Диалог церкви и светской культуры: «модель» Гоголя в рецепции С. С. Аверинцева

Балакшина Ю. В. (Санкт-Петербург) д.ф.н., доцент РГПУ им. А. И. Герцена / 2019

Разрыв церкви и светской культуры был впервые осознан как проблема в переписке и творчестве славянофилов и Н. В. Гоголя. Гоголь полагал, что светское искусство может играть роль «медиатора», постепенно возводящего душу светского человека к истинам христианства, но выступал против суда над поэзией и поэтом с позиций христианской догматики. Попытка примирить церковь и светскую культуру выявила в творчестве позднего Гоголя целый ряд антиномий и была воспринята современниками как поражение Гоголя-художника. С. С. Аверинцев продолжил решение задачи выстраивания диалога церкви и светской культуры в пространстве филологического метода, предложив особый тип герменевтики, сближающий высокую ученость и глубокую веру, восполняющий литературный подход к тексту наличием универсальной духовной перспективы. Возможно, драма позднего Гоголя повлияла на формирование идеи Аверинцева о двух творческих принципах – античной литературы и ближневосточной словесности, которые могут сосуществовать диалогизируя, но не конкурируя друг с другом.

Яндекс.Метрика