Открытый литературный клуб «Читаем с Гоголем». Рассказ Антона Чехова «Попрыгунья»
О Событии
24 августа 2022 года в 19:00, в театральной гостиной Дома Гоголя в рамках Шестой ежегодной программы городского досуга «КУЛЬТлето», состоится внеочередная встреча открытого литературного клуба «Читаем с Гоголем». Участников ждёт обсуждение рассказа Антона Павловича Чехова «Попрыгунья».
Рассказ «Попрыгунья» был написан Чеховым в 1891 году и опубликован в журнале «Север» в 1892 году. Первоначально произведение называлось «Великий человек», но затем автор сместил акцент на женский персонаж — Ольгу Ивановну, жену доктора Дымова.
Исследователи творчества писателя полагают, что прототипами главных героев произведения — супругов Дымовых и художника Рябовского — послужили реальные люди, с которыми Антон Павлович был близко знаком: известный в своё время столичный врач Дмитрий Павлович Кувшинников, его жена Софья Петровна, а также известный столичный доктор, Илларион Иванович Дуброво, умерший от дифтерита после того, как использовал метод, описанный в рассказе для излечения больной дочери дворянина Куроедова.
Прототипом художника Рябовского стал друг Чехова — художник Исаак Левитан. После выхода в печать рассказа Левитан был возмущён и хотел даже вызвать Чехова на дуэль, отношения между художником и писателем были испорчены, и они не общались 3 года, а с Софьей Петровной Кувшинниковой Чехов больше не общался вовсе, хотя поначалу отношения между Софьей Петровной и Антоном Павловичем складывались самые дружеские. В апреле 1890 года Чехова, уезжавшего на Сахалин, до Троице-Сергиевой Лавры провожали, надо полагать, лучшие друзья — Левитан и Кувшинникова.
По свидетельству современников, знавших Кувшинникову, Софья Петровна была «гораздо глубже своей героини». Её занятия музыкой и особенно живописью были не столь поверхностными, как у Ольги Ивановны; Софья Петровна участвовала в выставках, одна из её работ была приобретена Павлом Третьяковым. Однако Чехов, бывавший у Кувшинниковых, считал, что интерьер квартиры, наличие в ней «музейного чучела с алебардой, щитов и вееров на стенах» характеризуют хозяйку не самым лучшим образом.
Сам автор отрицал наличие каких-либо прототипов, но они очевидны.
Несмотря на попытки Чехова изменить внешность и биографические детали героев, современники узнали в «Попрыгунье» всех действующих лиц. Иногда это «узнавание» обретало комический оттенок. В письме мемуаристке Лидии Авиловой Чехов сообщал, что одна его знакомая, будучи почти вдвое старше Ольги Дымовой, «узнала себя в двадцатилетней героине»: «Главная улика — внешнее сходство: дама пишет красками, муж у неё доктор, и живёт она с художником».
Чтобы встреча была более продуктивной, не забудьте предварительно ознакомиться с рассказом А.П. Чехова «Попрыгунья». Приветствуется активное участие в обсуждении, споры и наличие собственного мнения.
Ведущие: Светлана Панченко и Даниил Рясов, сотрудники Дома Гоголя.
12+
Никитский бульвар, д. 7а, м. Арбатская
gogolinfo@yandex.ru
+7 495 695-75-47
Мероприятие бесплатное. Вход по регистрации
Регистрация