Поэма «Мертвые души»: обложки и издания
О Событии
Товар должен продаваться лицом, и нечего«Мертвые души» одно из самых крупных и известных произведений Николая Васильевича Гоголя.
его подслащивать... Можно было бы
допустить излишество этих родов только в
таком случае, когда оно слишком
художественно. Но художников-гениев для
такого дела не найдешь, да притом нужно,
чтобы для того и самое сочинение было
классическим, приобретшим полную
известность, вычищенным, конченным и не
наполненным кучею таких грехов, как мое...
Н.В. Гоголь
Немногие художественные произведения могут вызвать столь бурный общественный резонанс, какой в свое время породили гоголевские «Мертвые души». В 1842 году, когда книга вышла из печати, она стала любимой темой всеобщих разговоров. Одни восторгались: «Чудо как это остроумно и смешно!» Другие возражали: «У Гоголя никто не смешон, потому что в жизни и действиях каждого есть истина». Но не было человека, кого поэма оставила бы равнодушным. Спустя почти два века обращающиеся к «Мертвым душам» читатели понимают, что мир кардинальным образом изменился, а вот человек по своей сути нет. Ведь и сегодня легко встретить дружелюбных мошенников чичиковых, бесплодных мечтателей маниловых, подлых и буйных ноздревых, невежественных и скупых коробочек, грубых и ограниченных собакевичей и жадных плюшкиных. Героев, которых высмеял Н. В. Гоголь и чьи типажи оказались бессмертными, как и сама написанная когда-то великая поэма.
«В „Мертвых душах“ автор сделал такой великий шаг, что все, доселе им написанное, кажется слабым и бледным в сравнении с ними», — так писал Белинский о бессмертном творении Гоголя.
С самого своего выхода в свет, книга много переиздавалась. Её оформляли известные художники, иллюстраторы, графики.
О любви Гоголя к изобразительному искусству хорошо известно: писатель не только испытывал к нему неподдельный интерес, но и сам был увлеченным художником-любителем. Из множества рисунков, сделанных рукой Гоголя, до нас дошли единицы, включая тот, с которого была сделана литография и который украшает обложку первого издания «Мертвых душ» (1842). Этот рисунок имеет особое значение и по графическому решению, и по связи с поэтикой поэмы, и по тому, что касается его возможных источников.
А в начале ХХ века меценату от искусства и коллекционеру Амбруазу Воллару приходит в голову мысль издавать высокохудожественные книги, привлекая к иллюстрированию живописцев, а не книжных графиков, так появляется направление «Livre d’artiste», что в переводе с французского означает «книга художника». Итогом такого подхода становится поэма Николая Гоголя «Приключение Чичикова, или Мертвые души» с 96 офортами Марка Шагала, опубликованная в 1948 году лимитированным изданием. Напечатанные на бумаге ручной выделки с водяными знаками в количестве 368 штук, эти книги были лично подписаны великим живописцем и предназначались для узкого круга избранных лиц. Близкое по духу Марку Шагалу сатирическое повествование Гоголя находит свое выражение в неожиданных черно-белых офортах.
Поэма «Мертвые души» еще при жизни автора была переведена на множество других языков. Она имела невероятный успех. Никому до Гоголя и после него не удавалось так ярко и остро описать лица и поступки.
Поэма не теряет своего значения и сейчас — настолько емкими оказались портреты гоголевских помещиков, настолько точно автор угадал русские характеры
Выставка не дает возможности представить все издания «Мертвых душ», но некоторые из них мы представляем вашему вниманию.