«Пушкин и Гоголь. Диалог гениев»
О Событии
6 июня 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин
На место этих реальных, простых отношений Гоголь создал в своих письмах (и в своих мечтах) иные, в которых Пушкин являлся его другом, его покровителем, его учителем
Валерий Брюсов
Пушкин и Гоголь: эти два столпа литературы XIX века являются настолько великими, что порой мы забываем видеть в них просто людей. А между тем у них были свои недостатки и достоинства, друзья и недруги. У обоих были сложные характеры и замечательное чувство юмора. Творения Пушкина влияли на работы Гоголя и наоборот. А со временем они даже породнились.
Пушкин поднялся на литературный Олимп раньше Гоголя. Поэтому в то время, когда Николай Васильевич зачитывался поэзией Александра Сергеевича, сам Пушкин о существовании будущего автора «Ревизора» и «Мертвых душ» еще не подозревал. Для Гоголя поэт был почти божеством, воплощением всех добродетелей и талантов. И вот Николай Васильевич решает познакомиться с Пушкиным. Он подходит к двери дома Пушкина, собирается постучаться, но волнение берет верх. Писатель идет прогуляться, переводит дух и возвращается к дому своего кумира.
Стучится. Дверь открывает лакей и сообщает, что Пушкин спит. Гоголь в недоумении: полдень давно минул. «Наверное, всю ночь творил?» — поинтересовался Гоголь. «В карты играли-с» — ответил лакей.
После этого случая любовь к творчеству Пушкина смешалась с юмором, даже с неким сарказмом. Есть даже мнение, что образ Хлестакова в «Ревизоре» написан с Александра Сергеевича.
Кроме того, Николай Гоголь влюбился в хорошую знакомую Пушкина — Александру Смирнову-Россет. Правда, любовь эта не была взаимной. На протяжении многих лет между Гоголем и Александрой сохранялись трепетные платонические отношения. Но эта любовь-дружба добавила некоторое напряжение в отношения между двумя литераторами, поскольку Пушкин, конечно же, не мог не пошутить над Гоголем, раненым стрелой Купидона.
Но шутки на этом не закончились. Много позже Пушкин и Гоголь породнились: внучка Александра Сергеевича вышла замуж за внучатого племянника Николая Васильевича. Правда, к тому времени ни одного из них уже не было в живых.
Гоголевский образ Пушкина обладает стабильным содержанием, чему есть достаточно подтверждений в письмах, и особенно письмах 1837-го года, что делает возможным и необходимым анализ этого образа с точки зрения функциональной значимости.
Интересно наблюдать над развитием гоголевского эпистолярного образа Пушкина.
Основной чертой образа Пушкина в переписке Гоголя на всем ее протяжении является абсолютный литературный авторитет поэта.
Объем обращений к имени Пушкина в гоголевском художественно-критическом творчестве, так же как и в случае с перепиской, намного превышает аналогичный объем у Пушкина.
Пушкинские и гоголевские свидетельства обладают различной достоверностью. В то время как исторические факты и оценки, сообщенные Пушкиным, были приняты с абсолютным доверием, едва ли не все гоголевские воспоминания о Пушкине были оспорены в исследовательской литературе.
Особым феноменом пушкинско-гоголевских взаимоотношений является участие Пушкина в прозе и драматургии Гоголя в качестве персонажа. Имя поэта фигурирует в «Невском проспекте», «Записках сумасшедшего», «Ревизоре» и «Театральном разъезде». Упоминания Пушкина в гоголевском художественном творчестве относятся к 1834-1836 годам. Исключение составляет лишь «Ревизор» в окончательной редакции, принадлежащий к 1841 году. Все они демонстрируют один законченный и лаконичный образ литературной знаменитости, поэта, чье имя увенчивает собой российскую изящную словесность.
Гоголевская литературная критика и публицистика по сравнению с художественным творчеством представляет несравнимо больше возможностей для анализа эволюции образа Пушкина. В литературной критике Гоголя образ Пушкина развивается, проделывая сложный путь от юношеской статьи «Борис Годунов. Поэма Пушкина» до «Авторской исповеди».
В 1830-х годах Гоголь обращается к пушкинскому творчеству в статьях «Борис Годунов», «О поэзии Козлова», «Несколько слов о Пушкине», в которых имя поэта окружается неким сиянием.
Обращаясь к изучению диалога о взаимоотношениях Пушкина и Гоголя, мы ставим своей задачей осмыслить существующие точки зрения писательского общения. что приводит нас к более полному пониманию биографий двух гениев.