«Птица-тройка» Гоголя и «железные дороги» Белинского: к вопросу о парафрастической природе символов

Сытина Ю. Н. (Москва) к.ф.н., доцент МГОУ / 2019

В русской литературе XIX века путь России метафорически часто связывался с мотивом движения. В «Мертвых душах» Гоголя он получил символическое выражение в образе несущейся Руси-тройки, субстанциальность которой подчеркнул К. С. Аксаков, дав восторженную оценку финалу поэмы. В споре с критиком-славянофилом «западник» Белинский предложил альтернативный символ России, отсылающий не к прежней «святой Руси», а к обновленной «прогрессом», – символ железной дороги. В эстетической перспективе символы «живой» птицы-тройки и «механической» железной дороги могут быть осмыслены благодаря категории парафраза. «Органический» символ порождает ассоциативный спектр значений, так или иначе парафрастирующих древнерусскую словесность, тогда как «механический» аналог движения актуализирует иную парафрастическую традицию, следуя которой – на русском материале – авторы адаптируют достижения западной цивилизации.

Яндекс.Метрика