ. В составе труппы с 11 января 1907 г. Первый исполнитель ролей: простолюдин («Драма жизни»), царевич Федор («Борис Годунов»), Сахар («Синяя птица»), Наум («Анатэма»). В «Ревизоре» (1908) Горев играл Хлестакова: юный легкий щеголь, элегантное и чем-то трогательное существо, созданное всем на радость и покорно выполняющее свою миссию — радовать — среди провинциальных уродов. Молодой актер обладал не только красотой, прекрасным голосом, сценической привлекательностью, но и чудесным характером, даром веселого товарищества; его жестокая чахотка, всей опасности которой он не сознавал, и смерть в 24 года были общим горем театра.

Фототипия. Сцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие II, явление V. Хлестаков в трактире говорит городничему: "Я тоже сам очень рад..."

Фототипия. Сцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие II, явление V. Хлестаков в трактире говорит городничему: "Я тоже сам очень рад..."

Россия. Издательство «Искусство и жизнь» И. И. Корнилова и Ко, 1909-1917
Бумага фототипная, бумага плотная цветная, печать фототипная, печать типографская. В свету: 21,5×30,8
ДГ КП-2069/8
Г-1335

Фототипия. Сцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие II, явление VI. Городничий пишет записку в трактире: "Только бы мне узнать, что он такое..."

Фототипия. Сцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие II, явление VI. Городничий пишет записку в трактире: "Только бы мне узнать, что он такое..."

Россия. Издательство «Искусство и жизнь» И. И. Корнилова и Ко, 1909-1917
Бумага фототипная, бумага плотная цветная, печать фототипная, печать типографская. В свету: 20,3×31,2
ДГ КП-2069/9
Г-1336

Фототипия. Сцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие IV, явление III. Слесарша и Хлестаков в доме городничего: "Слесарша, здешняя мещанка..."

Фототипия. Сцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие IV, явление III. Слесарша и Хлестаков в доме городничего: "Слесарша, здешняя мещанка..."

Россия. Издательство «Искусство и жизнь» И. И. Корнилова и Ко, 1909-1917
Бумага фототипная, бумага плотная цветная, печать фототипная, печать типографская. В свету: 21,7×31,7
ДГ КП-2069/17
Г-1344

Фототипия. Сцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие IV, явление V. Хлестаков у ног Анны Андреевны и Марья Антоновна: "Ах, какой пассаж!"

Фототипия. Сцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие IV, явление V. Хлестаков у ног Анны Андреевны и Марья Антоновна: "Ах, какой пассаж!"

Россия. Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909-1917 Бумага фототипная, бумага плотная цветная, печать фототипная, печать типографская. В свету: 21,6х32,7 ДГ КП-2069/18 Г-1345

Программа. Императорский Малый театр. 1809-1909. Ревизор. 27-го апреля, по случаю открытия памятника Н.В. Гоголю в Москве. - Москва: Тип. Императорских Московских Театров, Т-во Скоропеч. А.А. Левенсон, 1909

Программа. Императорский Малый театр. 1809-1909. Ревизор. 27-го апреля, по случаю открытия памятника Н.В. Гоголю в Москве. - Москва: Тип. Императорских Московских Театров, Т-во Скоропеч. А.А. Левенсон, 1909

Бумага плотная, печать типографская цветная. 23,9×19,8; разворот: 23,9×39,5. см.
ДГ КП-109
КД-49

Постановка Ивана Степановича Платона (1870-1935) — режиссера Малого театра, заслуженного деятеля искусств РСФСР. Представление давалось «для воспитанников учебных заведений по случаю открытия памятника Н. В. Гоголю в Москве» и было бесплатным. Роль Хлестакова исполнял актер Малого театра Николай Капитонович Яковлев (1869-1950). Отмечают его жизнерадостное комедийное дарование.

Сам Николай Васильевич Гоголь в Замечаниях для господ актеров так характеризует главного героя:

«Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде».

Источник: https://www.maly.ru/people?name=YakovlevN

Открытка. "Ревизор". Сцена из спектакля в исполнении актеров Московского художественного театра. Действие II, явление III. Хлестаков

Открытка. "Ревизор". Сцена из спектакля в исполнении актеров Московского художественного театра. Действие II, явление III. Хлестаков

Россия. Издательство «Искусство и жизнь» И. И. Корнилова и Ко, 1909-1917
Бумага плотная, печать фототипная, печать типографская. 8,8×14 см.
ДГ КП-961
Г-402

Впервые пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» была поставлена в 1836 году. 18 декабря 1908 года состоялась премьера спектакля «Ревизор» в постановке режиссера И. М. Москвина в Московском Художественном театре (МХТ), при участии К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Художник спектакля — В. А. Симов. Среди исполнителей ролей — А. Ф. Горев (Хлестаков), И. М. Уралов (Городничий), О. Л. Книппер-Чехова (Анна Андреевна), И. М. Москвин (Бобчинский).

С 1909 года Художественная фототипия К. Фишера стала выпускать серию из 84 открыток со сценами из спектакля МХТ «Ревизор» и портретами актеров в костюмах, занятых в спектакле. К. А. Фишер (1859-после 1924) — известный профессиональный фотограф, владелец одного из крупнейших фотографических заведений в Москве; арендовал с 1906 по 1915 годы фирму «Фотография Императорских театров», ему предоставлялось исключительное право на съемку артистов всех Императорских московских театров в костюмах и декорациях.

Открытка. "Ревизор". Сцена из спектакля в исполнении актеров Московского художественного театра. Действие II, явление IV. Приход городничего

Открытка. "Ревизор". Сцена из спектакля в исполнении актеров Московского художественного театра. Действие II, явление IV. Приход городничего

Россия. Издательство «Искусство и жизнь» И. И. Корнилова и Ко, 1909-1917
Бумага плотная, печать фототипная, печать типографская. 9×14 см.
ДГ КП-916
Г-345

Открытка. "Ревизор". Сцена "Хлестаков: Лабардан!..." из спектакля в исполнении актеров Московского художественного театра. Действие III, явление IV

Открытка. "Ревизор". Сцена "Хлестаков: Лабардан!..." из спектакля в исполнении актеров Московского художественного театра. Действие III, явление IV

Россия. Издательство «Искусство и жизнь» И. И. Корнилова и Ко, Конец XIX — начало XX вв.
Бумага плотная, печать типографская, печать фототипная. 8,9×13,9 см.
ДГ КП-1451
Г-769

Хлестаков из Берлина. Политическая сатира в 1 акте Бориса Флита ("Незнакомца"). - Петроград: Издание "Северной Театральной Библиотеки" К.П. Ларина; Типография "Реклама", 1915

Хлестаков из Берлина. Политическая сатира в 1 акте Бориса Флита ("Незнакомца"). - Петроград: Издание "Северной Театральной Библиотеки" К.П. Ларина; Типография "Реклама", 1915

Бумага плотная цветная, бумага, печать типографская, печать на гектографе, брошюровка. 19,1×13,7 см.
ДГ КП-1766
КД-519

В 1915 году была издана сатирическая пьеса «Хлестаков из Берлина» на сюжет комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», которая обличала события Первой мировой войны. Издание представляет собой копию машинописи, выполненную на гектографе, из двух тетрадей, скрепленных двумя скобами и склеенных с обложкой, страницы не разрезаны. Автором являлся Борис Флит. Он родился в 1883 году в Полтавской губернии. В журналистику пришел еще в 1904 году, 20 лет регулярно публиковал фельетоны в газете «Одесские новости». Печатался в других местных и даже петербургских изданиях, редактировал и издавал сатирические и литературно-художественные журналы. Борис Флит написал массу очерков, рассказов, рецензий, пьес (в частности, по рассказам Ги де Мопассана), либретто оперетт, обозрений для театров миниатюр. Количество псевдонимов Бориса Флита достигало двух десятков, самым же популярным, пребывавшим у всех на слуху, был псевдоним Незнакомец.

Фотооткрытка. Сцена из спектакля "Ревизор". В. М. Петипа, А. А. Баров

Фотооткрытка. Сцена из спектакля "Ревизор". В. М. Петипа, А. А. Баров

г. Харьков (?). 1919?
Бумага плотная, фотопечать ч/б, печать типографская. 13,8×8,8 см.
ДГ КП-2754
Ф-286

На открытке напечатана фотография сцены из спектакля «Ревизор» в постановке Н. Н. Синельникова в Харьковском театре, где роль Городничего исполняет А. А. Баров, а Хлестакова — В. М. Петипа. Фотография, возможно, выпущена в 1919 г. в Харькове фотографическим заведением «Русская Светопись» фотографа-художника Михаила Лещинского. Именно благодаря его мастерству, мы сейчас можем увидеть сцены из спектаклей Харьковского театра Н. Н. Синельникова. Он выпускал большое количество фотооткрыток с портретами харьковских актеров и сцен из спектаклей.

В 1841 году на средства известного актера и режиссера Людвига Млотковского на улице Сумской, 9, возводят первый в Харькове каменный театр. Строят его по проекту известного архитектора Андрея Тона. В 1910-1919 годах антрепризу в Харькове возглавил Н. Н. Синельников, под его руководством Харьковский театр стал одним из лучших провинциальных театров России. Спектаклей за целое десятилетие с 1910 года было поставлено много. Наиболее значительные режиссерские работы Синельникова, осуществленные в антрепризе Харькова: «Мария Стюарт» (1910), «Гамлет» (1914), «Ревизор» (1916). Премьера «Ревизора» состоялась в Харьковском театре в 1916 г. и оставалась в репертуаре театра. На тот момент роль Хлестакова исполнял С. Л. Кузнецов. Затем роль Хлестакова получил В. П. Петипа, вошедший в состав труппы харьковской антрепризы Н. Н. Синельникова.

Виктор Мариусович Петипа (1879-1939) — драматический актер, сын балетмейстера М. И. Петипа. На сцене с 1890-х годов. Амплуа — герой-любовник. Виктор Петипа играл, в основном, в провинции. В Харькове у Н. Н. Синельникова он проработал десять сезонов, имел выдающийся успех. В монографии С. Дурылина, посвящённой Н. М. Радину (актер, внук балетмейстера М. И. Петипа), мы можем прочитать: «Известность Виктор Петипа приобрел главным образом на юге — в Харькове, Киеве, Одессе. Его Хлестаков, князь Мышкин, герцог Рейхштадский, Фердинанд были любимыми образами южного зрителя из круга интеллигенции [...] Хлестаков выходил у Виктора Петипа шалуном, капризным мальчиком, который принимает свои фантазии за действительность и требует от окружающих одних игрушек и лакомств».

Эскиз костюма к спектаклю "Ревизор". Хлестаков Художник: Рыков А. В.

Эскиз костюма к спектаклю "Ревизор". Хлестаков Художник: Рыков А. В.

СССР, г. Ленинград. 1926-1927
Бумага, гуашь, белила. 41,6×29,6 см.
ДГ КП-1310
Г-710

Александр Викторович Рыков (1892-1966) — театральный художник. Окончил юридический факультет Петроградского университета (1917), занимался в театральной студии В. Э. Мейерхольда, в мастерской М. В. Добужинского и Н. Э. Радлова. Творческое общение с А. Я. Головиным окончательно определило приход Рыкова в театр (1924). Он оформлял спектакли Передвижного театра Института сценических искусств, Театра-студии при Ленинградском академическом театре драмы («Ода Набунаго» Окамото Кидо и «Ревизор», 1926), Академического театра драмы («Ревизор», 1927).

В числе лучших работ Рыкова декорации к спектаклям: «Лед и сталь» Дешевова (1930, Ленинградский академический театр оперы и балета им. Кирова), «Отелло» (1932, ленингр. Молодой театр); «Начало жизни» Первомайского (1935, Харьковский театр русской драмы), «Западня» по Золя (1934) и «Живой труп» (1950) — в Ленинградском академическом театре драмы им. Пушкина; «Сердце не камень» (1945) Островского, «Враги» (1948), «Достигаев и другие» (1952) — в ленинградском Большом драматическом театре. В 1955-58 Рыков вел педагогическую и консультационную работу в Китайской народной республике. Оформил ряд спектаклей в Экспериментальном театре в Пекине («Ромео и Джульетта» Шекспира, 1956, и др.).

Портрет Н.В. Гоголя с работы А.Г. Венецианова

Портрет Н.В. Гоголя с работы А.Г. Венецианова

Германия, г. Лейпциг. Издательская фирма
«Ф. А. Брокгауз», Товарищество А. Ф. Маркса. Вторая половина XIX века
Бумага плотная, гравюра резцовая на стали 19,9×13,4 см.
ДГ КП-1146
Г-592

Один из первых прижизненных достоверных портретов Н. В. Гоголя петербургского периода (1828 — 1836), когда повести цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» принесли ему широкую известность, также это время работы над комедией «Ревизор» и её театральной премьеры. Молодой Гоголь-романтик предстает нам в портрете А. Г. Венецианова. Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы. Писал портреты, занимался литографией. Портрет Н. В. Гоголя, написанный в 1834 г., известен по автолитографии художника. Н. Гоголь и А. Венецианов познакомились, вероятно, в начале 1830-х годов (Гоголь, приехав в Петербург в 1828 году, разыскивал своих земляков, одним из них был Венецианов). Художник точно передал тогдашний облик писателя: он одет по моде, с щегольством, с модной прической (кок), восторженный, добродушно-веселый, хотя и не без «доли лукавства». Таким его видел Пушкин. На официально заказанном портрете, видимо, к изданию своих первых повестей сказочного и романтического характера, Гоголь сам хотел так выглядеть. Автолитография «Гоголь» (1834) Венецианова выполнена на камне, подписана и датирована художником. Подпись в зеркальном виде удостоверяет, что портрет является автолитографией.

Гоголь Н.В. Ревизор / ил. Д.Н. Кардовского. - Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1934

Гоголь Н.В. Ревизор / ил. Д.Н. Кардовского. - Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1934

Бумага, картон, коленкор, печать типографская, переплет, тиснение. 23×15,5×1,6 см.
ДГ КП-1841
КД-554

Книга издана в 1934 году с иллюстрациями Дмитрия Николаевича Кардовского (1866-1943). В 1920-е гг. Д. Н. Кардовский вновь обращается к Н. В. Гоголю (1904 — иллюстрации к повести «Невский проспект»), но в ином аспекте, участвуя в постановке на сцене Московского Малого театра комедии «Ревизор». Эскизы декораций, мизансцены, костюмы героев, сделанные художником, послужили в дальнейшем толчком к созданию новых книжных иллюстраций. В 1933 г. он продолжил работу над «Ревизором», создав еще несколько рисунков к этой замечательной пьесе.

Кардовский все внимание сосредотачивает на раскрытии социально-психологических характеристик персонажей. В иллюстрациях окончательно оформляется понимание художником задач рисунка, изобразительности. Это было достигнуто тщательным изучением натуры. Жизненность и конкретность образов, созданных Кардовским, прекрасно согласуются с текстом, неразрывно с ним связаны. В своей работе художник очень тонко сумел соединить свою манеру классического строгого рисунка с реализмом гоголевской комедии.

Эскиз. Хлестаков и Анна Андреевна. Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Вариант 1 Художник: Каневский А. М.

Эскиз. Хлестаков и Анна Андреевна. Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Вариант 1 Художник: Каневский А. М.

СССР, г. Москва. Середина XX века
Бумага, тушь. 32×20 см.
ДГ КП-1243/2
Г-666

Аминадав Моисеевич Каневский (1898-1976) — художник-сатирик, график, иллюстратор, карикатурист. Член СХ СССР. Народный художник РСФСР (1966). Член-корреспондент АХ СССР (1962). Автор станковых акварельных работ, — жанровых сценок, портретов и пейзажей, агитационных плакатов. Признанный мастер книжной иллюстрации. Каневский иллюстрировал классиков русской и советской литературы, это: А. Л. Барто, М. Е. Салтыков-Щедрин, К. И. Чуковский, А. Т. Твардовский, С. В. Михалков, А. Н. Толстой, А. П. Чехов, Н. В. Гоголь (к повестям циклов «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород»), В. В. Маяковский. Также Каневский выполнил несколько эскизов к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». В этих рисунках видна индивидуальность художника, обладающего острым критическим глазом и чувством юмора. Образ, созданный художником, раскрывает идейное содержание образа, созданного писателем.

Открытое письмо. Иллюстрация 2 к «Ревизору» Н.В. Гоголя. Хлестаков: Я не виноват..." (Действие 2, явл. VIII). Художник К. Рудаков

Открытое письмо. Иллюстрация 2 к «Ревизору» Н.В. Гоголя. Хлестаков: Я не виноват..." (Действие 2, явл. VIII). Художник К. Рудаков

СССР, г. Ленинград. Типолитография ЛКВВА, Полиграфическая мастерская художественного фонда ЛССХ. 1946
Бумага плотная, печать типографская цветная. 14,6×9,6
ДГ КП-1741/2
Г-1090

В 1946 году была выпущена серия из 10 цветных автолитографий для открытых писем с иллюстрациями К. И. Рудакова к пьесе «Ревизор». Константин Иванович Рудаков (1891-1949) — русский советский художник-график и педагог. С 1918 участвовал в выставках, был членом «Мира искусства», «Общины художников», АХРР. С 1932 член Ленинградского Союза художников. В 1920-е много работал в области сатирической графики, позднее занимался станковой графикой, много преподавал, создавал эскизы декораций и костюмов к театральным постановкам, был одним из лучших книжных иллюстраторов и мастером литографии. Литературные произведения выбирались автором с учетом собственных предпочтений. Рудаков любил русскую классику и с интересом иллюстрировал А. Пушкина, Н. Гоголя, Л. Толстова. Обожал французских и немецких писателей: Ги де Мопассана, Э. Золя. В. Гауфа, Э. Гофмана и создал прекрасные иллюстрации к их произведениям. К. Рудаков был блистательным рисовальщиком, выбирал важные эпизоды и всегда находил выразительные композиционные решения. В каждой созданной автором сцене чувствовались мастерство и артистизм исполнения, легкий юмор и богатая гамма чувств разных по характерам персонажей.

На рисунке Рудакова ко II действию Хлестаков изображён в момент, когда он быстро переходит от капризного, требовательного тона к робкому, растерянному: «Я не виноват... Я, право заплачу...» Здесь мы не видим его выражения лица, но догадываемся, что он о чём-то просит.

Открытое письмо. Иллюстрация 4 к «Ревизору» Н.В. Гоголя. Хлестаков: Как я счастлив, сударыня..." (Действие 3, явл. VI). Художник К. Рудаков

Открытое письмо. Иллюстрация 4 к «Ревизору» Н.В. Гоголя. Хлестаков: Как я счастлив, сударыня..." (Действие 3, явл. VI). Художник К. Рудаков

СССР, г. Ленинград. Типолитография ЛКВВА, Полиграфическая мастерская художественного фонда ЛССХ. 1946
Бумага плотная, печать типографская цветная. 14,5×9,6
ДГ КП-1741/4
Г-1092

Открытое письмо. Иллюстрация 7 к «Ревизору» Н.В. Гоголя. Марья Антоновна: Любовь! Я не понимаю любовь... (Действ. 4, явл. XII). Художник К. Рудаков

Открытое письмо. Иллюстрация 7 к «Ревизору» Н.В. Гоголя. Марья Антоновна: Любовь! Я не понимаю любовь... (Действ. 4, явл. XII). Художник К. Рудаков

СССР, г. Ленинград. Типолитография ЛКВВА, Полиграфическая мастерская художественного фонда ЛССХ. 1946
Бумага плотная, печать типографская цветная. 14,5×9,5
ДГ КП-2707
Г-1904

Открытое письмо. Иллюстрация 8 к «Ревизору» Н.В. Гоголя. Судья: Имею честь представиться: Судья здешнего уездного суда, колежский ассесор Ляпкин-Тяпкин. (Действ. 4, явл. III). Художник К. Рудаков

Открытое письмо. Иллюстрация 8 к «Ревизору» Н.В. Гоголя. Судья: Имею честь представиться: Судья здешнего уездного суда, колежский ассесор Ляпкин-Тяпкин. (Действ. 4, явл. III). Художник К. Рудаков

СССР, г. Ленинград. Типолитография ЛКВВА, Полиграфическая мастерская художественного фонда ЛССХ. 1946
Бумага плотная, печать типографская цветная. 14,5×9,5
ДГ КП-2708
Г-1905

Открытое письмо. Иллюстрация 9 к «Ревизору» Н.В. Гоголя. Хлестаков: Руки вашей, руки прошу! (Действие 4, явл. XIV). Художник К. Рудаков

Открытое письмо. Иллюстрация 9 к «Ревизору» Н.В. Гоголя. Хлестаков: Руки вашей, руки прошу! (Действие 4, явл. XIV). Художник К. Рудаков

СССР, г. Ленинград. Типолитография ЛКВВА, Полиграфическая мастерская художественного фонда ЛССХ. 1946
Бумага плотная, печать типографская цветная. 14,5×9,7
ДГ КП-1741/7
Г-1095

Гоголь Н.В. Ревизор / ил. К. Рудакова. - Москва-Ленинград: Детгиз, 1948

Гоголь Н.В. Ревизор / ил. К. Рудакова. - Москва-Ленинград: Детгиз, 1948

Бумага, ткань, картон, печать типографская, переплет, тиснение, тиснение золотое. 22,5×18,3×1,5
ДГ КП-1448
КД-381

Книга 1948 года вышла в Детгизе. Детгиз создан в 1933 году на базе детского сектора издательства «Молодая гвардия» и школьного сектора Гослитиздата. Первым главным редактором стал Самуил Маршак. Это издательство называли ещё «университетом» для иллюстраторов детской книги — все произведения выпускались с рисунками. Так и настоящее издание комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» напечатано с многочисленными работами художника К. И. Рудакова, где, конечно, больше всего иллюстраций с изображением главного героя — Ивана Александровича Хлестакова. Константин Иванович Рудаков (1891-1949) вошел в историю русского искусства как замечательный книжный иллюстратор и мастер литографии. Переплет, форзац и титул оформила Вера Владимировна Зенькович (1906-1985) — график, иллюстратор, художник книги. После окончания института в 1930 г., как и другие молодые художники, В. Зенькович пришла в детскую редакцию Гослитиздата, которую возглавлял С. Маршак. Затем становится одним из ведущих художников-оформителей книги.

Актер И.В. Ильинский в роли Хлестакова Скульптор: Слоним И.Л. Автор росписи: Лупанова Е.Н.

Актер И.В. Ильинский в роли Хлестакова Скульптор: Слоним И.Л. Автор росписи: Лупанова Е.Н.

СССР, г. Ленинград. Ленинградский фарфоровый завод. 1950-е гг.
Фарфор, роспись подглазурная, позолота. Выс. 22 см.
ДГ КП-1778
С-65

Игорь Владимирович Ильинский (1901-1987) — советский актер, режиссер театра и кино, народный артист СССР, лауреат трех Сталинских премий 1 степени. Служил в ряде московских театров, с 1938 г. — в Малом театре, где дебютировал в роли Хлестакова в комедии «Ревизор». В 1952 г. там же играл роль Городничего.
Автор формы Слоним Илья Львович (1906-1973). По характеру своего дарования Слоним тяготел к скульптуре камерной. Он много работал над психологическим портретом, создавал жанровые композиции, натурные этюды. В последние годы жизни его особенно привлекала пластика малых форм. Источником вдохновения для мастера был театр, который надолго стал темой его творчества. Создал многочисленные портретные статуэтки и композиционные группы актеров в ролях из произведений Н. В. Гоголя. В том числе портрет замечательного актера Игоря Владимировича Ильинского, который в 1938 году дебютировал на сцене Малого театра в роли Хлестакова. Скульптура создана в 1950-х гг, после следующей премьеры гоголевского «Ревизора» на сцене Малого театра, которая состоялась в 1949 году в постановке режиссера В. И. Цыганкова. Роль Хлестакова играл И. В. Ильинский: он убедительно показывал, что характер этого человека прежде всего в том, что у него нет никакого характера, а есть только поразительная приспособляемость к месту и времени. В зависимости от того, с кем имел дело Хлестаков, сам того не замечая, менялся, приспосабливался к собеседнику, становился его вторым «я» будь то Хлопов, Земляника, Анна Андреевна или кто-нибудь другой.

Этюд. Хлестаков и Городничий. Иллюстрация к пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор" Художник: Вайнштейн М. Г.

Этюд. Хлестаков и Городничий. Иллюстрация к пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор" Художник: Вайнштейн М. Г.

СССР, г. Москва. 1945-1952 гг.
Картон, масло. 21,1×25,1 см.
ДГ КП-1303
Ж-15

Вайнштейн Марк Григорьевич (1894-1952) — советский художник. Участвовал в реставрации Киево-Печерской Лавры, преподавал в Московском художественном училище имени 1905 года. Иллюстрировал произведения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя («Ревизор», «Мертвые души», «Миргород»), А. П. Чехова. Есть станковые произведения на темы русской классики. Работы встречаются редко.

Представлен живописный этюд, иллюстрирующий фрагмент текста VIII явления 2 действия комедии «Ревизор»:

«Хлестаков, городничий и Добчинский. Городничий, вошед, останавливается. Оба в испуге смотрят несколько минут один на другого, выпучив глаза.

Городничий (немного оправившись и протянув руки по швам). Желаю здравствовать!

Хлестаков (кланяется). Мое почтение...

Городничий. Извините.

Хлестаков. Ничего...

Городничий. Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений...

Хлестаков (сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко). Да что ж делать?.. Я не виноват... Я, право, заплачу... Мне пришлют из деревни».

Иллюстрация к пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Хлестаков у городничего Художник: Вайнштейн М. Г.

Иллюстрация к пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Хлестаков у городничего Художник: Вайнштейн М. Г.

СССР, г. Москва. 1945-1952 гг.
Бумага, акварель черная. 26,8×36,8 см.
ДГ КП-1304
Г-704

Представлена графическая работа М. Г. Вайнштейна к фрагменту текста VI явления 3 действия комедии «Ревизор»:

Городничий. Осмелюсь представить семейство мое: жена и дочь.

Хлестаков (раскланиваясь). Как я счастлив, сударыня, что имею в своем роде удовольствие вас видеть.

Анна Андреевна. Нам еще более приятно видеть такую особу.

Хлестаков (рисуясь). Помилуйте, сударыня, совершенно напротив: мне еще приятнее. [...]

Анна Андреевна. Я живу в деревне... Хлестаков. Да деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки... Ну, конечно, кто же сравнит с Петербургом! Эх, Петербург! что за жизнь, право! Вы, может быть, думаете, что я только переписываю; нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге. Этак ударит по плечу: «Приходи, братец, обедать!» Я только на две минуты захожу в департамент, с тем только, чтобы сказать: «Это вот так, это вот так!» А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только — тр, тр... пошел писать. Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем. И сторож летит еще на лестнице за мною со щеткою: «Позвольте, Иван Александрович, я вам, говорит, сапоги почищу».

Гоголь Н.В. Revizor = Ревизор / пер. на фр. П. Мериме. - Брюссель: La Boetie, 1945.

Гоголь Н.В. Revizor = Ревизор / пер. на фр. П. Мериме. - Брюссель: La Boetie, 1945.

Бумага, бумага плотная, печать типографская, брошюровка. 17,5×11,5×0,6 см.
ДГ КП-1261
КД-298

Проспер Мериме (1803-1870) — французский писатель и переводчик, один из первых во Франции мастеров новеллы, автор знаменитой «Кармен». Член Французской академии, сенатор Второй империи. Мериме один из первых во Франции оценил достоинство русской литературы и овладел русским языком, чтобы читать в подлиннике произведения Пушкина и Гоголя. В 1849 году перевёл «Пиковую даму» А. С. Пушкина. В 1851 году в «Revue des Deux Mondes» вышел его этюд о Гоголе, а в 1853-м — перевод «Ревизора». Французский исследователь А. Монго подчеркивает, что в своем переводе гоголевской комедии «Ревизор» Мериме выделяет уникальность стиля, восхищается русским языком.

Открытка почтовая. Репродукция иллюстрации "Хлестаков у городничего" к пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор" художника Ю.Д. Коровина.

Открытка почтовая. Репродукция иллюстрации "Хлестаков у городничего" к пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор" художника Ю.Д. Коровина.

СССР, г. Москва. Издательство «Советский художник». 05.02.1952
Бумага плотная, печать типографская цветная. 14,9×9,7
ДГ КП-921
Г-350

Автор иллюстрации, репродукция которой напечатана на открытке — советский художник Ювеналий Дмитриевич Коровин (1914-1991). Заслуженный художник РСФСР. Среди его учителей — В. А. Фаворский, К. Н. Истомин, М. С. Родионов, П. Я. Павлинов. Участник Великой Отечественной войны, служил чертёжником в 7-й армии на Карельском фронте. Работал в различных техниках: станковой живописи, эстампа, рисунка, литографии. Книжный иллюстратор русской классики (в том числе «Ревизор» Н. В. Гоголя) и детской литературы. Выразительные средства в его рисунках очень разнообразны. Для работ художника характерно использование акварели, она сочетается с темной тушью или карандашом. Оригинальны и композиционные решения.

Как пример можно рассматривать иллюстрацию к VI явлению 3 действия комедии «Ревизор», известный монолог Хлестакова: «... И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение? — я спрашиваю. «Иван Александрович, ступайте департаментом управлять!» Я, признаюсь, немного смутился, вышел в халате: хотел отказаться, но думаю: дойдет до государя, ну да и послужной список тоже... «Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю, говорю, так и быть, говорю, я принимаю, только уж у меня: ни, ни, ни!.. Уж у меня ухо востро! уж я...»

Хлестаков Скульптор Воробьев Б. Я. Автор росписи: Ризнич И. И.

Хлестаков Скульптор Воробьев Б. Я. Автор росписи: Ризнич И. И.

Из серии «Гоголевские персонажи» по произведениям Н. В. Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор»
СССР, г. Ленинград. Ленинградский фарфоровый завод. 1950-е гг.
Фарфор, роспись подглазурная, роспись полихромная надглазурная. 14,4×7х6,7 см.
ДГ КП-2628
С-105

Статуэтки из известной фарфоровой серии из девяти фигур по произведениям Н. В. Гоголя «Ревизор» и «Мертвые души», серия была создана в 1945-1953 гг. на ЛФЗ. Автор модели — скульптор Б. Я. Воробьев, автор росписи — художник И. И. Ризнич. Анималистика была главной, но не единственной темой, привлекавшей внимание Бориса Воробьёва. Литературные образы, переведённые на язык фарфоровой пластики, стали для художника не менее важными, чем анималистические. Серия персонажей по произведениям Н. В. Гоголя, которых часто именуют «гоголевскими типами», была создана буквально на одном дыхании, — по свидетельству самого художника, — за четыре месяца. Все персонажи сохраняют внутри цикла присущую им индивидуальность. В скульптурах подчёркиваются, утрируются, вплоть до гротеска, черты характера, «типажности», обозначенные в прозе Н. В. Гоголя.

Хлестаков — герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». В документах, относящихся к «Ревизору» и интерпретирующих его содержание, Гоголь подчеркивает непреднамеренность и естественность Хлестакова: «Xлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит».

Гоголь Н.В. Ревизор. Комедия в пяти действиях / ил. А. Константиновского.- Москва-Ленинград: Детгиз, 1952

Гоголь Н.В. Ревизор. Комедия в пяти действиях / ил. А. Константиновского.- Москва-Ленинград: Детгиз, 1952

Бумага, коленкор, картон, печать типографская, печать типографская цветная, переплет, тиснение золотое, блинтовое тиснение. 26,7×21×1,4 см.
ДГ КП-2597
КД-720

К столетию со дня смерти Н. В. Гоголя в 1952 году издали свыше миллиона экземпляров книг на тринадцати языках народов нашей страны. Были выпущены собрания его сочинений, отдельные произведения, исследовательские работы, статьи и плакаты о жизни и творчестве великого писателя. К таким изданиям относится и настоящая книга с примечаниями А. Слонимского и иллюстрациями советского художника А. И. Константиновского. Александр Иосифович Константиновский (1906-1958) — художник театра, график, книжный иллюстратор. С 1935 г. жил и работал в Ленинграде, оформлял спектакли театров Ленинграда, Киева, Харькова, Саратова, в том числе спектакль «Тарас Бульба» В. П. Соловьева-Седого в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова. Участник Отечественной войны 1941-1945 гг. С 1948 г., после возвращения в Ленинград, оформил более 20 опер и балетов ведущих ленинградских и московских театров. Работал как художник книги в Детгизе, он автор иллюстраций к произведениям Н. В. Гоголя, Л. Тыняновой, В. Г. Короленко, B. Гюго, Ч. Диккенса, А.-Р. Лесажа.

Почтовая карточка. Хлестаков и Земляника. Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Художник А.И. Константиновский

Почтовая карточка. Хлестаков и Земляника. Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Художник А.И. Константиновский

СССР, г. Москва. Издательство «Советский художник». 1952
Бумага плотная, печать типографская цветная. 14,8×9,8
ДГ КП-919
Г-348

Художник Константиновский подчеркнул выражением лица Хлестакова лёгкость в мыслях необыкновенную, лёгкость в поступках необыкновенную, лёгкость в лжи необыкновенную — настоящий «человек-ветер». Внутреннюю пустоту «пустейшего» из пустых подчёркивает броская, яркая, модная, по словам слуги Осипа, из «аглицкого» дорогого, сукна одежда. Петербургский «лоск» — налицо! И прическа соответствует образу ловкого повесы. По всей вероятности, завит у дорогого мастера-парикмахера. Особое внимание привлекает напомаженный вихор.

На почтовой открытке репродукция иллюстрации к фрагменту VI явления 4 действия:

«Хлестаков. Сделайте милость, Артемий Филиппович, со мной странный случай: в дороге совершенно издержался. Нет ли у вас денег взаймы — рублей четыреста?

Артемий Филиппович. Есть.

Хлестаков. Скажите, как кстати. Покорнейше вас благодарю».

Почтовая карточка. Хлестаков после завтрака. Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Художник А.И. Константиновский

Почтовая карточка. Хлестаков после завтрака. Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Художник А.И. Константиновский

СССР, г. Москва. Издательство «Советский художник». 1952
Бумага плотная, печать типографская цветная. 15×10 см.
ДГ КП-2835
Г-2041

На почтовой открытке репродукция иллюстрации А. И. Константиновского к фрагменту V явления 3 действия:

«Хлестаков. Завтрак был очень хорош; я совсем объелся. Что, у вас каждый день бывает такой?

Городничий. Нарочно для такого приятного гостя.

Хлестаков. Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

Композиция скульптурная. Застолье в доме городничего. Сцена из "Ревизора" Скульптор: Бржезицкая А. Д. Автор росписи: Ширина В.В.

Композиция скульптурная. Застолье в доме городничего. Сцена из "Ревизора" Скульптор: Бржезицкая А. Д. Автор росписи: Ширина В.В.

Россия, Московская обл., г. Ликино-Дулево. ПК «Дулевский фарфор». 2008
Фарфор, роспись подглазурная, позолота. 26,2×71×26 см.
ДГ КП-1439
С-45

Творчество Асты Давыдовны Бржезицкой (1912-2004) многогранно. Более пятидесяти лет на Дулевском фарфоровом заводе она создавала композиции на сказочные, литературные и театральные сюжеты. Начало 70-х годов для Бржезицкой — пора многофигурных композиций с ярко выраженным пространственным началом; сюда входят сюиты «Народные таланты», «Вахтанговцы», «Принцесса Турандот», дулёвские сцены, и, конечно же, «Ревизор» в Театре сатиры. В скульптурных персонажах нетрудно узнать актеров: Андрея Миронова (Хлестаков), Анатолия Папанова (Городничий), Михаила Державина и Александра Ширвиндта (Бобчинский и Добчинский), Спартака Мишулина (Хлопов, смотритель училищ). Премьера спектакля «Ревизор» Московского театра Сатиры, поставленного по одноимённой комедии Н. В. Гоголя режиссёром Валентином Плучеком, состоялась 26 марта 1972 года. С неизменным успехом, не в последнюю очередь благодаря звёздному составу исполнителей, он шёл на сцене на протяжении многих лет и вошёл в золотой фонд советского театра. В 1982 году, к 10-летнему юбилею, спектакль был снят на киноплёнку.

Марка почтовая. Великий русский писатель Н.В. Гоголь (с иллюстрацией к пьесе "Ревизор")

Марка почтовая. Великий русский писатель Н.В. Гоголь (с иллюстрацией к пьесе "Ревизор")

СССР, г. Москва. 1959
Бумага, печать типографская цветная. 3×4, с полем: 4,2×4
ДГ КП-1604
Г-835

С марта по август 1959 года в СССР была выпущена серия из семи марок «Писатели нашей Родины», одна из миниатюр которой посвящена 150-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. На марке помещены портрет великого русского писателя (реплика работы Ф. А. Моллера, 1841 г.) и иллюстрация к его знаменитой комедии «Ревизор» (1836). На рисунке к пьесе, возможно, изображена сцена II действия, явления VIII: приезд Городничего в гостиницу к Хлестакову, на заднем плане Бобчинский и Добчинский. Оформлял серию художник: В. В. Завьялов. Василий Васильевич Завьялов (1906-1972) — русский советский художник, график, один из первых создателей почтовых марок СССР, заслуженный художник РСФСР. Автор более 600 знаков почтовой оплаты. Он учился в художественной школе при типографии Сытина, в школе гравёров на фабрике «Гознак», где и работал в течение многих лет. За это время Василий Васильевич подготовил сотни почтовых миниатюр.

Гоголь Н.В. Revisoren = Ревизор / пер. с рус., предисл. Г. Хьетсо. - Осло: Solum, 1978. - Дарственная надпись переводчика.- Текст норв.

Гоголь Н.В. Revisoren = Ревизор / пер. с рус., предисл. Г. Хьетсо. - Осло: Solum, 1978. - Дарственная надпись переводчика.- Текст норв.

Бумага, картон, печать типографская, брошюровка. 21,2×13,2×1,2 см.
ДГ КП-2170
КД-599

Комедия Н. В. Гоголя издана в 1978 году в Норвегии, в переводе Гейра Хьетсо (Geir Kjetsaa) на норвежский язык. Гейр Хьетсо (1937-2008) — выдающийся норвежский славист, профессор Университета Осло, специалист по истории русской литературы, переводчик. В 2007 году стал кавалером ордена Святого Олафа за свой вклад в продвижении русской литературы в Норвегии. Считается одним из главных популяризаторов русской литературы в Норвегии, причем способствовал глубокому, академическому осмыслению творчества русских классиков. Активно занимался как исследованиями русской литературы, так и её переводами. Его перу принадлежат биографии Достоевского, Гоголя, Горького, Толстого и Чехова. Перевёл на норвежский язык выдающиеся произведения русской классики.

Рисунок для обложки, где изображены персонажи пьесы, в том числе и главный герой, выполнил Олав Кристофер Йенссен (Olav Christopher Jenssen, род. 02.04.1954) — норвежский художник. Создал новые изобразительные языки в современном искусстве, разрабатывал абстрактный экспрессионистский стиль.

Объяснение. По пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор" Скульптор: Бржезицкая А. Д. Автор росписи: Яснецова М. В.

Объяснение. По пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор" Скульптор: Бржезицкая А. Д. Автор росписи: Яснецова М. В.

Россия, Орехово-Зуевский район р-он, г. Ликино-Дулево. ПК «Дулевский фарфор». 2015
Фарфор твердый, роспись надглазурная, золочение. 12×22×13 см.
ДГ КП-2535
С-102

Афиша. Спектакль "Ревизор". Комедия Н.В. Гоголя. Куйбышевский академический театр драмы имени М. Горького. Главный режиссер театра П. Л. Монастырский. Художник: Дробицкий Э.Н.

Афиша. Спектакль "Ревизор". Комедия Н.В. Гоголя. Куйбышевский академический театр драмы имени М. Горького. Главный режиссер театра П. Л. Монастырский. Художник: Дробицкий Э.Н.

СССР, г. Москва. Типография В/О «Внешторгиздат». 1984
Бумага, печать типографская цветная. 89×58 см.
ДГ КП-2570
Г-1782

Самарский (с 1935 по 1991 годы — Куйбышевский) драматический театр, старейший из провинциальных театров России. Свою историю театр ведёт от первой профессиональной театральной труппы — антрепризы Е. Стрелкова, которая начала свою работу постановкой комедии Н. Гоголя «Ревизор» в 1851 году. В 1936 году после смерти М. Горького театру было присвоено имя писателя. В 1955 году в труппу театра в качестве режиссёра был приглашён молодой режиссёр Пётр Монастырский. В 1959 году Монастырский был назначен главным режиссёром театра (до 1995 года), и с этого времени начинается тот славный период в жизни Самарской драмы, который справедливо называют эпохой Монастырского. Каждая постановка Монастырского вызывает огромный общественный резонанс и восторженные отклики в прессе как региональной, так и столичной. Театр — постоянный гость на московских сценах. В 1984 году театр на очередных «отчётных» гастролях в Москве на сцене Малого театра показал четыре спектакля по русской классике: «Чайка» А. П. Чехова, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Господа Головлёвы» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Дачники» А. М. Горького. На выставке представлена афиша к спектаклю «Ревизор». Это работа Э. Н. Дробицкого. Дробицкий — художник-нонконформист (что становится очевидно, глядя на портрет Хлестакова с афиши), плакатист, дизайнер. Работал с крупнейшими театральными режиссерами — О. Ефремовым, Любимовым, Г. Товстоноговым. За десятилетия творческой работы он создал множество живописных и графических полотен, плакатов, проиллюстрировал свыше 100 книг, был художником-постановщиком более 200 спектаклей и фильмов.

Афиша к художественному фильму "Инкогнито из Петербурга" к/с "Мосфильм" 1978 г. Художник: Лобанова И.

Афиша к художественному фильму "Инкогнито из Петербурга" к/с "Мосфильм" 1978 г. Художник: Лобанова И.

СССР, г. Москва. «Рекламфильм». 1978
Бумага, печать типографская цветная. 57,5×40,9 см.
ДГ КП-2546
Г-1734

«Инкогнито из Петербурга» — комедийный художественный фильм Леонида Гайдая, снятый в 1977 году по мотивам пьесы Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» и её третья советская киноэкранизация. Музыку к фильму написал композитор Александр Зацепин, оператор Сергей Полуянов, художник по костюмам Лидия Нови. В ролях: Сергей Мигицко — Иван Александрович Хлестаков, Анатолий Папанов — Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, Нонна Мордюкова — Анна Андреевна, Ольга Анохина — Марья Антоновна, Анатолий Кузнецов — Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, Вячеслав Невинный — Артемий Филиппович Земляника, Валерий Носик — Лука Лукич Хлопов, Леонид Куравлёв — Иван Кузьмич Шпекин, Леонид Харитонов — Пётр Иванович Добчинский, Олег Анофриев — Пётр Иванович Бобчинский, Сергей Филиппов — Осип, Александр Ширвиндт — Христиан Иванович Гибнер, Станислав Чекан — Иван Карпович Уховертов.

Рисунок для афиши фильма работы художника И. Лобановой. Ирина Лобанова — советский художник-график, плакатист, жила в Ленинграде. С начала 1970-х годов сотрудничала с издательством «Рекламфильм», создала более сотни киноплакатов в том числе к комедиям и детским фильмам («Ослиная шкура», 1982; «Возвращение с орбиты», 1984).

Календарь карманный на 2012 год. Ревизор. Омский театр кукол Арлекин"

Календарь карманный на 2012 год. Ревизор. Омский театр кукол Арлекин"

Россия, г. Омск. 2011
Бумага мелованная, печать типографская цветная, ламинирование. 10×7 см.
ДГ КП-2382
Г-1591

Омский театр кукол основан в 1936 году. Артистов было всего шестеро. Организован театр в апреле, а уже в июле маленьким омичам был показан первый спектакль — чеховская «Каштанка». Куклы для него выписали из Москвы из театра Сергея Образцова. С 1937 года театр начинает гастрольные поездки. С 1992 г. стал называться Омским государственным театром куклы, актера, маски «Арлекин». Спектакли Омского театра кукол неоднократно награждались премиями на многих престижных фестивалях разного уровня и конкурсах. В репертуаре театра многочисленные постановки для зрителей разного возраста, начиная с двух лет.

Премьера спектакля «Ревизор» по пьесе Н. В. Гоголя состоялась в театре 11 марта 2011 года, режиссер — Марина Глуховская. Куклы, костюмы и декорации созданы главным художником театра, лауреатом Национальной театральной премии «Золотая Маска» Ольгой Веревкиной. В главных ролях Дмитрий Войдак (Хлестаков) и Эдуард Павлинцев (Городничий). Многогранно талантливый Д. Войдак и в этом спектакле не изменил себе: не только наделил свою куклу точными интонациями пустоватого, трусливого, изворотливого гоголевского персонажа, но и заставил его то ползать пьяненьким, то, заносясь в хвастовстве, гордо вышагивать перед замершими чиновниками, то неловко расшаркиваться перед дамами. Он показал Ивана Александровича, которого несет безостановочно в заоблачную высь вранья. Чем дальше, тем он становится значительнее в собственных глазах. Конечно, от зрителя не ускользнула и ювелирная работа пальцев артиста, ведущего марионеточного Хлестакова.

Яндекс.Метрика