Цикл лекций «НЕ/Школьная литература». Михаил Лермонтов «Песнь о купце Калашникове»
О Событии
9 октября 2024 года в 19:00 в Доме Гоголя состоится вторая лекция-беседа из цикла «НЕ/Школьная литература», посвящённая поэме Михаила Лермонтова «Песнь о купце Калашникове».
«НЕ/Школьная литература» — это цикл лекций-бесед о том, какие общечеловеческие сюжеты и символы зашиты в известных всем со школьных лет произведениях.
В программе лекций слушателей ждёт разговор о литературных шедеврах, не только оказавших огромное влияние на развитие культуры в целом, но и в которых наиболее ярко можно проследить «силуэты эпох» и архетипические ипостаси Человека — Властитель, Герой-Полубог, Люди без прикрас.
Каждый из архетипов разбирается в отдельном блоке цикла лекций.
Первый блок: Властители (А.С. Пушкин «Борис Годунов», М.Ю. Лермонтов «Песнь о купце Калашникове», А.С. Пушкин «Медный всадник»).
В рамках этого блока разбираются сильные характеры, переживающие трагические события, которые затрагивают не только самого властителя, но и весь подвластный ему народ. «Что развивается в трагедии? какая цель её? Человек и народ — Судьба человеческая, судьба народная», — писал Пушкин. Через характеры этих персонажей автор подсвечивает глобальные дилеммы человеческой жизни: чувство и долг, цена власти, неизбежное душевное одиночество, экзистенциальный ужас. Не случайно в классической греческой трагедии главные действующие лица — это люди огромного внутреннего масштаба, высокого социального статуса. Они, раздираемые внутренними противоречиями, вынуждены сталкиваться с судьбоносными непреодолимыми обстоятельствами.
Второй блок: Герои-Полубоги (поэма «О всё видавшем» (эпос о Гильгамеше), скандинавский эпос («Старшая Эдда» и «Младшая Эдда»), Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).
Этот блок посвящен произведениям, в которых отражена идея Человека в его исходной точке. Разбираемые эпические произведения несут в себе божественную отстраненность, и в то же время наполнены истинно человеческими страстями и переживаниями. В них прослеживается отпечаток ритуалистики.
Шумеро-аккадский («Песнь о Гильгамеше) и скандинавский эпосы («Эдды») достаточно архаичны. Они тесно связаны с мифом и полны архетипических образов, которые цитируются из поколения в поколение уже тысячелетия наряду с «Илиадой» и «Одиссеей» Гомера, глубоко захвативших воображение Гоголя. «Если в наше время возможна гомерическая эпопея, — писал Виссарион Белинский, — то вот вам её высочайший образец, идеал и прототип!.. Если говорят, что в «Илиаде» отражается вся жизнь греческая в героический её период, то разве одни пиитики и риторики прошлого века запретят сказать то же самое и о «Тарасе Бульбе» в отношении к Малороссии XVI века...»
Анализ «Тараса Бульбы» Гоголя занимает особое место в этом цикле лекций. Разбираются образы не столь полубожественные, но безусловно героические, изображенные автором со всем пафосом эпоса.
Третий блок. Люди без прикрас (А.С. Пушкин «Станционный смотритель», Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»).
Третий блок посвящён развороту представлений о человеке как о масштабной идеалистической фигуры к человеку реалистичному: Человеку без прикрас. Герои произведений третьего блока лекционного цикла не вершат судьбы народов, не испытывают патетических чувств, не мучаются в поисках ответов о сущности бытия, а заняты своей маленькой частной жизнью, прекрасной в этой интимности. Закономерно, что и литературный процесс в целом и культура, в частности европейская, движется от образов титанических личности к «простым» людям, к Людям, по терминологии культуролога, исследователя современного искусства Ю.А. Руновой, — без прикрас. «Простые люди», Люди без прикрас, — утверждает она, — не менее сложны, и их житейские истории наводят на не менее глубокие размышления, чем легенды о героях».
Разбирая ипостаси Человека, мы видим — по аналогии с наукой, которая в своем развитии движется от рядом лежащих, очевидно глобальных объектов к исследованиям деталей и «слепых» пятен — такое же движение и в литературе, отражающей культуру повседневности. Интересно, что на, казалось бы, ничтожных объектах, ситуациях и действиях, в которых как будто нет глубины и признаков героического пафоса, часто завязаны Судьбы человека; на «простых» объектах строится самая настоящая жизнь, жизнь на самом деле. Как писал Ипполит Тэн «...самые устойчивые характеры, как в истории людского быта, так и в истории естественной, всегда самые элементарные, самые постоянные и самые общие из всех».
Лекции будут проходить каждую вторую среду месяца.
Лектор: Екатерина Кальцавара, основатель независимого гуманитарного проекта «Диалоги», кандидат филологических наук.
Расписание:
13 ноября 2024 года в 19:00 А.С. Пушкин «Медный всадник»
11 декабря 2024 года в 19:00 Поэма «О всё видавшем» (эпос о Гильгамеше)
15 января 2025 года в 19:00 Скандинавский эпос («Старшая Эдда» и «Младшая Эдда»)
12 февраля 2025 года в 19:00 Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
12 марта 2025 года в 19:00 А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
9 апреля 2025 года в 19:00 Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»
12+