Восемнадцатый сборник научных статей по материалам ежегодных Гоголевских чтений посвящён многообразным связям художественных и публицистических произведений Гоголя с русской литературой XIX–XX веков. В статьях участников конференции анализируется «гоголевский период» отечественной литературы, влияние Гоголя на формирование реализма и модернизма, а также многочисленные связи Гоголя с современной русской литературой. В отдельном разделе сборника собраны статьи, посвященные творческим и биографическим связям Гоголя и Тургенева. Материалы сборника будут интересны не только профессиональным исследователям русской литературы, но и студентам-филологам, а также самому широкому кругу читателей.
Предисловие
Викулова В. П. (Москва), директор ГБУК «Дом Н.В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека», заслуженный работник культуры РФ
Творчество Гоголя и развитие русской литературы
Поэтика Гоголя как предвестие модернизма (заметки)
Манн Ю. В. (Москва), д.ф.н., заслуженный проф. РГГУ, академик РАЕН
В статье показано, что при создании своего литературного произведения Гоголь решает сразу две задачи. С одной стороны, он пародирует некое, и чаще всего современное, художественное движение (в «Невском проспекте» это предшественник кубизма). С другой стороны, он рисует широкую сферу сознания, начиная с мифологических, библейских времен.
Н. В. Гоголь и духовные писатели его времени
Воропаев В. А. (Москва), д.ф.н., проф. МГУ им. М. В. Ломоносова
В статье рассматриваются отношения Н. В. Гоголя с русских духовных писателей. В частности, рассматривается рецензия святого Игнатия (Брянчанинова) на книгу Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». В статье также поднимается вопрос о значении таких понятий, как православный писатель, духовная литература, духовная проза, религиозное литературоведение и др.
Н. В. Гоголь и последующая литература: pro et contra
Виноградов И. А. (Москва), д.ф.н., проф. МГУ им. М. В. Ломоносова
Статья посвящена исследованию противоречивого отношения к наследию Гоголя в русской литературе. Автор анализирует конфликт между содержанием творчества писателя и пафосом его ближайших «последователей», представителей так называемой «естественной школы», в которую вошли писатели западного направления во главе с В. Г. Белинским и Н. А. Некрасовым. Определяется роль П. В. Анненкова, В. П. Боткина, И. С. Тургенева, Н. Г. Чернышевского и других в анти-гоголевской кампании, начатой в 1847 году Белинский в связи с публикацией «Выбранных мест из переписки с друзьями». Подробно описана история статьи Тургенева о смерти Гоголя. Указаны источники знаменитого сатирического выпада Тургеневского персонажа Базарова против Гоголя в романе «Отцы и дети». Представлена объективная картина оценки гоголевского творчества И. С. Тургеневым. Впервые проводится обобщенный анализ отношений Гоголя с западными писателями.
Гоголь и «Вехи»
Гуминский В. М. (Москва), д.ф.н., проф., гл. науч. сотр. ИМЛИ им. А. М. Горького РАН
В статье рассматривается то, как авторы знаменитой антологии «Вехи» (1909) рассматривают Гоголя как религиозного мыслителя и тонкое влияние Гоголя на их критику современного российского интеллектуального общества.
«Лицом к России» (К творческой истории поздних замыслов Гоголя)
Гольденберг А. Х. (Волгоград), д.ф.н., проф. ВСПУ
В статье анализируется роль заметок Гоголя по географии в творческой истории его нереализованного произведения — второго тома «Мертвых душ» и книги по географии России, предназначенной для молодежи.
Гоголь в кругу современников. «Гоголевский период» в русской литературе
Гоголь и Иван Аксаков: «беспрерывная внутренняя переработка» как фактор творчества
Анненкова Е. И. (Санкт-Петербург), д.ф.н., проф. РГПУ им. А. И. Герцена
В статье сравниваются творческие позиции Гоголя и Ивана Аксакова в 1840-х годах. Установлены как сходства, так и расхождения между ними.
Повесть Гоголя «Шинель» и маленький человек в русской литературе ХIХ века
Лиляна Байич (Белград, Сербия), д.ф.н., проф. Белградского университета
В статье рассматривается роль рассказа Гоголя «Шинель», развитие темы маленького человека в русской литературе 19-го века. В развитии темы (Пушкин, Достоевский), достигшей в творчестве Гоголя одного из своих типологических и поэтических свершений, прослеживается несколько течений. «Шинель» сравнивают с рассказами Пушкина «Станционный смотритель» и Достоевского «Бедные люди». Автор исследует, как творчество Гоголя может быть связано с построением жанра Повести о маленьком человеке в русской литературе XIX века.
Манифестация «гоголевского направления» в поэме «Мертвые души»: восточники и западники
Кораблёв А. А. (Донецк, Украина), д.ф.н., проф. ДНУ
В статье демонстрируется опыт расшифровки некоторых ключевых криптоизображений второго тома «Мертвых душ», которые обозначают смысловые границы «Гоголевского направления» в русской литературе 1840-х годов.
Гоголь и Тургенев в сербской периодике
Александра Вранеш, Лиляна Маркович (Белград, Сербия), д.ф.н., проф. Белградского университета
Большое количество исторических и культурных событий оставило след в сербской прессе в течение XIX века, которая, по словам Й.Скерлича, была «выражением духовных течений» и обеспечивала «нечто большее, чем ежедневные новости и обычные развлечения». Писатели и библиографы подчеркивали русскую литературу, которая «не только превосходит другие славянские литературы, но и конкурирует с литературами наиболее образованных европейских народов: французской, английской и немецкой». Газеты, которые приносили библиографические новости о славянской литературе, регулярно публиковали переводы с других языков, с языков, на которых создавалось оригинальное произведение, или через посреднический язык. Энтузиазм Гоголя и Тургенева разделяли целые поколения.
Гоголь и «гоголевский период» в русской и сербской литературе
Сартаков Е. В. (Москва), к.ф.н., ст. препод. МГУ им. М. В. Ломоносова
В статье показано, что полемику о Гоголе и «Гоголевском периоде» русской литературы, вспыхнувшую в русской критике 1860-х годов, вполне можно отнести к сербской литературе, писатели которой, начиная с 1870-х годов, начали активно осваивать гоголевское наследие. Тем не менее, их восприятие творчества Гоголя было односторонним, оно воспринималось «по Чернышевскому» (в Сербии-по его ученику Светозару Марковичу), то есть они видели только социальность и критику пороков общества. Анализ показал, что с годами эти тенденции только усилились.
Жанр повести в «Учебной книге словесности для русского юношества» Н. В. Гоголя
Джафарова К. К. (Махачкала), к.ф.н., доцент ДГУ
Целью данной статьи является изучение жанровой системы и жанра мышления Н. В. Гоголя в своей «Учебной книге словесности для русского юношества», написанной в то время, когда большая часть самых значительных произведений писателя была уже создана. Объектом моего исследования является жанр рассказа как теоретическое понятие и как форма, особенно ценная для творчества Гоголя. В статье показано, что в «Учебной книге» Гоголь не только дает свои характеристики литературным жанрам, но и предлагает систему словесных форм. История как жанр этого произведения является лишь одним из других повествовательных жанров и должна рассматриваться в соотнесении с ними. Научное творчество Гоголя во многом отражает его художественные принципы и специфику жанрового мышления: склонность к синтезу и диалогу жанров.
П. В. Хавский — современник и московский сосед Н. В. Гоголя
Маливанова Е. И. (Москва), науч. сотр. ГБУК «Дом Гоголя»
В статье рассматривается научная и общественная деятельность юриста и историка П. В. Хавского, жившего по соседству с Н. В. Гоголем и знакомого с писателем. В статье приводятся сведения о его научной и хронологической работе, о его взаимоотношениях с компанией Гоголя и с самим Гоголем. Автор статьи выдвигает гипотезу о возможном косвенном участии Гоголя в научной дискуссии, в которой один из друзей писателя М. П. Погодин был одним из главных противников идей Хавского в области хронологических исследований.
Гоголь и Тургенев
Русский помещик Лаврецкий
Сапченко Л. А. (Ульяновск), д.ф.н., проф. УГПУ им. И. Н. Ульянова
Русский помещик — главный образ русской литературы — представляется, как правило, в свете его высокого общественного назначения и христианского долга перед крестьянами. В творчестве Карамзина и Гоголя сформировался соответствующий тип сюжета, воплотившийся в жанре утопии или поучения: годы учебы или Путешествие героя за границу — решение вернуться в родовое имение — перемены в деревне — благополучие крестьян-довольство помещика, счастливого облегчить судьбу себе подобных. Этот сюжет восходит к мифу о культурном герое и легко прослеживается в статье Тургенева «несколько замечаний о русском хозяйстве и русском крестьянине». В романе «Дворянское гнездо» также присутствуют все соответствующие ситуации. На первый взгляд сюжет, ранее имевший условную модальность, находит в романе Тургенева свое «реальное» бытие. Лаврецкий «в меру своих способностей обеспечивал и прочно устанавливал жизнь своих крестьян». Но в отличие от своих предшественников Тургенев говорит не об общем благополучии, а о самоотречении героя. Традиционный сюжет выходит из-под власти мифа и приобретает иной, Тургеневский, смысл — исполнять свой долг без надежды на личное счастье.
Смерть Гоголя в тургеневской рецепции: соблазн предположения
Савинков С. В. (Воронеж), д.ф.н., проф. ВорГУ и ВорГПУ
Похоже, что смерть Гоголя была для Тургенева событием, оказавшим мощное влияние на глубокие порывы его намерения. Если попытаться описать смысловую конфигурацию Тургеневского эпистолярного ответа на смерть Гоголя, то она будет выглядеть примерно так: смерть Гоголя — исторический масштаб — героизм первооткрывателя — близость к глубинам России — судьба и тайна России — смерть Гоголя как тайна судьбы России. Эта смысловая конфигурация связана не только с Гоголем, но и с творчеством самого Тургенева, и прежде всего с его знаменитыми романами 1850-1860—х годов. Статья предполагает, что рассуждения Тургенева о смерти Гоголя были каким-то образом включены в повествование этих романов.
Место и роль волшебно-сказочного мира в народном сознании. «Вий» Н. В. Гоголя и «Бежин луг» И. С. Тургенева
Иваницкий А. И. (Москва), д.ф.н., вед. науч. сотр. ИВГИ им. Е. М. Мелетинского РГГУ
Воспроизводя фольклорные мотивы «Вия» Н.В. Гоголя в романе «Бежин луг», И. С. Тургенев концентрирует свой анализ на психологии магического олицетворения природы.
Гоголь и Тургенев в литературно-критических воззрениях символистов
Сугай Л. А. (Банска Быстрица, Словакия), д.ф.н., проф. Университета им. Матея Бела
Такие темы, как «Гоголь и символисты», «Тургенев и символисты» широко развиты в русском и мировом литературоведении. Однако есть вопрос, который еще не был упомянут исследователями, а именно: Гоголь и Тургенев в рецепции символистов. Сами представители символизма избегали сравнения Гоголя с Тургеневым, как писателем «естественной школы» и как создателем «таинственных» повествований. Оба автора, считающиеся предшественниками символизма, поскольку символисты, по-видимому, живут в параллельных, непересекающихся мирах. Сравнение стилистики, поэтики, художественных приемов Гоголя и Тургенева можно найти только в последней книге Андрея Белого «Мастерство Гоголя» (1934).
Почему Райский не написал роман? (Образ художника у Гончарова)
Рипинская Е. В. (Санкт-Петербург), независимый исследователь (СПбГУ, ИРЛИ РАН)
В статье раскрываются текстовые связи, связывающие образ художника в последнем романе И. Гончарова («Обрыв», 1869) с «Авторской исповедью» Н. Гоголя, впервые опубликованными в его посмертных произведениях (1855). Еще одним источником образа Гончарова оказывается фигура Гоголя, представленная в биографической книге П. Кулиша (1854, 1856). Главы романа, описывающие детство и школьные годы рискованной жизни, выглядят так, словно раскрывают некоторые ее фрагменты. Сопоставление текста романа с письмами, статьями и другими материалами делает четкой ориентацию на фигуру И. Тургенев как еще один пласт художественного образа. Рассмотренные литературно-биографические параллели не исчерпывают круга источников, на которые проецируется образ художника-любителя. Однако это позволяет ответить на вопрос, поставленный в названии: почему Райский так и не написал роман?
Метасюжет о «Мёртвой красавице» / «Мёртвой невесте»: от романтизма к постромантизму (Жуковский, Пушкин, Гоголь, Тургенев)
Шульц С. А. (Ростов-на-Дону), д.ф.н.
«Спящая царевна» Жуковского, «Сказка о мертвой княгине и семи рыцарях» Пушкина относятся к одной линии развития романтического мета-сюжета о «мертвой красавице» / «мертвой невесте», где позже Панночка появится «живой» и встанет из гроба (гоголевский «Вий»), а Клара «оживет» в видениях и снах Аратова (Тургеневская «После смерти (Клара Милич)»).
Образы немцев в творчестве Н. В. Гоголя и И. С. Тургенева: продолжение литературной традиции
Рясов Д. Л. (Саратов), к.ф.н., ст. препод. СГУ им. Н. Г. Чернышевского
В статье подробное сравнение эпизодов из произведения Н. В. Гоголя и И. С. Тургенева, в которых появляются персонажи немецкого происхождения.
Символика двойственности в художественном тексте (на материале произведения Гоголя и Тургенева)
Высоцкая В. В. (Москва), ст. препод. Университета РАО
В художественном тексте двойственность может выражаться на уровне композиции в виде удвоения, повторения, противопоставления, отражения, а на экзистенциальном уровне — в выборе между двумя возможностями. В рассказе Гоголя «Шинель» число два, как удвоение, и число четыре, как двойное удвоение, выступают на всех уровнях: лексическом, фонетическом, количественном и пространственном. Другой тип двойственности наблюдается в творчестве Тургенева, где это понятие связано с внутренней жизнью персонажей и проявляется в колебаниях между разумом и чувством. Рациональная и эмоциональная сферы, Несмотря на различные функции и различную локализацию, образуют единство, пересекаясь и взаимно влияя друг на друга.
Влияние Гоголя на формирование реализма и модернизма
А. П. Чехов о (в) гоголевской «Коляске»
Капустин Н. В. (Иваново), д.ф.н., проф. ИвГУ
В статье раскрываются некоторые соответствия между «Коляской» Гоголя и литературным произведением Чехова, которые никогда не были изложены ранее. Это приводит к выводу, что исследуемый рассказ является самым «чеховским» произведением Гоголя.
От Н. В. Гоголя к Л. Н. Толстому: метаморфозы «дома» в пространстве русской литературы
Нагина К. А. (Воронеж), д.ф.н., проф. ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
В статье исследуется «плохое» пространство в творчестве Н. Гоголя и Л. Толстого, одним из вариантов которого является «укрытие» «жалкого разврата». Мотивы движения / застоя, связанные с этим пространством, встречаются в романе Н. Гоголя «Невский проспект», в «Исповеди», «Крейцеровой сонате», «Воскресении» Л. Толстого. Поиск метафизической сущности женщины и размышления о причинах и последствиях ее падения объединяют эти произведения, а также статью «Женщина» Н. Гоголя и работу толстого «Сон».
«Сны и предсонье»: дискурсы бессознательного у Н. В. Гоголя и А. М. Ремизова
Таня М. Попович (Белград, Сербия), д.ф.н., проф. Белградского университета
В данной статье рассматривается проблема бессознательного дискурса и зеркальной структуры в прозе Ремизова и Гоголя. «Беззеркальный» подразумевает не только симбиотический знак перевернутого мира, или искаженное отражение образа своего или чужого, но и великолепную художественную форму. В Центре анализа — Ремизовский «Огонь вещей», опубликованный в книге «Огненная Россия» и рассказы Гоголя: «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Нос», «Шинель».
Гоголь и Розанов: проблемное поле в свете судьбы России
Есаулов И. А. (Москва), д.ф.н., проф. Литературного института им. А. М. Горького
По мнению Розанова, судьба России каким-то таинственным образом связана с творчеством Гоголя. В статье рассматривается логика рассуждений русского мыслителя. Высказывания Розанова рассматриваются в контексте «Серебряного века», символическим представителем которого является Бердяев. Обозначен характерный редукционизм такого подхода и намечены методологические пути его преодоления.
Личность и творчество Гоголя в церковной рецепции начала ХХ века
Балакшина Ю. В. (Санкт-Петербург), д.ф.н., учёный секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института
На основе публикаций в наиболее значимых церковных журналах в статье рассматривается прием творчества Гоголя в церковных кругах в начале XX века. Автор подчеркивает кардинальное изменение отношения церковных писателей и публицистов к наследию Гоголя и русской литературе в целом. Также выделяются различные типы аргументов, используемых для «оправдания» писателя и доказательства христианских истоков его творчества.
Город в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес»: гоголевский ракурс
Кривонос В. Ш. (Самара), д.ф.н., проф. СГСПУ
Автор исследует особенности литературного контакта с поэмой Гоголя «Мертвые души» в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес». Рассмотрены важные параллели, которые роман Ф. Сологуба проецирует на поэму Гоголя. Особое внимание в этих работах уделяется сопоставлению провинциальных городов. Функции слухов и сплетен и их влияние на поведение персонажей романа, а также на развитие основных мотивов и интриг сюжет изучены. Сравниваются причины и формы бегства из города персонажей Гоголя и Ф. Сологуба.
«Лысый появился» (Гоголевский подтекст в повести М. А. Булгакова «Дьяволиада»)
Яблоков Е. А. (Москва), д.ф.н., вед. науч. сотр. Института славяноведения РАН
Главной темой статьи является сравнительный анализ двух рассказов: «Дьяволиада» М. Булгакова и «Нос» Н. В. Гоголя. Показано, что Булгаков сознательно подражал Гоголю, периодически меняя мотивы и структурные принципы «Носа». Анализ дает возможность предложить более развернутую интерпретацию истории Булгакова.
О ревизорах и хлестаковщине в драматургии М. А. Булгакова
Иваньшина Е. А. (Воронеж), д.ф.н., проф. ВорГПУ
В данной статье на материале драматургических произведений М. А. Булгакова реализуется ситуация пересмотра, восходящая к гоголевскому предлогу. Эта ситуация является одним из ключевых элементов Булгаковского сюжета судьбы, реализованного через обман, превращающийся в самообман («Зойкина квартира»). Особое внимание уделяется театральному аспекту правительственного инспектора коллизии и инструментам обхода регламентов и изложения реальности, которой обладает театр («Багровый остров», «Кабала святош», «Полоумный Журден»).
Семантика путешествия в творческой биографии Н. В. Гоголя
Швецова Т. С. (Воронеж), студентка ВорГПУ
Статья посвящена анализу категорий «путь», «путешествие», «путешественник», «дорога» в творчестве Гоголя, в частности в его письмах современникам. В контексте гоголевского эпистолярного творчества путешествие представляется особой формой жизни и творчества писателя, интерпретируемой им как необходимое условие целеполагания. По Гоголю, жизненный путь должен быть соотнесен с нарисованным сверху маршрутом, и только в этом случае можно приобрести собственный «жизненный путь». И этот путь не обязательно будет соответствовать идее приоритета прямолинейного движения к цели. Это особенно верно, если это путь русского народа. Русские люди часто стремятся свернуть с прямой дороги, но, по Гоголю, им нужно только это боковое движение, в конечном счете, для того, чтобы не сбиться с истинно определенного божественной силой пути их жизни.
Гоголь и современная русская литература
Гоголевские мотивы в романе Альвдис Н. Рутиэн «Некоронованный»
Волоконская Т. А. (Саратов), к.ф.н., ст. препод. СГУ им. Н. Г. Чернышевского
В статье показано и проанализировано влияние поэтической манеры Гоголя на роман «Некоронованный» Альвдиса Н. Рутьена. Показано, что роман, являющийся по своим формальным признакам произведением фанфиком, вписан в русскую литературную традицию благодаря использованию тем, фигур и мотивов из классических текстов.
Традиции волшебной сказки и творчества Н. В. Гоголя в рассказе А. Битова «Но-га»: к проблеме литературной эволюции
Плешкова О. И. (Барнаул), к.ф.н., доц. АлтГПУ
В статье поднимается вопрос о влиянии творчества Н. В. Гоголя на темы и образы русской постмодернистской литературы. Основной темой статьи является история А. Битов «Нога». В статье рассматриваются структурные элементы этой повести, восходящие в основном к рассказам Гоголя. Влияние мотивов творчества Гоголя по повести А. Битова изучается с точки зрения теории литературной эволюции Ю. Н. Тынянова.
Двадцать лет хлестаковщины: Хлестаковский фестиваль в Саратовском университете
Захаров К. М., Волоконская Т. А., Рясов Д. Л. (Саратов), д.ф.н., доцент СГУ им. Н. Г. Чернышевского / (Саратов), к.ф.н., ст. препод. СГУ им. Н. Г. Чернышевского / (Саратов), к.ф.н., ст. препод. СГУ им. Н. Г. Чернышевского
В статье описывается история Хлестаковского фестиваля — ежегодного комического мероприятия, посвященного персонажу Гоголевского «правительственного инспектора» И. А. Хлестакову, самому известному литературному персонажу Саратовской губернии.