О Событии
В начале мая выставочный зал Дома Гоголя открывает персональную выставку работ заслуженного художника России Бориса Ведерникова, убеждённого последователя и продолжателя высокой традиции русской реалистической школы живописи. В экспозиции без малого 60 произведений, выполненных в технике масляной живописи, пейзажи русской природы, городские пейзажи, пейзажи Италии, натюрморты.
Борис родился в 1967 году в Москве, в семье певца Александра Фёдоровича Ведерникова и органистки, пианистки, заслуженной артистки России, профессора, заведующего кафедрой органа и клавесина Московской консерватории Натальи Николаевны Ведерниковой. Имеющий признание мирового масштаба солист Большого театра Александр Ведерников был истинным и многогранным Художником. С детства он прекрасно рисовал, самоучкою стал — и был всю свою жизнь цельным, самобытным художником удивительного композиционного дарования. Если бы не приоритет певческой деятельности, Россия сейчас знала бы имя живописца Александра Ведерникова. Сын Борис именно от отца получил первые уроки живописи. Выбор был сделан, и в 12 лет мальчик поступает в Московскую среднюю художественную школу при Суриковском институте, где учится у Сергея Николаевича Андрияки. Затем в 1985 году поступает в МГХИ им. В.И. Сурикова (мастерская станковой живописи, преподаватель профессор В.Н. Забелин). В 1993 году Ведерников становится стипендиатом Российского Союза художников, и уже через год его принимают в МСХ. Затем была аспирантура РАХ, занятия в творческой мастерской академиков А.П и С.П. Ткачёвых. Борис Ведерников благодарен своим учителям, всегда и ныне бесконечно тепло, с любовью говорит о них.
Вы читали роман Ивана Шмелёва «Лето Господне»? С описанием всех праздников, радостей, постов, укоренённых правил жизни семьи автора, равно как и многих других русских семей? Читаешь «Лето Господне» — и ощущаешь: ты у себя дома, и душа твоя — у себя дома. То же и с живописью Бориса Ведерникова. Живописец, родившийся в 67 году ХХ века, рассказывает о мире своего детства, о своей личной прекрасной Москве, где городской пейзаж населён людьми, живёт движением автомобилей, кремово-голубых пухлых автобусов, как будто по форме и созданных для втискивающихся в них людей. Его надмирные и бесконечно красивые в существе своём, одухотворённые пейзажи природы — все как бы вне времени, а натурное существование натюрмортов можно отнести к любому веку русской жизни. Всё пространство работ Бориса Ведерникова дарует зрителю ощущение и чувствование композиционной, колористической, мелодической гармонии. Гармоничны фрагменты интерьеров русского дома, непринуждённые щедрые букеты в старинных вазах на малиново-бархатных скатертях, скатертные узоры то византийского, то азиатского характера, и все эти сочные, рельефные подробности сообщают нашей генетической памяти и диапазон, и ощущение глубокой русской старины. И в тканях и драпировках, и во всём безупречно срежисированном, сбалансированном предметном ряде Ведерникова — осязаемо само Время, декоративно переработанное ходом истории. Эта глубокая ретроспектива в старую Русь даёт совершенно неожиданное, удивительное разрешение: мощную духовную перспективу в будущее. Жаркая, стихийная энергия работ Ведерникова истинно русской природы, — и это, казалось бы, при всём его камерном, «тишайшем», сбалансированном повествовании! Парадокс. А как может быть в наше время — абсолютно естественен и абсолютно не «вымучен» постановочный натюрморт? Тоже парадокс, а ведь может — если его организует любовная рука, чувствующая композиционный баланс, характер и соотношения, отношения предметов, и главное — если этой рукой ведёт искреннее чувство! Борис Ведерников и отличен сейчас от многих и многих удивительной искренностью художественного и человеческого высказывания. В работах художника ощутима глубокая личностная цельность. Живописец радушно и широко, как в гости, приглашает в пространство своего эстетического выбора, в мир русской жизни с её стилем, привольным эстетическим ладом, вкусом жизненного уклада, лада вещей, предметов обихода, данных зрителю в абсолютной физической осязаемости. Удивительно, но даже пейзажи с изображением итальянской природы у Ведерникова звучат столь глубоко и задумчиво, столь одухотворённо (чему не противоречит его определённый романтический декоративизм), что вспоминаются италийские пейзажи русских художников первого ряда: Поленова, Иванова, Кипренского, и Кончаловского, и Корина, и знаешь, что видишь Италию — русским взглядом выдающегося живописца. Что уж говорить о русском пейзаже Ведерникова!
«Без пейзажа не существует русской живописи. Мы настолько связаны с нашей землёй, что, даже отринутые, продолжаем питаться воспоминаниями о ней… Поразительна красота морозной тишины на огромных пространствах. Я люблю писать зиму. В русской зиме есть что-то созерцательное. Белые снега, покрывающие всё вокруг…» (Б.А. Ведерников, из интервью).
В 2018 году Б.А. Ведерников был удостоен ордена «За службу России», в 2019 году — ордена «За благородство помыслов и дел». Думается, что и искусство России, и Отечество наше сберегается, живёт, простирается в будущее благодаря таким Художникам, таким личностям, как живописец Борис Ведерников.
Лариса Мещерякова. Куратор выставки, искусствовед
Награды Российской Академии Художеств:
1. Дипломы — 2002 и 2012 год.
2. Серебряная медаль РАХ — в 2014 году.
Грамоты и Благодарности:
1. Грамота Академии акварели за многолетний добросовестный труд (2022 год).
2. Грамота: Указ Великой княгини Марии Владимировны, главы Российского императорского дома, — о возведении в достоинство кавалера Императорского и Царского ордена Святого Станислава, на право ношения орденского знака третьей степени за заслуги перед отечественной культурой (Мадрид, 2022 год).
3. Благодарность Музея-панорамы «Бородинская битва» за участие в выставочном проекте «Россия. Великая судьба», посвящённом 175-летию В.И. Сурикова (2023 год).
0+
Место проведения: выставочный зал Дома Гоголя (Никитский бульвар, д. 7).
Время работы: Ср – Вс, с 12:00 до 20:00