Виртуальная выставка «Гоголевская серия Бориса Воробьева. К 110-летию со дня рождения мастера»

Борис Яковлевич Воробьев (1911-1990) – советский скульптор, автор анималистической пластики и ярких литературных персонажей, талантливый мастер, который около сорока лет проработал на Ленинградском фарфоровом заводе

01 октября — 15 ноября 2021
Борис Яковлевич Воробьев (1911-1990) – советский скульптор, автор анималистической пластики и ярких литературных персонажей, талантливый мастер, который около сорока лет проработал на Ленинградском фарфоровом заводе. В 1936 году Б. Воробьев поступил во Всероссийскую академию художеств в Ленинграде на факультет скульптуры. С этого же года он устроился на ЛФЗ, где и проработал до 1972 года. На протяжении всей своей жизни, следуя зову сердца, Воробьев создавал птиц, диких животных, гордых и свободолюбивых, полных мудрости и достоинства. Анималистика была главной, но не единственной темой, привлекавшей внимание Бориса Воробьёва. Скульптор был знаменит и своими, переведёнными на язык фарфоровой пластики, литературными героями из сказок и произведений наших любимых писателей: И.А. Крылова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, С.В. Михалкова. К таким работам относятся две композиции, посвященные гоголевской повести «Ночь перед Рождеством»: «Вакула на черте» и «Вакула и Оксана» («Черевички»). А в 1945-1953 гг. были созданы статуэтки известной фарфоровой серии из девяти фигур по произведениям Н. В. Гоголя "Ревизор" и "Мертвые души". Серия персонажей, которых часто именуют «гоголевскими типами», была создана буквально на одном дыхании, – по свидетельству самого художника, – за четыре месяца. Сразу после своего появления эти произведения вызвали большой интерес у собирателей и ценителей фарфора, став объектами повышенного спроса и коллекционирования. Имея своим прообразом литературные персонажи, скульптуры являются, тем не менее, самостоятельными художественными произведениями. Для каждой группы характерны свежесть зрительного решения и отсутствие композиционных и художественных шаблонов. Все герои сохраняют внутри цикла присущую им индивидуальность. Скульптуры имеют общее пластическое звучание – в фигурах примерно одинаковой высоты подчёркиваются, утрируются, вплоть до гротеска, черты характера, «типажности», обозначенные в прозе Н.В. Гоголя. Скульптор великолепно прочувствовал каждый образ, подчеркнув заметные черты характера лукавого Чичикова, корыстной Коробочки, мечтательного Манилова, грузного Собакевича, суетливых Добчинского и Бобчинкого. Все эти произведения можно увидеть на нашей выставке.

Статуэтка. Вакула на черте. По мотивам повести Н.В. Гоголя "Ночь перед рождеством". Автор модели: Воробьев Б.Я., Автор росписи: Лупанова Е.Н.

Статуэтка. Вакула на черте. По мотивам повести Н.В. Гоголя "Ночь перед рождеством". Автор модели: Воробьев Б.Я., Автор росписи: Лупанова Е.Н.

СССР. ЛФЗ, кон.1950-х гг. Фаянс, позолота, роспись надглазурная, роспись подглазурная. Выс. - 15,6 см. ДГ КП-336
Статуэтка «Вакула на чёрте» запечатлела момент, когда главный герой оседлал саму нечистую силу - коварного и хитрого проказника чёрта. Отважному и смелому парубку срочно понадобилось в Петербург, чтобы раздобыть у самой императрицы черевички для любимой красавицы Оксаны. Автор создал колоритный образ решительного, с твёрдым характером, но простодушного Вакулы. Живописность скульптуры подчеркивается сочной росписью, автором которой стала Е.Н. Лупанова. Елизавета Николаевна закончила керамическое отделение в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. В 1937 году судьба связала художницу с легендарным Ленинградским фарфоровым заводом (ЛФЗ). Будучи передовым специалистом художественной лаборатории завода, Лупанова стала автором образцов росписи жанровой скульптуры таких именитых скульпторов как Б. Я. Воробьев Н. Я. Данько, Е. А. Гендельман, И. Л. Слоним, Г. С. Столбова, С. Б. Велихова, И. Н. Никонова и других.

Скульптура. Черевички. По мотивам повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством". Автор модели: Воробьев Б.Я., Автор росписи: Лупанова Е.Н.

Скульптура. Черевички. По мотивам повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством". Автор модели: Воробьев Б.Я., Автор росписи: Лупанова Е.Н.

СССР, г. Ленинград. Ленинградский фарфоровый завод. 1950-1970-е гг. Фарфор, роспись подглазурная, роспись надглазурная, позолота. 13,8х8,3х8,8 см. ДГ КП-1500
В композиции «Черевички» скульптор изобразил следующий фрагмент повести: «- Погляди, какие я тебе принес черевики! - сказал Вакула, - те самые, которые носит царица. - Нет! нет! мне не нужно черевиков! - говорила она, махая руками и не сводя с него очей, - я и без черевиков... - Далее она не договорила и покраснела. Кузнец подошел ближе, взял ее за руку; красавица и очи потупила. Еще никогда не была она так чудно хороша. Восхищенный кузнец тихо поцеловал ее, и лицо ее пуще загорелось, и она стала еще лучше». (Н.В. Гоголь. Ночь пред Рождеством)

Скульптура. Хлестаков. Автор модели: Воробьев Б.Я., Автор росписи: Ризнич И.И.

Скульптура. Хлестаков. Автор модели: Воробьев Б.Я., Автор росписи: Ризнич И.И.

Из серии «Гоголевские персонажи» по произведениям Н. В. Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор». СССР, г. Ленинград. Ленинградский фарфоровый завод. 1950-е гг. Фарфор, роспись подглазурная, роспись полихромная надглазурная. 14,4х7х6,7 см. ДГ КП-2628
Фигурки знаменитой серии выпускались в росписи Ивана Ивановича Ризнича. И. И. Ризнич (1908-1998) - художник-анималист, мастер росписи по фарфору на заводе ЛФЗ, талантливый скульптор, книжный иллюстратор. Три статуэтки фарфоровой серии (четыре персонажа) посвящены комедии «Ревизор»: Городничий, Хлестаков, Бобчинский и Добчинский. Хлестаков - герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». В документах, относящихся к «Ревизору» и интерпретирующих его содержание, Гоголь подчеркивает непреднамеренность и естественность Хлестакова: «Xлестаков вовсе не надувает;он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит».

Скульптура. Городничий. Автор модели: Воробьев Б.Я.

Скульптура. Городничий. Автор модели: Воробьев Б.Я.

Из серии «Гоголевские персонажи» по произведениям Н. В. Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор». СССР, г. Ленинград. Ленинградский фарфоровый завод. 1960-е гг Фарфор, роспись подглазурная, роспись полихромная надглазурная. 15х6х4 см. ДГ КП-2629
Фигура городничего в росписи Ивана Ивановича Ризнича. Гоголь говорит о Городничем: «Он чувствует, что грешен, он ходит в церковь, думает даже, что в вере твёрд, даже помышляет когда-нибудь, потом покаяться. Но велик соблазн всего того, что плывёт в руки, и хватать все, не пропуская ничего, сделалось у него уже как бы просто привычкой».

Скульптура. Городничий. Автор модели: Воробьев Б.Я.

Скульптура. Городничий. Автор модели: Воробьев Б.Я.

Из серии "Гоголевские типы". (По комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"). СССР, г. Ленинград. Ленинградский фарфоровый завод. 1954-1957 Бисквит, литье. 15х6х5 см. ДГ КП-1744
Статуэтки гоголевской серии выпускались как в росписи, так и в бисквите. Бисквит - неглазурованный фарфор, который был обожжён один или два раза. Поверхность такого фарфора белая, матовая и слегка шероховатая, отдаленно может напоминать мрамор.

Скульптура. Бобчинский и Добчинский. Автор модели: Воробьев Б.Я.

Скульптура. Бобчинский и Добчинский. Автор модели: Воробьев Б.Я.

Из серии «Гоголевские персонажи» по произведениям Н. В. Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор». СССР, г. Ленинград. Ленинградский фарфоровый завод. 1950-е гг Фарфор, роспись подглазурная, роспись полихромная надглазурная. 12,5х9х6,5 см. ДГ КП-2630
Пётр Иванович Бобчинский и Пётр Иванович Добчинский - персонажи комедии «Ревизор», городские помещики. Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга: оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьёзнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.

Скульптура. Бобчинский и Добчинский. Автор модели: Воробьев Б.Я.

Скульптура. Бобчинский и Добчинский. Автор модели: Воробьев Б.Я.

Из серии "Гоголевские типы". (По комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"). СССР, г. Ленинград. Ленинградский фарфоровый завод. 1953-1960-е гг. Фарфор, глазурование. 12,5х7х7 см. ДГ КП-1503
Фарфоровые изделия также выпускаются и без росписи, но покрываются прозрачной глазурью и подвергаются высокотемпературному обжигу. Глазурь дает гладкую, можно сказать, глянцевую поверхность. В этой технике выполнены фигурки персонажей комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» - Бобчинского и Добчинского.

Скульптура. Чичиков. Автор модели: Воробьев Б.Я., Автор росписи: Ризнич И.И.

Скульптура. Чичиков. Автор модели: Воробьев Б.Я., Автор росписи: Ризнич И.И.

Из серии «Гоголевские персонажи» по произведениям Н. В. Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор». СССР, г. Ленинград. Ленинградский фарфоровый завод. 1950-е гг. Фарфор, роспись подглазурная, роспись полихромная надглазурная. 13х7х7 см. ДГ КП-2631
Шесть статуэток фарфоровой серии посвящены персонажам поэмы «Мертвые души»: супруги Маниловы, Чичиков, Ноздрев, Плюшкин, Собакевич, Коробочка. Фигурки расписал Иван Иванович Ризнич (1908-1998) - художник-анималист, мастер росписи по фарфору на заводе ЛФЗ, талантливый скульптор, книжный иллюстратор. Чичиков - герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтоб стар, однако же, и не так чтобы слишком молод».

Скульптура. Чичиков. Из серии к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Автор модели: Воробьев Б.Я.

Скульптура. Чичиков. Из серии к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Автор модели: Воробьев Б.Я.

СССР, г. Ленинград. Ленинградский фарфоровый завод. 1952-1954 Бисквит, литье. Выс. 14,5 см. ДГ КП-1776
Статуэтка «Чичиков», выпущена в бисквите.

Скульптура. Супруги Маниловы. Автор модели: Воробьев Б.Я., Автор росписи: Ризнич И.И.

Скульптура. Супруги Маниловы. Автор модели: Воробьев Б.Я., Автор росписи: Ризнич И.И.

Из серии «Гоголевские персонажи» по произведениям Н. В. Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор». СССР, г. Ленинград. Ленинградский фарфоровый завод. 1972-1986 Фарфор, роспись подглазурная, роспись полихромная надглазурная. 15,5х10х6,5 см. ДГ КП-2636
Манилов - помещик, один из центральных персонажей поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: "Какой приятный и добрый человек!". В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: "Черт знает, что такое!" - и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».

Скульптура. Коробочка. Автор модели: Воробьев Б.Я., Автор росписи: Ризнич И.И.

Скульптура. Коробочка. Автор модели: Воробьев Б.Я., Автор росписи: Ризнич И.И.

Из серии «Гоголевские персонажи» по произведениям Н. В. Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор». СССР, г. Ленинград. Ленинградский фарфоровый завод. 1950-1960-е гг. Фарфор, роспись подглазурная, роспись полихромная надглазурная. 11,5х6х9 см. ДГ КП-2635
Коробочка - помещица, центральный персонаж поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». «... одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки ... В один ... целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки...»

Скульптура. Коробочка. Из серии к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Автор модели: Воробьев Б.Я.

Скульптура. Коробочка. Из серии к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Автор модели: Воробьев Б.Я.

СССР, г. Ленинград. Ленинградский фарфоровый завод. 1960-е гг Бисквит, литье. Выс. 11,5 см. ДГ КП-1068

Скульптура. Ноздрев. Автор модели: Воробьев Б.Я., Автор росписи: Ризнич И.И.

Скульптура. Ноздрев. Автор модели: Воробьев Б.Я., Автор росписи: Ризнич И.И.

Из серии «Гоголевские персонажи» по произведениям Н. В. Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор». СССР, г. Ленинград. Ленинградский фарфоровый завод. 1950-1960-е гг. Фарфор, роспись подглазурная, роспись полихромная надглазурная. 14х7,4х6,7 см. ДГ КП-2632
Ноздрев - помещик, один из центральных персонажей поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Ноздрев представляет тип «разбитного малого», кутилы «неугомонной юркости и бойкости характера».

Скульптура. Ноздрев. Из серии к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Автор модели: Воробьев Б.Я.

Скульптура. Ноздрев. Из серии к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Автор модели: Воробьев Б.Я.

СССР, г. Ленинград. ЛФЗ. 1953 - 1970 гг. Бисквит, обжиг. Выс. 15; диам. подставки 6,5 см. ДГ КП-987

Скульптура. Собакевич. Автор модели: Воробьев Б.Я., Автор росписи: Ризнич И.И.

Скульптура. Собакевич. Автор модели: Воробьев Б.Я., Автор росписи: Ризнич И.И.

Из серии «Гоголевские персонажи» по произведениям Н. В. Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор». СССР, г. Ленинград. Ленинградский фарфоровый завод. 1950-е гг. Фарфор, роспись подглазурная, роспись полихромная надглазурная. 13,1х6,2х6,2 см. ДГ КП-2633
Собакевич - помещик, один из центральных персонажей поэмы Н. В. Гоголя "Мёртвые души". "... он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке..."

Скульптура. Собакевич. Из серии к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Автор модели: Воробьев Б.Я.

Скульптура. Собакевич. Из серии к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Автор модели: Воробьев Б.Я.

СССР, г. Ленинград. ЛФЗ. 1953- 1970 гг. Бисквит, обжиг. Выс. 14; диам. подставки 4,8 см. ДГ КП-989

Скульптура. Собакевич. Из серии к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Автор модели: Воробьев Б.Я.

Скульптура. Собакевич. Из серии к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Автор модели: Воробьев Б.Я.

СССР, г. Ленинград. ЛФЗ. 1980-е гг. Фарфор, глазурование. Выс. 14; диам. подставки 4,8 см. ДГ КП-990

Скульптура. Плюшкин. Автор модели: Воробьев Б.Я., Автор росписи: Ризнич И.И.

Скульптура. Плюшкин. Автор модели: Воробьев Б.Я., Автор росписи: Ризнич И.И.

Из серии «Гоголевские персонажи» по произведениям Н. В. Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор». СССР, г. Ленинград. Ленинградский фарфоровый завод. 1950-60-е гг. Фарфор, роспись подглазурная, роспись полихромная надглазурная. 13х6х6,5 см. ДГ КП-2634
Плюшкин - помещик, один из центральных персонажей поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». "... Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины ..."

Скульптура. Плюшкин. Из серии к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Автор модели: Воробьев Б.Я.

Скульптура. Плюшкин. Из серии к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Автор модели: Воробьев Б.Я.

Скульптура. Плюшкин. Из серии к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Автор модели: Воробьев Б.Я.
Яндекс.Метрика