Книга. Мастерство Гоголя. Исследование
Белый Андрей (1880-1034). Книга. Мастерство Гоголя. Исследование / предисл. Л. Каменева; оформ. Л.Р. Мюльгаупта. - Москва-Ленинград: ОГИЗ ГИХЛ, 1934.
Бумага, картон, печать типографская, переплет. 23х16х1,5 см.
ДГ КП-2757
КД-757
Книга Андрея Белого «Мастерство Гоголя. Исследование» имела сложную, драматичную судьбу. Идею книги Андрей Белый сформулировал еще в журнальной статье 1909 года, а затем в течение десятилетий обдумывал свой замысел. Выхода книги в свет писатель не дождался: он умер в январе 1934 года, а буквально в конце того же года, 21 декабря, она была подписана к печати с предисловием Льва Каменева. Над оформлением издания работал художник Лев Ричардович Мюльгаупт (1900-1986) - график, гравер, иллюстратор, живописец, ученик В. Фаворского и Л. Бруни. Образ Гоголя на переплете дополняется галереей персонажей сюжетного форзаца, по праву вошедшего в историю книжного искусства. «Книга […] остается до сих пор недооцененным и до конца необъясненным вкладом в изучение великого писателя. Время первой публикации книги (1934 г.) не благоприятствовало ее объективной оценке: все громче раздавались требования классового, пролетарского подхода к литературе, все ожесточеннее - критика формализма и «безыдейности». Об этом можно судить по предисловию Л.Каменева, довольно благожелательному по отношению к книге. С одной стороны: «Мы готовы достаточно высоко оценить труд, вложенный Белым в его книгу, а самую книгу рассматривать как серьезный и благотворный вклад в создающуюся науку о словесном искусстве». С другой стороны: Белый «пренебрег драгоценным орудием исследования - материалистической диалектикой». За такое пренебрежение, - продолжает Каменев, - «самый мягкий литературный трибунал должен был бы приговорить автора к самой суровой литературной казни». […] Неудивительно, что книга Андрея Белого не переиздавалась. […] Лишь спустя чуть ли не треть века издание было повторено: Андрей Белый. Мастерство Гоголя. М. МАЛП, 1966. […] Поражает и замечательная строгость в оценке Белым своего труда - такое встречается не часто: к «завоевателям новой науки» он себя не относит, но лишь к скромным «собирателям сырья». Каменев как автор предисловия согласился с этими словами, и в таком совпадении оценки и самооценки невольно видится предвестие трудной судьбы настоящей книги. Каменев (повторим еще раз: при очень сочувственном отношении к работе) не упускает случая упрекнуть ее автора в формализме: «...все эти, удачные и неудачные, сопоставления даются без всякой связи с темой, задачей, направлением рассматриваемых произведений». Андрей Белый сдавать позиций не собирается, но, возможно, чувствуя неподготовленность аудитории, относит признание своего опыта к далекому будущему. Что же, сегодняшний читатель действительно находится в более выгодном положении: усвоив опыт формальных изучений, пройдя школу структуализма, отечественную и зарубежную, он, надо думать, вполне оценит пользу и своевременность переиздания «Мастерства Гоголя». Манн Ю. В. Из предисловия к переизданию книги Андрея Белого «Мастерство Гоголя». М.: Книжный Клуб Книговек, 2011.