«Великая „Ленинградская“»

11 августа 2022

О Событии

80-летию исполнения Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде посвящается

Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке
Дмитрий Шостакович

Седьмая симфония Шостаковича. которую Ахматова назвала Ленинградской — это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но И всему Советскому народу.

В конце декабря 1941 года в Куйбышеве (ныне Самара) произошло событие, которого ждал музыкальный мир. Дмитрий Шостакович дописал 7-ю симфонию. Премьера состоялась там же в начале марта 1942-го, потом ее исполняли в Москве, за рубежом, и казалось, что ее не слышали только жители города, которому она посвящалась. Тогда руководство Ленинградского фронта приняло решение исполнить 7-ю симфонию в блокадном Ленинграде. Концерт состоялся 9 августа 1942 года. Произведение в блокадном городе исполнил оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга, единственный оставшийся тогда в городе крупный музыкальный коллектив.

В 1942 году советские войска все еще несли страшные потери. Обстановка на фронтах была тяжелейшей. В осажденном Ленинграде после первой и самой страшной блокадной зимы оставался дирижер Карл Элиасберг. Вместе со своим оркестром он с первого дня блокады не прекращал давать концерты, но с середины декабря пришлось прекратить: в живых из всего оркестра осталось около 20 человек. Находясь в госпитале, Элиасберг принял тогда посетителя — одного из своих оркестрантов, а также исполняющего обязанности директора Ленинградской консерватории Григория Фесечко. «Фесечко привез ему предписание о том, что Элиасбергу предлагается создать оркестр и исполнить в блокадном Ленинграде 7-ю симфонию Шостаковича. А Элиасберг лежал в тот момент на стационаре, куда попал с женой, — у обоих был диагноз дистрофия. Наверное, это предписание и подняло его тогда с блокадной койки». — вспоминает обозреватель ТАСС Олег Сердобольский беседы с дирижером.

В день премьеры маршал Говоров с раннего утра обошел все позиции на передовой, раздал последние указания, а потом приехал на концерт в филармонию и занял место в зале вместе с остальными зрителями, давая понять, что ручается за безопасность каждого человека, находящегося в тот день в Большом зале филармонии.

«То, что симфония была воспринята на таком редком эмоциональном подъеме, говорит о том, что она действительно была голосом миллионов людей. Просто они так переживали те события, а композитор это так выразил — гениально», — вспоминает свои беседы с Шостаковичем Олег Сердобольский.

Во время исполнения симфонии была успешно проведена секретная операция «Шквал». Позже участник данной операции напишет стихотворение, посвященное Шостаковичу и самой операции.

Один из немцев после победы СССР над нацисткой Германией признался: «Именно в день премьеры «Ленинградской» симфонии, мы поняли, что проиграем не только битву, но и всю войну. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть все, и голод и смерть..

Этому событию, великому произведению и великому городу посвящена наша выставка.

Поделиться
Книги
Яндекс.Метрика