Бумага, кожа, печать типографская, переплет ручной 21,5×14,2×2,5 см.
ДГ КП-87
КД-39
Н. В. Гоголь писал «Ревизора» с 1834 по 1836 год. Печатных прижизненных изданий пьесы было три. Первое вышло в 1836 году. После выхода этого издания Гоголь еще несколько лет работал над комедией. Он внес много значительных дополнений и изменений. В окончательной редакции «Ревизор» был напечатан в 1842 году.
Представлено первое издание легендарной комедии, которое вышло в свет в день первого ее представления на сцене Александринского театра — 19 апреля 1836 г. Н. П. Смирнов-Сокольский в своих знаменитых «Рассказах о книгах» писал: «Изданием «Ревизора» ведал школьный товарищ и друг Н. В. Гоголя — Н. Я. Прокопович. В воспоминаниях П. В. Анненкова содержатся следующие строки: «По окончании спектакля Гоголь явился к Н. Я. Прокоповичу в раздраженном состоянии духа. Хозяин вздумал поднести ему экземпляр «Ревизора», только что вышедший из печати, со словами: «Полюбуйтесь на сынку!». Гоголь швырнул экземпляр на пол, подошел к столу и, опираясь на него, проговорил задумчиво: «Господи боже! Ну если бы один, два ругали, ну и бог с ними, а то все, все...». Раздражение Гоголя было вызвано не только отношением публики, но и игрой актеров. Особенно не понравилась ему игра Николая Осиповича Дюра, первого исполнителя роли Хлестакова. В «Отрывке из письма к одному литератору» Гоголь писал: «Главная роль пропала; так я и думал. Дюр ни на волос не понял, что такое Хлестаков». Далее, как известно, Гоголь подробно разбирает недостатки игры этого актера, находя, что в исполнении Дюра Хлестаков явился одним из «целой шеренги водевильных шалунов, которые пожаловали к нам повертеться из парижских театров». Причина неудачи Дюра была вовсе не в отсутствии у него таланта. В год исполнения роли Хлестакова ему было всего 29 лет. Попробовав свои силы до этого в балете и даже в опере, Дюр, несомненно, был хорошим актером, воспитанным, однако, в традициях, не способствовавших пониманию новой гоголевской «натуральной школы» и всей глубины идей, которые Гоголь вкладывал в образ Хлестакова. Мог ли Дюр думать, что Хлестаков — это «лицо должно быть тип многого разбросанного в русских характерах, некоторое здесь соединилось случайно в одном лице, как весьма часто попадается и в натуре. Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но натурально в этом не хочет только признаться...». Далее Гоголь говорит: «И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат, грешный литератор, окажется подчас Хлестаковым». Всего этого не знал, да и не мог знать Дюр, подошедший к роли Хлестакова весьма добросовестно, но, конечно, бездумно, по готовым рецептам и штампам. Это, по-видимому, понимал и сам Гоголь«.
Книга выпущена в издательстве Плюшара. Основателем фирмы был Александр Иванович Плюшар (1777-1827), выходец из Брауншвейга, где он владел типографией. В 1806 году Александр Плюшар обзавелся собственной типографией и открыл книжную лавку в Санкт-Петербурге. После смерти А. И. Плюшара в 1827 году типографией заведовала его вдова с сыновьями Адольфом и Евгением. Адольф Александрович Плюшар (1806-1865) всецело посвятил себя издательскому делу и книжной торговле. Среди книжных изданий А. А. Плюшара следует отметить «Арабески» (1835) и «Ревизора» (1836) Н. В. Гоголя.