«Театральная мастерская»

1 июня — 21 июля 2019

О Событии

В «Доме Гоголя» открывается выставка театральных работ Владимира Васильева. В её экспозиции декорации к спектаклям и эскизы их сценических решений. «Театральная мастерская» — первая выставка театральных работ Владимира Васильева за многолетнюю историю выставочной деятельности художника, большинство представленных произведений будут показаны впервые.

В «Доме Гоголя» уже состоялись две выставки Владимира Васильева. Весной 2016 года были представлены живописные и графические работы, пейзажи природы. Весна 2018 года ознаменовалась выставкой акварельных работ «Сказки об Италии». Книга отзывов накопила наряду с восторженными и благодарными откликами посетителей просьбы «показать, если они есть», работы о театре. Искренним ответом на многочисленные просьбы и стала выставка «Театральная мастерская» Владимира Васильева.

Владимир Васильев — легенда мирового балета, «Бог танца», кумир многих поколений балетных артистов, балетоведов и балетоманов мира и просто зрителей, которым повезло увидеть его на сцене или в кино. Уникальный танцовщик и новатор классического танца, режиссёр, хореограф, актёр, педагог, чей труд и талант снискали несметное количество наград, титулов, званий, премий, Васильев ознаменовал собой и ХХ век, и целую эпоху мирового балета. Слава Владимира Васильева — артиста и хореографа — имеет поистине «вселенский» масштаб. Но уже четверть века Васильев работает в качестве живописца, акварелиста, и более двадцати лет не прекращается обширная выставочная история художника Владимира Васильева. Десятки выставок в России и за её пределами сделали акварельные работы и живопись Васильева узнаваемыми и известными. Коллеги по новому цеху приняли художника в свои творческие ряды: Васильев — член ТСХ России и член СХ Татарстана. Безусловно, зрение художника изначально проявлялось в его хореографических работах — он всегда тесно взаимодействовал с художниками театра, совместно определяя задачи по оформлению сцены. В 2006 году балет «Щелкунчик» для Школы Большого театра в Бразилии стал первым, где Васильев совместил функции хореографа-постановщика и сценографа. С тех пор Васильев работает в собственных постановках и как театральный художник, создавая живописное пространство сценической декорации в сложном мультимедийном проекционном решении.

Танец как таковой абсолютно самодостаточен, пластика, движение человеческого тела способны внятно «рассказать» сюжет. Но сколь обогащено театральное действие, если возникает не просто интерьерный контекст, а органичная среда, если художественное решение пространства сцены «работает» на диалог танцовщика и зрителя. Для Васильева — хореографа и художника — важны многие составляющие: предельно важно соответствие декорационного и режиссёрского решения, музыкальной ткани спектакля. Васильев как продолжатель художественной традиции русского театрального искусства создаёт, прежде всего, художественное повествование, наполненное выразительными образами, метафорами, обилием красок, полутонов, нюансов. Декорационные пространства, миры Владимира Васильева никогда не воспринимаются конкретной однозначностью. Сценография Васильева — всегда широкое, тонко решённое ассоциативное поле, ведь Васильев сцену знает, что называется, «изнутри». Все произведения, представленные на выставке «Театральная мастерская», — это работы к постановкам Васильева-хореографа и режиссёра или по его постановкам. Они создаются до сценического воплощения и, кроме своего прямого предназначения — оформления спектакля, безусловно, помогают в режиссёрском постановочном процессе. Хореограф, режиссёр и театральный художник Васильев видит свой замысел до точной его визуализации, единым знаменателем. И не каждый режиссёр и художник по отдельности может этим похвастаться. В контексте выставки «декорационные» работы видны — они несут другую, «рабочую» нагрузку и по характеру отличаются от эскизов, которые представляют разные сцены из балетов и спектаклей. Эскизы сцен спектакля сделаны художником до постановки спектакля, в процессе, а зачастую и после — в доработку на будущее. Выполнены они, как правило (за редким исключением на живописную работу маслом), акварелью. И именно акварель даёт возможность создать в творческих обстоятельствах поиска мгновенный набросок, являющий собой сценическое решение.

Спектакли, оформленные Васильевым-художником, были показаны на сценах Большого театра (Москва), Театра «Колон» (Буэнос- Айрес, Аргентина), Римской оперы (Рим, Италия), театра «Колизеум» и Сэдлерс Уэллс (Лондон, Англия), Красноярского, Воронежского и Пермского театров, Греческого Балета (Афины, Греция), в балетах Школы Большого театра в Бразилии. В экспозиции выставки — эскизы и декорационные решения балетов «Дон Кихот», «Жизель», «Щелкунчик», «Макбет», «Золушка», «Анюта», «Красный мак», «Блуждающие звёзды», «Икар» и др. Всего за эти без малого 15 лет Васильевым оформлено более 15 спектаклей, а также множество гала-концертов и памятных вечеров в России и за её пределами. В том числе Васильевым-сценографом оформлены и спектакли его Творческих Мастерских по произведениям русской классической литературы, представляющих собой сборник хореографических новелл разных хореографов. В экспозиции выставки представлены эскизы к спектаклю современной хореографии «Живые души» Творческой Мастерской В.В. Васильева по творчеству Н.В. Гоголя. Владимир Васильев создаёт балеты на сюжеты произведений великих русских писателей, возвращая нам и подрастающему поколению нравственную систему координат русской литературы, её высокие духовные смыслы. За последние шесть лет таких Творческих мастерских современной хореографии Владимира Васильева состоялось пять: по творчеству А.В. Платонова, В.П. Астафьева, Н.В. Гоголя, В.М. Шукшина и Л.Н. Толстого. Словосочетание «деятель культуры» в отношении Владимира Викторовича Васильева приобретает свой первородный, высокий смысл, очищается от клише и штампа. Да, Васильев сегодня — и деятель, и созидатель, и движитель культуры.

...В его живописи и акварели поразительно то, что, в общем, есть в натуре этого замечательного человека и артиста, — удивительная искренность, умение дойти до глубокого выражения себя в творчестве... каждая акварель, каждая живописная работа излучает его удивительное, высокопоэтическое ощущение окружающего, доброты, красоты и какое-то очень возвышенное понимание мира

И.А. Антонова, доктор искусствоведения, академик РАХ, Президент ГМИИ им. А.С. Пушкина

АДРЕС: Никитский бульвар, д. 7 (м. Арбатская)
Выставочный зал «Дома Гоголя»
Время работы:
каждый день, кроме понедельника и вторника, с 12:00 до 20:00
Телефоны для справок: +7 495 697-26-02
Стоимость билета: 150 руб., 100 руб. — льготный

Поделиться
Яндекс.Метрика