«Древнерусская православно-христианская образованность» в интерпретации Гоголя и И. В. Киреевского

Анненкова Е. И. (Санкт-Петербург) д.ф.н., проф. РГПУ им. А. И. Герцена / 2019

В статье проводится сопоставительный анализ воззрений Н. В. Гоголя и И. В. Киреевского на те формы русского просвещения и «православно-христианской образованности», которые формировались в рамках древнерусской культуры и затем подвергались определенной трансформации в Новое время. Художник и мыслитель были убеждены в необходимости поддержания духовно-культурной преемственности как в развитии русского общества в целом, так и в историко-литературном процессе. Вместе с тем, выявляются те аспекты размышлений двух современников, которые свидетельствуют не только о личностной особенности каждого, но и о различии мышления философа и литератора. Особое внимание обращено на методологию славянофильского «дела», о чем немало говорил Киреевский, и на результативность писательского слова, волновавшую Гоголя.

Яндекс.Метрика