Гоголевские темы и мотивы в романе Д. С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)»

Кривонос В. Ш. (Самара) д.ф.н., проф. СГСПУ / 2019

В статье рассматриваются функции гоголевских тем и мотивов в романе Д. С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)». Для понимания принципиально значимых аспектов романа, занимающего особое место в пространстве русской литературы, существенно, что в Петербурге Мережковского, как и в Петербурге Гоголя, сны невозможно отличить от яви, а явь неотличима от сна. Границы между реальностью и снами в романе намеренно не маркированы. Проснуться в сновидческой реальности Петербурга по-настоящему нельзя, но можно из одного сновидения перейти в другое. Перекличка миров Гоголя и Мережковского, не просто активно использующего гоголевские темы и мотивы, но преображающего их в соответствии со своим замыслом, привела, с одной стороны, к усилению гоголевского смыслового пласта в романе, с другой, к порождению новых смыслов, определивших его художественное и историософское своеобразие.

Яндекс.Метрика