Виртуальная выставка «... к нам едет ревизор»

Театральное воплощение комедии Н.В. Гоголя. К 185-летию премьеры спектакля «Ревизор»

01 июля — 30 сентября 2021
Гоголь - признанный миром классик русской литературы, мастер «ловкого», острого слова. Знаменитая и вечно современная комедия «Ревизор» написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1835 году. Есть версия, что основной сюжет «Ревизора», как и «Мёртвых душ», сообщил Гоголю Александр Сергеевич Пушкин, ведь как-то его самого приняли в одном провинциальном городке за важного чиновника. Тщательный, глубинный анекдот на удручающую провинциальную жизнь Николай Васильевич Гоголь за один год превратил в великое литературное произведение. Впервые «Ревизор» был поставлен на сцене Петербургского Александринского театра 19 апреля 1836 г. Первое представление «Ревизора» в Москве состоялось 25 мая 1836 г. на сцене Малого театра. С тех пор комедия не сходила со сцен театров страны. И во времена СССР, и в наше время она является одной из самых популярных постановок и пользуется неизменным успехом у зрителя. На выставке представлены предметы из музейных фондов Дома Гоголя, иллюстрирующие сценическую историю постановок комедии с помощью книг, графики, скульптуры. Здесь можно увидеть: театральную программу к пятидесятилетию первого спектакля «Ревизора» в Малом театре (1886 г.), старинные фототипии постановки «Ревизора» на сцене МХТ (1908 г.) и другие интересные экспонаты.

Афиша юбилейная. Пятидесятилетие комедии "Ревизор" Николая Васильевича Гоголя. 1836-1886

Афиша юбилейная. Пятидесятилетие комедии "Ревизор" Николая Васильевича Гоголя. 1836-1886

Художник: Соллогуб Ф.Л.

Россия, г. Москва. Фотоателье М.М. Панова. 1886

Бумага, печать типографская. 68,2х50. В свету: 44х33,7 см.

ДГ КП-181

Г-137
Из газеты: "Жизнь и театр" от 23 апреля 1886 (Москва, № 98, с.1): "В понедельник 21 апреля на Императорском Малом театре состоялось представление "Ревизора", сопровождавшееся апофеозом... После антракта, последовавшего за окончанием пьесы, взвился занавес, и зрителям представилась довольно нарядно убранная сцена. В глубине ее, окруженный зеленью, стоял на пьедестали бюст Гоголя. Он помещался на возвышении, к которому вели несколько ступеней, покрытых красным сукном. По обеим сторонам бюста размещались все действующие лица "Ревизора", остальная труппа Малого театра и хористы и хористки большой оперы.

Под звуки "Славы" был возложен к подножию бюста первый венок г-жами Рыкаловой, Ермоловой и главным режиссером г. Черневским. Затем артистом г. Лавровым было прочитано стихотворение и возложены венки от "Общества драматических писателей", "Общества любителей российской словесности, артистов русской оперы... "Слава" была повторена, и в заключение, по требованию публики, был исполнен гимн. Театр был, разумеется, совершенно полон".

Афиша. Спектакль в память Н.В. Гоголя "Ревизор". Новый театр. 21 февраля 1902

Афиша. Спектакль в память Н.В. Гоголя "Ревизор". Новый театр. 21 февраля 1902

Художник: Зворыкин Б.В.

Россия, г. Москва. Фототипия Т-ва А.А. Левенсонъ. 1902

Бумага фототипная, печать фототипная, печать типографская. 34,1х21,8 см.

ДГ КП-1059

Г-513
Новый театр - филиал, созданный при Московской императорской труппе (Большого и Малого театров) в 1898 году, его возглавил А.П. Ленский. Многие актеры работали одновременно на обеих сценах. А.П. Ленский перенёс в Новый театр для исполнения начинающими артистам со сцены Малого театра 14 своих постановок, были экспериментальные спектакли. Однако этот филиал долго не просуществовал, вскоре Ленский ушел оттуда, в 1907 году Новый театр был окончательно упразднен. Автор афиши - Б.В. Зворыкин (1872-1942) - русский художник, график-орнаменталист, иконописец, переводчик.

Фотография. Портрет П. М. Садовского

Фотография. Портрет П. М. Садовского

Москва, Фотография Ф.Ф. Тадовского. 1865-1870

Картон, фотобумага, альбуминовый отпечаток, склеивание. 10,5х5,7; в свету: 9х5,6 см.

ДГ КП-2807

Ф-335
Пров Михайлович Садовский (1818-1872) - знаменитый актёр, родоначальник театральной семьи. Играл в театрах Калуги, Рязани, Воронежа, Казани и других городов. В 1839, благодаря поддержке М.С. Щепкина, дебютировал в Малом театре, где служил до конца жизни. Садовский вошел в историю русского театра с именем «актера Островского». В 40-х годах он с полным правом носил другое имя: актера Гоголя. Гоголевский репертуар Садовского по обширности не уступает такому же репертуару Щепкина: Осип и Городничий в «Ревизоре», Анучкин и Подколесин в «Женитьбе», Замухрышкин в «Игроках», Пролетов и Бурдюков в «Тяжбе», почтмейстер в инсценировке «Мертвых душ». Сверх того Садовский исполнял «Рассказ капитана Копейкина» и сцену у генерала Бетрищева из «Мертвых душ». М.С. Щепкин считал, что Садовский был единственным актером, который сразу «постиг тайну гоголевского языка». Его философствующий Подколесин, крайне нерешительный и по-детски наивный, казался особенно комичным. Среди лучших ролей Садовского - Осип («Ревизор», 1845), она дала повод критику «Москвитянина» Аполлону Григорьеву заявить, что устами Садовского со сцены гласит «сама истина».

Представлен кабинетный портрет «П.М. Садовский в жизни» [1858-1868], фотограф М.Н. Конарский.

Мариан Николаевич Конарский (?-1901) - известный московский фотограф второй половины XIX века, также являлся фотографом Императорских Московских театров, участник российских и зарубежных выставок.

Фотография изготовлена в фотоателье Ф.Ф. Тадовского. Федор Федорович Тадовский, тукумский мещанин, фотограф. В первых числах ноября 1871 г. открыл фотографическое заведение в доме Манухина, уговорив М.Н. Конарского, имевшего фотоателье в том же доме, продать ему право назвать свою фотографию тоже «Конарский». Так и произошло, что две фирмы «Конарский» несколько лет проработали под одной крышей. В августе 1872 он продал фирму «Конарский» А.А. Павловскому. В отчете старшего инспектора появилась запись: «Переменили владельцев. …Фотография „Конарского“ (купленная в прошлом году Тадовским) перешла к дворянину Павловскому с прежнею фирмой „Конарский“». (ЦИАМ. Ф. 16. Оп. 25. Д. 315. Л. 18). Впоследствии Ф.Ф. Тадовский купил фотографическое заведение у художника Дмитрия Александрова, расположенное в Москве на Тверской улице, в доме Сычева. В 1889 году у Тадовского была фотография в Самаре, в Москве он уже не работал.

Гоголь Н. В. Книга. Ревизор. Полный текст с 10 группами фототипий артистов-исполнителей в Императорском Московском Малом театре

Гоголь Н. В. Книга. Ревизор. Полный текст с 10 группами фототипий артистов-исполнителей в Императорском Московском Малом театре

Москва: Русская типо-литография, 1885 г

Бумага, коленкор, кожа, позолота, печать типографская, фототипия, тиснение, переплет. 36х27,2х1,2 см.

ДГ КП-61

КД-17
В 1885 г. московским подписчикам журнала «Будильник» была разослана юбилейная премия журнала за этот же год - полный текст комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» с десятью фототипиями - сценами из спектакля в постановке Малого театра, выполненных знаменитым московским фотохудожником М.М. Пановым.

Программа. Императорский Малый театр. 1809-1909. Ревизор. 27-го апреля, по случаю открытия памятника Н.В. Гоголю в Москве

Программа. Императорский Малый театр. 1809-1909. Ревизор. 27-го апреля, по случаю открытия памятника Н.В. Гоголю в Москве

Россия, Москва: Тип. Императорских Московских Театров, Т-во Скоропеч. А.А. Левенсон, 1909

Бумага плотная, печать типографская цветная. 23,9х19,8; разворот: 23,9х39,5. см.

ДГ КП-109

КД-49
Постановка Ивана Степановича Платона (1870-1935) - режиссера Малого театра, заслуженного деятеля искусств РСФСР. Представление давалось "для воспитанников учебных заведений по случаю открытия памятника Н.В. Гоголю в Москве" и было бесплатным.

Городничий читает письмо чиновникам: "Спешу, между прочим, уведомить тебя..."

Городничий читает письмо чиновникам: "Спешу, между прочим, уведомить тебя..."

Фототипия. Сцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие I (явление 1).

Россия, г. Москва. Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909-1917

Бумага фототипная, бумага плотная цветная, печать фототипная, печать типографская. Фототипия: 21,6х31,6. Паспарту: 32х41,5 см.

ДГ КП-2069/1

Г-1328
Премьера спектакля «Ревизор» по комедии Н.В. Гоголя состоялась 18 декабря 1908 г. Постановка К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, режиссёр И. М. Москвин. Художник В. А. Симов. Писали о натуралистичности и неуверенности этой постановки, «демонстрирующей крайность бедности и тесноты. И Симов довольствуется в «Ревизоре» трапециевидными (в плане) павильонами, будто возвращаясь к театру гоголевских времен и, уж во всяком случае, к театру домхатовскому; господствовал намеренный провинциальный жанризм, рвались вперед подробности грубые, курьезные, некрасивые». (Рудницкий К.Л. http://teatr-lib.ru). «На этой постановке вновь соединились усилия Станиславского и Немировича-Данченко, вернулись они и к художнику Симову. И поначалу могло показаться, что театр сдал свои позиции, бросил дерзкие новаторские затеи. Недаром Немирович-Данченко, которому по душе была перемена курса Станиславского после «Синей птицы», в одном из газетных интервью предупреждал будущих зрителей «Ревизора»: «Если кто-нибудь ожидает от этой постановки нового сценического слова или необыкновенных выдумок внешней режиссерской постановки, - то очень разочаруется. Все внимание Станиславского было устремлено на психологическое углубление, искренность переживания и простоту выразительности. Кажется, еще ни разу до сих пор в Художественном театре пьеса не отдавалась до такой степени в руки актеров…» (источник: http://russiahistory.ru/spektakl-revizor-1908-g/)

В 1909 году издательством «Искусство и жизнь» и фототипией К. Фишера был выпущен альбом «Ревизор». Комедия в 5 д. Н.В. Гоголя на сцене Московского Художественного театра» с 34 фототипиями со сценами из спектакля, портретом Н.В. Гоголя и вступительной статьей. В фондах музея хранится часть фототипий из этого альбома.

Анна Андреевна с Марией Антоновной: "А все эта: "Маменька, маменька..."

Анна Андреевна с Марией Антоновной: "А все эта: "Маменька, маменька..."

Фототипия. Сцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие I (явление 6).

Россия, г. Москва. Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909-1917

Бумага фототипная, бумага плотная цветная, печать фототипная, печать типографская. Фототипия: 21х30,7. Паспарту: 32,3х40 см.

ДГ КП-2069/3

Г-1330

Осип в трактире: "Галантерейное, черт возьми, обхождение!..."

Осип в трактире: "Галантерейное, черт возьми, обхождение!..."

Фототипия. Сцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие II, явление 1.

Россия, г. Москва. Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909-1917

Бумага фототипная, бумага плотная цветная, печать фототипная, печать типографская. Фототипия: 21х30,7. Паспарту: 32,3х40 см.

ДГ КП-2069/4

Г-1331

Трактирный слуга с Хлестаковым: "Хозяин приказал спросить, что вам угодно?"

Трактирный слуга с Хлестаковым: "Хозяин приказал спросить, что вам угодно?"

Фототипия. Сцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие II, явление 2.

Россия, г. Москва. Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909-1917

Бумага фототипная, бумага плотная цветная, печать фототипная, печать типографская. Фототипия: 20,3х30,7. Паспарту: 32,2х41,3 см.

ДГ КП-2069/5

Г-1332

Хлестаков ест суп: "Боже мой, какой суп!.."

Хлестаков ест суп: "Боже мой, какой суп!.."

Фототипия. Сцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие II, явление 3.

Россия, г. Москва. Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909-1917

Бумага фототипная, бумага плотная цветная, печать фототипная, печать типографская. Фототипия: 20,6х30,7. Паспарту: 32,2х41,5 см.

ДГ КП-2069/6

Г-1333

Приход городничего.

Приход городничего.

Фототипия. Сцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие II, явление 4.

Россия, г. Москва. Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909-1917

Бумага фототипная, бумага плотная цветная, печать фототипная, печать типографская. Фототипия: 20,1х28,7. Паспарту: 32х41,4 см.

ДГ КП-2069/7

Г-1334

Хлестаков в трактире говорит городничему: "Я тоже сам очень рад..."

Хлестаков в трактире говорит городничему: "Я тоже сам очень рад..."

Фототипия. Сцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие II, явление 5.

Россия, г. Москва. Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909-1917

Бумага фототипная, бумага плотная цветная, печать фототипная, печать типографская. Фототипия: 21,5х30,8. Паспарту: 31,9х41,8 см.

ДГ КП-2069/8

Г-1335

Городничий пишет записку в трактире: "Только бы мне узнать, что он такое..."

Городничий пишет записку в трактире: "Только бы мне узнать, что он такое..."

Фототипия. Сцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие II, явление 6.

Россия, г. Москва. Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909-1917

Бумага фототипная, бумага плотная цветная, печать фототипная, печать типографская. Фототипия: 20,3х31,2. Паспарту: 32,4х41,3 см.

ДГ КП-2069/9

Г-1336

Падение Бобчинского: "Ничего, ничего-с, без всякого помешательства..."

Падение Бобчинского: "Ничего, ничего-с, без всякого помешательства..."

Фототипия. Сцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие II, явление 7.

Россия, г. Москва. Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909-1917

Бумага фототипная, бумага плотная цветная, печать фототипная, печать типографская. Фототипия: 22,2х30,4. Паспарту: 32,1х41,6 см.

ДГ КП-2069/10

Г-1337

Анна Андреевна говорит Хлестакову: "Я думаю, вам после столицы вояжировка показалась очень неприятной."

Анна Андреевна говорит Хлестакову: "Я думаю, вам после столицы вояжировка показалась очень неприятной."

Фототипия. Сцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие III, явление 2.

Россия, г. Москва. Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909-1917

Бумага фототипная, бумага плотная цветная, печать фототипная, печать типографская. Фототипия: 20,4х30,6. Паспарту: 30,2х40,3 см.

ДГ КП-2069/11

Г-1338

Городничий говорит Хлестакову: "Ва-ва-ва...шество, превосходительство, не прикажете ли отдохнуть?"

Городничий говорит Хлестакову: "Ва-ва-ва...шество, превосходительство, не прикажете ли отдохнуть?"

Фототипия. Сцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие III, явление 3.

Россия, г. Москва. Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909-1917

Бумага фототипная, бумага плотная цветная, печать фототипная, печать типографская. Фототипия: 20,2х31,1. Паспарту: 31,6х40,6 см.

ДГ КП-2069/12

Г-1339

Хлестаков в доме городничего: "Лабардан!..."

Хлестаков в доме городничего: "Лабардан!..."

Фототипия. Сцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие III, явление 4.

Россия, г. Москва. Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909-1917

Бумага фототипная, бумага плотная цветная, печать фототипная, печать типографская. Фототипия: 19,6х31. Паспарту: 32,5х41,7 см.

ДГ КП-2069/13

Г-1340

Городничий обращается к Осипу: "А мне очень нравится твое лицо."

Городничий обращается к Осипу: "А мне очень нравится твое лицо."

Фототипия. Сцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие III, явление 5.

Россия, г. Москва. Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909-1917

Бумага фототипная, бумага плотная цветная, печать фототипная, печать типографская. Фототипия: 21,2х31,6. Паспарту: 32,6х41,4 см.

ДГ КП-2069/14

Г-1341

Городничий с квартальными полицейскими: "Только увидите, что идет кто-нибудь с просьбой..."

Городничий с квартальными полицейскими: "Только увидите, что идет кто-нибудь с просьбой..."

Фототипия. Сцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие III, явление 7.

Россия, г. Москва. Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909-1917

Бумага фототипная, бумага плотная цветная, печать фототипная, печать типографская. Фототипия: 19,4х31,8. Паспарту: 32х40,1 см.

ДГ КП-2069/15

Г-1342

Артемий Филиппович в доме городничего: "Воля ваша, Аммос Федорович..."

Артемий Филиппович в доме городничего: "Воля ваша, Аммос Федорович..."

Фототипия. Сцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие IV, явление 1.

Россия, г. Москва. Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909-1917

Бумага фототипная, бумага плотная цветная, печать фототипная, печать типографская. Фототипия: 21,3х32. Паспарту: 32,6х41,4 см.

ДГ КП-2069/16

Г-1343

Слесарша и Хлестаков в доме городничего: "Слесарша, здешняя мещанка..."

Слесарша и Хлестаков в доме городничего: "Слесарша, здешняя мещанка..."

Фототипия. Сцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие IV, явление 3.

Россия, г. Москва. Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909-1917

Бумага фототипная, бумага плотная цветная, печать фототипная, печать типографская. Фототипия: 21,7х31,7. Паспарту: 32,4х41,4 см.

ДГ КП-2069/17

Г-1344

Хлестаков у ног Анны Андреевны и Марья Антоновна: "Ах, какой пассаж!"

Хлестаков у ног Анны Андреевны и Марья Антоновна: "Ах, какой пассаж!"

Фототипия. Сцена из спектакля "Ревизор" в постановке Московского художественного театра 1908 г. Действие IV, явление 5.

Россия, г. Москва. Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909-1917

Бумага фототипная, бумага плотная цветная, печать фототипная, печать типографская. Фототипия: 21,6х32,7. Паспарту: 30,7х40,3 см.

ДГ КП-2069/18

Г-1345

Открытое письмо. № 38. Ревизоръ Н. В. Гоголя. въ исполненiи Моск. Худож. театра. Нѣмая сцена

Открытое письмо. № 38. Ревизоръ Н. В. Гоголя. въ исполненiи Моск. Худож. театра. Нѣмая сцена

Россия, г. Москва. Художественная фототипия К. Фишеръ (Фотография К. А. Фишера, бывшая И. Дьяговченко), Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909-1917

Бумага плотная, печать фототипная, печать типографская. 8,9х14 см.

ДГ КП-2703

Г-1902
Впервые пьеса Н.В. Гоголя "Ревизор" была поставлена в 1836 году. 18 декабря 1908 года состоялась премьера спектакля «Ревизор» в постановке режиссера И.М. Москвина в Московском Художественном театре (МХТ), при участии К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Художник спектакля - В.А. Симов. Среди исполнителей ролей - А.Ф. Горев (Хлестаков), И.М. Уралов (Городничий), О.Л. Книппер-Чехова (Анна Андреевна), И.М. Москвин (Бобчинский).

С 1909 года Художественная фототипия К. Фишера стала выпускать серию из 84 открыток со сценами из спектакля МХТ «Ревизор» и портретами актеров в костюмах, занятых в спектакле. К.А. Фишер (1859-после 1924) - известный профессиональный фотограф, владелец одного из крупнейших фотографических заведений в Москве; арендовал с 1906 по 1915 годы фирму "Фотография Императорских театров", ему предоставлялось исключительное право на съемку артистов всех Императорских московских театров в костюмах и декорациях.

Открытое письмо. № 48. Ревизоръ Н. В. Гоголя.Моск. Худож. Театръ. Анна Андреевна и Марья Антоновна - О.Л. Книпперъ и Л.М. Коренева

Открытое письмо. № 48. Ревизоръ Н. В. Гоголя.Моск. Худож. Театръ. Анна Андреевна и Марья Антоновна - О.Л. Книпперъ и Л.М. Коренева

Россия, г. Москва. Художественная фототипия К. Фишеръ (Фотография К. А. Фишера, бывшая И. Дьяговченко), Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909-1917

Бумага плотная, печать фототипная, печать типографская. 14х8,5 см.

ДГ КП-2704

Г-1903
На открытке актрисы О.Л. Книпперъ и Л.М. Коренева.

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова (1868-1959) в роли Анны Андреевны. Окончила Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (1898, класс Вл.И. Немировича-Данченко), училась вместе с В.Э. Мейерхольдом. Одна из основателей и первых актрис МХАТа (в театре с 1898 г., первая исполнительница ролей в пьесах Чехова), в котором она играла до 1958 года.Народная артистка СССР (1937).

Лидия Михайловна Коренева (1885-1982) в роли Марьи Антоновны. В 1907 году окончила школу МХТ. С 1907 по 1958 гг. - актриса МХТ. Одна из любимых учениц Станиславского. Изысканная красавица (её рисовали Добужинский и Сомов), одна из самых известных театральных актрис своего времени.

Открытое письмо. № 39. Ревизоръ Н. В. Гоголя. Моск. Худож. Театръ. Растаковскiй - Н. А. Подгорный

Открытое письмо. № 39. Ревизоръ Н. В. Гоголя. Моск. Худож. Театръ. Растаковскiй - Н. А. Подгорный

Россия, г. Москва. Художественная фототипия К. Фишеръ (Фотография К. А. Фишера, бывшая И. Дьяговченко), Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909

Бумага плотная, печать фототипная, печать типографская. 14х8,5 см.

ДГ КП-2750

Г-1985
На открытке Николай Афанасьевич Подгорный (1879-1947), актер МХТ, в роли Растаковского. Подгорный был одним из основателей Школы драматического искусства МХТ, Заслуженный артист Республики (1928), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1938).

Открытое письмо. № 40. Ревизоръ Н. В. Гоголя. Моск. Худож. Театръ. Держиморда - А. П. Бондыревъ

Открытое письмо. № 40. Ревизоръ Н. В. Гоголя. Моск. Худож. Театръ. Держиморда - А. П. Бондыревъ

Россия, г. Москва. Художественная фототипия К. Фишеръ (Фотография К. А. Фишера, бывшая И. Дьяговченко), Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909

Бумага плотная, печать фототипная, печать типографская. 14х8,5 см.

ДГ КП-2751

Г-1986

На открытке актер Алексей Павлович Бондырев (1884-1939) в роли второстепенного персонажа - полицейского Держиморды. С 1908 по 1924 служил во МХАТе, во время гастролей МХТ в США. в 1923 году решил порвать все связи с Советской Россией и попросил право на эмиграцию в Америку. После эмиграции жил в Париже, играл в театре Михаила Чехова и во французском кино.

Открытое письмо. № 41. Ревизоръ Н. В. Гоголя. Моск. Худож. Театръ. Городничiй - И. М. Ураловъ

Открытое письмо. № 41. Ревизоръ Н. В. Гоголя. Моск. Худож. Театръ. Городничiй - И. М. Ураловъ

Россия, г. Москва. Художественная фототипия К. Фишеръ (Фотография К. А. Фишера, бывшая И. Дьяговченко), Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909

Бумага плотная, печать фототипная, печать типографская. 14,3х8,5 см.

ДГ КП-2752

Г-1987
На открытке актер Уралов (Коньков) Илья Матвеевич (1872-1920) в роли Городничего. В 1907-1911 гг. работал в МХТ. На премьере “Ревизора” (1908) - городничий (в расчете на постановку Гоголя Уралов и был приглашен в МХТ). Станиславский подсказывал Уралову, что в роли городничего ее ведущий мотив - страх - должен быть выражен через максимальную сосредоточенность: “Когда он настраивает себя на это - не только первый акт, но и весь вечер - вся роль проходит прекрасно и смешно по выражению страха”. То, что с 1911 г. этот органичный, сочный артист-“бытовик” перешел в Александринский театр, Станиславский считал упущением МХТ.

Открытое письмо. № 42. Ревизоръ Н. В. Гоголя. Моск. Худож. Театръ. Городничiй - И. М. Ураловъ

Открытое письмо. № 42. Ревизоръ Н. В. Гоголя. Моск. Худож. Театръ. Городничiй - И. М. Ураловъ

Россия, г. Москва. Художественная фототипия К. Фишеръ (Фотография К. А. Фишера, бывшая И. Дьяговченко), Издательство "Искусство и жизнь" И.И. Корнилова и Ко, 1909

Бумага, печать фототипная, печать типографская. 14х8,5 см.

ДГ КП-2753

Г-1988

Программа. Комедия "Ревизор" 27 декабря 1913 г. Драматическая труппа Д.И. Басманова, г. Полтава

Программа. Комедия "Ревизор" 27 декабря 1913 г. Драматическая труппа Д.И. Басманова, г. Полтава

Россия, г. Полтава. 1913

Бумага, печать типографская. 33,1х14,5 см.

ДГ КП-1311

Г-711
Полтавский просветительский дом им. Н. В. Гоголя построен в 1901 по проекту петербургского архитектора А. Г. Трамбицкого. Для открытия дома был поставлен спектакль "Ревизор" по комедии Н. В. Гоголя. Дом просвещения связан со многими памятными событиями в жизни Полтавы. На сцене Полтавского Дома просвещения выступали корифеи украинского театра И. К. Тобилевич, М. Л. Кропивницкий, Н. П. Заньковецкая; знаменитые русские драматические артисты М. М. Ермолова, Л. В. Собинов, М. Г. Савина, В. Ф. Комиссаржевская. На сцене дома просвещения показывали спектакли различных театральных трупп, в том числе под руководством Д.И. Басманова - известного антрепренера, который ставил спектакли в Смоленске, Н. Новгороде, Твери.

В 1911-1918 гг. при театре действовал Полтавский музыкально-драматический кружок, давало представления Полтавское Украинское драматическое общество. В 1920 и 1925 гг. в доме выступал А. В. Луначарский, дважды (в 1913 и 1926) - В. В. Маяковский. В 1936 году здесь разместился Полтавский украинский музыкально-драматический театр им. Н. В. Гоголя. В 1941-1943 гг. здание было разрушено, в послевоенные годы дом восстановлен в первоначальных архитектурных формах с приспособлением под кинотеатр "Колос".

Фотооткрытка. Сцена из спектакля "Ревизор". В.М. Петипа, А.А. Баров

Фотооткрытка. Сцена из спектакля "Ревизор". В.М. Петипа, А.А. Баров

УССР, г. Харьков (?). 1919?

Бумага плотная, фотопечать ч/б, печать типографская. 13,8х8,8 см.

ДГ КП-2754

Ф-286
мств».
На открытке напечатана фотография сцены из спектакля «Ревизор» в постановке Н.Н. Синельникова в Харьковском театре, где роль Городничего исполняет А.А. Баров, а Хлестакова – В.М. Петипа. Фотография, возможно, выпущена в 1919 г. в Харькове фотографическим заведением «Русская Светопись» фотографа-художника Михаила Лещинского. Именно благодаря его мастерству, мы сейчас можем увидеть сцены из спектаклей Харьковского театра Н.Н. Синельникова. Он выпускал большое количество фотооткрыток с портретами харьковских актеров и сцен из спектаклей.

В 1841 году на средства известного актера и режиссера Людвига Млотковского на улице Сумской, 9, возводят первый в Харькове каменный театр. Строят его по проекту известного архитектора Андрея Тона. В 1910-1919 годах антрепризу в Харькове возглавил Н.Н. Синельников, под его руководством Харьковский театр стал одним из лучших провинциальных театров России. Спектаклей за целое десятилетие с 1910 года было поставлено много. Наиболее значительные режиссерские работы Синельникова, осуществленные в антрепризе Харькова: "Мария Стюарт" (1910), "Гамлет" (1914), "Ревизор" (1916). Премьера «Ревизора» состоялась в Харьковском театре в 1916 г. и оставалась в репертуаре театра. На тот момент роль Хлестакова исполнял С.Л. Кузнецов. Затем роль Хлестакова получил В.П. Петипа, вошедший в состав труппы харьковской антрепризы Н.Н. Синельникова.

Николай Николаевич Синельников (1855-1939) – замечательный русский режиссёр, актёр, театральный деятель. В 1900-1909 годах - главный режиссер Театра Корша в Москве, с его именем связан подъём этого театра. В советское время работал в Харькове, Ростове-на-Дону, Владикавказе, Саратове. Преподавал в Харьковском театральном училище. Народный артист РСФСР.

Александр Александрович Баров (1890-1920) - русский театральный актёр. В 1908-1912 годах выступал на сцене Mосковского художественного театра. В 1912 году перешёл в Харьковскую труппу H. H. Синельникова, где работал до конца жизни. Один из ведущих актёров этого театра. Превосходно владея актёрской техникой, А. Баров достигал полного перевоплощения. Особенно прославился в роли Городничего в комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя. В своих воспоминаниях Н.Н. Синельников пишет: «Дарование Барова было большого диапазона. И внутренний - по полному перевоплощению в каждой роли [...]. И внешний: прекрасный гример, он изменял в каждой роли свое лицо, фигуру, даже голос до неузнаваемости. [...] он неустанно работал над своим большим природным дарованием и, совсем еще молодым, выдвинулся в первые ряды нашей труппы [...]. В «Ревизоре», играя 25-летним юношей в первый раз в жизни городничего [...] Баров имел громадный успех».

Виктор Мариусович Петипа (1879-1939) -драматический актер, сын балетмейстера М. И. Петипа. На сцене с 1890-х годов. Амплуа - герой-любовник. Виктор Петипа играл, в основном, в провинции. В Харькове у Н. Н. Синельникова он проработал десять сезонов, имел выдающийся успех. В монографии С. Дурылина, посвящённой Н. М. Радину (актер, внук балетмейстера М. И. Петипа), мы можем прочитать: «Известность Виктор Петипа приобрел главным образом на юге – в Харькове, Киеве, Одессе. Его Хлестаков, князь Мышкин, герцог Рейхштадский, Фердинанд были любимыми образами южного зрителя из круга интеллигенции [...] Хлестаков выходил у Виктора Петипа шалуном, капризным мальчиком, который принимает свои фантазии за действительность и требует от окружающих одних игрушек и лако

Рыков Александр Викторович (1892-1966). Эскиз костюма к спектаклю "Ревизор". Хлестаков

Рыков Александр Викторович (1892-1966). Эскиз костюма к спектаклю "Ревизор". Хлестаков

СССР, г. Ленинград. 1926-1927

Бумага, гуашь, белила. 41,6х29,6 см.

ДГ КП-1310

Г-710
Александр Викторович Рыков (1892-1966) - театральный художник. Занимался в театральной студии В. Э. Мейерхольда, в мастерской М. В. Добужинского и Н.Э. Радлова. С 1924 года Рыков работает театральным художником. В том числе он оформлял спектакль Академического театра драмы по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" в 1927 году.

Программа спектакля - комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" в постановке Ленинградского Государственного академического театра драмы СССР, г. Ленинград. 1936 г. 8 с.

Программа спектакля - комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" в постановке Ленинградского Государственного академического театра драмы СССР, г. Ленинград. 1936 г. 8 с.

Бумага, бумага мелованная, металл, печать типографская цветная. 29,7х22,4 см.

ДГ КП-925

КД-127
Спектакль «Ревизор» был поставлен в Ленинградском академическом театре драмы (в 1832-1920 и ныне - Александринский театр) в 1936 году режиссёром Б.М. Сушкевичем. Художником спектакля был Н.П. Акимов. Роль Хлестакова исполнил Б.А. Бабочкин, знаменитый Н.К. Черкасов - роль Осипа.

Программа театральная. Н.В. Гоголь. Ревизор. Комедия в 5-ти действиях

Программа театральная. Н.В. Гоголь. Ревизор. Комедия в 5-ти действиях

Государственный ордена Ленина Академический Малый театр.- Москва: Тип. Изд-ва Академии Архитектуры СССР, 1949.

Бумага, печать типографская цветная. 21х11,7 см.

ДГ КП-2705

КД-737
6 июня 1836 года в Малом театре состоялось первое представление комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». С тех пор она не сходит с этой сцены, выдержав более десяти постановок. Одна из них была осуществлена в 1949 году, программка этого спектакля представлена на выставке. Роль городничего играл Михаил Жаров. Анну Андреевну, жену городничего - Александра Сальникова. Марью Антоновну, дочь городничего - Ольга Хорькова. Ивана Александровича Хлестакова - Игорь Ильинский.

Скульптура. "Актер И.В. Ильинский в роли Хлестакова в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Скульптура. "Актер И.В. Ильинский в роли Хлестакова в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Скульптор: Слоним И.Л., Автор росписи: Лупанова Е.Н.

СССР, г. Ленинград. Ленинградский фарфоровый завод. 1950-е гг.

Фарфор, роспись подглазурная, позолота. Выс. 22 см.

ДГ КП-1778

С-65
Автор формы Слоним Илья Львович (1906-1973). По характеру своего дарования Слоним тяготел к скульптуре камерной. Он много работал над психологическим портретом, создавал жанровые композиции, натурные этюды. В последние годы жизни его особенно привлекала пластика малых форм. Источником вдохновения для мастера был театр, который надолго стал темой его творчества. Создал многочисленные портретные статуэтки и композиционные группы актеров в ролях из произведений Н.В. Гоголя. В том числе портрет замечательного актера Игоря Владимировича Ильинского, который в 1938 году дебютировал на сцене Малого театра в роли Хлестакова.

Программа театральная спектакля "Ревизоръ" Н.В. Гоголя. Московский театр "Современник"

Программа театральная спектакля "Ревизоръ" Н.В. Гоголя. Московский театр "Современник"

Пост. В. Фокина. - СССР, Москва: ПО "Вымпел", 1983.

Бумага, печать типографская цветная. 20,3х10,3 см.

ДГ КП-2267

КД-631
Московский театр "Современник" основан группой молодых актеров в 1956 году. Основатели театра - Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и другие - были недавними выпускниками Школы-студии Московского Художественного театра.

Спектакль «Ревизор» по комедии Н.В. Гоголя был поставлен в 1983 году режиссёром театра Валерием Фокиным. «(...)Всего-то и понадобилось Валерию Фокину и сплотившимся вокруг него актером, что вчитаться в Гоголя. Вчитаться прилежно и непредвзято - и увидеть людей, хоть живущих в своем далеком историческом времени, но - людей, которые являются не просто знатоками, функциями каких-то пороков, нравственных уродств, а именно живыми людьми. Смех Гоголя царит в спектакле "Современника" во всю свою грандиозную мощь. Дух Гоголя осеняет этот спектакль от начала до конца». (Театральная жизнь, 1984 г.) На данный момент спектакль снят с репертуара.

Композиция скульптурная. Застолье в доме городничего. Сцена из "Ревизора"

Композиция скульптурная. Застолье в доме городничего. Сцена из "Ревизора"

Скульптор: Бржезицкая А.Д., Автор росписи: Ширина В.В.
Россия, Московская обл., г. Ликино-Дулево. ПК "Дулевский фарфор". 2008

Фарфор, роспись подглазурная, позолота. 26,2х71х26 см.

ДГ КП-1439

С-45
Творчество Асты Давыдовны Бржезицкой многогранно. Более пятидесяти лет на Дулевском фарфоровом заводе она создавала композиции на сказочные, литературные и театральные сюжеты, в ее скульптуре получили отражение "детская тема", материнство, трудовые будни, не остались без внимания музыка и цирк, выполнен ряд портретов исторических деятелей, людей искусства, писателей, ученых. Начало 70-х годов для Бржезицкой - пора многофигурных композиций с ярко выраженным пространственным началом; сюда входят сюиты "Народные таланты", "Вахтанговцы", "Принцесса Турандот", дулёвские сцены, и, конечно же, "Ревизор" в Театре Сатиры.

В скульптурных персонажах нетрудно узнать актеров: Андрея Миронова (Хлестаков), Анатолия Папанова (Городничий), Михаила Державина и Александра Ширвиндта (Бобчинский и Добчинский), Спартака Мишулина (Хлопов, смотритель училищ). Премьера спектакля «Ревизор» Московского театра Сатиры, поставленного по одноимённой комедии Н. В. Гоголя режиссёром Валентином Плучеком, состоялась 26 марта 1972 года. С неизменным успехом, не в последнюю очередь благодаря звёздному составу исполнителей, он шёл на сцене на протяжении многих лет и вошёл в золотой фонд советского театра. В 1982 году, к 10-летнему юбилею, спектакль был снят на киноплёнку.

Афиша. Спектакль "Ревизор". Комедия Н.В. Гоголя. Куйбышевский академический театр драмы имени М. Горького

Афиша. Спектакль "Ревизор". Комедия Н.В. Гоголя. Куйбышевский академический театр драмы имени М. Горького

Главный режиссер театра П. Л. Монастырский

Художник: Дробицкий Э.Н.

СССР, г. Москва. Типография В/О "Внешторгиздат". 1984

Бумага, печать типографская цветная. 89х58 см.

ДГ КП-2570

Г-1782
Самарский (с 1935 по 1991 годы - Куйбышевский) драматический театр, старейший из провинциальных театров России. Свою историю театр ведёт от первой профессиональной театральной труппы - антрепризы Е. Стрелкова, которая начала свою работу постановкой комедии Н. Гоголя «Ревизор» в 1851 году. В 1936 году после смерти М. Горького театру было присвоено имя писателя. В 1955 году в труппу театра в качестве режиссёра был приглашён молодой режиссёр Пётр Монастырский. В 1959 году Монастырский был назначен главным режиссёром театра (до 1995 года), и с этого времени начинается тот славный период в жизни Самарской драмы, который справедливо называют эпохой Монастырского.

Каждая постановка Монастырского вызывает огромный общественный резонанс и восторженные отклики в прессе как региональной, так и столичной. Театр - постоянный гость на московских сценах. В 1984 году театр на очередных «отчётных» гастролях в Москве на сцене Малого театра показал четыре спектакля по русской классике: «Чайка» А. П. Чехова, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Господа Головлёвы» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Дачники» А. М. Горького. Афиша к спектаклю «Ревизор» - работа Э.Н. Дробицкого. Дробицкий - художник-нонконформист, плакатист, дизайнер. Работал с крупнейшими театральными режиссерами - О. Ефремовым, Любимовым, Г. Товстоноговым. За десятилетия творческой работы он создал множество живописных и графических полотен, плакатов, проиллюстрировал свыше 100 книг, был художником-постановщиком более 200 спектаклей и фильмов.

Программа театральная спектакля "Ревизор" Н.В. Гоголя. Российский Театр драмы им. А.С. Пушкина (Александринский). Пост. В. Фокина. - Санкт-Петербург, 2002

Программа театральная спектакля "Ревизор" Н.В. Гоголя. Российский Театр драмы им. А.С. Пушкина (Александринский). Пост. В. Фокина. - Санкт-Петербург, 2002

Бумага плотная, печать типографская цветная. 20,9х14,8

ДГ КП-2268

КД-632
Спектакль "Ревизор" поставлен в 2002 г. Валерием Фокиным на сцене Театра им. А.С. Пушкина (Александринский театр, Санкт-Петербург) совместно с Центром имени Вс. Мейерхольда в рамках художественно-исследовательской программы "Новая жизнь традиции" на основе сценической версии Вс. Мейерхольда (1874-1940) и М. Коренева, осуществленной в театре ГОСТИМ в 1926 году. Спектакль Фокина «Ревизор» удостоен Государственной премии РФ, Высшей российской национальной театральной премии "Золотая Маска" в номинации "лучший спектакль", Высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой Софит" в номинациях "лучший спектакль" и "лучшая мужская роль" - Сергей Паршин в роли Городничего.

Программа спектакля Ростовского академического театра Драмы им. Максима Горького по пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор"

Программа спектакля Ростовского академического театра Драмы им. Максима Горького по пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор"

Ростов-на-Дону, 2011-2012 гг.

Бумага мелованная, печать типографская цветная, в слож.виде: 21х11 см.

ДГ КП-1175

КД-261
Ростовский академический театр драмы им. М. Горького ведет свою историю c 23 июня 1863 года. Первый в городе театр, деревянный, был построен по инициативе губернатора на средства городских богачей – К.М. Гайрабетова, И.И. Грибанова, М.П. Драшкевича. В один из вечеров на эту сцену в роли Городничего вышел Михаил Щепкин, приглашенный антрепренером Ф. Надлером. Спустя 20 лет, в 1883 году, в Ростове появилось первое каменное здание театра. После революции театр получил имя А. Луначарского и оставался самым значительным в регионе. В 1920 г. здание театра сгорело. Спустя 15 лет было построено современное здание драматического театра, получившего имя Максима Горького.

В 1996 году художественное руководство театром принял на себя коренной дончанин, выдающийся артист и режиссер, заслуженный артист РСФСР, впоследствии – народный артист России, Николай Евгеньевич Сорокин (1952-2013), талантливый педагог, служивший театру с 1975 по 2013 гг. Он и являлся режиссёром и сценографом спектакля «Ревизор», программа которого представлена на выставке.
Яндекс.Метрика