Кто назвал «Ревизора» побасёнкой? К истории создания «Театрального разъезда»

Падерина Е. Г. (Москва), д.ф.н., вед. науч. сотрудник ИМЛИ им. А. М. Горького РАН / 2021

Патетическая часть завершающего «Театральный разъезд» монолога Автора опирается на слово «побасёнки»: уничижительное значение в него вкладывает один из зрителей, на положительном, утверждающем высокое эстетическое и нравственное значение смеха, настаивает Автор. В статье впервые рассматривается вопрос о реальных и литературных источниках этого полемического мотива и его зарождении в черновых записях Гоголя после премьеры «Ревизора» в 1836 году. Объясняется неожиданный выбор слова: недруги называли комедию Гоголя фарсом, а он спорит с негативным определением «побасёнки». Утверждается, что за гоголевским словоупотреблением скрыта полемика с Белинским и с его оценкой повестей Пушкина в 1835 году, а также в целом с непониманием пушкинского творчества 1830-х годов и его эстетической направленности к простому («обыкновенному») в художественном высказывании. Этот пафос связывает гоголевские наброски 1836 года со статьей «Несколько слов о Пушкине» в «Арабесках» и сохраняется в завершенном «Театральном разъезде» (1842) – в форме развернутого в пьесе мотива. Автор статьи не разделяет распространенного мнения о «Театральном разъезде» как об автокомментарии Гоголя к премьере собственной комедии и считает, что поэтика пьесы еще не получила адекватной трактовки.

Яндекс.Метрика