Веселая история о том, как поженились Грицько и Параска. Н.В. Гоголь «Сорочинская ярмарка»

5 июня — 30 июня 2020

О Событии

«Вечера на хуторе близ Диканьки» — первый сборник произведений Николая Васильевича Гоголя. Открывает цикл повесть «Сорочинская ярмарка», действие которой происходит на родине Гоголя в селе Большие Сорочинцы.

190 лет назад писатель приступил к работе над повестью, и в 1830 году она вчерне была написана, а в следующем году завершена. «Путевкой в жизнь» сборника стал отзыв А. С. Пушкина: «Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!».

Обязательно перечитайте «Сорочинскую ярмарку». Смешные приключения героев в духе народных анекдотов составляют большую часть сюжета. История, рассказанная в повести, основана на народных легендах, сказках и песнях. Тут есть место и чертям, и проклятому месту, и влюбленным, которым мешают соединиться, и неверной жене, прячущей своего любовника. Все образы персонажей повести: молодая красавица, удалой парубок, злая мачеха, хитрый цыган, недалекий мужик — достаточно традиционны, как и свадьба в финале. Красочные бытовые подробности, сочные и яркие описания природы, удивительно живописные персонажи сделали «Сорочинскую ярмарку» одним из любимых произведений художников-иллюстраторов. А композитор М.П. Мусоргский на сюжет повести сочинил одноимённую комическую оперу. На выставке экспонируются предметы из коллекции мемориального музея Дома Гоголя, посвященные этому первому признанному произведению великого писателя.

gritsko

Гоголь Н. В. Книга. Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Часть 1-2. Издание второе. - Россия, Санкт-Петербург: Типография Департамента внешней торговли, 1836 г.

Гоголь Н. В. Книга. Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Часть 1-2. Издание второе. - Россия, Санкт-Петербург: Типография Департамента внешней торговли, 1836 г.

Представлено прижизненное второе издание цикла повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя. Первое издание повестей опубликовано: первая часть в сентябре 1831 г., вторая часть - в марте 1832 г. и напечатано в 12-ю долю листа. В 1836 г. «Вечера на хуторе» были напечатаны новым изданием в 8-ю долю листа. Оба издания имели большой успех, усердно читались и «зачитывались».

gritsko

Усов Л. А. Портрет скульптурный. Пасечник Рудый Панько.

Россия, г. Томск. 2009 Кедр сибирский, резьба. 52х31,5х24,3 см.

Леонтий Андреевич Усов (р. 10.01.1948) родился в селе Шангас Пинежского района Архангельской области. Работал в театрах Ачинска, Брянска, Горно-Алтайска, Калинина, Йошкар-Олы. С 1987 года работает в Томском театре юного зрителя. Кроме работы в театре Леонтий Усов всю жизнь занимается скульптурой, в основном деревянной. Единственный в России и за рубежом продолжатель школы известных русских скульпторов XX века Эрьзя и Конёнкова. В том числе создал серию скульптурных портретов Н. В. Гоголя. С 1998 года осуществляет проект «Скульптуры Л. Усова - в дар мемориальным центрам России».

gritsko

Гравюра. Заглавный лист к повести "Сорочинская ярмарка". Гравер: Маковский В.Е., Автор рисунка: Чичагов М.Н.

Из альбома литографий к книге Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Россия, г. Москва. Издание А.Н. Голяшкина. 1876 Бумага, хромолитография. 64,8х48. В свету: 45,3х31,3 см.

Альбом тоновых литографий к произведениям Н.В. Гоголя, выпущенный по инициативе художника В. Е. Маковского. Издание финансировал коммерсант Александр Николаевич Голяшкин (1824-1880). Издание альбома было осуществлено в 1874-1876 годах в личной литографской мастерской В.Е. Маковского в Москве. Это коллективный труд семи художников, близко связанных между собой идейно и творчески. Кроме братьев Маковских - Владимира Егоровича и Константина Егоровича, над иллюстрациями работали Константин Александрович Трутовский, Илларион Михайлович Прянишников, Иван Николаевич Крамской, Михаил Николаевич и Дмитрий Николаевич Чичаговы. Представлен заглавный лист к повести "Сорочинская ярмарка", автор рисунка Михаил Николаевич Чичагов (1837- 1889) - русский архитектор, известный зданиями театров в Москве, Самаре, Воронеже. Представитель псевдорусского стиля.

gritsko

Гравюра. Сорочинская ярмарка. «Славная дивчина, - продолжал парубок…» Гравер: Маковский В.Е., Автор рисунка: Трутовский К.А.

Из альбома литографий к книге Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Россия, г. Москва. Издание А.Н. Голяшкина. 1876 Бумага, хромолитография. 47,9х64,7. В свету: 31х49,2. см.

Представлена гравюра по рисунку К.А. Трутовского к повести «Сорочинская ярмарка». Константин Александрович Трутовский (1826- 1893) - русский жанровый живописец, иллюстратор произведений Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, академик Императорской Академии художеств, член Королевского бельгийского общества акварелистов. Трутовский отличался чрезвычайной плодовитостью: картин, акварелей и карандашных рисунков исполнено им несчетное количество. Кроме сцен украинской простонародной жизни, он изображал типы и нравы мелких помещиков, выказывая в этих изображениях свою тонкую наблюдательность, остроумие и нередко поэтическое чувство. Данная литография иллюстрирует фрагмент повести «Сорочинская ярмарка»: «Красавица наша задумалась […] как вдруг слова: «Ай да дивчина!» - поразили слух ее. Оглянувшись, увидела она толпу стоявших на мосту парубков, из которых один, одетый пощеголеватее прочих, в белой свитке и в серой шапке решетиловских смушек, подпершись в бока, молодецки поглядывал на проезжающих. […] - Славная дивчина! - продолжал парубок в белой свитке, не сводя с нее глаз. - Я бы отдал все свое хозяйство, чтобы поцеловать ее. А вот впереди и дьявол сидит! Хохот поднялся со всех сторон». (Н.В. Гоголь. Сорочинская ярмарка. Гл. I)

gritsko

Маковский В. Е. Автор рисунка, гравер (1846-1920). Гравюра. Сорочинская ярмарка. «Грозная сожительница Черевика ласково ободряла поповича…».

Из альбома литографий к книге Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Россия, г. Москва. Издание А.Н. Голяшкина. 1876 Бумага, хромолитография. 65х47,5. В свету: 37,8х26,7. см.

Представлена гравюра В.Е. Маковского. Владимир Егорович Маковский (1846-1920) - русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены; академик (1873), действительный член Петербургской Академии Художеств (1893). Известен как иллюстратор. Как правило, он выбирал те моменты в литературном повествовании, которые позволяли ему наиболее полно раскрыть характер героев, показать конкретную обстановку, в которой они живут и действуют. С особой любовью иллюстрировал он произведения Н. В. Гоголя: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Старосветские помещики», «Мертвые души». Данная литография иллюстрирует фрагмент повести «Сорочинская ярмарка»: «- Сюда, Афанасий Иванович! Вот тут плетень пониже, поднимайте ногу, да не бойтесь: дурень мой отправился на всю ночь с кумом под возы, чтоб москали на случай не подцепили чего. Так грозная сожительница Черевика ласково ободряла трусливо лепившегося около забора поповича, который поднялся скоро на плетень и долго стоял в недоумении на нем, будто длинное страшное привидение, измеривая оком, куда бы лучше спрыгнуть, и, наконец, с шумом обрушился в бурьян». (Н.В. Гоголь. Сорочинская ярмарка. Гл. VI)

gritsko

Маковский В. Е. Гравюра. Сорочинская ярмарка. «Горе нам, сиротам бедным!...». Рисунок 6 из выпуска 3 литографий к книге Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Из альбома литографий к книге Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Россия, г. Москва. Издание А.Н. Голяшкина. 1876 Бумага, хромолитография. 47,3х64,9. В свету: 26,3х38,8.

Представлена гравюра В.Е. Маковского. Данная литография иллюстрирует фрагмент повести «Сорочинская ярмарка»: «- Может, и в самом деле, кум, ты подцепил что-нибудь? - спросил Черевик, лежа связанный, вместе с кумом, под соломенною яткой. - И ты туда же, кум! Чтобы мне отсохнули руки и ноги, если что-нибудь когда-либо крал, выключая разве вареники с сметаною у матери, да и то еще когда мне было лет десять от роду. - За что же это, кум, на нас напасть такая? Тебе еще ничего; тебя винят, по крайней мере, за то, что у другого украл; но за что мне, несчастливцу, недобрый поклеп такой: будто у самого себя стянул кобылу? Видно, нам, кум, на роду уже написано не иметь счастья! - Горе нам, сиротам бедным! Тут оба кума принялись всхлипывать навзрыд». (Н.В. Гоголь. Сорочинская ярмарка. Гл. XII)

gritsko

Маковский В. Е. Гравюра. Сорочинская ярмарка. «Тут встала она, держа в руках зеркальце». Рисунок 7 из выпуска 3 литографий к книге Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Из альбома литографий к книге Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Россия, г. Москва. Издание А.Н. Голяшкина. 1876 Бумага, хромолитография. 64,7х47,5. В свету: 37,6х26,8.

Представлена гравюра В.Е. Маковского. Данная литография иллюстрирует фрагмент повести «Сорочинская ярмарка»: «Тут встала она, держа в руках зеркальце, и, наклонясь к нему головою, трепетно шла по хате, как будто бы опасаясь упасть, видя под собою вместо полу потолок с накладенными под ним досками, с которых низринулся недавно попович, и полки, уставленные горшками». (Н.В. Гоголь. Сорочинская ярмарка. Гл. XIII)

gritsko

Маковский В. Е. Гравюра. Сорочинская ярмарка. «Я скорее тресну, чем допущу до этого!..» Рисунок 8 из выпуска 3 литографий к книге Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Из альбома литографий к книге Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Россия, г. Москва. Издание А.Н. Голяшкина. 1876 Бумага, хромолитография. 47х63,5. В свету: 37,5х53,9. см.

Представлена гравюра В.Е. Маковского. Данная литография иллюстрирует фрагмент повести «Сорочинская ярмарка»: «Не успела Параска переступить за порог хаты, как почувствовала себя на руках парубка в белой свитке, который с кучею народа выжидал ее на улице. - Боже, благослови! - сказал Черевик, складывая им руки. - Пусть их живут, как венки вьют! Тут послышался шум в народе: - Я скорее тресну, чем допущу до этого! - кричала сожительница Солопия, которую, однако ж, с хохотом отталкивала толпа народа. - Не бесись, не бесись, жинка! - говорил хладнокровно Черевик, видя, что пара дюжих цыган овладела ее руками, - что сделано, то сделано; я переменять не люблю!». (Н.В. Гоголь. Сорочинская ярмарка. Гл. XIII)

gritsko

Гравюра. Сорочинская ярмарка. «Что лежит, Влас?..». Рисунок 5 из выпуска 3 литографий к книге Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гравер: Маковский В.Е., Автор рисунка: Трутовский К.А.

Из альбома литографий к книге Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Россия, г. Москва. Издание А.Н. Голяшкина. 1876 Бумага, хромолитография. 47,9х65. В свету: 33,7х49,8. см.

Представлена гравюра по рисунку К.А. Трутовского к повести «Сорочинская ярмарка». Константин Александрович Трутовский (1826- 1893) - русский жанровый живописец, иллюстратор произведений Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, академик Императорской Академии художеств, член Королевского бельгийского общества акварелистов. Трутовский отличался чрезвычайной плодовитостью: картин, акварелей и карандашных рисунков исполнено им несчетное количество. Кроме сцен украинской простонародной жизни, он изображал типы и нравы мелких помещиков, выказывая в этих изображениях свою тонкую наблюдательность, остроумие и нередко поэтическое чувство. Данная литография иллюстрирует фрагмент повести «Сорочинская ярмарка»: «- Стой! здесь лежит что-то; свети сюда! Тут пристало к ним еще несколько человек. - Что лежит, Влас? - Так, как будто бы два человека: один наверху, другой нанизу; который из них черт, уже и не распознаю!». (Н.В. Гоголь. Сорочинская ярмарка. Гл. IХ)

gritsko

Маковский А. В. Рисунок. Сорочинская ярмарка. Иллюстрация к сборнику повестей Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Россия. 1901 Бумага на картоне, тушь, кисть, перо. 34х23,5; в свету: 33х21,8 см.

Автор рисунка - Александр Владимирович Маковский (1869-1924), сын художника Владимира Егоровича Маковского - известен как портретист, жанрист и пейзажист, а также иллюстратор (иллюстрировал произведения Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. Горького). В 1901 году для "Иллюстрированного собрания сочинений Н. В. Гоголя" (СПб, "Народная польза", 1902 г.), вышедшего к 50-летней годовщине смерти писателя, А. В. Маковский создал рисунки к некоторым повестям из "Вечеров на хуторе близ Диканьки", в частности 16 иллюстраций к "Сорочинской ярмарке".

gritsko

Карточка почтовая. "Сорочинская ярмарка". Художник: Маковский В.Е.

СССР, г. Москва. Издательство Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. 1947 Бумага, печать типографская цветная. 10,1 х 15,1 см.

Владимир Егорович Маковский (1846-1920) - русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены; академик (1873), действительный член Петербургской Академии Художеств (1893). Известен как иллюстратор. С особой любовью иллюстрировал он произведения Н. В. Гоголя: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Старосветские помещики», «Мертвые души». На открытке репродукция иллюстрации фрагмента повести «Сорочинская ярмарка»: «- Вот я уже и не знаю, какого вам еще кушанья хочется, Афанасий Иванович! - отвечала дородная красавица, притворяясь непонимающею. - Разумеется, любви вашей, несравненная Хавронья Никифоровна! - шепотом произнес попович, держа в одной руке вареник, а другою обнимая широкий стан ее». (Н.В. Гоголь. Сорочинская ярмарка. Гл. VI)

gritsko

Мусоргский М.П. Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка"/переложение для арфы Киры Сараджевой.- Москва: Государственное музыкальное издательство (Музгиз), 1936.- (Ноты почтой) - 5 с. лл.

Бумага, печать типографская цветная. 22,7х31 см.

«Сорочинская ярмарка» - опера М. П. Мусоргского в 3-х действиях, 4-х картинах. Сюжет либретто заимствован из одноименной повести Н. В. Гоголя. Комическая опера «Сорочинская ярмарка» начата была Мусоргским в 1875 г., сочинялась медленно и отрывочно и за смертью композитора в 1881 г., осталась неоконченной. Первоначально изданы были лишь пять отрывков из неё: Вступление к опере (обработано по черновым наброскам А. К. Лядовым), Думка Паробка (ред. Лядова), Гопак, Сцена Хиври в ожидании Афанасия Ивановича и Думка Параси (оркестровая редакция всех пяти нумеров принадлежит Лядову). Рукописи Мусоргского давали, однако, еще значительное количество музыкального материала, а именно «Ярмарочную сцену», которой начинается опера, и первую половину 2-го действия. Этот материал был обработан В. А. Каратыгиным, дополнен и инструментован Ц. А. Кюи. Всё же остальное, а именно сцена Черевика с Хиврей и сцена Паробка с Цыганом в 1-м действии, 2-я половина 2-го и все 3-е, за исключением Думки Параси и Гопака, дописаны и инструментованы Ц. А. Кюи и, таким образом, посмертный труд Мусоргского закончен и в этом варианте опера была исполнена 13 (25) октября 1917.

gritsko

Эскиз декорации "Интерьер хаты". К опере М.П. Мусоргского "Сорочинская ярмарка". Художник: Сапрыкина М.Н.

УССР, г. Харьков. 1953 Бумага плотная, гуашь, акварель, карандаш графитовый. 19,8х30,6 см.

Мария Никитична Сапрыкина (1927 - 2012) - советский художник, член Союза художников СССР (1968). Родилась на хуторе вблизи г. Ельца. Закончила театрально-декорационный факультет Харьковского художественного института. В 1953-1955 годах в Харькове М. Н. Сапрыкиной созданы эскизы декораций и костюмов к операм по произведениям Н.В. Гоголя: "Сорочинская ярмарка" М. П. Мусоргского и "Тарас Бульба" Н. В. Лысенко.

gritsko

Сапрыкина Мария Никитична (1927-2012). Эскиз декорации "Пейзаж с рекой и хатой у дороги". К опере М.П. Мусоргского "Сорочинская ярмарка".

УССР, г. Харьков. 1953 Бумага плотная тонированная, акварель, гуашь, карандаш графитовый. 21,6х31 см.

gritsko

Плакат. Сорочинская ярмарка.

СССР, Украинская ССР, г. Полтава. 1984 Бумага, печать типографская цветная. 60х41 см.

Поселок Большие Сорочинцы, наверно, так и остался бы малоизвестным, если бы его не прославил великий земляк - Николай Васильевич Гоголь и его повесть «Сорочинская ярмарка» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». В XIX веке Сорочинская ярмарка была одной из многих ярмарок на Украине Возрождена в 60-х годах XX века. В настоящее время присвоен статус «Национальной Сорочинской ярмарки».

gritsko

Открытка почтовая с репродукцией цветной фотографии М.В. Альперта "Село Большие Сорочинцы (Полтавская область). Река Псел, описанная Н.В. Гоголем в повести "Сорочинская ярмарка".

Из комплекта открыток "По Гоголевским местам" СССР, г. Москва. Издательство "Искусство". 1951 Бумага плотная, печать типографская цветная. 10,5х14,8

М.В. Альперт (1899-1980) - известный советский фотограф и фоторепортер, работал в газете "Правда", ведущий фотокорреспондент агенства печати "Новости". На обороте открытки в названии написано "Река Псел, описанная Н.В. Гоголем в повести (первоначально ошибочно и зачеркнуто: "Тарас Бульба") "Сорочинская ярмарка".

gritsko

Открытка почтовая с репродукцией цветной фотографии М.В. Альперта "Село Большие Сорочинцы (Полтавская область). Мост через реку Псел (место, описанное Н.В. Гоголем в повести "Сорочинская ярмарка").

Из комплекта открыток "По Гоголевским местам" СССР, г. Москва. Издательство "Искусство". 1951 Бумага плотная, печать типографская цветная. 10,5х14,7

М.В. Альперт (1899-1980) - известный советский фотограф и фоторепортер, работал в газете "Правда", ведущий фотокорреспондент агенства печати "Новости". Спасо-Преображенская церковь в Сорочинцах возводилась в 1728–1734 годах гетманом Левобережной Украины Даниилом Апостолом (1727–1732), став усыпальницей для своего основателя и его семьи. 20 марта 1809 года в этом храме крестился Николай Гоголь. В 1955 году Спасо-Преображенская церковь была закрыта, возвратили ее верующим в декабре 1989-го.

gritsko

Гоголь Н. В. Книга. Les veillees du hameau pres de Dikanka. La foire de Sorochinietz = Вечера на хуторе близ Диканьки/ пер. на фр.: в 2 т. Т. 1. - Париж: Editions du Chene, 1946.

Бумага, бумага плотная, печать типографская, брошюровка. 19х12х1,3 см.

Éditions du Chêne- французское издательство, основанное в 1941 году Морисом Жироди. Оно специализировалась на издании иллюстрированных книг по искусству и литературе и до сих пор придерживается этого направления. Выпускает художественную литературу, книги, посвященные фотографии, архитектуре, кино, живописи, кулинарии и т.п. В 1946 году издательство выпустило двухтомник повестей Н.В Гоголя»Вечера на хуторе близ Диканьки».

gritsko

Гоголь Н. В. Книга. Сорочинская ярмарка. Коляска: повести / рис. Г. Савицкого.- Москва: Военное издательство народного комиссариата обороны (Воениздат), 1944.- (Библиотечка журнала «Красноармеец»).- Вып. № 17 (22).

Бумага, печать типографская, печать типографская цветная, брошюровка на скрепках. 14,2х10,5х0,5 см.

Воениздат - одно из старейших издательств в нашей стране. Его история началась 25 октября 1919 г. с создания литературно-издательского отдела Политуправления Реввоенсовета Республики, задачей которого стало снабжение Красной Армии литературой. Издательство являлось органом, осуществлявшим выпуск военной, военно-научной, военно-политической и учебной литературы. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) было издано 22 140 наименований книг, брошюр, листовок общим тиражом 3 276 млн экземпляров. Среди них и художественная литература - произведения русских, зарубежных классиков и советских писателей - очерки, рассказы, повести малого объема печатались огромными тиражами. Большинство книг имело малый формат, что являлось велением времени: книжки небольшого размера умещались в карманах гимнастерки. Так издавалась серия книг карманного формата «Библиотечка журнала «Красноармеец».

gritsko

Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя "Сорочинская ярмарка" Художник: Каневский А.М.

СССР. 1940-е-1960-е гг. Бумага, карандаш, акварель. 29,5х20,8. В свету: 25,6х19.

Аминадав Моисеевич Каневский (1898–1976) – художник-график, книжный иллюстратор, автор сатирических плакатов. Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР. Родился в украинском городе Елисаветграде (Кировограде). Участвовал в Первой мировой войне, служил в Красной армии. Учился во ВХУТЕМАСе. С 1920-х годов публиковался в журналах «Пионер», «Даёшь», в газете «Комсомольская правда»; в 30-х годах – в сатирическом журнале «Крокодил». Классическими стали придуманные Каневским образы Буратино, Мойдодыра, Вити Малеева, иллюстрации к книгам «Кошкин дом» и «Вот такой рассеянный» С. Я. Маршака. В 1937 году создал образ Мурзилки. Также является автором иллюстраций к произведениям Н.В. Гоголя («Миргород», «Сорочинская ярмарка»), М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.В. Маяковского. Увлекался акварельной станковой живописью.

gritsko

Открытка почтовая с репродукцией работы "На ярмарку" художника А.М. Каневского к повести Н.В. Гоголя "Сорочинская ярмарка". Художник: Каневский А.М.

СССР, г. Москва. Издательство "Советский художник". 1952 Бумага плотная, печать типографская цветная. 14,9х9,9

На открытке репродукция рисунка Аминадава Моисеевича Каневского к фрагменту I главы повести «Сорочинская ярмарка»: «Одиноко в стороне тащился на истомленных волах воз, наваленный мешками, пенькою, полотном и разною домашнею поклажею, за которым брел, в чистой полотняной рубашке и запачканных полотняных шароварах, его хозяин».

gritsko

Харламов С.М. Гравюра. Сорочинская ярмарка. Авторский оттиск иллюстрации к произведению Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Россия, г. Москва. 1988 г. Бумага, ксилография. 21,9х16,8. В свету: 15х11,5 см.

Сергей Михайлович Харламов (род. 1942) - народный художник России, секретарь правления Союза художников России, профессор. Окончил МГХПУ (ныне Академия) им. С. Г.  Строганова. Работает в станковой и книжной графике в различных техниках (ксилография, линогравюра). Лауреат всероссийских конкурсов искусства книги, в числе известных работ - иллюстрации к циклу повестей Н. В.  Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Данная гравюра иллюстрирует фрагмент повести «Сорочинская ярмарка»: «Окно брякнуло с шумом; стекла, звеня, вылетели вон, и страшная свиная рожа выставилась, поводя очами, как будто спрашивая: «А что вы тут делаете, добрые люди?» Ужас оковал всех находившихся в хате». (Н.В. Гоголь. Сорочинская ярмарка. Гл. VII-VIII)

gritsko

Кулинич А. В. Гравюра. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя "Сорочинская ярмарка".

СССР, г. Москва. 1980 г. Бумага плотная, автолитография. 42,2х30,8. В свету: 32,3х20,3

Кулинич Анатолий Васильевич (род. 1949) - заслуженный художник России, работает в области станковой живописи, книжной графики и монументальной живописи. С 1975 года - член Объединения молодых художников и искусствоведов МОСХ, с 1982 года - член Союза художников СССР. Работы Анатолия Васильевича, по об¬щему мнению специалистов, принадлежат тому направлению российского «наивного искусства», которое своими корнями уходит в стихию народного творчества и традиций древнерус-ского искусства. За годы творческой деятельности являлся участником более 250 выставок и автором 30 персональных выставок в стране и за рубежом. С 1992 года - организатор и руководитель товарищества художников «Феникс». В 2001 году открыл галерею «Дом Кулинича». Произведения художника хранятся в 23 музеях России, в том числе в ГМИИ имени А.С. Пушкина, ГИМе; а также в частных собраниях в России и за рубежом. Иллюстрировал «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя. На представленной иллюстрации изображены главные герои повести «Сорочинская ярмарка» - Параска и Грицько.

gritsko

Открытка почтовая. "Пляска Черевика с Параской". Иллюстрация А.А. Пластова к повести Н.В. Гоголя "Сорочинская ярмарка".

СССР, г. Москва. Издательство "Советский художник". 1952 Бумага плотная, печать типографская цветная. 10х15 см.

Аркадий Александрович Пла́стов (1893-1972) - один из известнейших русских советских художников, педагог, профессор, академик АХ СССР, Народный художник СССР, лауреат Ленинской и Сталинской премий первой степени. Самые известные работы Пластова: «Колхозный праздник» (1937), «Фашист пролетел» (1942), «Сенокос» (1945), «Весна» (1954). Также писал картины - иллюстрации к литературным произведениям: «Сорочинская ярмарка Н.В. Гоголя; «Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова; «Капитанская дочка» А. С. Пушкина; произведения Л. Н. Толстого; рассказ А. П. Чехова и др. На открытке репродукция картины А.А. Пластова к фрагменту повести Гоголя: «Черевик заглянул в это время в дверь и, увидя дочь свою танцующею перед зеркалом, остановился. Долго глядел он, смеясь невиданному капризу девушки, которая, задумавшись, не примечала, казалось, ничего; но когда же услышал знакомые звуки песни - жилки в нем зашевелились; гордо подбоченившись, выступил он вперед и пустился вприсядку, позабыв про все дела свои». (Н.В. Гоголь «Сорочинская ярмарка», гл. XIII)

gritsko

Открытка "Пляска Черевика и Параски" по повести "Сорочинская ярмарка".

Из комплекта открыток "Иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя" худ. А.М. Куркина. СССР, г. Москва. Издательство "Изобразительное искусство". 1976

Бумага плотная, печать типографская цветная. 14,1х9 см Автор иллюстрации - Александр Михайлович Куркин (1916-2004) - художник, миниатюрист. После Палехского художественного училища в 1940 году начал работать в Палехских художественных мастерских. Также иллюстрировал книги, рисовал декорации для нескольких спектаклей в Москве и Саратове; работал в области монументальной живописи. Произведения находятся в Государственном Русском музее в С.-Петербурге, в музее А.С. Пушкина в Москве, в художественных музеях Костромы, Ярославля, Иванова, Оренбурга, Ростова-на -Дону, Палеха.

gritsko

Рубаха женская поликовая с вышивкой.

Россия, Киевская губ., Черкасский уезд, с. Мошны. Конец XIX - начало XX вв. Лен, нить х/б, шитье ручное, вышивка. Длина по спинке: 56; ширина: 60; длина рукавов: 66 см.

Основным компонентом традиционного женского украинского костюма является рубаха - "сорочка", изготовленная из льняной домотканины и украшенная вышивкой или тканым узором. Она длиннее мужской и состоит их двух частей - нижняя часть (пiдтичка) шьется из более грубой материи. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (додiльнi) - именно они считаются у женщин нарядными и праздничными. В данном случае представлена именно такая рубаха. Подобную рубаху могли носить персонажи гоголевских повестей из циклов «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород».

gritsko

Керсетка цветная с бархатной оторочкой.

Россия, Киевская губ., Черкасский уезд, с. Мошны. Конец XIX - начало XX вв. Ткань, ткань х/б, бархат, нить, шитье машинное, шитье ручное. Длина по спинке: 59; длина по подолу: спинка 80, полочки 71 см.

Нагрудная одежда приталенного типа в виде различных безрукавок получила распространение в начале и особенно во второй половине XIX в. Украинские безрукавки под названием «кирсетка» или «керсетка», отличались свободным покроем, расширенным книзу силуэтом. Изначально кирсетки шили из домотканого полотна белого или тёмно-коричневого цвета. Позже, с расширением мануфактурного производства, их стали делать из фабричной материи (тонкого сукна, бархата, атласа, ситца), однотонной или набивной, тёмной или цветной. В конце XIX в. особую популярность при создании народной одежды, в том числе кирсеток, приобретает так называемый кубовый ситец синего цвета с набивным цветочным рисунком. Обычно кирсетки кроились с цельной или отрезной спинкой. В первом случае изделие подгоняли по фигуре, вшивая клинья в виде трапеции острым углом вверх по бокам и по линии талии со стороны спинки. Кирсетки обильно украшались вышивкой, аппликацией шёлком, плисом, тесьмой, шнуром. Подобную кирсетку могла носить несравненная Хавронья из повести Н.В. Гоголя «Сорочинская ярмарка», а также другие женские персонажи из его произведений.

gritsko

Монета памятная номиналом 5 гривен "Сорочинская ярмарка"

Украина, г. Киев. Банкнотно-монетный двор Национального банка Украины. 2005 г. Нейзильбер, чеканка. Диаметр - 35 мм.

Монеты в память о Гоголе выпускались в России, на Украине и в Тувалу. Данные монеты выпущены Национальным банком Украины в 2005 и посвящены повести Н. В. Гоголя "Сорочинская ярмарка" номиналом 5 гривен. На аверсе монеты в центре на фоне украинского пейзажа изображены М.В.Гоголь и его литературный герой Рудый Панько. На реверсе монеты - многофигурная композиция: на фоне сельской ярмарки едет телега с товаром, запряженная волами, сверху на телеге сидят две женщины в народных костюмах, слева от телеги идет украинец с посохом. Художник - Николай Кочубей. Скульпторы - Роман Чайковский и Владимир Атаманчук.

Поделиться
Яндекс.Метрика